Семинар-практикум для педагогов Ребенок. Дорога. Безопасность

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-практикум с педагогами на тему:

«Дорога. Ребенок. Безопасность»

Цель: формирование системы педагогических знаний и практических навыков по профилактике ДДТТ, способствующих обеспечению дорожного движения, формированию основ безопасного поведения на улицах и дорогах, сохранению жизни и здоровья детей. Обмен опытом работы с дошкольными группами ДОУ.

Задачи:

  1. Ознакомить педагогов с теоретическими основами безопасности дорожного движения

  2. Ознакомить на практике с новыми эффективными педагогическими технологиями обучения дошкольников с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах.

  3. Ознакомить с системой и современными направлениями профилактической работы по предупреждению ДДТТ и формированию основ безопасного поведения детей на улицах и дорогах в ДОУ города.

  4. Сформировать у педагогов мотивацию на саморазвитие культуры безопасного поведения детей на улицах и дорогах.

  5. Создавать условия для взаимодействия с социумом по предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди воспитанников ДОУ.

Ход мероприятия.

У всех участников круги трех цветов «красный», «желтый», «зеленый», на обратной стороне вопросы.

Звучит тревожная музыка

ВСТУПЛЕНИЕ

Я часто вижу вдоль дороги

К столбам прикреплены цветы.

Цветы, которые я знаю,

Лежат здесь не для красоты.

Они свидетели трагедий,

Но их могло ведь и не быть!

А за ошибки, как известно,

Всегда приходиться платить.

Водители и пешеходы

Торопятся, спешат, спешат…

О бдительности забывают,

Остановиться не хотят.

Знать не хочешь о тревогах,

Потому что очень молод.

Помни гибнет на дорогах

Ежегодно целый город.

Чтоб на дороге был порядок,

Цветы на клумбах лишь росли,

Водители и пешеходы

Внимательными быть должны.

«Дети наши на свет родились,

Чтобы радостно жить.

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить

Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы

Чтоб всегда исполнялись в их жизни мечты»

Да, наши дети рождены именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачится ли жизнь трагедией - это во многом зависит от нас, взрослых.

Тема сегодняшней встречи «Дорога. Ребенок. Безопасность».

Не случайно поднимается эта тема. В эти дни проходит день памяти жертв дорожных транспортных происшествий. Каждый день газеты, радио или телевидение приносят сообщения об очередной аварии: сталкиваются автомобили, пешеходы попадают под колеса транспорта. В мире ежегодно в результате дорожно - транспортных происшествий погибают и получают ранения 50 миллионов человек.

Сегодня мы постараемся ответить на вопросы: Что мы понимаем под словом ПДД? Как научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге? Какие факторы провоцируют участию детей ДТП? Вспомнить элементарные правила дорожной азбуки. Наше движение по безопасной дороге жизни будет проходить со следующими остановками:

  1. Теоретическая «Почему?»

  2. Практическая «Как?»

  3. Дискуссионная «Если не так, то как?»

2 остановка Практическая

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

При переходе из одной возрастной группы в другую ребенок должен иметь определенные знания по основам безопасного поведения на улице. Начинать обучение необходимо уже с младшего дошкольного возраста, постепенно наращивая знания дошкольников таким образом, чтобы к школе они уже могли ориентироваться на улице и четко знали правила дорожного движения.

Выступление педагогов ДОУ по методике изучения ПДД с показом видеороликов. (Приложение 2)

3 остановка Дискуссионная

Типичные ошибки воспитателей в организации дидактических занятий по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

Недостатки организации дидактических занятий, проводимых в ДОУ, во многом связаны с тем, что некоторые воспитатели не имеют соответствующей подготовки по обучению детей Правилам дорожного движения.

  1. Использование устаревшей терминологии, которой нет в правилах дорожного движения, (например, «мостовая», «постовой», «шофер» и др.);

  2. Неправильно объясняется значение желтого сигнала светофора;

очень редко дается информация о пешеходном светофоре;

  1. Много информации дается по дорожным знакам, особенно для водителей. Детям (даже часто дошкольникам) дается установка на запоминание всех существующих групп дорожных знаков, причем без «привязки» их к конкретным дорожным ситуациям;

4. Детям даются неправильные установки. Например, объясняется, что по тротуару можно ездить на велосипедах, а по дороге нет;

5. Рекомендуется переходить проезжую часть сзади стоящего безрельсового транспорта и спереди рельсового, что нередко (по статистике) приводит к ДТП.

  1. При проведении занятий используются уменьшительно-ласкательные выражения: «автомобильчик», «светофорчик», « Автоша», что искажает картину опасности транспорта и дорожного движения.

