- Преподавателю
- Дошкольное образование
- ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Организация работы с одарёнными детьми в ДОУ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Организация работы с одарёнными детьми в ДОУ
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Углова О.М. |
Дата | 09.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Принято Утверждено приказом № 129
на заседании педагогического совета от 06.09.2013
Протокол № 1 от 26.08.2013 заведующий МАДОУ
детского сада «Родничок»
________О.А. Индюкова
Проект программы
«Гений с пеленок»
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей «Родничок»
на 2013-2016 гг.
г.Хабаровск
2013
Содержание.
Пояснительная записка……………………………………………………………………3
1.1.Концептуальные подходы проекта….………………………………………………………...………6
1.2.Цель и задачи реализации проекта………….…………..………….8
1.3.Планируемые результаты освоения проекта…..………………………………………………………………..9
2. Основное содержание проекта……………………………………….10
2.1.Этапы реализации проекта...………………... ………………….….10
2.2. Формы работы с детьми …………………………………………..16
2.3. Планирование образовательных отношений…………………………………………………………...….17
3. Список использованной литературы……………………………….31
1. Пояснительная записка
Проект программы «Гений с пеленок» разработан творческой группой педагогов МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» в составе: Кшевицкая Н.В., старший воспитатель, Сысоева М.В., педагог-психолог, Углова О.М., воспитатель.
В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», « Концепции модернизации образования до 2010 года», Президентская инициатива «Наша новая школа». Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и первых педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.
Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.
Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.
Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений говорят о том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделяется кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Проект «Гений с пеленок» направлен на создание условий интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям - развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности
Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с высокоинтеллектуальным развитием в нашем дошкольном учреждении.
Проект по развитию одаренных детей средней группы разработан в соответствии с ООП муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Родничок», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Проект обеспечивает интеллектуальное развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям - развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности.
Используются парциальные программы:
1. Авторская программа «Клуб интеллектуалов» развитие логико-математических способностей одаренных (талантливых) детей посредством развивающих игр
2. Авторская программа «Пытливый поисковичок» развитие поисково - исследовательской деятельности детей через игры - эксперименты
Реализуемый проект строится на принципе личностно-ориентированного, деятельностного и практикоориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ, ст. 43, 72.
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон РФ «Об образовании».
•Федеральная целевая программа "Одаренные дети", в рамках президентской программы "Дети России", утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
• СанПиН 2.4.1.3049-13
• Устав ДОУ.
• ФГОС ДО
1.1.Концептуальные подходы к построению проекта
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Виды одаренности
Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:
-
Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.
-
Степень сформированности.
-
Форма проявлений.
-
Широта проявлений в различных видах деятельности.
-
Особенности возрастного развития.
-
По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:
-
Общие интеллектуальные способности;
-
Конкретные академические способности;
-
Творческое или продуктивное мышление;
-
Лидерские способности;
-
Художественные и исполнительские искусства;
-
Психомоторные способности
По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:
-
Теоретическая (для детей-познавательная);
-
Практическая;
-
Художественно-эстетическая;
-
Коммуникативная;
-
Духовно-личностная.
2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:
-
актуальную одаренность;
-
потенциальную одаренность.
3.По критерию «Формам проявления»
-
явная
-
скрытая
4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»
-
общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)
-
специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности(музыка, живопись, спорт и т.д)
5. По критерию «Особенности возрастного развития»
-
ранняя
-
поздняя
1.2. Цели и задачи реализации проекта
Цель: Создание эффективной системы выявления и развития способностей одаренных (талантливых) детей в ДОУ, на ранних ступенях развития, способствующей реализации их потенциальных возможностей.
Задачи.
-
Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
-
Создать банк одаренных детей.
-
Выявить и поддержать детей с предпосылками одаренности.
-
Повысить компетентность воспитателей, родителей и других взрослых по вопросам сопровождения и развития одаренных (талантливых) детей.
1.3. Планируемые результаты освоения проекта
-
Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.
-
Создание условий для самореализации одаренных с интеллектуальными способностями.
-
Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.
-
Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
-
Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях .
-
Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
-
Пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.
-
Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс воспитания и развитие одаренных детей.
-
Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.
2. Основное содержание проекта
Так как наш детский сад осуществляет работу по познавательно-речевому развитию, нами было выбрано интеллектуальное направление одаренности и была создана экспериментальные группа «Одаренный ребенок» № 11 (средняя группа, пятый год жизни). Экспериментальная группа работает на основе базовой программы Школа 2010 под ред. О.В.Чиндиловой, авторских программ педагогов МАДОУ.
2.1.Этапы реализации проекта:
1 этап: Подготовительный (организационный) этап (1 год):
Цель: Изучить, систематизировать теоретический материал и подобрать диагностический инструментарий по проблеме одаренности детей
-
Подбор накопление, изучение психолого-педагогической, методической литературы по работе с одарёнными детьми.
-
Изучение современных технологий, методов, приёмов работы с одарёнными детьми.
-
Подбор диагностического инструментария. (психолог)
-
Разработка (подбор) методических, психолого-педагогических материалов (ст. воспитатель).
-
Обеспечение материально-технической базы (заведующий).
-
Организация информационных выставок по вопросам одаренности (ст. воспитатель, психолог)
Работа с педагогами
-
Проведение консультаций с педагогами по вопросам одаренности:
-
«Типология одаренности»
-
«Структура и признаки одаренности»
-
«Социально-психологические трудности одаренных детей»
-
«Проблема одаренности в современной педагогике»
-
«Современные подходы к вопросам одаренных детей»
-
Проведение семинаров по темам:
-
«Понятие одарённости в педагогике и психологии»;
-
«Специфика работы с одарёнными детьми»;
-
«Формы и методы работы с одаренными детьми»;
-
«Особенности содержания образовательных программ способствующих развитию интеллектуальных способностей детей»;
-
«Роль семьи в выявлении и развитии одарённых детей».
-
«Изучение, обобщение и распространение психолого-педагогического опыта».
Работа с родителями:
Подготовка консультативных материалов для родителей об одаренных детях и их воспитании:
-
«Одаренность в дошкольном возрасте»
-
«Как воспитать одаренного ребенка?»
-
«Как родителям вести себя с одаренным ребенком»
-
«Как не надо родителям вести себя с одаренным ребенком»
-
Составить картотеку игр и занятий для родительского всеобуча «Талантам надо помогать»:
-
«Составь рассказ от имени другого персонажа»
-
«Сколько значений у предмета»
-
«Придумай животное с заданными свойствами»
-
«Пять точек»
-
«Фруктово-овощная геометрия»
-
«Изобрази и узнай»
-
«Почемучка» и др.
2 этап: Исследовательско-диагностический, развивающий (2 год)
Цель: Распознать одаренных детей, и начать работу по развитию их задатков и способностей. Обеспечить психолого - педагогическую подготовку родителей, необходимую для успешного стимулирования и развития потенциальных возможностей одаренного (талантливого) ребенка
Работа с детьми: Выявление одаренных детей-задача достаточно трудная для педагога, педагога-психолога. Трудности связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все в одинаковой степени.
Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослым деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Поэтому работа по выявлению одаренности у воспитанников должна отвечать следующим требованиям:
-ступенчатости;
-разнообразие методов - важно использовать множество источников информации;
-динамичности-необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.
Выделяются следующие этапы:
-
номинация (называние) имен « кандидатов в одаренные. На заседаниях ПМПк педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников возможно обладает признаками одаренности;
-
выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности. Организуется целенаправленное изучение особенностей их в деятельности ;
-
изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его необычайных способностях с помощью анкет, бесед ;
-
оценка особенностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами;
-
включение детей в специальные игровые и проблемно-ориентированные занятия;
-
оценка работ, продуктов деятельности ребенка, прежде всего результатов творчества;
-
психологическое тестирование.
Основной диагностический инструментарий:
Методы и методики диагностики одаренности использованы:
«Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.
Педагогическая диагностика одаренности дошкольника
1. Карта наблюдений за деятельностью детей (по М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.
2. Анкета для родителей (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной)
Цель: изучить проявления одаренности
3. Опросник для родителей (Е.С. Белова)
Цель: изучить индивидуальную структуру одаренности на основе фактов ее проявлений.
Психологическая диагностика одаренности дошкольника
1. Методика «Изобретатель» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способность к созданию оригинальных идей.
2. Методика «Выведение следствий» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: изучить способности к воображению и словесно-логическому мышлению.
3. Методика «Незаконченные рисунки» (вариант методики М.В. Ильиной)
Цель: выявить способность к воссоздающему воображению и целостному восприятию.
4. Методика «Найди ошибку» (адаптированный вариант методики Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой)
Цель: выявить способность к сознательному регулируемому восприятию.
5. Методика «Посмотри и запомни» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к произвольному запоминанию и воспроизведению информации с использованием приема смысловых связей на основе зрительной памяти.
6. Методика «Значение слов» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность объяснять значение слов.
7. Методика «Составь предложение» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность к установлению синтаксических связей в предложении.
8. Методика «Назови слова» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: изучить способность оперативно переводить слова из пассивного словаря в активный словарь.
9. Методика «Четвертый лишний» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)
Цель: выявить способность обобщать, дифференцировать объекты по различным признакам и свойствам, обосновывать свой вариант решения задачи.
По итогам проведенной диагностики определяем индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, которая показывает, в какой сфере ребенок более успешен, а в какой не успел себя проявить.
Это дает возможность разработать индивидуальное содержание развития задатков ребенка, которое реализуется через психолого - педагогические технологии, через рекомендации педагогам, родителям.
Одной из важных задач деятельности нашего коллектива является также разработка авторских образовательных программ педагогами ДОУ, развивающих не столько одаренность, сколько в целом личность ребенка - носителя этой одаренности. Считаем, что все дети от природы одаренные, поэтому уже с 3-х лет стараемся выявить задатки одаренности каждого малыша, создавая условия для их проявления, разрабатывая методики диагностики.
Работа с педагогами:
-
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
-
анкетирование и тестирование педагогов с целью получения первичной информации об одарённых детях, уровне готовности педагогов к работе с ними;
-
изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных детей
-
разработка практических рекомендаций по организации воспитательно-образовательного процесса для индивидуального развития одаренных детей.
-
отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, ознакомление с ними педагогов.
-
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, плановое проведение разнообразных познавательно-развивающих, творческих мероприятий;
-
создание программ дополнительного образования для организации системной деятельности в работе с одаренными детьми.
-
апробация педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
-
апробация индивидуальных авторских программ работы с одарёнными детьми (индивидуальный маршрут обучения);
-
психолого-педагогическая, методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
-
поэтапное отслеживание результативности (промежуточная диагностика, сравнительный анализ), коррекция;
-
формирование банка психолого-педагогического опыта по работе с одаренными детьми.
-
обновление банка данных «Одаренные дети», методических материалов, диагностических методик;
-
психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Работа с родителями
-
Первичная диагностика одаренных детей посредством родительского наблюдения за детьми
-
анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об одарённых детях.
-
Анкетирование родителей одаренных детей, выявление проблем в их воспитании.
Прогностический этап определяет:
-
сроки реализации Проекта (3 года);
-
сроки реализации каждого этапа (1 год);
-
прогнозируемые результаты;
-
критерии оценивания результатов по этапам работы
3 этап: Аналитико-рефлексивный включает:
-
Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.
-
Динамику интеллектуального и личностного развития детей с предпосылками одаренности.
-
Анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными детьми. Обобщение лучшего педагогического опыта.
-
Обобщение полученных результатов, их соответствие поставленным целям и задачам.
-
Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения, разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
-
Корректировка индивидуальных учебных программ.
-
Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации Проекта в целом.
2.2. Формы работы с детьми
-
Современная игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.
-
Самостоятельная творческая деятельность детей, где они выбирают привлекающие их виды работы для реализации своих замыслов.
Проект предусматривает обучение одаренных детей:
-
В обычной группе (вместе со всеми детьми, индивидуальная работа, работа в микро-группах, в парах)
-
обучение по индивидуальным планам (программам);
-
обучение совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).
2.3.Планирование образовательных отношений
Тематическое планирование образовательной деятельности «Клуб интеллектуалов»
Месяц
Задачи
Развивающая среда
Информационно-методическое обеспечение
Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми
Сентябрь
Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4 лет; корректировка содержания программы.
Диагностика познавательного развития
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий
Октябрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классифика-ция, обобщение; форми-рование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.
Блоки Дьенеша;
Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формирова-ние представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина «Сложи узор»; Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструктив-ных умений и навыков; закрепление представле-ний о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича:
«Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Ноябрь
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознако-мление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных пред-ставлений и ориенти-ровки в пространстве; знакомство со свойства-ми - прозрачность и гибкость.
Игры Воскобовича:
«Прозрачный квадрат»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;
Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознаком-ление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами - прозрачность и гибкость.
Игры Воскобовича:
«Прозрачный квадрат»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;
Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; формиро-вание конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина:
«Хамелеон»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Головоломки «Листик»,
«Головоломка Пифагора»;
Смоленцева А.А. и др. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство -пресс», 2003 г.
Декабрь
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.
Блоки Дьенеша;
Математика от 3 до 7.
Учебно-методическое посо-бие для воспитателей детских садов/-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольни-ков СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматема-тические игры для детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера;
Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространствен-ного мышления и творческого воображе-ния; развитие умений сравнивать, анализиро-вать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Игры Воскобовича:
«Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Т.М. Бондаренко «Развиваю-щие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.
Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.
Игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;
Т.М. Бондаренко «Развива-ющие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.
Январь
Развитие познавательных процессов; развитие мел-кой моторики; знаком-ство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формиро- 1как вития)вание умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами.
Игры Воскобовича:
«Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».
Методическое пособие.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирова-ние умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами.
Игры Воскобовича: «Ларчик»;
Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие.
Февраль
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, срав-нение, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространствен-ную ориентировку.
Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».
Игры Воскобовича: «Чудокрестики»;Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знаком-ство со свойствами - «прозрачность» и «гибкость».
Игры Воскобовича: «Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Март
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструк-тивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича: «Геоконт»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способ-ностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.
Игры Воскобовича:«Геоконт»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; закрепление представлений о цвете и форме.
Игры Никитина «Сложи узор»;
Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.
Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Лабиринты; Дидактическая игра «Лабиринты».
Апрель
Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.
Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.
Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.
«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.
Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы
Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»
Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; развитие конструктивных способ-ностей; развитие смекал-ки, сообразительности.
Игры Никитина:
«Уголки»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г..
Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.
Игры Воскобовича: «Игровизор»;
Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;
Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.
Май
Выявление конечного уровня развития познавательных процес-сов у детей, анализ деятельности за год.
Диагностика
Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий
Тематическое планирование образовательной деятельной деятельности «Пытливый посковичок»
Направления поисково исследовательской деятельности деятельности
Темы деятельности
Методы и приемы взаимодействия с детьми
Месяц
Задачи
Экспериментирование с песком, глиной
«Волшеный материал»,
«Почему песок так хорошо сыплется?»,
Наблюдение
Длительное наблюдение
Совместная деятельность взрослого и детей индивидуальная и групповая формы работы
Сентябрь-ноябрь
Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства
Экспериментирование с водой
«Узнаем, какая вода», « Изготовление цветных льдинок»
«Играем красками», «Вкусная вода»,
«Разноцветная вода»
индивидуальная и групповая формы работы, беседа, практическая деятельность совместная деятельность взрослого и детей
Июль-август. декабрь
Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды(интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных, человека
Экспериментирование с воздухом
«Танец горошин»,
«Поиск воздуха»,
«Пузырьки-спасатели»,
«Морской бой»
Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность
Декабрь-февраль
Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым, пары ядовитых веществ и т.д.)
Наблюдения за жизнью растений
«Что любят растения?»,
«Где живут зернышки?», «Соревнование», «На свету, в темноте»,
«В тепле, в холоде»
Беседа, групповая форма работы, практическая деятельность, длительное наблюдение, наблюдение
сентябрь-май
Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения Дать возможность сравнить живой и неживой предметы для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие
Экспериментирование со светом
«Солнечные зайчики», «радужные блики»,
«Раскрасим радугу», «Волшебная кисточка»
Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, беседа, практическая деятельность
Октябрь, апрель
Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представления о разнообразии природных и рукотворных источников света ( солнце, луна, светлячок, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности.
Экспериментирование с предметами
«Секрет сосновой шишки»,
«Мыло-фокусник»,
«Волшебные зеркала»,
«Чудесные спички»,
«Угадай-ка»,
«Волшебная рукавичка»
Практическая деятельность,
Беседа, индивидуальная и групповая формы работы, Наблюдение,
Совместная деятельность взрослого и детей
Сентябрь,
Декабрь, Март
Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Спобствовать определению материала, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань, бумага. Развивать умение определять признаки и свойства этих материалов
Список литературы
-
Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.
-
. "Одаренные дети в детском саду и в школе" А.И.Савенков. 2000 г. Москва.
-
«Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.
-
Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.
-
Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.
-
Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт - Петербург, 2003.
-
Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт - Петербург, 2003.
-
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт - Петербург, «Детство - Пресс», 2003.
-
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство - Пресс», 2004.
-
Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.
-
Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.
-
Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.
-
Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997
-
Сикорук Л.Л. Физика для малышей.М., 1983
32