Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская эколого-биологическая станция»











«Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду»

Литературный обзор

Составитель:

Кононова Ольга Сергеевна,

педагог дополнительного образования МБОУДОД «ДЭБС».



Дивногорск, 2015 г.

Содержание







1. Введение. 3

2. Основная часть. 4

3. Заключение. 20

4. Список использованных источников информации. 21

5. Приложение. 22

1. Введение



По данным М. В. Богуславского и Г. В. Корнетова [5], в 2000 г. в 35 регионах России действовало более 400 Монтессори-групп в детских садах. Всё больше родителей отдают своих детей в Монтессори-группы, детские сады и школы начальной ступени. Почему Монтессори-педагогика так популярна в современной России? Вот проблема, разрешить которую, ответить на поставленный вопрос призван данный реферат. Его цель - описание некоторых аспектов пребывания дошкольников в Монтессори - детском саду (или группе). Данная цель достигается в процессе решения следующих задач:

1) изучить историю становления педагогического метода М. Монтессори;

2) изучить некоторые аспекты пребывания ребёнка в Монтессори-детском саду (группе) - принципы создания предметно-пространственной развивающей среды и деятельности ребёнка и педагога в ней, режим дня, принципы взаимодействия с семьёй;

3) привести иллюстративный материал по Монтессори-педагогике.

Выбранная тема реферата актуальна для автора, т. к. педагогический метод М. Монтессори в целом и его отдельные приёмы, ориентированные на индивидуализацию образования, всесторонне развитие личности ребёнка, весьма полезны для дополнительного образования детей, в т. ч. естественнонаучного, которому М. Монтессори придавала большое значение в процессе становления личности человека.

Объектами изучения в данном случае являются педагогическая система М. Монтессори и Монтессори-метод в дошкольном образовании, предмет же изучения - его отдельные аспекты в дошкольном образовании России.

2. Основная часть




2. 1. Становление педагогического метода М. Монтессори.

Выдающийся итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори (1870 - 1952) совершенствовала свой метод образования детей (вначале - до 6 лет, затем - до 12 лет) в течение всей педагогической и научной деятельности. Первая в Италии женщина - доктор медицины, антрополог и философ, профессор М. Монтессори искала новые приёмы обучения и воспитания детей с отклонениями в умственном развитии (в связи с чем она изучала опыт одного из создателей олигофренопедагогики Эдуарда Сегена (1812 - 18880); диагностические, учебно-наглядные, доски Сегенеа (см. «Приложение») сегодня используются в Монтессори - детских садах). Успех воспитанников М. Монтессори в освоении письма, чтения, счёта на олимпиаде учащихся начальной школы в Риме в 1900 г. доказал действенность её педагогических приёмов; М. Монтессори решила применить их в образовании нормальноразвивающихся детей; в 1907 г. в Риме открылся её первый «Дом ребёнка» («CasadiBambini»); С 1909 г. М. Монтессори активно совершенствовала своё метод и посещала разные страны мира с целью его освещения; «Дома ребёнка» открывались не только в Италии, но и в Голландии, Испании, Швеции, США…. В США организатором ассоциации последователей М. Монтессори стали изобретатель Александр Белл и его жена. Большую популярность Монтессори-педагогика получила в Индии, где М. Монтессори провела несколько лет.

В России первый Монтессори-детский сад в 1913 г. основала Юлия Ивановна Фаусек (1863 - 1943), всегда остававшаяся верной идеям М. Монтессори; но в 1928 г. Монтессори-педагогика в СССР была запрещена как несоответствующая идеям коллективного воспитания; и только в 90-е гг. 20 в. интерес к методу М. Монтессори в России вновь возрос.

Педагогика М. Монтессори основана на вере в ребёнка, в его естественное стремление к саморазвитию, к созидательной деятельности, к порядку и дисциплине. С т. зр. М. Монтессори, ребёнок развивается самостоятельно в соответствии со своей природой в специально подготовленной предметно-пространственной среде; в детском учреждении такая среда создаётся в помещении группы и с помощью расположения специально подобранных и/ или созданных материалов делится на 5 зон:

1) зону практической жизни,

2) зону сенсорного развития,

3) зону развития речи,

4) математическую зону,

5) зону космического воспитания (овладения представлениями об окружающей, в т. ч. природной, среде).

