Кружок для детей старшей, подготовительной групп Юный олимпиец

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


1.Пояснительная записка

Направленность дополнительной образовательной программы «Юный олимпиец»: физкультурно - спортивная; создание условий для селекции и подготовки физически одаренных детей для сборных команд города, области, страны.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении - значит укреплять здоровье.

Стратегической задачей развития физической культуры и спорта в России на современном этапе является освоение подрастающим поколением основных ценностей физической культуры, обеспечивающих формирование физического и нравственного здоровья, интеллектуальной и творческой работоспособности.

За последнее время отмечается резкое ухудшение состояние здоровья и физической подготовленности детей (около 40% детей страдают хроническими заболеваниями). Резко повысился процент отклонений в деятельности сердечно - сосудистой, дыхательной, костно - мышечной системах, которые во многом обуславливаются недостатком двигательной активности.

Совершенствование и развитие системы физического воспитания детей дошкольного возраста является приоритетным направлением деятельности государственных организаций в стране.

В настоящее время состояние дошкольного физического воспитания, ранней ориентации на виды спорта крайне неудовлетворительно. Возможности их дальнейшего развития без внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования и детей спортивных умений и навыков весьма ограничены.

Основой нового подхода к обучению спортивным умениям и ранней ориентации послужили достижения оздоровительной физической культуры (Л.Б.Кофман, В.В.Зайцева), а также результаты, полученные в спорте высших достижений. В настоящее время на смену индивидуального подхода, который полностью оправдал себя при работе со спортсменами высокого уровня, формируется типовой подход для работы с детскими коллективами.

Приказом № 655 от 23 ноября 2009 года были утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В них было выделено физическое направление развития детей в качестве одного из важнейших направлений реализации воспитательно - образовательного процесса в ДОУ. Этому направлению соответствуют две образовательные области: «Здоровье» и «Физическая культура». В Методических рекомендациях к составлению Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения указаны программы и технологии, позволяющие решить задачи этих областей.

В процессе образовательной деятельности по физическому развитию, соответственно и при реализации дополнительной образовательной программы «Юный олимпиец» обращаем внимание на одновременное решение задач других образовательных областей:

- формирование навыков безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем («Безопасность»);

- создание в процессе образовательной деятельности по физическому развитию педагогических ситуаций и ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр., побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников («Социализация»);

- привлечение детей к расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования («Труд»);

- активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.), организация специальных упражнений на ориентировку в пространстве, подвижных игр и упражнений, закрепляющих знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых);

- побуждение детей к проговариванию действий и называнию упражнений, поощрение речевой активности в процессе двигательной деятельности, обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой («Коммуникация»);

- организация игр и упражнений под тексты стихотворений, потешек, считалок; сюжетных физкультурных занятий на темы прочитанных сказок, потешек («Чтение художественной литературы»);

- привлечение внимания дошкольников к эстетической стороне внешнего вида детей и воспитателя, оформления помещения; использование на занятиях физкультурой изготовленных детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр («Художественное творчество»);

- организация ритмической гимнастики, игр и упражнений под музыку, пение; проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера («Музыка»).

В спортивной жизни города Асбеста произошли положительные сдвиги:

  • Увеличивается количество и качество проводимых спортивных соревнований местного уровня;

  • Сохраняется и совершенствуется система спортивных образовательных учреждений, количество занимающихся в них детей постоянно увеличивается;

  • Увеличивается социальная защищенность и материальное стимулирование спортсменов, тренеров и других специалистов;

  • Постоянно увеличивается финансирование спортивных мероприятий из федерального и местного бюджета;

  • Наметилась тенденция реконструкции и строительства новых спортивных объектов.

Вместе с тем существует ряд негативных факторов, замедляющих развитие спорта и олимпийского движения:

  • Низкими темпами идет процесс улучшения материальной базы образовательных учреждений в части строительства спортивных сооружений, финансирования физкультурно - спортивных мероприятий, особенно для ДОУ;

  • В ДОУ значительно снизился уровень спортивной науки и внедрение ее в практику спорта.

