Статья на тему о современных здоровьесберегающих технологияхСказка для здоровья

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сказки для здоровья

Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества воспитательно-образовательной работы и предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.

Нам выпало жить в непростое время. Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей - дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья. Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  • приобщение детей к физической культуре

  • использование развивающих форм оздоровительной работы.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работают педагоги.

Для педагога, работающего в группе компенсирующего вида, с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, вопрос применения здоровьесберегающих технологий особенно актуален. Как правило, у детей с тяжёлым нарушением речи ослаблено и общее физическое здоровье, у многих третья группа здоровья, есть хронические заболевания, снижен иммунитет, большой процент часто болеющих детей. У таких детей неустойчивое внимание, расстройство памяти, многие из них гиперактивны. Вот почему применение здоровьесберегающих технологий в работе с такими детьми жизненно важно и необходимо.

В своей практике я использую технологию сказкотерапии, так как сказка не только позволяет лучше понять детей, обучать и воспитывать их, но и лечит, став эффективным, полезным и очень приятным лекарством. Сказка даёт нам, воспитателям, возможность найти общий язык с ребенком, помочь ему преодолеть первые трудности. Часто бывает сложно выяснить, что конкретно тревожит ребенка, ведь многие дети стесняются своих страхов, а некоторые даже чувствуют себя виновными в них, поэтому им трудно рассказывать о своих проблемах. А когда воспитатель заводит с ними разговор на эту тему, дети замыкаются. Вот тут и приходит на помощь сказкотерапия, ведь ребенку легче рассказать о том, что беспокоит не его, а далекого сказочного героя.

И, самое главное, в результате сказкотерапии ребенок чувствует поддержку и неравнодушие взрослых, которые находятся рядом с ним. А это ему так необходимо в наш век научно-технического прогресса и тотального одиночества.

Сказку, как лекарство, можно применять с 4-х летнего возраста, потому, что результативным средством воздействия сказкотерапия становится только тогда, когда человек четко осознает отличие сказки и выдумки от жизни и реальности. А у ребенка это осознание начинается как раз на рубеже 4-х лет.

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной монологической речи в работе с детьми с общим недоразвитием речи. Регулярность проведения коррекционной работы с использованием данной технологии способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка. При организации сказочно-игровых ситуаций идет постепенный переход от невербальных форм взаимодействия к вербальным. При этом наращивается словарный запас ребёнка. Получая что-либо в игре от кого-либо, ребенок что-то отдает, так поддерживается его гармоничное развитие. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому использование сказки обеспечивает комплексный подход в развитии ребёнка.

Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует:

  • создание коммуникативной направленности речевых высказываний;

  • совершенствование лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи;

  • развитие просодической стороны речи;

  • развитие диалогической и монологической речи;

  • приобщение детей к истокам народной культуры.

Игровые ситуации с элементами сказкотерапии позволяют ребенку на вербальном и эмоциональном уровнях осознать, «что такое хорошо» и «что такое плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, примерить на себя роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также помогают ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких.

Игровые ситуации выстраиваю так, чтобы они побуждали детей к сближению друг с другом, с педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Игровые задания подбираю по принципу от простого к сложному, короткие и доступные по содержанию. В качестве своеобразного отдыха использую релаксационные упражнения, позволяющие детям расслабиться.

Помогают формировать у детей игровые ситуации с элементами сказкотерапии следующие способности и качества:

  • умение распознавать эмоции других и владеть своими чувствами;

  • позитивное отношение к другим людям, даже если они «совсем другие»;

  • умение сопереживать - радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений;

  • умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств;

  • умение взаимодействовать и сотрудничать.

От взрослого во время работы с детьми требуются:

  • терпение (оно вообще, как никакое другое качество, необходимо педагогу);

  • желание играть и верить в игру так, как верит в нее ребенок;

  • умение принимать всех детей такими, какие они есть;

  • умение выслушивать любой ответ, любое предложение, любое решение ребенка;

  • способность к импровизации.

Необходимо помнить, что каждый человек, в том числе самый маленький, индивидуален, неповторим, и учитывать это в общении с ним и всячески подчеркивать. Очень важно научиться не сравнивать одного ребенка с другим; не ставить никого никому в пример.

В ходе таких игровых ситуаций дети не только получают новые знания, но и решают свои эмоциональные проблемы, развивают воображение, уверенность в себе, но самое главное - получают огромную радость от общения, приобретают доверие и дружбу.

Занятия провожу 2-4 раза в месяц по пятницам, использую их для психологической терапевтической и развивающей работы.

Начало игровых ситуаций является своеобразным ритуалом вхождения в сказку, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, этим и отличаются эти занятия от других. Для этого использую аудиозаписи (журчание ручья, птичьи голоса тихая инструментальная музыка, музыку природы), предметы окружающего мира (цветик-семицветик, игрушки, ракушки, светильники).

Игровые ситуации включают в себя игры на взаимодействие, свободные и тематические игры-драматизации; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастику (имитационные игры); метафорические этюды - релаксации; свободное и тематическое рисование; беседы, обсуждение рассказов, игр и т.п.; танцы, ритмику, телесные упражнения

На каждом занятии читаю детям сказки и сказочные истории.

При чтении сказки использую эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Во время беседы постоянно обращаюсь к личному опыту детей, поощряя их высказывания.

Ритуал выхода из сказки такой же, как и ритуал входа. Выбранный ритуал повторяю в начале и конце каждой встречи

Используемая литература

1.Капская А. Ю., Мирончик Т. Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.

© 2010-2022