Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме Царство Земли

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 15 «Ромашка» общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по физическому направлению развития детей»










Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема: « Царство Земли»










подготовила

Вагнер Ирина Евгеньевна




г. Шарыпово - 2014г.







Приоритетная образовательная область « Познание»

В интеграции: «Коммуникация», « Музыка», «Чтение художественной литературы», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная, музыкально-художественная, трудовая.

Цель НОД: Расширение знаний детей о Земле через игру - путешествие.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей со свойствами почвы, камней, глины, песка.

  2. Формировать представления о значении почвы, камней, глины, песка в природе и в жизни человека.

  3. Подводить детей к ответу полными предложениями

  4. Формировать навыки проведения лабораторных опытов.

  5. Обогащать словарный запас новыми понятиями: сыпучий, пластичный, рыхлый, почвовед, геолог, пустыня, плодородная.

  6. Закрепить правила безопасности при работе в лаборатории.

  7. Формировать слуховое восприятие, умение выполнять танцевальные движения под музыку.

Развивающие:

  1. Создать условия для развития познавательного интереса, мышления, речи.

  2. Развивать произвольную регуляцию и умение планировать свою деятельность.

  3. Развивать умение делать умозаключения

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

  2. Формировать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность.

  3. Прививать любовь к природе.

Педагогические технологии:

  • Элементы социоигровой (ритуал начала и окончания НОД, деление на компании).

  • ИКТ (презентация).

  • Личностно-ориентированная.

  • Игровая (игра-путешествие, д/и)

Материалы и оборудование:

  • мисочки с пес­ком, глиной, почвой, камнями;

  • вода, ложечки для воды;

  • салфетки;

  • трубочки для коктейля;

  • поднос для «создания» земли;

  • поднос с землей и проросшими побегами овса;

  • иллюстрации с изображением разных природных ландшафтов планеты;

  • пакетики с разной землёй (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусовой почвой).

  • фонарик

  • игрушки дымковские и филимоновские

  • картинки крота, дождевого червя, медведки, полевой мыши

  • Презентация картинок с изображением земли.

  • Цветок для игры: «Откуда эта горсть земли»

Методы и приёмы

  • наглядный (показ слайдов, картинок, схемы, способов действия).

  • словесный (загадывание загадок, вопросы к детям, ответы, указания, пояснения, беседа).

  • практический (экспериментирование - элементарные опыты).

  • игровой (сюрпризный момент, ди­дактическая игра «Откуда горсть земли?», игра «Ответь на вопрос и найди парочку» создание игровой ситуации (игра - путешествие)

Предварительная работа:

Совместная с детьми деятельность

  • наблюдения на прогулке за почвой, песком;

  • рассматривание камней;

  • экскурсия в парковую зону;

  • раскопка земли (нахождение в земле дождевого червя)

  • разучивание хоровода « Земелюшка - чернозём», « Танец с колосьями»

  • труд в уголке природы и на участке

Самостоятельная деятельность детей:

  • дидактические игры;

  • проведение опытов в центре « Любознайка»

  • просмотр книг, иллюстраций о Земле и ее обитателях.

Ход НОД

Ритуал начала НОД « Комплименты»

Стоя в кругу, берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что - то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит:

«Спасибо, мне очень приятно! « Затем он произносит комплимент своему соседу.

Воспитатель вносит в группу конверт с диском для детей и читает письмо: « Посмотреть запись ровно в 09.00. Дети обратите внимание на часы, они показывают, что нам пришло время посмотреть диск.

Дети смотрят презентацию о земле.

Воспитатель: что за слайды мы с вами рассмотрели? О чём они? (ответы детей). Ребята, сегодня мы с вами поговорим о земле. О той самой, по которой мы ходим каждый день. Ещё её называют почвой. Какая земля у нас под ногами - твёрдая или мягкая?

Ответы детей (твёрдая, крепкая, надёжная).

Воспитатель: Почему земля разная? Что же делает землю такой твёрдой? Почему могут на ней расти растения? Как же нам, найти ответы на все эти вопросы?

(Предложения детей). Может быть, мы отправимся с вами в путешествие?