Представленная программа «Юный олимпиец» основана на анализе мировых тенденций и ситуации в отечественном спорте, включает методологические подходы к реализации государственной и региональной политики в области физической культуры и спорта, учитывает основные задачи ДОУ, направленные на охрану жизни и укрепление здоровья детей.

Программа предусматривает развитие следующих стратегических направлений:

  • Приобщение детей к физической культуре и спорту;

  • Содействие развитию детско - юношеского и олимпийского движения в условиях ДОУ;

  • Развитие спорта высших достижений, включая подготовку спортивного резерва.

В соответствии с указанными направлениями в программе сформированы основные цели, определены задачи и методы их решения.

Цели дополнительной образовательной программы «Юный олимпиец»:

  1. Формирование у дошкольников осознанной потребности в освоении ценностей здоровья, физической культуры и спорта.

  2. Физическое совершенствование и укрепление здоровья детей, обладающих повышенными физическими способностями, как условие обеспечения формирования и достижения высокого уровня профессионализма в занятиях спортом.

  3. Формирование у детей положительного отношения к разумной организации досуга, потребности в повседневных занятиях физкультурой и спортом, ценности на здоровый образ жизни.

Основные задачи программы «Юный олимпиец»:

  1. Обеспечить разностороннюю физическую подготовленность дошкольников.

  2. Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

  3. Воспитывать спортивную выносливость, ловкость, развивать быстроту, гибкость и подвижность.

  4. Расширять двигательный опыт дошкольников посредством изменения и усложнения пространственно - временных и динамических параметров базовых двигательных действий и освоения новых движений различной координационной сложности.

  5. Обучать детей групповому взаимодействию, развивать его формы посредством игр и соревнований.

  6. Развивать организационные навыки.

  7. Формировать начальные организационно - методические умения, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом.

  8. Организовывать активный спортивный досуг через игры, соревнования, конкурсы по изученным видам спорта, другие спортивные мероприятия.

Группа комплектуется из числа детей в возрасте 5 - 7 лет, обладающих повышенными физическими способностями и имеющих наиболее высокие показатели физической подготовленности.

Сроки реализации программы - 2 учебных года.

Режим занятий: занятия проводятся руководителем кружка «Юный олимпиец» (Костромина Т.Н.) 1 раз в неделю, во второй половине дня по 30 - 40 минут.

В программе выделены три аспекта индивидуализации:

  • Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья;

  • Индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности;

  • Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.

Условия коллективной формы работы:

  • Интерес для всех детей.

  • Адаптация к физическим нагрузкам, параметры которых определены закономерностями тренировки и согласованы с состоянием организма тренирующихся, ритмом их возрастного развития и личностными установками, интересами и уровнем притязаний.

  • Обеспечения для каждого ребенка оптимальной физической нагрузки и моторной плотности.

  • Учет индивидуальных темпов двигательной активности.

Программой предусмотрены следующие формы работы:

  • Учебно - тренировочные занятия.

  • Спортивные занятия в зале и на улице.

  • Дозированная ходьба, оздоровительный бег.

  • Спортивные игры.

  • Дыхательная гимнастика.

  • Беседы.

  • Индивидуальная работа с детьми.

Комплексность мер по подготовке физически одаренных детей предполагает сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами, обязательное включение в комплекс физических упражнений элементов дыхательной гимнастики.

Вся спортивная работа кружка строится на основе комфортности. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений, победы над своим умением, пониманием того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов.

Дети, посещающие ДОУ, лишены возможности участия в спортивных мероприятиях городского уровня, но желания быть причастными к спорту у них огромное. Знания теории предмета - физическая культура, предполагают овладения навыками судейства спортивных мероприятий. Для формирования у дошкольников этих навыков, программой предусмотрено проведение соревнований среди старших дошкольников, где дети кружка «Юный олимпиец» выступают в качестве судей и ведущих.

