Рабочая программа Осетия-мой край родной

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край роднойРабочая программа Осетия-мой край родной


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №17 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА



ПРИНЯТО

решением заседания

педагогического совета

от «______»__________20___г.

№_____

Протокол № _____

от «______»__________20___г.



УТВЕРЖДАЮ

заведующий МБДОУ №17

________ Л.С.Анфимиади


УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБДОУ №17

№_____

от «_____»__________20___г.






рабочая программа

(часть образовательной программы,

формируемая участниками образовательных отношений)


Рабочая программа Осетия-мой край родной


Владикавказ 2015г.



Пояснительная записка


Осетия - это ослепительные снеговые вершины, быстрые реки, пашни на просторной равнине и горные луга, старые башни и современные города. Весь мир, в котором мы живем, создавался многими поколениями людей. Человек не может существовать, не зная прошлого своей родины, своего народа. Знание истории своей земли поможет вырасти полезными и достойными членами общества.

В настоящее время проявляется тенденция увеличения культурного компонента содержания образования. Наблюдается рост национального самосознания, стремления лучше узнать свои культурные истоки, приобщится к ним.

Ведущие цели Программы - развитие умственных, творческих и эмоциональных способностей детей дошкольного возраста через знакомство с культурой Осетии. Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств

Задачи:

- познакомить детей с растительным и животным миром Осетии

- дать представления об особенностях быта осетин

- познакомить с традициями и обрядами осетинского народа

Младший дошкольный возраст (3-4г)

- беседы с ребенком о членах его семьи,

- формирование первых представлений о родном крае,

- знакомство с родной культурой, с изделиями народных мастеров,

- побуждать детей рассказывать о родном крае.

Средний дошкольный возраст (4-5л)

- углубление представлений детей о семье и ее истории, выяснение того, какие обязанности по дому есть у каждого.

- воспитание любви к родному краю,

- рассказы о самых красивых местах родного города, его достопримечательностях,

- формирование доступных пониманию дошкольников представлений о праздниках.

Старший дошкольный возраст (5-7л)

- углубление представлений ребенка о семье и ее истории,

- поощрение посильного участия в подготовке различных семейных праздников, выполнение постоянных обязанностей по дому,

- формирование интереса к «малой Родине»,

- рассказы о достопримечательностях, культуре, традициях родного края, о замечательных людях Осетии,

- формирование представлений о том, что Осетия - многонациональная республика,

- знакомство с горбом, флагом, гимном республики.

Осуществление образовательного процесса

Комплексирование программ воспитания, образования и развития детей


Программы

Пособия

Л. А. Бобылева, А. В. Султанова. Программа по экологическому образованию дошкольников и методические рекомендации к проведению занятий «Мой край- моя святыня»

Н. Б. Кутьина. Программа «Знакомство дошкольников с культурой Осетии»

З. С. Даурова. Искусство рукоделия Осетии- Алании. Владикавказ

О. Н. Баранников. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду

Е. Ю. Александрова Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий

Л. И. Татрова. История происхождения государственной символики России и РСО - Алании

Р. Г. Дзантиев. Орнаменты горной Осетии

Т.Кокайты. Абетᴂ сабитᴂн


Принципы и подходы к формированию программы

Программа составлена с учетом возрастных групп. Она охватывает три возрастные ступени физического и психического развития дошкольников: 3-4 года, 4-5 лет, 5-7 лет.

Программа реализуется в организационных и самостоятельных формах обучения. Основные принципы построения и реализации программы:


- учет возрастных и индивидуальных особенностей развития детей,

- системность в отборе и предоставлении образовательного материала, интеграция задач интеллектуально-познавательного, художественно-эстетического, социально-нравственного развития дошкольников и обогащение содержания образования,

- деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы детской деятельности,

- сочетание наглядных и эмоционально-образных технологий обучения,

-открытость программ для повторения и уточнения образовательного материала в течение года, месяца, недели, включая работу по взаимодействию с родителями и детьми других возрастных групп.




Рабочая программа Осетия-мой край родной

Компоненты патриотического воспитания



Содержательный (представления ребенка об окружающем мире)

Эмоционально-побудительный

(чувства ребенка к окружающему миру)

Деятельный

(отражение отношения к миру в деятельности)

- культура, традиции, творчество народное

- природа родного края, страны, деятельность человека в природе

- история страны, отраженная в памятниках, улицах

- символика

- любовь и чувство привязанности к родной семье

- интерес к жизни родного города

- гордость за достижения своей страны

- уважение к культуре и традициям

- восхищение народным творчеством

- любовь к родной природе, языку

- уважение к человеку-труженику и желание принять участие в труде

- труд

- игра

- продуктивная деятельность

- музыкальная деятельность

- познавательная деятельность


Система патриотического воспитания

Я




Мир людей Гражданство Истоки осетинской культуры



Семья Дом Быт

Друзья Улица Традиции

Соседи Город Фольклор

Знакомые Край Игры

Родина Рукотворный мир

Символика






Организация развивающей среды



ОФОРМЛЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Родительские уголки

Оформление стенда «Жизнь детского сада» Консультации и рекомендации по теме Оформление с использованием регионального компонента (орнамент, символика и т.д.)

Осетинский уголок

Наглядный материал, содержащий информацию о республике Предметы осетинского быта Символика республики Дидактические игры Художественная литература и произведения устного народного творчества Детские рисунки

Зона продуктивной деятельности


Репродукции картин осетинских художников Произведения народного, декоративно-прикладного искусства. Образцы орнамента.