Воспитатель: Хорошо отправляемся в путешествие в подземное царство, где находится лаборатория по проведению опытов. Путь туда предстоит пройти нелегкий, через туннель. Пойдёт со мной тот, кто ответит на мои вопросы. Но вот проблема, вопросов у меня в два раза меньше, чем вас. Как быть? (Рассуждения детей) Каждый ответивший, возьмёт с собой друга.

Встаньте в круг. По кругу будет передаваться камешек. Отвечает на вопрос тот, у кого на слово «Стоп» камешек окажется в руках. Каждый ответивший, возьмёт с собой друга и подойдет к туннелю, будет там ждать остальных.

Игра «Ответь на вопрос и найди парочку»

  • Как называется планета, на которой мы живём?

  • Какой сказочный герой работает под землёй?

  • Как называют людей, которые ищут полезные ископаемые?

  • Мышь-полевка, медведка, ласточка, дождевой червь. Кто из них является лишним.

  • О чем эта загадка:

И топчут её, и режут её,

Она не серчает, добром отвечает.

  • Камни, цветы, песок, глина, деревья - что из перечисленных относится к живой природе?

  • Как называются люди, которые занимаются исследованием, изучением чего-либо (ученые)

  • Назовите пословицу о Земле? (дети называют пословицу)

Воспитатель: Вот наша экспедиция в сборе и мы отправляемся в путешествие. Для этого я предлагаю надеть шапочки магистров и сказать волшебные слова.

Чтобы узнать строение Земли

Чтобы вглубь её войти.

Вам опыты помогут в этом.

В пещере все найдём ответы.

Как попасть в пещеру нам,

глобус здесь поможет вам.

Глобус должен покрутиться

Чтобы нам в недра земли спуститься.

Воспитатель: Под землёй темнота и мрак, волшебный фонарик поможет так: Включаем фонарик и идём в лабораторию.

Ну, вот мы и пришли.

Воспитатель:

Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием, уважительно относиться друг к другу и т.д.).

Воспитатель: Учёные часто советуются друг с другом и обсуждают свои исследования. Поэтому сначала вы будете работать парами, договариваться о том, что будете делать и помогать друг другу. На каждом столе лежат предметы для исследования. Выводы после проведения исследования вы будите делать, используя схемы, которые лежат у вас на столах.

Свои исследования, мы начнём с изучения песка.

Исследования песка

Воспитатель: Рассмотрите его внимательно при помощи лупы. Из чего состоит песок?

Дети. (Из песчинок).

Воспитатель: Похожи ли песчин­ки друг на друга? Какие они?

Возьмите песок пальцами и насыпьте в мисочку. Хорошо ли он сыплется?

Какой песок?

Дети. (Сыпучий.)

Воспитатель. А теперь возьмите трубочки и акку­ратно подуйте на песок, что получилось? Песчинки пе­редвигаются, потому что они лежат отдельно друг от друга. А что будет, если в песок налить немного воды? Как вы думаете?

(Ответы детей и проведение опыта.)

Куда девалась вода? Можно ли сказать, что мокрый пе­сок сыпучий?

Дети. (Впиталась. Нет, сыпучий только сухой).

Воспитатель. Ребята, как вы думаете какого песка легче делать постройки - из мокрого или сухого? А кто из вас знает, как называются места на нашей пла­нете, где очень много песка в одном месте? Там очень жарко, растений мало. Чаще всего там растут кактусы, колючие растения, живут ящерицы, черепахи, тушкан­чики, верблюды. Такие места называются песчаными пустынями.

(Дети рассматривают иллюстрацию пустыни.)

По песку тяжело передвигаться - ноги утопают, песок забивается в обувь

Воспитатель: Ребята, изучив песок, что можно сказать о нём? (Ответы детей)

Вы­вод: «Песок состоит из множества маленьких песчинок, как правило, разных. Песок (сухой) сыпучий, поэтому ветер легко может передвигать песчинки. Если его намочить, пес­чинки склеиваются, прилипают к рукам и друг к другу».

Воспитатель: Молодцы ребята, замечательно справились с заданием. Я приглашаю вас снова в круг. Деление на компании по 8 человек с помощью игры «Назови слово». Дети, стоя в кругу, называют по очереди слова: камень, глина.

Воспитатель: У нас получилось 2 компании, каждая из вас будет исследовать то, что называли. Возьмите, пожалуйста, со стола необходимое для вашего исследования оборудование и материалы. Исследования будем проводить, пользуясь схемами, которые находятся у каждого на столах. Прежде, чем приступить к исследованию нужно в каждой компании выбрать капитана - ответственного за проведение исследования, он же будет сообщать о результатах исследования.

Исследование детьми глины, камней.

Воспитатель наблюдает за ходом исследования, помогает детям.

Воспитатель (после проведения детьми исследования). Ребята, я вижу, все закончили свои опыты и готовы рассказать об их результатах. Это сделает ваш капитан

Капитан, используя схемы, делают выводы о проведенном опыте.

Комментарии воспитателя:

Исследование глины

Вывод: «Глина со­стоит из множества мельчайших частичек. Когда глина сухая, она крепкая, твердая, но если ее намочить, она ста­новится мягкой, пластичной. Из глины лепят посуду (дети рассматривают дымковские, филимоновские игрушки из глины). Ее используют в строительстве».

Воспитатель. Давайте вспомним, что после дождя по глине тяжело ходить: она прилипает к обуви, на глиняной дорожке легко поскользнуться. Еще в древние времена люди узнали об этом свойстве глины и научились лепить из нее посуду. Посуду обжигали на огне, и она становилась твердой и не пропускала воду.

Исследование камней

Вывод: «Камни твердые, крепкие. Они "живут" на земле, под землей, в земле, на дне морей, озер, рек, в вулканах. Камни бывают очень разными по цвету и форме. Если их намо­чить, они меняют цвет, становятся ярче, загадочнее, но не делаются мягче».

Воспитатель. Кто знает, где «живут» камушки?

Дети. (В горах, в море, в реке, в озере в пещерах и т. п.)

Воспитатель. Кто из вас видел камни, и где это было?

Воспитатель. Ребята, предлагаю вам встать в круг и немного отдохнуть

Физминутка: «Земелюшка - чернозём» (Хоровод)

«Земелюшка - чернозем». Русская народная песня

1.Земелюшка - чернозем. (2 раза) - Дети идут по кругу, взявшись за руки

Чернозем, чернозем. - Стоя на месте, руки на поясе, 2 раза по 3 притопа с каждой

Земелюшка - чернозем. ноги и поворот вокруг себя.

2.Тут березка выросла. (2раза). - Идут в центр круга, затем обратно.

Выросла, выросла, -То же.

Тут березка выросла.

3.На березке листочки (2 раза) - Поднимают руки вверх и помахивают кистями рук.

Листочки, листочки, - То же.

На березке листочки.

4.Под березкой травонька (2 раза) - Наклонившись, покачивают кистями рук.

Травонька, травонька, - То же.

Под березкой травонька.

5.Земелюшка - чернозем. (2 раза) - Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Чернозем, чернозем. - Стоя на месте, хлопают в ладоши

Земелюшка - чернозем.

Воспитатель: Ребята, возвращаемся на свои рабочие места и продолжаем опыты.

Исследование почвы.

Воспитатель. Возьмите оставшуюся мисочку. Что в ней? Здесь находится особая земля - почва. Рассмотри­те ее внимательно, исследуйте, из чего она состоит.

Дети. (В ней есть частички темного цвета, сухие листочки, веточки, песчинки, камешки и т. д.)

Воспитатель. Почва образуется из опавших листьев и веточек, погибших животных, камешков, пес­чинок. В ней находится «еда» для растений. Чем больше такой «еды», тем лучше чувствуют себя растения. Налей­те в мисочку немного воды. Что произошло?

Дети. (Вода впи­талась, почва стала влажной.)

Воспитатель. Вспомните, как мы поли­ваем почву в горшках для комнатных растений, на клум­бе. Куда при этом девается вода?

Дети. (Она уходит в почву, и растение может «напиться».)

Воспитатель. А кто живет в почве?

(Дети перечисляют, воспитатель показывает изображе­ния крота, дождевого червя и т. п.)

Воспитатель делает вместе с детьми вывод: «По­чва - это "живая" земля. Без нее не могут жить расте­ния. В почве обитает много разных животных. Она состо­ит из кусочков глины, песчинок, камешков, корней и дру­гих остатков растений».

Воспитатель. Мы с вами исследовали составные части земли. Назовите их, пожалуйста. (Ответы детей.) У нас под ногами - песок, глина, камни. Самый верхний, самый плодородный слой земли называется почвой.

Воспитатель. Давайте попробуем все содержимое ваших мисочек высыпать на поднос и перемешать. Что получилось?

Дети. (Земля.)

Воспитатель. Все эти части можно обнаружить в земле, у нас под ногами. Люди часто называют землю «кормилицей», «матушкой-землей». Почему? (Ответы детей.) На зем­ле растут деревья, травы, кустарники. Земля - это еще и название нашей планеты.

Давайте скажем «матушке-Земле» несколько добрых слов и пожеланий. И тогда эта обычная земля превратится в волшебную, «живую зем­лю», на которой все оживает. Пусть каждый из вас про­изнесет свое пожелание земле.

Дети говорят добрые сло­ва. В это время поднос накрывается большим лоскутом ткани.

Воспитатель: А теперь давайте поиграем!

Игра: « Откуда эта горсть земли»

Описание игры.

На игровом поле находятся иллюстрации с изображе­ниями разных природных ландшафтов

нашей планеты. Они размещены в виде цветка с шестью лепестками: 1-й лепесток - пустыня, 2-й - лес, 3-й - цветники, 4-й - каменистый берег моря, 5-й - глинистая дорога, 6-й - горы. В комплект игры также входят пакетики с разной землей (песчаной, глинистой, каменистой, плодородной, гумусо­вой почвой).

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, к лепесткам этого цветка при­креплены картинки, на которых изображены разные угол­ки нашей планеты. (Дети рассматривают игровое поле.) Давайте отгадаем, из каких мест взяты «горсти земли» в пакетиках. Дети по очереди берут пакетики и кладут их на тот или иной лепесток. Пакетик, в котором много ка­мешков - на лепесток с изображением гор, пакетик с чер­ной, плодородной землей - на лепесток с изображением цветника и леса, с глиной - на глинистую дорогу, с песча­ной - на лепесток с иллюстрацией пустыни, с морскими камешками - на лепесток с изображением морского бере­га.

Заключительная часть.

Воспитатель. Вам понравилось в моей лаборатории? Что нового и полезного вы узнали? (Ответы детей.) Теперь, мо­жет быть, вы по-другому будете смотреть на то, что у вас под ногами. Когда пойдете на прогулку, посмотрите, какая земля на территории нашего детского сада. А теперь давайте «пообщаемся» с землей. (Берет поднос, накры­тый тканью, и снимает ткань. Оказывается, что в зем­ле выросли молодые побеги овса - во время игры педагог незаметно меняет поднос с землей, которую создали дети, на другой с такой же землей, но уже с проросшими побе­гами.) Смотрите, что произошло с нашей землей после того, как мы сказали ей ласковые слова. Своими добрыми словами и пожеланиями вы оживили землю. Давайте оставим этот поднос в лаборатории и будем наблюдать, что произойдёт с землей и растениями дальше.

Танец «Колосья»

Дети:

Планета любимая - наша Земля

Как близкого друга, мы знаем тебя

И все твои тайны, что скрыты от глаз

Для наших друзей, мы открыли сейчас.

И пусть всех богатств никогда нам не счесть

Мы все обещаем сегодня, здесь.

Что будем любить, и беречь, и хранить

Всё то, что земля нам будет дарить.

(Воспитатель с детьми по туннелю возвращается в группу)

Рефлексия.


  • Что было Вам легко, а что было трудно.

  • Что вам больше всего понравилось?

  • Хотели бы вы ещё попасть в эту лабораторию?

Список литературы:

1 Рыжова Н. А. Блок занятий « Песок, глина, камни»

2. Николаева с. Н. Методика экологического воспитания в детском саду

3. Земелюшка- чернозем русская народная песня

4 Песня « Как земля прекрасна» музыка Б. Фиготина, слова Ф. Лаубе

5. Иллюстрации к фильму - интернет- ресурсы.

© 2010-2022