М. Монтессори придавала большое значение эстетической привлекательности всех составляющих такой среды. Она сама выбирала предметы искусства, которые окружали детей в «Домах ребёнка». Так, эмблемой «Домов ребёнка» стала картина Рафаэля «Мадонна в кресле» (см. «Приложение», рис. 1).[3; 4; 5]

Ребёнок вправе самостоятельно выбирать, где, с какими материалами и какое время заниматься; педагог же внимательно наблюдает за детьми, чтобы вовремя помочь ребёнку продвигаться вперёд в своём развитии; педагог не вмешивается в деятельность ребёнка и ничего не делает за него. Успешность деятельности ребёнка во многом зависит от того, получил ли он возможность использовать сензитивные (сенситивные) периоды своего развития:

«Сенситивные периоды психического развития - это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, к восприятию того или иного объекта и субъекта окружения, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. Среди основных сенситивных периодов детства М. Монтессори выделяла:

сенситивный период развития движений (от рождения до 6 лет);

сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет);

сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет);

сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 лет);

сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 6 лет);

сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет). [6]

М. Монтессори упразднила традиционную учебную мебель, заменив её лёгкими низкими столами и стульями, которые дети легко перемещают сами, самостоятельно поддерживая порядок в группе; часть занятий в Монтессори-группе проходит на ковриках; для занятий с группой детей (например, по совершенствованию движений) на полу Монтессори-класса нарисованы линии (овалы); ребёнок в Монтессори-группе свободен двигаться, брать в руки, изучать то, что хочет. Только свобода в процессе образования, по мнению М. Монтессори, приводит к становлению самостоятельной, независимой личности, с симпатией относящейся ко всему окружающему, в т. ч. к другим людям. [5]

2. 2. Некоторые аспекты пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду.

В 1 группу Монтессори-детского сада входят дошкольники разного возраста (до 1 до 3-х лет, от 3-х до 6 (7) лет), что побуждает старших проявлять внимание к младшим, помогать им адаптироваться в группе.

Помещение группы в современном Монтессори-детском саду включает 5 предметных зон «подготовленной» (М, Монтессори) среды, каждая из которых оснащена необходимыми материалами - Монтессори-материалами (см. «Приложение», рис. 4 - 11):

Таблица 1.

№ п/ п.

Предметная зона

Монтессори-материалы

1.

Зона практической жизни

Щетка, совок и ведро для собирания мусора.

Корзинка для одевания и раздевания.

Лейка для полива растений.

Механическая кофемолка (шарманка).

Набор для резанья сыра и банана.

Раковина и полотенце для мытья рук.

Рамка с пуговицами.

Рамка с липучками.

Сушка для белья с прищепками.

Тряпка и губки для протирания стола и др.

2.

Зона сенсорного развития

1. Материалы для развития зрения:

- блоки цилиндров ,

- розовая башня,

- коричневая лестница,

- красные штанги,

- коробки с цветными табличками.

2. Материалы для развития осязания:

- тактильные дощечки,

- пары тактильных табличек,

-коробка с парами лоскутков ткани.

3. Материалы для развития слуха:

-шумовые цилиндры,

-«колокольчики А. Маккерони».

4. Материалы для развития чувства тяжести- барические таблички.

5. Материалы для развития чувства тепла - термические цилиндры и таблички.

6. Материалы для развития обоняния - бутылочки с запахом.

7. Материалы для развития вкуса - вкусовые стаканчики.

8. Материалы для развития «стереогностического чувства» - геометрические тела.

3.

Зона развития речи (в т. ч. чтения и письма)

1. Материалы для пополнения словарного запаса и классификации слов языка:

- слова в трех коробочках,

- карточки «предмет-картинка»,

- карточки классификация слов языка (мир растений, животных, человека).

2. Материалы для подготовки руки к письму:

-металлические рамки-вкладыши.

3. Материалы для формирования образа буквы:

- тактильные или шероховатые буквы,

- большой подвижный алфавит,

- малый подвижный алфавит.

4. Материалы для первоначального чтения и списывания:

- коробки «картинка-слово»,

- коробка с карточками для механического чтения и списывания,

- коробка с карточками для чтения номенклатуры и списывания слов,

- коробки с карточками для чтения фраз «Приказания»,

- коробки для выразительного чтения, диалогов-драматизаций,

- книжечки Монтессори - Фаусек.