Познавательно-исследовательская деятельность


Наличие образно-символического материала (план города, карта республики, альбом с видами достопримечательных мест).


Педагогический коллектив строит свою работу по воспитанию и обучению детей в тесном контакте с семьей.

Первичное знакомство, беседа, анкетирование

Групповые консультации

Индивидуальные беседы об особенностях развития детей

Взаимодействие с семьями воспитанников

Проведение совместных мероприятий

Родительские собрания

Наглядная информация








Модель организации воспитательно-образовательного процесса

на день


Направления развития ребенка

1-я половина дня

2-я половина дня

Физическое развитие

Прием детей на свежем воздухе, утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты), гигиенические процедуры, закаливание в повседневной жизни, физкультминутки на занятиях, физкультурные занятия, прогулка в двигательной активности

Гимнастика после сна, закаливание, физкультурные досуги, игры, развлечения, самостоятельная двигательная деятельность. Занятия хореографией, прогулка

Познавательное развитие

нод, дидактические игры, наблюдения, беседы, экскурсии, исследовательская работа, опыты и экспериментирование

Образовательная деятельность, игры, досуги, индивидуальная работа

Речевое развитие

нод, дидактические игры, наблюдения, беседы, экскурсии, исследовательская работа, опыты и экспериментирование

Образовательная деятельность, игры, досуги, индивидуальная работа


Социально-коммуникативное развитие


Утренний прием детей (индивидуальные и подгрупповые беседы), оценка эмоционального настроения группы, коррекция плана работы, формирование культурно-гигиенических навыков, трудовые поручения, формирование навыков культуры общения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры

Патриотическое воспитание


Индивидуальная работа, эстетика быта, трудовые поручения, игры с ряжанием, работа в книжном уголке, сюжетно-ролевые игры

Художественно-эстетическое развитие

Нод по музыкальному воспитанию и изобразительной деятельности, эстетика быта, экскурсии в природу,

Занятия в изостудии, музыкально-художественные досуги, индивидуальная работа










Организация организованной образовательной деятельности



Содержание образовательного процесса построено в соответствие с:

-соответствует принципу развивающего образования;

-сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

-соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

-предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольника;

-предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

-строится с учетом принципа преемственности между всеми возрастными дошкольными группами, между детским садом и школой.


объем недельной нагрузки оод:



группа

длительность нод

/ общее время

кол-во в неделю

примечание

Раннего возраста

0

0

Общение взрослых и детей в ходе режимных моментов

Младшая

15м. / 30м.

2

Обучение осетинскому языку

Средняя

20м. / 40м.

2

Старшая

25м. / 50м.

2

Подготовительная

30м. / 60м.

2



Расписание оод по изучению осетинского языка

Понедельник

Подготовительная 2

Младшая 2

Старшая 1

Подготовительная 3

900

930

935

1005


Вторник

Подготовительная 1

Средняя 3

Средняя 1

900

940

1005

Среда

Младшая 1

Младшая 2 Средняя 2

910

930

950

Четверг

Подготовительная 1

Средняя 1

Подготовительная 2

900

940

1010

Пятница

Средняя 2

Старшая 1

Младшая

Средняя 1

905

930

930

950


График работы воспитателя осетинского языка

  1. Подготовка к образовательной деятельности 8.50-9.00

  2. Непосредственная образовательная деятельность 9.00-11.00

  3. Индивидуальная работа на прогулке 11.00-12.30

  4. Самоподготовка 12.30-14.00

  5. Оформление документации, стендов 14.00-15.00

  6. Индивидуальная работа 15.00-15.50


Рекомендована УО АМС г.Владикавказа

для использования в работе с детьми дошкольного возраста.

Примерная программа

1.Ознакомления с окружающим национально-регионального компонента

2.Знать место жительства (адрес).

3.Уметь рассказать о достопримечательностях, памятниках.

4.Указывать место жительства на карте Осетии.

5.Знать и называть памятники, расположенные в республике.

6.Знать и называть 4-5 населенных пункта республики.

7.Знать определение названия республики ее местонахождение на карте.

8.Знать столицу республики.

9.Знать символику республики и ее значение.

10.Знать народы, населяющие республику.

11.Знать, что у каждого народа свой язык, культура.

12.Знать особенности культуры осетинского народа (музыка, одежда, традиции, кухня).

13. Знать декоративно-прикладное искусство Осетии.

14. Знать осетинский фольклор (нартский эпос, сказки, поэты).

15. Узнавать великих людей Осетии на портретах и фотографиях.

16. Знать о русском народе, об особенностях русской культуры (одежда, музыка, традиции, кухня, декоративно-прикладное искусство, фольклор).

17. Знать русских поэтов и писателей.