Средства: бег, ходьба, бег на лыжах, ритмическая гимнастика, спортивные игры, подвижные игры, эстафеты, фитбол - гимнастика, воспитывающие самое ценное для спорта больших достижений физическое качество - выносливость.

Важным условием успешного выступления детей детского сада на спортивных городских мероприятиях является диагностическая работа, которая осуществляется инструктором по физической культуре совместно с воспитателями и медицинским работником детского сада. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения при характеристике физического состояния ребенка в процессе физического воспитания учитываются динамика его физического развития, функционального состояния и физической подготовленности. Диагностика физической подготовленности позволяет выявить уровень развития движений и физических качеств, выделить способных детей. Физическая подготовленность дошкольников определяется уровнем сформированности психофизических качеств (сила, скоростно - силовые качества, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, удержание равновесия, координация) и степенью сформированности двигательных навыков.

Результаты тестирования выражаются в количественных показателях, характеризующих уровень сформированности физических качеств, и в качественных показателях, характеризующих степень сформированности техники движения у ребенка. Количественные показатели выражаются количественными характеристиками - временем (секунды, минуты), расстоянием (сантиметры, метры), количеством упражнений. Эти показатели фиксируем в протоколе (таблице):

№п/п

Фамилия, имя

Тестовые задание и количественный показатель

Бег

на 30 м (с)

Прыжки в

длину с места (см)

Бросок

набивного мяча (см)

Метание мешочка с песком (см)

Бег на 150 м (с)

Бег на 10 м м/у предме-

тами (с)

Отбивание мяча

(кол-во ударов)

1.

Иванов Саша








Форма подведения итогов:

  1. Диагностика физической подготовленности.

  2. Результаты соревнований.

  3. Выставка спортивных достижений.

  4. Выставка рисунков о полученных впечатлениях.

Ожидаемые результаты:

  1. Разносторонняя и повышенная физическая подготовленность дошкольников, состоящих в кружке (спортивная выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, подвижность).

  2. Сформированность начальных организационно-методических умений, необходимые для самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом, организационных навыков.

  3. Организованный спортивный досуг дошкольников.

  4. Снижение показателей заболеваемости дошкольников, увеличение показателя индекса здоровья.

При реализации дополнительной программы «Юный олимпиец» у детей не только развиваются и закрепляются физические качества, но и формируется ответственность за себя и других ребят (взаимовыручка, поддержка, нравственные основы поведения в коллективе). Главное, чтобы кружок приносил детям удовольствие и радость, прибавлял уверенность в своих силах, развивал самостоятельность.






2.Учебно-тематический план

Разделы

Задачи

Средства

Сроки

1

Подвижные игры и эстафеты

Совершенство-

вание двигательной активности дошкольников, развитие систем и функций организма занимающихся

«Пустое место», «Белые медведи», «День и ночь», «Караси и щука», «Охотники и утки», и т.д. «Салки прыжками», «Салки на увеличенной площадке», «Перемена мест» и т.д.

В течении всего года

2

Легкая атлетика

ОФП

Совершенствование систем и функций организма детей, овладение различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие качества

Средства общей физической подготовки, повторные пробежки 150-200 метров в аэробном режиме, подвижные игры, бег низкой интенсивности до 15-20 метров в аэробном режиме, бег 30-60 метров в аэробном режиме, специальные беговые и прыжковые упражнения.

(Занятия проводятся в виде игры или соревновательного многоборья после заданий на развитие выносливости)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

3

Лыжная подготовка

Оздоровление, физическое развитие, закаливание, развитие выносливости

Повороты, передвижение скользящим шагом, попеременным ходом, спуск с горы в основной стойке, подъем «лесенкой», игры на лыжах, непрерывное передвижение до 500 метров

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

4

Баскетбол

Развитие силы мышц опорно-двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости, ловкости, овладение детьми различными умениями и навыками с мячом

Перемещения (различные виды), удержание мяча, ловля, передача, ведение мяча, бросок в кольцо с места, в движении, переводы мяча, игры с мячом

Октябрь

Ноябрь

Март

Апрель

5

Спортивные соревнова-

ния

Развитие физических качеств, совершенствование морально-волевых качеств, овладение техническими навыками

Общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения на снарядах, специальная физическая подготовка

В течении всего года, по итогам каждого раздела

6

Неделя здоровья.