5. Материалы для освоения русской грамматики:

- коробка с символами частей речи русского языка,

- коробка с карточками «Число»,

- коробка с карточками «Род»,

- коробка с карточками «Согласование частей речи».

4.

Математическая зона

Математические материалы:

- красно-синие штанги ,

- шершавые цифры от 0 до 9,

- «Веретена»,

- «Чипсы»,

- Банк «Золотого материала»,

- «Марки»,

- «доски Сегена»,

- «Сотенная цепочка»,

- «Квадратные цепочки»,

- доски, контрольные и рабочие карты на сложение, вычитание, умножение, деление.

5.

Зона космического воспитания

1. Земля и Вселенная:

- теллурий,

- набор «земные стихии»,

- коврик «Планеты Солнечной системы»,

- коврик «Происхождение жизни на земле».

2. География :

- глобус «Вода-суша»,

- карта-пазл «Континенты»,

- карта-пазл «Российская Федерация»,

- набор «Остров, полуостров»,

- набор «Животный мир континентов».

3. Биология и анатомия:

- «Биологический комод»,

- комод с пазлами «Части цветка»,

- модель «Тело человека»,

- набор «Классификация животного мира»,

- набор «Классификация растений»,

- набор «Классификация: овощи и фрукты».

4. Время:

- календарь,

- часы,

- дни недели,

- набор «Времена года».

5. Человек и культура:

- лента «История моей жизни»,

- набор «Государственная атрибутика России»,

- лента времени «История мировой культуры».

Работа с одними и теми же Монтессори-материалами осущетвляется разными детьми по-разному - так, крупы кто-то пересыпает, кто-то посыпает дорожку и т.д. [1; 2; 6] Монтессори-материалы автодидактичны, т. е. позволяют ребёнку самому найти и исправить ошибки в работе с ними, педагогу нет необходимости указывать ребёнку на ошибки, демонстрируя его зависимость от взрослого, несамостоятельность.

В современных Монтессори-детских садах предполагаются также зоны со снарядами для развития движений, зоны рисования и лепки, уголки «Эвристика».

В игровом уголке «Эвристика» располагаются различные материалы, в т.ч. природные, рассортированные в специальные мешки по форме (например: все квадратные, круглые, цилиндрические) или по материалу, из которого они сделаны (все металлические, картонные, деревянные, пластмассовые, пробковые и т.д.). детям предоставляется возможность спонтанно и самостоятельно исследовать эти предметы.[6]

Монтессори-материалы находятся в группе в единственном числе, чтобы дети, одновременно заинтересовавшиеся одним и тем же материалом, учились общаться, договариваться, сотрудничать, оказывать помощь. [7]

Режим дня Монтессори-детского сада схож с режимом дня традиционных детских садов:

«Режим дня группы раннего возраста (от 1,5 до 3 лет)

ДОМА

Подъём, утренние гигиенические процедуры

7.00-7.30

Домашний завтрак

7.30-7.50

В ДЕТСКОМ САДУ

Приход детей

8.00 - 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-9.00

Совместная и самостоятельная деятельность в развивающей среде.

9.00-10.30

Коллективное упражнение («круг»)

10.30-10.45

Подготовка к прогулке. Прогулка (игры на свежем воздухе).

10.45-12.15

Возвращение с прогулки

12.15-12. 30

Подготовка к обеду, обед.

12. 30-13.00

Подготовка ко сну, дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры.

15.00-15.30

Полдник

15.30-15.50

Игры, творческие занятия по подгруппам

15.50-16.20

Подготовка к прогулке. Прогулка.

16.20-16.30

Прогулка.

16.30-17.45

Уход домой.

17.45-18.00

ДОМА

Возвращение домой, семейный ужин

18.30-19.30

Спокойные игры/домашнее чтение

19.30-20.00

Гигиенические процедуры

20.00-20.30

Подготовка ко сну, сон

20.30-7.00

Режим дня для дошкольной группы (3 - 6 (7) лет)

ДОМА

Подьём, утренние гигиенические процедуры

7.00-7.30

Домашний завтрак

7.30-7.50

В ДЕТСКОМ САДУ

Приход детей (самостоятельное раздевание, приведение в порядок своей одежды и прически, гигиенические процедуры, упражнения в уголке жизненной практики)

8.00 - 8.30

Подготовка к завтраку, завтрак.