  2. Рассматривание картин по ПДД в виде веселых и смешных комиксов, они привлекают и развлекают, но отвлекают от основной задачи обучения детей.

  3. Использование в занятиях отрицательных героев и картин из серии «Так делать нельзя».

чтобы правильно научить чему- то ребенка, необходимо самому хорошо разбираться в этих вопросах.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ

  1. Какое главное правило при переходе проезжей части.( В установленных местах, на пешеходных переходах. Обеспечить хороший обзор дороги слева и справа).

  2. Почему опасно пересекать проезжую часть бегом, даже по пешеходному переходу(на бегу внимание человека рассеянно, поэтому можно не заметить приближающийся транспорт. Человеку трудно наблюдать и оценивать ситуацию на дороге, когда он бежит)

  3. Почему опасно пересекать проезжую часть наискосок (потому что путь становится длиннее, пешеход больше времени находится на проезжей части и поворачивается спиной к транспорту, не видит его)

  4. Где можно кататься на роликах(на любой ровной поверхности, но обязательно далеко от транспортных средств и скопления пешеходов)

  5. У пешеходного перехода остановился автомобиль, водитель показывает жестом руки, что можно переходить. Как следует поступить (надо переходить, убедившись, что этот стоящий автомобиль не объезжает другой автомобиль)

  6. Какие правила должен соблюдать пассажир в транспорте ((Не задерживаться на входе; не прислоняться к дверям; не стоять на ступеньках и у дверей; держаться за поручни; не мешать выходящим пассажирам; не отвлекать водителя от управления; не высовываться в окно.)

  7. Как правильно обойти пассажирский транспорт на остановке ( подождать когда он отъедет)

  8. Пострадавший находится без сознания. Дыхание пульс отсутствуют. Ваши действия (Позвонить «03», делать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.)

  9. Как оказать помощь при неглубокой ране.(обработать края раны йодом, наложить стерильную повязку)

  10. Что означает желтый сигнал светофора?(внимание) Кому можно двигаться на желтый, пешеходам или водителям? (никому)

  11. Можно ли ездить на велосипеде по проезжей части? (нет)

  12. Можно ли перейти улицу на красный сигнал светофора, если поблизости нет машин? (нельзя)

  13. С какой стороны нужно выходить из легкового автомобиля? (справа ближе к тротуару)

  14. Если сломался светофор, как перейти дорогу? (посмотреть по сторонам, переходить если нет транспорта)

  15. Как правильно переходить дорогу с ребёнком? (держа его за руку за запястье)

  16. Чем отличается транспортный светофор от пассажирского? (Количеством огней)

  17. Как оказать помощь при ожогах? (промыть обожженный участок холодной водой, наложить стерильную повязку, дать обезболивающее средство

  18. Если в салоне автобуса все места заняты, нужно ли держаться за спинки кресел? (обязательно держаться, чтобы не упасть при резком торможении)

  19. Как выходить с ребенком из автобуса?

Ситуации:

Воспитатель проводит объяснение Если не успел перейти дорогу, остановись на островке безопасности или на середине дороги. (если согласны зеленая карточка, если нет-красная) ПРАВИЛО: необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, не делая ни шагу ни вперед, ни назад.

Воспитатель знакомит с видами автотранспорта: легковой и грузовой. Автомобиль двигается по улице, управляет автомобилем шофер ( по дороге, водитель)

Показ видеоролика Опасность на дороге.

Выступление воспитателя : Опыт работы ДОУ по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. С показом презентации

Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, поэтому возникает необходимость создания определенной системы по ознакомлению детей с ПДД и привитию им навыков безопасного поведения на дорогах и улицах различных населенных пунктов.

Можно с уверенностью сказать, что работа по данному направлению ведется достаточно эффективно, так как на протяжении уже нескольких лет не зафиксированы какие - либо нарушения и несчастные случаи с участием воспитанников нашего детского сада. Слайд 2

Наша цель не только дать детям знания о правилах дорожного движения, но и выработать у них навыки адекватного применения этих знаний в различных ситуациях, чтобы эти навыки переросли в привычку. Слайд 3

Чтобы добиться этой цели необходимо конечно же понять значимость проблемы «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма». Начальные представления, умения, навыки ребенок получает в дошкольном возрасте, первые привычки закладываются у него именно в этом возрасте, и поэтому воспитатель должен быть компетентным в этой области, умело организовывать ПРС, проводить работу в тесном контакте с родителями и общественностью. В силу специфики психических процессов дошкольного возраста необходимо строить работу с опорой на практические формы работы (моделирование ситуаций, экскурсии, использование наглядного материала).Слайд 4

Чтобы работа по обучению детей ПДД имела определенную структуру, необходимо придерживаться определенных принципов

Принципы организации образовательного процесса:

* Последовательности - любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

* Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

* Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

* Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

* Дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

* Возрастной адресованности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

* Преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей. Слайд 5

Методы и технологии, применяемые с детьми:

- Интерактивный метод обучения. ( игры со Смешариками, презентации)

- Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций. ( использование макетов, наглядной атрибутики)

- Личностно-ориентированная технология. Нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в "группу риска". Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями.

