Родительское собрание «Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ


ТЕМА: «Родителям о Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования»


ЦЕЛЬ: знакомство родителей с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ.

ЗАДАЧИ:

1. Дать представление о том, что такое ФГОС;

2. В ходе презентационной работы проиллюстрировать родителям преимущества деятельностного подхода в воспитании и обучении.

3.Эмоциональное сближение всех участников образовательного процесса, организация их общения.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: Подбор материала на заданную тему, подготовка зала к собранию, оформление информационных листов с названиями совместных педагогических и творческих проектов, которые будут реализованы в новом учебном году, подготовка плаката с изображением корабля, а также листков с качествами личности ребенка.

МАТЕРИАЛЫ, ОБОРУДОВАНИЕ: плакат с изображением корабля, листки с качествами личности ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Гусельникова О.А.

ЭТАПЫ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ВОСПИТАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РОДИТЕЛЕЙ

1. ПРИВЕТСТВИЕ

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Нашим маленьким путешественникам исполнилось четыре - пять лет, они перешли в среднюю группу детского сада!

Подошло к концу лето. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнения «Как мы провели лето»:

Похлопайте те, кто, ходил со своим ребенком в лес... (на рыбалку).

… кто купался в море (плавал вместе с ребенком, загорал на пляже).

... у чьих детей от загара сгорела спина.

... кто читал детям книги.

... кто купил своему ребенку мяч (или любой другой предмет для двигательной активности).

... чьи дети помогали родителям на даче (в огороде).

... чей ребенок научился чему-нибудь новому и т. п.

… кто из вас принимал участие в мероприятиях нашей группы, озеленении и облагораживании группового участка.

Воспитатель: Спасибо вам, уважаемые родители за вашу помощь и активное участие в жизни нашей группы. Мы поздравляем вас с новым учебным годом и надеемся, что он окажется столь же продуктивным, как и предыдущий год.

Родители заходят, рассаживаются произвольно.

Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Столы расположены полукругом. На центральной стене - выставки, плакат с темой собрания.

Родители изучают содержание программы родительского собрания.

Цель: для создания эмоционально-комфортной обстановки.

2. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Воспитатель: Сегодняшнее родительское собрание посвящено очень важной теме. Давайте настроимся на плодотворную работу. Надеемся, что это первое родительское собрание будет для вас полезно и интересно.

А знаете ли вы, уважаемые родители, что представляют собой дети в возрасте 4-5 лет?

Ответы родителей

Возрастные особенности детей 4-5 лет

Возраст от четырех до пяти лет - период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру.

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:
• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
• Страхи как следствие развитого воображения. Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.
• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Вам как его родителям важно:

• Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать. Помнить, что законов и запретов не должно быть слишком много, иначе их трудно выполнить.
• По возможности вместо запретов предлагать альтернативы. формулируя их так: «Тебе нельзя рисовать на стене, но можно на этом куске бумаги». Просто запреты рождают в ребенке либо чувство вины, либо злость и протест. Если вы что-то однозначно запрещаете ребенку, будьте готовы выдержать его справедливую злость или обиду по этому поводу.
• Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. Самим жить в согласии с теми этическими принципами, которые вы транслируете ребенку.
• Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность. Может также развиваться пассивность, пропадать инициатива.
• Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.
• Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.
• Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.
• Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.
• Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Полезно обсуждать с ребенком любые события и явления, которые его интересуют, и на его языке формулировать результаты ваших совместных рассуждений и выводов.

Следует обратить внимание на то, что в возрасте 4-5-ти лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера.

Уважаемые родители, я готова ответить на интересующие вас вопросы по данной теме.

Воспитатель: А теперь, уважаемые родители, давайте перейдем к главной теме нашего собрания «Знакомство с особенностями построения образовательного процесса на первой ступени дошкольного образования в соответствии с требованиями ФГОС ДОУ».

С 1 сентября 2013 года вступил в силу Закон «Об образовании в РФ», который закрепляет дошкольное образование в качестве отдельного уровня общего образования. В соответствии с Законом «Об образовании» произошло изменение названия: дошкольное образовательное учреждение теперь дошкольная образовательная организация. Новый статус дошкольного образования предусматривает разработку ФГОС ДО.

ФГОС ДО разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка. В нем учтены индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • 1) повышение социального статуса дошкольного образования;

  • 2) обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

  • 3) обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

  • 4) сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Что нового ожидает дошкольное образование в ближайшем будущем?