8.30 - 9.00

Свободная деятельность в среде.

9.00 - 10.45

Коллективное занятие (круг)

10.45 - 11.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

11.00 - 12.25

Возвращение с прогулки

12.25 - 12.35

Подготовка к обеду, обед.

12.35 -13.05

Подготовка ко сну. Сон.

13.05 - 15.00

Подготовка к полднику. Полдник

15.10 - 15.30

Творческие занятия, игры.

15.30 - 16.45

Подготовка к прогулке, прогулка.

16.45 -18.00

Уход детей домой

18.00-18.30

ДОМА

Возвращение домой, семейный ужин

19.00-20.00

Спокойные игры/домашнее чтение

20.00-20.40

Гигиенические процедуры

20.40-21.00

Подготовка ко сну, сон

21.00-7.00

Режим дня разновозрастной группы кратковременного пребывания

ДОМА

Подьём, утренние гигиенические процедуры

7.00-7.30

Домашний завтрак

7.30-8.00

В ДЕТСКОМ САДУ

Приход детей (самостоятельное раздевание, приведение в порядок своей одежды и прически, гигиенические процедуры, упражнения в уголке жизненной практики).

8.30 - 9.00

Свободная деятельность в среде, занятие.

9.00-11.00

Подготовка к прогулке, прогулка.

11.00-12.25

Уход детей домой

12.25-12.30

ДОМА

Возвращение домой, домашний обед

13.00-14.00

Дневной сон

14.00-15.30

Полдник, прогулка

15.30-17.30

Творческие или спортивные занятия

17.30-18.30

Семейный ужин

19.00-20.00

Вечерние игры/ домашнее чтение

20.00-20.40

Гигиенические процедуры

20.40-21.00

Подготовка ко сну, сон

21.00-7.00»

Как видно из описания возможного режима дня, большое значение здесь придаётся единству принципов образования в детском саду и дома, в семье. Педагоги Монтессори-детского сада проводят консультации для родителей воспитанников, Монтессори-группа всегда открыта для новых детей и их родителей. Монтессори-педагогика не приемлет наказаний, а также соревнований в группе. [5]

Монтессори-педагог - внимательный и терпеливый наблюдатель деятельности ребёнка. М. Монтессори отрицала классно-урочную систему, в её педагогике урок - расширение границ работы с материалом, установление взаимосвязей между материалами, развитие речи (трёхступенчатый устный урок):

Трёхступенчатый урок «Птицы»

«Основная презентация при работе с карточками из серии "Расширение словарного запаса" - это трёхступенчатый урок. Презентация может проходить так:

Педагог вместе с ребёнком раскладывает на столе карточки из одного набора. Например, это птицы.
1 СТУПЕНЬ. Ассоциация зрительного восприятия с именем (названием).

Педагог спрашивает ребёнка: «Кто это?» Ребёнок может знать некоторые названия,и если он отвечает, педагог спрашивает дальше. Если называет, но не так, или не знает и молчит - на время откладывает карточку. Когда все неизвестные слова собраны, педагог чётко и ясно произносит: «Это пеликан, это чайка, и т.д. А всех этих животных называют - птицы. Они умеют летать по воздуху, их тело покрыто перьями, они откладывают яйца из которых появляются маленькие птенцы, которых они кормят из своего клюва»
2 СТУПЕНЬ. Узнавание предметов с помощью соответствующих названий.

С карточками производят разные действия. Педагог говорит ребёнку: «Возьми голубя и положи на край стола» или «Переверни сокола» или «Спрячь чайку», - варианты могут быть разные.
3 СТУПЕНЬ. Запоминание имён с помощью соответствующего предмета.

В последней части урока все карточки снова раскладываются на столе и педагог спрашивает, показывая определённую карточку: «Кто это? Назови всех этих животных!» Теперь уже ребёнок сам произносит все названия изображений».[8]

Оценивать и фиксировать уровень достижения цели и задач образования в Монтессори-детском саду Е. А. Хилтунен и др.[6] рекомендуют в виде таблицы:

Таблица 2.

Карта достижений выпускника дошкольной группы

Характеристики достижений детей (качества личности ребенка)

Всегда проявляется

Иногда

проявляется

Очень редко

проявляется

Нормализация, социализация и эмоциональная устойчивость

1.

Стремление к соблюдению порядка

2.