«Малые олимпий-

ские игры»

Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Учить получать радость от своих результатов, переживать за товарищей

Прыжки в длину с места, метание малых мячей на дальность правой и левой рукой, бег на скорость 30 метров, велокросс, эстафеты.

Май

7

Велосипед

Сохранять равновесие, координировать движения, развивать быстроту реакции. Выносливость, скорость, ловкость, смелость, уверенность в своих силах.

Садиться на велосипед, сходить с него, управлять им при езде по прямой, по кругу, «змейкой», поворотам направо, налево, кругом, тормозить на остановке.

Апрель, май, сентябрь

8

«Здоровье с детства»

Формирование валеологической и физической культуры дошкольников как культуры здоровья, здорового образа жизни, культуры движений

Беседы, видеофильмы, рассматривание иллюстраций

В течении всего года

9

Художественное творчество

Развитие творческих способностей, воображения

Рисование, лепка, конструирование

Выставки 4 раза в год (сезонные)







































3.Содержание дополнительной программы


  1. Подвижные игры и эстафеты. Подвижная игра - сложная

эмоциональная деятельность детей, направленная на решение двигательных задач, основанная на движении и наличии правил. Игра активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, совершенствует движения, развивает их координацию, формирует быстроту, силу, выносливость, учит детей действовать в соответствии с правилами, осознанно действовать в изменяющейся ситуации, познавать окружающий мир, активизирует память, представления, развивает мышление, воображение, пополняет словарный запас и обогащает речь детей, учит действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям, формирует честность, справедливость, дисциплинированность, учит дружить, сопереживать, помогать друг другу, развивает чувство ритма.

Подвижные игры усложняются по содержанию, правилам, количеству ролей, введению заданий на коллективное соревнование.

(перечень подвижных игр и эстафет смотри в приложении №1)

  1. В разделе 2 «Легкая атлетика» осуществляется

совершенствование систем и функций организма детей, овладение дошкольниками различными умениями и навыками, воспитание способности проявлять быстроту, выносливость, силу и другие качества.

В этом разделе используются упражнения:

  • Ациклического характера: силовые упражнения, прыжки,

метания, спортивные игры.

  • Циклического характера: повторные пробежки 150-200 м,

подвижные игры, бег низкой интенсивности, специальные беговые и прыжковые упражнения.

  • Общеразвивающие упражнения, хорошо знакомые тетям,

разученные на физкультурных занятиях. Проводятся общеразвивающие упражнения как часть занятия или в чередовании с ходьбой и дыхательными упражнениями.

В беге предлагаются дополнительные задания: изменить темп или направление бега, быстро остановиться и вновь продолжать бег, обежать предметы, чередовать бег с другими видами движений - ходьбой, прыжками и др. добиваться правильной техники выполнения бега. Длительность бега составляет до 3 мин. Увеличивается беговая дистанция. Дети соревнуются в беге на скорость (20 - 30 - 60 м).

При обучении детей прыжкам в длину с места учим рассчитывать точность приземления в определенное место, группироваться в полете и выбрасывать вперед ноги, соизмерять силу толчка с расстоянием, которое надо преодолеть. Предлагаем игровые упражнения: «кто дальше прыгнет?», «допрыгни до игрушки» и т.д.

В метании вдаль у детей недостаточно развит глазомер и координация движений, поэтому учим и тренируем сочетать замах с броском при метании, развиваем глазомер, используя разные виды метания вдаль: из - за головы, правой и левой рукой, снизу и пр.

(перечень основных движений смотри в приложении № 2)

3.Раздел 3. Лыжная подготовка направлена на оздоровление, физическое развитие, закаливание, совершенствование функций дыхательной системы, развитие выносливости.

Ходьба на лыжах вовлекает в работу почти все мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональную деятельность внутренних органов; развивает мышечную чувствительность, способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, оказывает благоприятное влияние на формирование осанки и свода стопы; развивает смелость, настойчивость, решительность, выдержку и дисциплинированность, приучает преодолевать трудности и препятствия.

Детей учим пройти на лыжах ступающим шагом по прямой; идти вслед за воспитателем скользящим шагом; идти по лыжне попеременно то ступающим, то скользящим шагом; пройти, приседая, под воротцами, стараясь не сбить их; идти на лыжах на согнутых ногах; идти на лыжах

4.Раздел 4. Баскетбол способствует развитию силы мышц опорно - двигательного аппарата, развитие быстроты, выносливости, ловкости, профилактика нарушения осанки, укрепление стопы, овладение детьми различными умениями и навыками.

(перечень элементов игры смотри в приложении № 3)

5.Неделя здоровья. «Малые олимпийские игры».

Цель. Воспитывать волевые качества развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей.

Предварительная работа. Беседы об олимпийских видах спорта, чтение книг и просмотр иллюстраций о спорте и спортсменах. Ежедневное включение в утреннюю гимнастику пробежки до 300 м, тренировки по различным видам спорта: метание малого мяча на дальность, прыжки в длину с места, катанию на велосипеде.

1 день - открытие «Малых олимпийских игр». Кросс. Подведение итогов. Награждение.

2 день - соревнования по прыжкам в длину с места. Соревнования начинаются с разминки, в которую включены упражнения для ног: махи, приседания и т.д. Закончив разминку, участники соревнований приглашаются в сектор для прыжков в длину, где делают пробные прыжки, выслушивают замечания и советы тренера.

В ходе соревнования каждый участник имеет право сделать 3 попытки. Судьи фиксируют результаты, выявляют победи призеров. Награждение.

3 день - соревнование по метанию малых мячей. Общая разминка под музыку. Участникам даются 3 попытки. Подведение итогов. Награждение.

4 день - соревнование по велокроссу. Подведение итогов. Награждение.

5 день - закрытие «Малых олимпийских игр».

За участие в МОИ все дети награждаются памятными дипломами с личными результатами, подарками, сувенирами. Победители делают круг почета.

(сценарии праздников смотри в приложении № 4)

6.Велосипед. Ездить на двухколесном велосипеде по прямой по кругу, «змейкой»; тормозить. Игры на велосипеде: «Достань предмет», «Правила дорожного движения».

7. «Здоровье с детства». Продолжать знакомить детей с особенностями строения и функциями организма человека. Расширять представления о рациональном питании. Формировать представления о значении двигательной активности в жизни человека. Учить активному отдыху. Расширять представления о правилах и видах закаливания, о пользе закаливающих процедур.

(примерные темы бесед смотри в приложении № 5)

8. Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении. Продолжать развивать коллективное творчество. Формировать умение в творческой деятельности выражать свои впечатления.

























4.Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Для осуществления программы в детском саду созданы все условия, обеспечивающие эффективное решение задач физического воспитания и спортивной подготовки:

  1. Для проведения занятий в зале выделено время и представлены:

  • Спортивно - оздоровительный комплекс, состоящий из гимнастической стенки, спортивных матов, набора скамеек, мячей, досок, гимнастических палок и другого инвентаря;

  • На территории детского сада и вне ее определены и размечены беговые дорожки, объекты лыжни;

  • Соблюдается режим дня, питания, спортивной деятельности детей.

  1. Обеспечена свобода выбора занимающихся форм занятий, режимов их

интенсивности, планирования результативности, а так же возможность беспрепятственного изменения вида физкультурной или спортивной активности на основе информированности о своих способностях









© 2010-2022