- Технология игрового обучения. В процессе игры воспитатель обогащает опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями, что способствует развитию интереса к дорожной среде, средствам передвижения, правилам поведения. При этом обязательно обращается внимание на опасные и безопасные места на улицах и дорогах.

- Метод наблюдения и беседы. Слайд 6

Инновационный подход к организации работы с дошкольниками по дорожной тематике состоит в применении различных форм работы.

·Работа с педагогами: анкетирование, консультации, педагогические советы, семинары-практикумы, открытые просмотры занятий, контроль. ·

Работа с детьми: занятия, праздники и развлечения, целевые прогулки и экскурсии, игры, проведение тематических недель, диагностика. ·

Работа с родителями: анкетирование; совместные выставки с детьми рисунков, поделок; родительские собрания; дни открытых дверей; совместные праздники, экскурсии с детьми и педагогами; помощь родителей в организации развивающей среды; просветительская деятельность (выпуск брошюр, папки-передвижки, плакаты).

Работа в нашем детском саду по воспитанию навыков безопасного поведения на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Она охватывает все виды детской деятельности, чтобы полученные знания, ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Слайд 7

В ДОУ создана необходимая предметно - развивающая среда, которая состоит из

  • - уголков безопасности дорожного движения в группах, в которых имеются картотеки разных игр и ситуаций, макеты дороги, , спецмашины, наборы дорожных знаков, плакаты, дидактические и настольные игры, тематические коврики; Слайд 8,9,10,11

  • - наглядной информации в уголках для родителей в виде плакатов, папок передвижек, памяток, фотовыставок.

Предметно - развивающая среда периодически дополняется и обновляется. Слайд 12

Проанализировав опыт работы педагогов, мы пришли к выводу, что знания детей по правилам дорожного движения будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Поэтому работа с детьми по данному направлению в нашем ДОУ осуществляется в различных формах не только во время специально организованной образовательной деятельности, но и во время совместной со взрослыми и свободной деятельности детей. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. На наш взгляд, именно через игровую деятельность возможно обогатить и расширить представления детей о правилах безопасности, ввести детей в проблемные жизненные ситуации и активизации у них желания искать пути разрешения этих ситуаций.

Слайд13 в группах ребята моделируют разные дорожные ситуации Слайд 14 любят рассматривать картинки с последующим обсуждением, играть в настольные и дидактические игры,Слайд 15,16 воспитатели проводят с ними сюжетно - ролевые, подвижные игры, развлечения, экскурсии Слайд 17,18,19,20

Слайд21 Естественно, прежде чем учить детей, педагоги сами должны иметь достаточный запас определенный запас знаний по описываемой проблеме. Для повышения педагогической компетентности воспитателей и специалистов нашего ДОУ ежегодно планируется и проводится ряд мероприятий . А именно в сентябре 2012 г. был проведен педсовет в форме деловой игры «Система работы по обучению детей ПДД», в августе 2013г. Семинар-практикум «Счастливая дорога от детского сада до дома», Также с педагогами проводятся консультации, беседы, всеобучи, тестирования, инструктажи. В помощь воспитателям по организации обучения детей правилам дорожного движения в методическом кабинете детского сада создан учебно-методический комплекс: дидактический и демонстрационный материал, конспекты занятий, обучающие видеофильмы, картотеки бесед и прогулок, игры, стихотворений, загадок, перспективные планы знакомства детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей .

Слайд 21 Но как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детском саду, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей в работе ДОУ выигрывают все. Естественно, самым главным примером для подражания являются родители!. Поэтому важно организовать взаимодействие с родителями так, чтобы их поведение на дорогах заслуживало уважения, а не порицания. Слайд22

Слайд 23 Об эффективности системы работы по обучению дошкольников Правилам дорожного движения и предупреждению травматизма на дорогах свидетельствует проведенное в конце учебного года обследование уровня знаний умений и навыков воспитанников нашего ДОУ , которое показывает положительную динамику роста . Итак, было обследовано 100 детей, и получены следующие результаты.


высокий уровень - 63%

средний уровень - 34%

низкий уровень - 3%

Слайд 24 В заключении хотелось бы отметить, что работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят малыши, и задача воспитателей и родителей подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности.



© 2010-2022