Трудолюбие

3.

Осознанная концентрация внимания в процессе своей деятельности.

4.

Стремление к самостоятельной работе в тишине.

5.

Способность действовать, исходя из реального выбора

6.

Способность к проявлению воли (умение самостоятельно сдерживать свои спонтанные потребности)

7.

Самодисциплина. Умение подчинить собственные интересы нормам поведения, принятым в группе.

8.

Жизнерадостность

9.

Способность выражать чувства адекватно ситуации

10.

Доверие к себе и уверенность в своих способностях

11.

Терпение. Способность ожидать желаемого

12.

Готовность отстаивать себя в трудной ситуации без помощи взрослых

13.

Умение обсуждать конфликтную ситуацию и стремление позитивно ее разрешать

14.

Способность договариваться о совместной работе и работать вместе с другим ребенком или детьми

15.

Умение просить о помощи и предлагать помощь другим

16.

Умение не мешать работать другим и не разрушать чужую работу

17.

Готовность соблюдать правила группы и помогать другим их соблюдать

18.

Умение исполнять роль учителя, наставника

19.

Радость от предстоящего перехода из детского сада в школу


Познавательная активность

1.

Умение сделать осознанный выбор материала, продолжительности и способа работы с ним, места для занятия

2.

Умение организовать своё рабочее место

3.

Навык завершения начатой работы до конца

4.

Стремление к опытно-экспериментальной деятельности

5.

Проявление устойчивого интереса к самостоятельному письму и чтению

.

6.

Стремление расширять уже имеющиеся познания в математике

7.

Стремление к участию в коллективной творческой деятельности

8.

Устойчивое желание проявить себя в музыкальной и художественной деятельности

9.

Понимание причинно-следственных связей происходящих событий



3. Заключение




Итак, изучение литературных источников и опыт практического применения приёмов Монтессори-педагогики позволяет утверждать, что:

  1. вера в ребёнка, индивидуализация образования и содействие становлению свободной, независимой личности, способной к саморазвитию и самодисциплине, - основа педагогического метода М. Монтессори, привлекающей к нему всё новых и новых последователей;

  2. отличительными чертами пребывания ребёнка в Монтессори-детском саду (или дошкольной группе) являются возможность самостоятельно заниматься (работать) в подготовленной среде, взаимодействовать не только со сверстниками, но и с детьми разного возраста, а также упразднение наказаний и поощрений, соревнований; ребёнок в Монтессори-группе участвует в поддержании дисциплины и порядка, не играя, а действительно участвуя в жизни группы и семьи;

  3. подготовленная среда со специально подобранными и/ или созданными материалами - Монтессори-материалами является основным инструментом педагога - наблюдателя, не вмешивающегося в детскую деятельность;

  4. педагогическая система М. Монтессори развивается и даёт педагогам возможность развивать и совершенствовать её; ведь каждый ребёнок, каждый педагог, каждый человек уникальны!







4. Список использованных источников информации




  1. Дмитриева В. Г. Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет/ В. Г. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2009. - 224 с.

  2. Дмитриева В. Г. Энциклопедия современных развивающих методик/ В. Г. Дмитриева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

  3. Монтессори М. Дети - другие/ М. Монтессори. - М.: Карапуз, 2004. - 336 с.

  4. Монтессори М. «Дом ребёнка»: child-card.com.

  5. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому!/ М. Монтессори. - М.: Карапуз, 200о. - 272 с.

  6. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад по системе Монтессори»/ Под ред. Е. А. Хилтунен. - М.: Национальное образование, 2014. - 186 с.

  7. Сумнительный К. Е. Как помочь ребёнку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике): biblio.narod.ru›gyrnal/montes/mont_sod.htm.

  8. Трёхступенчатый урок: child-card.com.




Приложение.




Иллюстрации к описанию некоторых аспектов педагогической системы

М. Монтессори

Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Рис. 1. Доска Сегена.Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Рис. 2. Монтессори-материал. Рамки с застёжками.

Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Рис. 3. Монтессори-материалы для перекладывания и пересыпания.

Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Рис. 4. Монтессори-материалы. Биологический комод.

Некоторые аспекты педагогической системы М. Монтессори и пребывания дошкольников в Монтессори-детском саду. Обзор темы.

Рис. 5. Сенсорные мешочки с природными материалами (изготовлены автором).


© 2010-2022