Во-первых, дошкольное образовательное учреждение из "камеры хранения" ребенка превращается в образовательную организацию, в которой реализация основной образовательной программы дошкольного образования сопровождается осуществлением присмотра и ухода за воспитанниками, включая организацию их питания и режима дня.

Во-вторых, все дети предшкольного возраста должны быть обеспечены возможностью получения дошкольного образования.

В-третьих, плата с родителей (законных представителей) взимается за присмотр и уход за ребенком. Образовательная программа предоставляется бесплатно.

В основе лежит деятельностный подход, ребёнок узнаёт мир через деятельность. Деятельность - становится основой обучения ребёнка т.е. мы уходим от монологической речи педагога и приходим к тому, что ребёнок становится самостоятельным. Другими словами добывает знания себе сам.

Педагог лишь сопровождает ребёнка. Дошкольник должен почувствовать себя хозяином в том, что он может ответить, когда ответить и как ответить. Иными словами, нет скованности. Мы не загоняем в определённые рамки, даём высказывать всем.

Это не означает, что мы не занимаемся. Мы, педагоги, занимаемся развитием ребёнка, знаем его все физиологические особенности. Помимо этого, с помощью мониторинговых исследований, проводимых два раза в год, мы фиксируем уровень развития ребёнка, чтобы педагоги дошкольных учреждений и родители понимали, над чем работать дальше.

Поэтому теперь, мы будем предоставлять вам некоторые рекомендации для того, чтобы вы могли обратить ваше внимание на развитие тех или иных качеств и умений вашего ребенка. Тем более, что согласно Закону «Об образовании в РФ» и ФГОС, родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.

Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные формы работы с детьми.

Программа дошкольной организации учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Ее содержание обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное;

- познавательное;

- речевое;

- художественно-эстетическое;

- физическое развитие.

Итак, давайте определим ряд вопросов, которые появились у вас, по данной теме.

Педагог отвечает на вопросы родителей

Родители заслушивают доклады педагогов и задают вопросы по интересующим их темам.

3. ФИЗМИНУТКА

Воспитатель: Дорогие родители, предлагаю вам отдохнуть. А для этого мы с вами немного разомнем руки. Эти упражнения вы можете использовать дома в качестве разминки рук и пальчиков у детей.

Две сестрички

Две сестрички, две руки,

(Встряхивание кистями рук.)

Рубят, строят, роют,

(Изображаем в движении слова текста.)

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки -

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая.

Лошадка

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни.

По дороге белой, гладкой

Скачут пальцы, как лошадки.

Чок-чок-чок, чок-чок-чок,

Скачет резвый табунок. (Движения для пальцев рук по тексту.)

Родители выполняют действия по тексту.

Цель: создание благоприятного настроя группы.

4. ПРАКТИКУМ

Воспитатель: Теперь давайте мы попробуем с вами составить портрет выпускника ДОУ. Перед вами на столе лежат листки бумаги с качествами личности. Мы просим вас составить портрет выпускника, каким он должен быть по вашему мнению. Помимо этого, расположите, эти карточки в порядке возрастания значимости тех или иных качеств:

умный, добрый, послушный, доброжелательный, внимательный, трудолюбивый, старательный, активный, здоровый, самостоятельный, готовый к сотрудничеству, уважает взрослых, вежливый, воспитанный, любознательный и ответственный.

Обсуждается выбор родителей: какие качества поставлены на первое место и почему

А теперь давайте сравним ваш портрет с портретом, который описан в стандарте. Чтобы его составить трудилась большая группа ученых, изучались статистические данные, потребности запросы. Ведь стандарт - это социальная норма, реализующая общественный договор между государством, обществом и семьей.

Родители отвечают на вопросы теста и самостоятельно подсчитывают баллы.

Цель: определить характер взаимодействия родителя с ребенком.

5. РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель: Уважаемые родители, вот наше собрание и подошло к концу. И напоследок, я предлагаю оценить итоги нашей работы. Перед вами лежат карточки, в которых нарисована таблица из 3 столбцов.
В первой части следует отметить все то, что вы увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило ваши запросы. В третьей части отметьте предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний.

Родители заполняют и сдают карточки

Воспитатель: Большое спасибо за нашу продуктивную совместную работу, до новых встреч.

Родители заполняют карточки, выражая в них свое отношение к собранию по данной теме.

Затем заполненные карточки сдаются воспитателю.


© 2010-2022