Тематический план

Образовательной деятельности воспитателя осетинского языка


месяц

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

сентябрь

1-8. Игрушки


1-8. Я и моя семья


1-5. Я и моя Семья

6. Разучивание стих «Фыдуаг»

7-8. Я и моя семья

1-8. Я и моя семья

октябрь

1-8. Игрушки

1-2. Осень

3-5. Домашние животные

6. Знакомство с котенком

7. Знакомство с щенком

8. Чего не стало

1. Я и моя семья

2-4. Коста-поэт и художник

5-6. Я и мои друзья

7-8. Осень


1. День поэзии Коста

2-7. Наступила осень

8. Одежда

ноябрь

1-8. Игрушки

1-2. Домашние птицы

3. Разучивание стих. «Уасаг»

4. День рождения

5. Домашние животные и птицы

6-7. Части тела

8. Зеркало

1.Гости

2. Чудесный мешочек

3. Осень

4. Оденем куклу

5. Одежда и обувь

6. День рождения

7-8. Домашние животные

1. Одежда

2-3. Магазин игрушек

4-5. Два друга

6. День рождения

7. Магазин игрушек

8. Фруктово-овощной магазин

декабрь

1-6. Цвет

7-8. Новый год


1-2. Зеркало

3. Зима

4. Разучивание стих. «Наша елка»

5-6. Зима

7-8. Я и мои игрушки

1. Домашние птицы

2-3. Домашние птицы и животные

4. Завтрак Залины

5. Разучивание стих. «Елка»

6-8. Зима





1-3. Зима

4-5. Встречаем Новый год

6-8. Еда-питье

январь


1-8. Зима


1-2. Я и мои игрушки

3-4. Магазин игрушек

5-6. Зима (повтор)


1. Праздники

2. Встречаем праздники

3. Праздничный подарок

4. Пишем письмо Залине

5-6. Зима (повтор)


1. Зима (повтор)

2. Мой праздник 3. Асланбек

4. Птицы нашего края

5-6. Что из чего сделано


февраль

1-8. О себе

1. Магазин игрушек

2. Чудесный мешочек

3-4. Мы - покупатели

5-6. Комната куклы

7. День рождения

8.Четырехлетний солдат

1. Я и мои игрушки

2. День рождения

3. Магазин игрушек

4. Я и мои игрушки

5-6. Профессии

7. Наши храбрецы

8. Разучивание стих. «Гыцци»

1. Что из чего сделано (повтор)

2. День рождения

3. Птицы нашего края (повтор)

4-5. Наша армия

6-7. Птицы нашего края


март

1-4. Моя семья

5-8. Весна

1. 8 марта

2-3. Весна пришла

4. Хитрый мышонок

5-6. Мы играем

7-8. Хвастуны


1-2. Наша комната

3-5. Мой дом

6-8. Мой край

1-2. Наша мама

3. Птицы нашего края (повтор)

4-7. Животные нашего края

8. Мой дом

апрель

1-8. Весна

1. Бабушкины пирожки

2. Катаем шарики

3-4. Завтрак куклы.

5-6. Рассматривание сюжетных картин

7-8. Разучивание стихотворения «Первое мая»

1-3. Что из чего сделано

4. Купаем куклу

5. Орудия труда

6. Птицы прилетели

7-8.Транспорт



1. Мой дом

2. Птицы нашего края

3-5. Мой дом

6-7. Весна пришла

8. Птицы прилетели

май

1-8. Здесь я живу


1. Рассматривание сюжетных картин

2. Чудесный мешочек

3. Чего не стало

4-5. О себе

6-8. Как гусенок искал свою маму

1. Пришла весна

2. День Победы

3. Разучивание стих. «Весна пришла»

4. Дикие животные

5. Время суток

6. День рождения

7. Уложим куклу спать

8. Рисуем загадки

1. День рождения

2. День Победы

3. Мой любимый город

4. Разучивание стих. «Ирыстон»

5-6. Моя страна, моя республика










Комплексирование программ по обучению осетинскому языку как второму


Программы

Пособия

К.Т.Джимиева «Программа по осетинскому языку как второму для дошкольных учреждений»

А.М.Цакулова Методическое пособие «Обучение осетинскому языку как второму, младшая группа (3-4года)»

К.Т.Джимиева Методическое пособие «Обучение осетинскому языку как второму. Средняя группа (4-5 лет)»

К.Т.Джимиева Методическое пособие «Обучение осетинскому языку как второму. Старшая группа (5-6 лет)»

К.Т.Джимиева Методическое пособие «Обучение осетинскому языку как второму. Подготовительная группа (6-7 лет)»



Организация образовательной деятельности

в ходе режимных моментов

Планирование образовательной деятельности

по приобщению дошкольников к культуре родного края


тематика

Устное народное творчество

Мой Иристон

Музыкальная Осетия

Народно-прикладное искусство

Осетинские народные сказки

Символика республики

Знакомство с национальными музыкальными инструментами

Художественная обработка метола

Нартские сказания

История возникновения г. Владикавказ

Великие дирижеры Осетии

Ковроткачество

Пословицы, загадки

Природный и растительный мир Осетии

Песни и танцы осетинского народа

Золотное шитье

Народные подвижные игры

Традиции осетинского народа

Чеканка

Орнаментальное искусство










Тематический план совместной деятельности с детьми 3-4 лет


образовательная область






Месяц

Познавательное развитие


Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок и окружающий мир

Чтение худ. Литературы

«Абетᴂ сабитᴂн» Т.Кокайты

Изо деятельность Декоративно-прикладное искусство- орнамент

Подвижные игры

Сентябрь

Как я провел лето - обратить внимание на природу

«Хъабулма»

«Арс»

Ниткография - горы

Чепена

Октябрь

Рыбы - речная форель

«Ахсᴂрᴂг»

«Бирᴂгъ»

Аппликация - осетинский коврик

Слепой медведь

Ноябрь

Предметы осетинского быта - посуда

«Гᴂды»

«Гъᴂйтт-барᴂг»


Аппликация - шапочка для Фатимы

Игра с прыжками

Декабрь

Птицы Осетии

«Дзывылдар»

«Ёлкᴂ»

Аппликация - чаша

Бездомный заяц

Январь

Предметы осетинского быта - мебель

«Егар»

«Инджын»

Аппликация - платье для невесты

Курица и ястреб


Февраль


Предметы осетинского быта - женская одежда


«Карк»

«Леопард»


Аппликация- осетинский пояс


Метание с плеча

Март

Предметы осетинского быта - инвентарь для огорода

«Зᴂрватыкк»

«Пыл»

Аппликация - горы

Орел в горах

Апрель

Предметы осетинского быта - мужская одежда

«Рувас»

«Фᴂранк»

Рисование - горы

Бег к реке

Май

Деревья Осетии

«Хᴂлуарᴂг»

«Чиныг»

Рисование - орнамент на чаше

Метание снизу












Тематический план совместной деятельности с детьми 4-5 лет


образовательная область




Месяц

Познавательное развитие


Художественно-эстетическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок и окружающий мир

Чтение худ. литературы

Изо деятельность Декоративно-прикладное искусство- орнамент

Подвижные игры

Сентябрь

Глина - природный материал Осетии

Заучивание стихотворения «Фыдуыаг» Коста

Лепка - овощи с огорода

Чепена

Игра с прыжками

Октябрь

Моя семья

Заучивание стихотворения «Гино-гино» Коста

Рисование - осеннее дерево - липа

Слепой медведь

Бег к реке

Ноябрь

Лес. Животные Осетии

Заучивание стихотворения «Уасаг» Коста

Лепка - фрукты с сада

Игра с прыжками

Ветер и деревья

Декабрь

Птицы зимой

Нартские сказания «Яблоко Нартов»

Лепка (налеп)- растительный узор - пояс

Бездомный заяц

Метание снизу

Январь

Коллекция тканей (сукно)

Заучивание пословицы «Знай больше - работать будешь лучше»

Рисование - растительный узор - женский головной убор

Курица и ястреб

Орел в горах

Февраль

Мой дом, моя улица.

Нартские сказания «Рождение Ахсара и Ахсартага»

Подарок маме - украсим коробку (лепка, рисование - растительный узор)

Метание с плеча

Бег к реке за шишками

Март

Моя семья

Заучивание пословицы


«добро и звери помнят»

Лепка (налеп)- растительный


узор - женский головной убор

Орел в горах Чепена

Апрель

Лес. Деревья Осетии

Нартские сказания «Как Сырдон обманул Уаига»

Рисование - растительный узор - пояс

Бег к реке

Игра с прыжками

Май

Цветы Осетии

Заучивание стихотворения «О уасаг» Коста

Коллективная работа - природа родного края

Метание снизу

Бег к реке за камнями





Тематический план познавательного развития в ходе режимных моментов

с детьми старшего дошкольного возраста



I - неделя

II - неделя

III - неделя

IV - неделя

Сентябрь

1. беседа «Мой Владикавказ»

- познакомить детей с историей

возникновения г.

Владикавказ.

2. целевая прогулка

- уточнить

название деревьев

родного края, предложить собрать

природный

материал.

1. беседа «Птицы

Осетии»

- рассказать детям про

особенности,

сходства и

различия сороки и

вороны.

2. опыт «Сравнительное

наблюдение»

- выявление причин

выхода червей во

время дождя на

поверхность земли.

1. опыт «Сравнительное

наблюдение»

- определение того, с

какой стороны листа

в растение проникает

воздух.

2. беседа «Птицы

Осетии»

- дать детям возможность рассказать об особенностях птиц.


1. беседа «Птицы

Осетии»

- познакомить детей с

птицей дятел, его

разновидностями.

2. опыт

«Сравнительное

наблюдение за

объектом. Листья»:

- определение запаха.

Октябрь

1. беседа: «Коста»

- закрепить и уточнить

знания детей о

великом сыне

осетинского народа

Коста Хетагурове.

2. экскурсия:

посещение музея

имени

КЛ.Хетагурова.


1. рассказ воспитателя о

животных Осетии,

которые спят зимой

(бурый медведь,

змеи).

2. опыт «Объект

неживой природы- измерь энергию

солнца».

1. беседа: знакомство

с физической картой

мира, глобусом,

картой Осетии.

2. опыт «Объект

неживой природы.

Части суток».

3. рассказ воспитателя о

животных Осетии,

которые спят зимой

(еж, лягушки).

1. совместная работа с

родителями:

знакомство с видами

рукоделия

2. беседа: Горы.

-знакомство со Столовой и Казбек. (репродукции с

изображением гор.




Ноябрь



Ноябрь

1. беседа: воздух,

которым мы дышим

( как сохранить его

чистым).

2. рассмотреть на карте

(глобусе) водные

пространства мира-

реки Осетии.

3. опыт: «Объект

неживой природы.

Загрязнение

воздуха».

1. рассказ воспитателя:

познакомить детей с

государственной

символикой России

(герб, флаг).

2. опыт «Космос».

Объект неживой

природы. Звезды

светят постоянно.


1. рассказ воспитателя:

История возникновения флага Осетии.

3.беседа « Мой край»

- знакомить детей с

традициями и

обычаями

осетинского народа

«Праздник урожая».


1. беседа

- закрепить знания детей о зимующих птицах.

2. целевая экскурсия «Улицы города»


Декабрь


1. опыт: объект живой

природы. Растения.

Свет в жизни

растений.

