ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Организация работы с одарёнными детьми в ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Принято Утверждено приказом № 129

на заседании педагогического совета от 06.09.2013

Протокол № 1 от 26.08.2013 заведующий МАДОУ

детского сада «Родничок»

________О.А. Индюкова











Проект программы

«Гений с пеленок»



муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

детского сада общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому развитию детей «Родничок»

на 2013-2016 гг.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ: Организация работы с одарёнными детьми в ДОУ



г.Хабаровск

2013

Содержание.

Пояснительная записка……………………………………………………………………3


1.1.Концептуальные подходы проекта….………………………………………………………...………6


1.2.Цель и задачи реализации проекта………….…………..………….8


1.3.Планируемые результаты освоения проекта…..………………………………………………………………..9


2. Основное содержание проекта……………………………………….10


2.1.Этапы реализации проекта...………………... ………………….….10


2.2. Формы работы с детьми …………………………………………..16


2.3. Планирование образовательных отношений…………………………………………………………...….17


3. Список использованной литературы……………………………….31





























1. Пояснительная записка

Проект программы «Гений с пеленок» разработан творческой группой педагогов МАДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» в составе: Кшевицкая Н.В., старший воспитатель, Сысоева М.В., педагог-психолог, Углова О.М., воспитатель.

В условиях, происходящих в нашей стране социально-экономических изменений потребность общества в формировании творческой личности, способной сыграть активную роль в социально-экономическом и духовном возрождении России, востребована как никогда прежде. Этим обусловлен социальный заказ общества на развитие творчески одаренных личностей, который в нашей стране получил отражение, в частности, в президентской программе «Дети России», включающей раздел «Одаренные дети», «Национальной доктрине образования РФ», « Концепции модернизации образования до 2010 года», Президентская инициатива «Наша новая школа». Во всех этих документах развитие способностей, одаренности личности ставится в качестве одной из приоритетных задач. Исследователями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития интеллектуальных способностей, чем дошкольное детство трудно представить. Мы все приходим в этот мир примерно с одинаковыми возможностями и способностями, только одни из нас используют свои задатки, а другие - нет. Задача родителей и первых педагогов - воспитателей дошкольных учреждений, как раз и заключается в том, чтобы помочь реализовать заложенные в малышах таланты.

Одаренность, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Одаренный ребенок стремится к самоутверждению, желает преуспеть в развитии своего дарования. Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка.

Практика работы дошкольных учреждений показывает, что воспитатели в непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками стараются, прежде всего, добиться хороших показателей усвоения каждым ребенком общеобразовательной программы. Поэтому чаще делают упор на индивидуальную работу с отстающим детьми, а дети с хорошим интеллектуальным потенциалом не получают должного развития. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников.

Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Ведь именно на этих детей будет опираться наука. Однако существуют проблемы диагностики и развития талантливых детей на всех этапах обучения. Интерес к одаренности в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно одаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.

Однако деятельность по выявлению и развитию детской одаренности в масштабе дошкольного учреждения невозможна без научно-обоснованного управления этим процессом. Теоретический анализ проблемы и реальная практика дошкольных учреждений говорят о том, что отсутствие системы развития детской одаренности внутри детского сада отрицательно сказывается на эффективности деятельности с одаренными дошкольниками. Другая проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методик. Кроме того, выделяется кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.

Проект «Гений с пеленок» направлен на создание условий интеллектуального развития детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям - развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности

Новизна проекта Создание системы выявления, развития и поддержки одаренных детей с высокоинтеллектуальным развитием в нашем дошкольном учреждении.

Проект по развитию одаренных детей средней группы разработан в соответствии с ООП муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Родничок», в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Проект обеспечивает интеллектуальное развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учётом их индивидуальных особенностей по основным направлениям - развитие логико-математических способностей и познавательно-исследовательской деятельности.

Используются парциальные программы:

1. Авторская программа «Клуб интеллектуалов» развитие логико-математических способностей одаренных (талантливых) детей посредством развивающих игр

2. Авторская программа «Пытливый поисковичок» развитие поисково - исследовательской деятельности детей через игры - эксперименты



Реализуемый проект строится на принципе личностно-ориентированного, деятельностного и практикоориентированного характера взаимодействия взрослого с детьми. Данный проект разработан в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

• Закон РФ «Об образовании».

•Федеральная целевая программа "Одаренные дети", в рамках президентской программы "Дети России", утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ДОУ.

• ФГОС ДО





















1.1.Концептуальные подходы к построению проекта


Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Виды одаренности

Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

  • Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

  • Степень сформированности.

  • Форма проявлений.

  • Широта проявлений в различных видах деятельности.

  • Особенности возрастного развития.

  1. По критерию «Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить в ее структуре:

  • Общие интеллектуальные способности;

  • Конкретные академические способности;

  • Творческое или продуктивное мышление;

  • Лидерские способности;

  • Художественные и исполнительские искусства;

  • Психомоторные способности

По основанию «виды деятельности» можно выделить следующие типы одаренности:

  • Теоретическая (для детей-познавательная);

  • Практическая;

  • Художественно-эстетическая;

  • Коммуникативная;

  • Духовно-личностная.

2.По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать:

  • актуальную одаренность;

  • потенциальную одаренность.

3.По критерию «Формам проявления»

  • явная

  • скрытая

4.По критерию «Широта проявлений в разных видах деятельности»

  • общая (проявляется в разных видах деятельности общей, являясь основой их продуктивности.)

  • специальная (проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности(музыка, живопись, спорт и т.д)

5. По критерию «Особенности возрастного развития»

  • ранняя

  • поздняя




















1.2. Цели и задачи реализации проекта

Цель: Создание эффективной системы выявления и развития способностей одаренных (талантливых) детей в ДОУ, на ранних ступенях развития, способствующей реализации их потенциальных возможностей.

Задачи.

  1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

  2. Создать банк одаренных детей.

  3. Выявить и поддержать детей с предпосылками одаренности.

  4. Повысить компетентность воспитателей, родителей и других взрослых по вопросам сопровождения и развития одаренных (талантливых) детей.





































1.3. Планируемые результаты освоения проекта



  1. Создание банка данных детей с предпосылками интеллектуальной одаренности.

  2. Создание условий для самореализации одаренных с интеллектуальными способностями.

  3. Создание системы выявления и поддержки одаренных детей.

  4. Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.

  5. Участие воспитанников в конкурсах, фестивалях .

  6. Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.

  7. Пропаганда и распространение психолого-педагогического опыта работы с одарёнными детьми.

  8. Внедрение инновационных педагогических технологий в процесс воспитания и развитие одаренных детей.

  9. Активизация участия родителей в работе с одаренными детьми.

































2. Основное содержание проекта

Так как наш детский сад осуществляет работу по познавательно-речевому развитию, нами было выбрано интеллектуальное направление одаренности и была создана экспериментальные группа «Одаренный ребенок» № 11 (средняя группа, пятый год жизни). Экспериментальная группа работает на основе базовой программы Школа 2010 под ред. О.В.Чиндиловой, авторских программ педагогов МАДОУ.

2.1.Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный (организационный) этап (1 год):

Цель: Изучить, систематизировать теоретический материал и подобрать диагностический инструментарий по проблеме одаренности детей

  • Подбор накопление, изучение психолого-педагогической, методической литературы по работе с одарёнными детьми.

  • Изучение современных технологий, методов, приёмов работы с одарёнными детьми.

  • Подбор диагностического инструментария. (психолог)

  • Разработка (подбор) методических, психолого-педагогических материалов (ст. воспитатель).

  • Обеспечение материально-технической базы (заведующий).

  • Организация информационных выставок по вопросам одаренности (ст. воспитатель, психолог)

Работа с педагогами

  • Проведение консультаций с педагогами по вопросам одаренности:

  • «Типология одаренности»

  • «Структура и признаки одаренности»

  • «Социально-психологические трудности одаренных детей»

  • «Проблема одаренности в современной педагогике»

  • «Современные подходы к вопросам одаренных детей»

  • Проведение семинаров по темам:

  • «Понятие одарённости в педагогике и психологии»;

  • «Специфика работы с одарёнными детьми»;

  • «Формы и методы работы с одаренными детьми»;

  • «Особенности содержания образовательных программ способствующих развитию интеллектуальных способностей детей»;

  • «Роль семьи в выявлении и развитии одарённых детей».

  • «Изучение, обобщение и распространение психолого-педагогического опыта».

Работа с родителями:

Подготовка консультативных материалов для родителей об одаренных детях и их воспитании:

  • «Одаренность в дошкольном возрасте»

  • «Как воспитать одаренного ребенка?»

  • «Как родителям вести себя с одаренным ребенком»

  • «Как не надо родителям вести себя с одаренным ребенком»

  • Составить картотеку игр и занятий для родительского всеобуча «Талантам надо помогать»:

  • «Составь рассказ от имени другого персонажа»

  • «Сколько значений у предмета»

  • «Придумай животное с заданными свойствами»

  • «Пять точек»

  • «Фруктово-овощная геометрия»

  • «Изобрази и узнай»

  • «Почемучка» и др.


2 этап: Исследовательско-диагностический, развивающий (2 год)

Цель: Распознать одаренных детей, и начать работу по развитию их задатков и способностей. Обеспечить психолого - педагогическую подготовку родителей, необходимую для успешного стимулирования и развития потенциальных возможностей одаренного (талантливого) ребенка

Работа с детьми: Выявление одаренных детей-задача достаточно трудная для педагога, педагога-психолога. Трудности связаны с тем, что в дошкольном возрасте признаки одаренности могут проявляться эпизодически, не все в одинаковой степени.

Необходимо учитывать, что одаренность часто проявляется не в достижениях, которые ребенок делает в специально организованной взрослым деятельности, а в деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Поэтому работа по выявлению одаренности у воспитанников должна отвечать следующим требованиям:

-ступенчатости;

-разнообразие методов - важно использовать множество источников информации;

-динамичности-необходимо анализировать процесс развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени.

Выделяются следующие этапы:

  • номинация (называние) имен « кандидатов в одаренные. На заседаниях ПМПк педагоги обсуждают свои педагогические наблюдения и определяют, кто из воспитанников возможно обладает признаками одаренности;

  • выявление проявлений одаренности в поведении и разных видах деятельности. Организуется целенаправленное изучение особенностей их в деятельности ;

  • изучение условий и истории развития ребенка в семье, его интересов, увлечений, сведения о семье, о раннем развитии ребенка, о его необычайных способностях с помощью анкет, бесед ;

  • оценка особенностей развития ребенка педагогами и родителями как экспертами;

  • включение детей в специальные игровые и проблемно-ориентированные занятия;

  • оценка работ, продуктов деятельности ребенка, прежде всего результатов творчества;

  • психологическое тестирование.

Основной диагностический инструментарий:

Методы и методики диагностики одаренности использованы:

«Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.

Педагогическая диагностика одаренности дошкольника

1. Карта наблюдений за деятельностью детей (по М.В. Ильиной)

Цель: изучить проявления одаренности в разных видах детской деятельности.

2. Анкета для родителей (модифицированный вариант анкеты М.В. Ильиной)

Цель: изучить проявления одаренности

3. Опросник для родителей (Е.С. Белова)

Цель: изучить индивидуальную структуру одаренности на основе фактов ее проявлений.


Психологическая диагностика одаренности дошкольника


1. Методика «Изобретатель» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)

Цель: изучить способность к созданию оригинальных идей.

2. Методика «Выведение следствий» (адаптированный вариант методики М.В. Ильиной)

Цель: изучить способности к воображению и словесно-логическому мышлению.

3. Методика «Незаконченные рисунки» (вариант методики М.В. Ильиной)

Цель: выявить способность к воссоздающему воображению и целостному восприятию.

4. Методика «Найди ошибку» (адаптированный вариант методики Е.М. