Сопровождение одаренных детей в рамках деятельности консалтинговой службы в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Ёлочка

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Абакана Детский сад комбинированного вида «Ёлочка»





Доклад на тему:


«Сопровождение одаренных детей


в рамках деятельности консалтинговой службы


в МБДОУ детский сад комбинированного вида «Ёлочка»




Воспитатель подготовительной к школе группы


Шабалина Нина Александровна



Абакан 2015

Инновационная деятельность:

Агенция комплексного сопровождения «Вот тебе моя рука!»: предназначена для создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающий беспрепятственный доступ детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательные учреждения и формирование условий для реализации индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях образовательного учреждения комбинированного вида.

  • «Консалтинговая служба» - формирование физического развития, эмоционального и духовно богатого человека нового поколения, обладающего психофизическим здоровьем, навыками социальной адаптации интеграции в современное общество. Направления работы «Консалтинговой службы»: логопедическое сопровождение, психологическое сопровождение, музыкальное сопровождение и физкультурно - оздоровительная коррекция.

  • «Служба ранней помощи» - психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка семей, имеющих детей в возрасте от 3-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или с риском возникновения отклонений в развитии), посещающих и не посещающих образовательное учреждение. Деятельность службы направлена на подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальных особенностей и потребностей, его обучение, воспитание, социализацию, коррекцию отклонений в развитии, формирование положительных личностных качеств и адекватного поведения, а также оказание необходимой психолого-педагогической помощи родителям.

  • Творческая группа «Одаренный ребенок» - выявление одаренности у детей дошкольного возраста. Работа с одаренными детьми.

Анализ деятельности «Консалтинговой службы» показывает, что за прошедший год, специалисты службы оказали помощь 21 ребенку. Наиболее частым обращением родителей, служит обеспокоенность чрезмерной активностью детей и отставание в развитии психических процессов ребенка. Работа с детьми проводилась по запросу родителей в соответствии с индивидуальным маршрутом развития. В результате систематической, комплексной работы специалистов, 15 детей успешно преодолели трудности и были выведены из службы, с 6 детьми работа будет продолжена в следующем учебном году.

Выявление и сопровождение одаренных детей является одним из направлений агенции комплексного сопровождения нашего детского сада.

Цель сопровождения - это гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренных детей.

Задачи сопровождения:

  • Выявление ребенка, одаренного в нескольких областях;

  • Составление и реализация программы сопровождения одаренных детей;

  • Создание психологически комфортной среды развития и воспитания одаренных детей.

Программа сопровождения разрабатывается совместно всеми субъектами воспитательно-образовательного процесса.

В программе принимают участие:

  • Педагог - психолог;

  • Воспитатели;

  • Другие специалисты ДОУ;

  • Заместитель заведующей по основной деятельности;

  • Родители.

Принципы сопровождения:

  • непрерывность сопровождения развития одаренного ребенка;

  • признание уникальности ребенка, исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;

  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям субъективного отношения к миру и самому себе;

  • защита интересов ребенка;

  • индивидуальный путь развития ребенка;

  • учет специфики возрастного и индивидуального развития;

  • принцип диалогичности;

  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;

  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики.


Программа состоит из нескольких этапов:

  1. Диагностический этап

  • педагогическая диагностика;

  • психологическая диагностика;

  • специальная диагностика (углубленная);

  • диагностический мониторинг (анализ динамики развития).

На основе данных диагностик, определятся группа детей, так называемая «Одаренный ребенок» и дальнейшее отслеживание этих детей осуществляется на основе диагностики творческого мышления на рубеж и на конец года, динамики уровня общего развития, а также личностного роста ребенка через участие в мероприятиях различного уровня.

Данная работа позволяет проследить динамику развития каждого ребенка и провести корректировку программы.

  1. Информационный этап

  • подбор литературы по тематике;

  • создание банка информации по работе с одаренными детьми;

  • подготовка курса лекций и бесед по проблемам одаренности;

  • просветительская работа со всеми субъектами образовательного процесса.

  1. Подготовительный этап

  • определение функций каждого субъекта воспитательно-образовательного процесса;

  • составление индивидуальной программы развития для каждой категории специальной одаренности;

  • разработка рекомендаций для родителей по сопровождению развития одаренного ребенка.

  1. Развивающий этап

  • организация и проведение индивидуальных и групповых занятий;

  • организация мероприятий по социализации и адаптации одаренного ребенка в группе сверстников;

  • организация различных мероприятий, формирующих развивающую среду для одаренных детей, с включением в них всех субъектов воспитательно-образовательного процесса (педагоги, воспитатели, психолог, родители и др.).

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда образовательная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что способности одаренных детей отличается от таковых у их сверстников в какой либо области, возникает необходимость дифференцированного подхода к организации образовательного процесса: педагоги предлагают одаренным детям усложненные варианты заданий, дети готовят индивидуальные сообщения, с которыми выступают пред сверстниками; создаются условия побуждающие детей оказывать помощь другим детям, дети привлекаются в оценивании ответов и работ других детей, дополнению ответов детей, подведении выводов и т.д.

В работе с одаренными детьми используем разнообразные направления, формы и методы.

Формы работы с одаренными детьми:

  • групповые занятия с одаренными детьми;

  • конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, спортивные игры;

  • работа по индивидуальным планам;

  • исследовательская деятельность.

Общеизвестно, что одним из наиболее существенных факторов, влияющих как на интеллектуальное, так и на личностное развитие ребенка, является семья.

Работа с родителями одаренных детей реализуется в четырех направлениях:

Психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка. Данная работа направлена, на:

- расширение возможностей понимания одаренного ребенка;

- улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;

- выработку новых навыков взаимодействия с ребенком;

-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.

Организация информационной среды для родителей:

-педагогами дополнительного образования организуются, практикумы, мастер-классы, буклеты для родителей и т.д.

-памятки и печатные консультации родителям по взаимодействию детей с целью развития творческих способностей;

- оформляются выставки работ;

- оформляются благодарность родителям за помощь участие в образовательном процессе ДОУ.

Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей (совместные газеты, выставки творческих работ, подготовка проектов и т.д.).

Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах.

От интеллектуально-творческого потенциала наших детей зависит будущее нашей страны и основная цель работы с одаренными детьми в нашем детском саду - это содействовать их превращению в одаренных школьников, а в дальнейшем взрослых, которые выступают в качестве важнейших ресурсов развития нашей страны.

И закончить наше выступление мне хотелось бы словами великого педагога

Ш.А. Амонашвили:

Если хочешь воспитать в детях смелость ума,

интерес к серьёзной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личностную черту,

вселить в них радость сотворчества,

то создавай им такие условия, чтобы искорки

их мыслей образовывали царство мыслей,

дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.










© 2010-2022