2. рассказ воспитателя

«Животные, живущие в лесах Северной Осетии».



1. Мой край: рассказ

воспитателя об

истории возникновения герба г. Владикавказ.

2. рассказ воспитателя

о животных,

живущих в горах и

предгорьях Северной

Осетии.


1. опыт: объект живой

природы. Растения.

Вода в жизни

растений.

рассказ воспитателя о

растительном мире

Осетии (хвойные деревья).



1. беседа с детьми о

том, как и почему

появился транспорт.

Закрепить знания о

видах транспорта.

2. опыт со снегом:

объект неживой

природы. «Загрязнение

атмосферы».

Январь


1. опыт: «Время».

2. Беседа: о том, как

справляют Новый год

в Осетии (Ног бон).

1 «История вещей»:

рассказ воспитателя

о том, как появились

скатерть и самовар.

2. опыт: объект

неживой природы.

Свойства воды

(жидкое.газообразное.

твердое состояние).

1. мой край: с

помощью наглядного

материала

познакомить детей с

разнообразием

архитектурных

построек Северной

Осетии.

Февраль

1. создание экспозиции

«Славные дети

Осетии»: познакомить детей с героями Великой Отечественной войны.

2. познавательная

литература: «Красная

книга Северной

Осетии».

1 рассказ воспитателя

о народно-прикладном

искусстве Северной

Осетии.Ковроткачество.

2. Создание коллекции:

Природные материалы.

3. опыт: объект

неживой природы.

Каким бывает песок

и глина.

1. Мой край:

Памятники Осетии .

2. опыт: объект

неживой природы-

камешки.

3. коллекция

«История вещей»:

(фынг, баганы, къусс).

1 рассказ воспитателя о профессиях

-познакомить детей с

наукой археология.

2. совместная работа с

родителями «В

здоровом теле -

здоровый дух».

Март

1. рассказ воспитателя

о том, как появился

сахар.

2. мой край:

познакомить детей с

родниками.

3. опыт: объект

неживой природы

«Здравствуй ветер».

Направление ветра.

1.«История вещей»:

(рог, люлька, очаг).

2. Беседа «путешествие

маленькой капельки»

4. рассказать детям о

взаимосвязи

растительного и

животного мира.

1.«История вещей»:

(мыло, спички,

колесо).

2. рассказ воспитателя

об изюме.


1. познакомить детей с

интересными и

красивыми цветами предгорья.

2. опыт: объект живой

природы. Как мы чувствуем запахи.


Апрель

1. рассказ воспитателя

о том, зачем

деревьям кора.

2. интересные

сведения о

лекарственных

травах - одуванчик.

3 опыт: объект живой

природы. Выращивание

растений из морковных

верхушек.

1. интересные факты из

жизни насекомых.

Муравей, оса.

2. «История вещей»:

рассказ воспитателя

об истории шерстяной ниточки.

4. опыт: объект

неживой природы

«Почва - живая

земля».

1. знаете ли вы: все о

крапиве.

2. мой край:

закрепить знания

детей о родном крае,

культуре и быте

осетинского народа.


1. знаете ли вы:

интересные факты из

жизни насекомых.

Бабочки.

2. продолжить

знакомство детей с

лекарственными

травами - лопух.

3. опыт: объект живой

природы. Человек.

«Отпечатки».

Май


1. работа с родителями:

экскурсия на Аллею

славы. Обсуждение увиденного

2. знаете ли вы: что

такое град?

3. опыт: объект живой

природы. Человек.

«Монокль на пальце».


1. знаете ли вы:

почему железо

ржавеет?

2. опыт: объект

неживой природы.

Основы географии.

«Строим запруды».




1. мой край:

экскурсия в сквер Аксо Колиева.

2. Беседа о республике: «Лучше края не найдешь» - выявление знаний детей о родном крае.

3. знаете ли вы:

откуда берутся

облака.


1. работа с родителями.

Семейные походы по

родному краю. Отдых на природе - что я видел интересного

2 опыт: объект

неживой природы.

Свойства вещества.

Познание на ощупь.

«Плавучесть».


Тематический план

ознакомления с художественной литературой и устным народным творчеством в старшем дошкольном возрасте



Стихи

Сказки, сказания, легенды

Пословицы

Сентябрь

И. Гуржибекова «Государственный гимн республики РСО- Алания»

Осетинская сказка «Как

верблюд погиб по

собственной глупости»

Нартские сказания «Происхождение Нартов»

- Когда нет зерна- его ищут на равнине, а когда нет ума- его ищут в горах

- Голова не только для того, чтобы шапку носить

Октябрь

К.Хетагуров «Осень»

Осетинская сказка «Лиса и перепелка» Нартские сказания «Нарт Сослан»

- Кто умнее, тот сильнее

- Много ума- много силы

Ноябрь

К. Хетагуров «Синица»

Осетинская сказка «Перепелка и шиповник»

Нартские сказания «Рождение Ахсара и Ахсартага»

- Джигит и пешим выглядит всадником

- Драку слабые затевают

Декабрь

К. Хетагуров «Зима»


Осетинская сказка «Два подарка» Нартские сказания «Яблоко Нартов»

- У жадного не бывает доброй славы

- Труд ищет трудолюбивого

Январь

К. Хетагуров «Новогодняя песня»

Осетинская сказка «Сто друзей или сто лошадей»

Легенды Осетии «Луна и солнце»

- Друг таков - каков ты с ним

- Хорошего друга в беде узнают

Февраль

К. Хетагуров «Быть мужчиной»


Осетинская сказка «Теленок, барашек и козлик»

Нартские сказания «Как Батраза выманили из моря»

- Лучшее оружие сердце героя

- Мужественный и от пулевой раны не стонет

Март

И. Гуржибекова «Государственный гимн республики РСО-Алания»

Осетинская сказка «Свинья и волк» Нартские сказания «Урызмаг и Шатана»


- Заботы матери - ни кем не оплаченный долг

- Мечта матери, чтоб над детьми всегда сияло солнце

Апрель

К.Хетагуров «Ласточка»

Легенды Осетии «Луна и солнце» Осетинская сказка «Медведь и муравей»

- Долг младшего- слушать старшего


Май

К.Хетагуров «Балцы зараег» (Походная песня)

Театрализованное представление «Сказочный мир Осетии»

- Война- огонь, в ней все горит

- Сильный человек и ест больше


Тематический план знакомства с жизнью и творчеством Коста

с детьми 5-7 лет



Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Праздники и развлечения

Работа с родителями

Сентябрь

«Коста - великий сын осетинского народа»

- познакомить с семьёй, с жизнью

«Коста - художник»

- познакомить с картинами, с их содержанием


Посещение музея Коста Хетагурова

Октябрь


Выставка детских работ по произведениям Коста

День рождения Коста

Разучивание стихотворений

Декабрь



Литературный вечер


Февраль

Выставка «Памятники» и «Работы Коста



Разучивание стихотворений

Апрель


Коллективная работа «Весна в горах»



Май



Праздник осетинского языка




Рабочая программа Осетия-мой край родной




Тематический план музыкального воспитания



Музыкально-ритмические движения

Восприятие муз.произв.

Пение

Муз. дидакт. игра

Танец, хоровод

Знакомство с муз.

инстр.

Игры

Сентябрь


Бег легкий, сильный (осет. нар .мелодия)

Плавные движения рук (М.Кудухты)

«Волшебное утро»

(А. Макоев)

Владикавказ

(Л Цаллагова)

«Что происходит в домике»

«Девичий» (нар. мелодия)

Гармонь

«Чепена»

Октябрь

Бег легкий, сильный (осет. нар .мелодия)

Плавные движения рук (М.Кудухты), высокий шаг

(А. Макоев)

«Тучи принесите дождь» (Т.Кудухты)

«Песня о Коста»

Л. Цаллагова

«Волшебный волчок»

«Девичий» (нар. мелодия)

Гармонь

«Дирижер»

Ноябрь

Плавные движения рук(М.Кудухты), высокий шаг (А. Макоев), прямой галоп (Ю. Моргуаты)

«Наша елочка»

(Т. Кудухты)

«Моя Осетия»

(Т. Кудухты)

«Угадай мелодию»

«Хонга- кафт» (осет нар мелодия - лирическая)

Свирель

«Птичка и дети»

Декабрь

Плавные движения рук(М.Кудухты), высокий шаг (А. Макоев), прямой галоп (Ю. Моргуаты)

«Елочка»

(Т. Кудухты)

«Наша елочка»

Т. Кудухты

«Волшебная шкатулка»

«Хонга- кафт» (осет нар мелодия - лирическая)

Свирель

«Волк и журавли»

Январь

Высокий шаг (А. Макоев), прямой галоп (Ю.Моргуаты), кавырялочка (нар. мелодия).

«Зимний гость»

(Ю. Моргуаты)

«Дед Мороз, прейди к нам быстрей»

(Т.Кудухты)

«Определи по ритму»

«Симд»

Доули

«Цъил»

Февраль

Прямой галоп (Ю.Моргуаты), кавырялочка (нар. мелодия), выбрасывание ног вперед (нар. мелодия)

«Радостная песня» (Т.Кудухты)

«Зайчишки Мурата»

(Т. Кудухты)

«Угадай мелодию»

«Симд»

Доули

«Джигитовка»

Март

Прямой галоп (Ю.Моргуаты), кавырялочка (нар. мелодия), выбрасывание ног вперед (нар. мелодия)

«Милая мама»

(Ю. Моргуаты)

«Маленький джигит» (Гуржибеков)

«Инал»

«Эхо»

«Круговой»

Фандыр

«Перетягивание каната»

Апрель


Кавырялочка (нар. мелодия), выбрасывание ног вперед (нар. мелодия), переменный шаг (Т.Кудухты)

«Благоухание цветов»

(А. Макоев)

«Песня о весне»

( А. Теблоева)

«Весело- грустно»

«Пляска бригадиров»

Фандыр

«Гаккариш»

Май

Кавырялочка (нар. мелодия), выбрасывание ног вперед (нар. мелодия), переменный шаг (Т.Кудухты), ножницы (А. Макоев)

«Летний дождик»

(Т. Кудухты)

«Летний вальс»

(А. Теблоева)

«Солнышко и тучка»

«Пляска бригадиров»

Ударные муз. инструменты

«Цъил»




Праздники и развлечения


Октябрь - день рождения Коста
Ноябрь - Праздник урожая
Январь - Ног бон
Май - Праздник осетинского зыка










Работа с родителями


Родительское собрание. Тема: «Национально-патриотическое воспитание ребенка дома».

Консультации: 1. Всей семьей в музей.

2. Нартский эпос

3. Выходной день в семье

4. Семейные традиции и досуг в семье

Творческая мастерская. Выставки: хоровод друзей, мои увлечения, быт кавказского народа.

Оформление фотоальбомов «Семейные праздники», «Мы отдыхаем», «Моя семья»

Спортивные праздники: 1. Знатоки Родного края.

2. Нартские состязания.

Развлечение «Дружная семья» «Моя семья - мои традиции» «День матери»

День открытых дверей «Праздник знаний и творчества»

Домашние задания 1. Генеалогическое древо.

2. Сладкий стол - национальная кухня.

Анкетирование: «Народные традиции», «Воспитательный потенциал семьи»

Анкета для детей «Мой дом - моя семья»

Тест «Традиции Вашей семьи»

Конкурс «Самая дружная семья»

Посещение познавательной игротеки

Встречи за круглым столом: «Удивительные семейные истории» «Национальные подвижные игры»

Познаем вместе «Разноцветные клубочки» «Семейные походы по Родному краю»

Литературная викторина «Нартские сказания»


Игровая деятельность


Дидактические игры


«Кто лишний в ряду», «Составь узор», «Найди отличия», «Расскажи о предмете», «Что лишнее», «Чего не стало».


Игры с конструктором

«Построй башню», «Крепость Владикавказ».



Настольные игры


Пазлы «Моя республика»

Игры на макете «Домашние животные»

Разрезные картинки «Карта республики», «Нартские сказания», «Символика Осетии», «Виды города».

Сюжетно - ролевая игра


(с использованием предметов национального быта)

«Семья» ,«Магазин», «День рождения куклы Залины», « В гости к бабушке Нана»……….


Театральная деятельность


Настольный театр «Старый волк».

Театр на фланелеграфе: «Волк и свинья», «Как верблюд погиб от собственной глупости», «Теленок, барашек и козлик».

Театр картинок «Яблоко Нартов».



Осетинские народные игры



Название

Описание

Сентябрь

Бег к реке

На расстоянии 60 метров от «реки» вдоль линии выстраиваются игроки. По сигналу, добежав до реки, каждый игрок возвращается с камнем (кто быстрее). Игру можно проводить по командам.

Игра с прыжками

Два ведущих садятся так, чтобы ступни их касались друг друга. Остальные игроки по очереди прыгают через ноги ведущих, отталкиваясь при прыжке одной ногой. Игра включает в себя 9 видов прыжков.

Ветер и деревья

Дети размешаются на площадке лицом к воспитателю. Выполняя соответствующие рекомендации, изображают деревья (ветви, листочки)

Октябрь

Жмурки

Выбирают водящего, которому завязывают глаза. Затем игроки начинают хлопать его (поочереди) по ладоням вытянутых вперед рук. Водящий должен угадать, кто из игроков его чикнул, и если угадал, то тот становится водящим.

Гаккариш

По кругу, на расстоянии 40 см, игроки приседают на корточки. Водящий, подпрыгивая на одной ноге, старается столкнуть кого- нибудь из игроков. Кого он столкнет - становится водящим.

Борьба за флажки

Две команды игроков. У каждой- флажок, который охраняет один из игроков. Цель- завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры флажок можно передавать другому игроку.

Ноябрь

Журавли

Игроки становятся в колонну по одному, обхватывая друг друга за талию. По сигналу волк старается схватить любого из журавлей, а вожак- перемещает колонну так, чтобы волк никого не достал. Как только волку удается захватить журавля, он становится вожаком, вожак- журавлем, а пойманный журавль- волком.

Перетягивание канатом

Через середину круга, начерченного на площадке, проводится прямая линия. С обеих сторон становятся участники лицом друг к другу, держа руками канат. По сигналу команды перетягивают друг друга за черту.

Чепена

Дети стоят в кругу, в центре- ведущий, который показывает разнообразные движения , сопровождая их речью. Все участники повторяют задание.

Декабрь

Ямочки

Игроки, стоя в кругу, упираются одним концом палки в ямочку. По сигналу каждый игрок толкает соседа плечом, стараясь вытолкнуть из ямочки. Водящий должен воспользоваться моментом и занять освободившуюся ямку. Тот кто останется без ямки становиться водящим.

Отгадай

Две команды участников выстраиваются в две шеренги одна в затылок другой. Стоящие в первой шеренги закрывают глаза ладонями. По команде обе шеренги идут вперед. В это время один из игроков второй шеренги кладет руку на спину одному из первой шеренги. Если ведущий будет угадан, то команда выиграла.

Чука

Играющие стоят на линии кона. Ведущий, на противоположном конце поля ставит палку( чука). Игроки по очереди бросают в Чуку палку с линии кона, стараясь ее сбить. Если Чука сбита, ведущий должен быстро поставить на место Чуку и забрать себе палку.

Январь

Разбей шеренгу

Дети становятся друг к другу лицом в две шеренги. По договоренности один из ведущих произносит слова «табу, табу» и называет имя одного из игроков. Вызванный должен с разбега пробить плечом чужую шеренгу. Если ему удается- забирает одного игрока, если нет- остается сам.

Метание с плеча

Держа на ладони, на уровне правого плеча, мешочек с песком весом 200-300гр. Играющий бросает его в даль.выигрывает тот, кто бросит дальше.

Борьба за флажки

Две команды игроков. У каждой- флажок, который охраняет один из игроков. Цель- завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры флажок можно передавать другому игроку.

Февраль

Выталкивание плечом

Два игрока стоят в кругу боком друг к другу. По сигналу игроки толкают друг друга в плечо, стараясь вытолкнуть из круга. Выигрывает тот, кто остается в кругу.

Тохси

На ровной площадке чертят два круга, вписанные один в другой. В центре малого круга расставляют камешки по одному на каждого играющего. Игроки, стоя на линии внешнего круга, по очереди стараются крупным камнем выкатить маленький за пределы большого круга.

Журавли

Играющие становятся в колонну по одному, обхватывая друг друга за талию. По сигналу волк старается схватить любого из журавлей, а вожак- перемещает колонну так, чтобы волк никого не достал. Как только волку удается захватить журавля, он становится вожаком, вожак- журавлем, а пойманный журавль- волком.

Март

Игра с бегом

Играющие становятся за линию старта и по команде бегут за призом, расположенным на расстоянии 20-40метров. Тот, кто быстрее вернется к финишу с призом, становится победителем.

Шелла

Бросая по очереди камень (диам 10-15см) двое игроков стараются попасть им в шарик. Расстояние, которое пробежит шарик, измеряется ступнями ног. Победителем считается тот, у кого шарик откатится на большее расстояние.

Гаккарис

По кругу, на расстоянии 40 см, игроки приседают на корточки. Водящий, подпрыгивая на одной ноге, старается столкнуть кого- нибудь из игроков. Кого он столкнет - становится водящим.

Апрель

Жмурки-носильшики

В одном конце площадки ставится стол с мелкими предметами. В другом- два игрока, сидящие на стульях с завязанными глазами. По сигналу игроки начинают переносить по одному предмету со стола на стул.

Метание снизу

В правую, опущенную вдоль туловища руку, берут мешочек с песком и снизу стараются бросить его как можно дальше.

Ветер и деревья

Дети размешаются на площадке лицом к воспитателю. Выполняя соответствующие рекомендации, изображают деревья (ветви, листочки)

Май

Игра в кремушки

(Тыччытае -круглые камешки) играющий кладет 5 камней в ладонь, причем один камень держит указательным и большим пальцем. Подбросив этот камень вверх, он должен положить остальные на землю и успеть поймать брошенный камень. Если это удается, то игрок продолжает выполнять следующие упражнения.

Бег к реке

На расстоянии 60 метров от «реки» вдоль линии выстраиваются игроки. По сигналу, добежав до реки, каждый игрок возвращается с камнем (кто быстрее). Игру можно проводить по командам.


Перетягивание палкой

Двое игроков садятся на пол так, чтобы согнутые в коленях ноги, упирались ступнями. По команде, обхватив палку двумя руками, стараются перетянуть партнера на свою сторону.


План обыгрывания сюжетно-ролевой игры «Семья».

Тема сюжета

Руководство к игре

Предварительная работа

Цель игры

Итог

«Моя семья»

Составление детьми рассказов о своей семье, вовлечение в игру малоактивных детей, использование наводящих вопросов, советы, участие в игре взрослого.

Беседа «Моя родословная», рассматривание семейных фотографий, потешка «Как у нас семь большая», домашнее задание (генеалогическое древо)

Учить выстраивать сюжет, распределять роли, учитывать интересы других, закреплять дружеские отношения.

Обогащение представлений о роли каждого члена семьи, составление альбома «Моя семья»

«Семейный обед»

Воспитание вежливости, взаимопомощи, умение договариваться при распределении обязанностей.

Беседа «Традиция трех пирогов», «Что такое традиции», чтение С. Махоткин «Воскресенье», составление рассказов по сюжетным картинкам: семейный обед, обед на природе.

Закреплять понятие «домашние обязанности», воспитывать желание помогать родителям, формировать навыки праздничной сервировки стола, закреплять правила этикета за столом.

Обогащение представлений о семейных традициях.

«В гости к бабушке Нана»

Индивидуальные беседы с детьми о выполнении домашних обязанностях, вовлечение в игру малоактивных детей, распределение посильных ролей, изготовление атрибутов (осетинский сыр, пироги).

Беседа «Как мы помогаем бабушке», чтение Л. Квитко «Бабушкины руки», продуктивная деятельность(изготовление подарков для бабушки).

Воспитание уважения к старшему поколению, ответственности, желание помочь,закрепить правила поведения за столом.

Организация приготовления подарков для бабушек своими руками.

«День рождение куклы Зарины»


Разговоры с детьми о подарках, купленных в магазине и сделанных своими руками, рассказы детей об организации игры, поощрение дальнейшего развития сюжета. Изготовление игрового материала.


Рассказ воспитателя об играх детей с других групп, описание куклы, заучивание стихов- поздравлений, песен.


Воспитывать творческую фантазию детей, воображение, умение использовать полученные знания и умения, закреплять в игре взаимодействия между детьми, воспитывать гостеприимство и правила хорошего тона.






Изготовление поделок, хоровод «пожеланий», создание радостного настроения.

«Всей семьей в музей»

Предметы для


обыгрывания изготовляются совместно с родителями, стеллажи, картины, репродукции картин, рассказы детей о правильном поведении в общественном месте.

Беседа о поэт


е, писателе, художнике К. Хетагурове, рассматривание иллюстраций художника, знакомство с профессией экскурсовода, билетер, гардеробщик.

Расширять


кругозор детей о профессиях (работники музея), учить самостоятельно распределять роли, усложнять сюжет, учить задавать вопросы и давать ответы.

Организац


ия выставки работ К. Хетагурова.


27


© 2010-2022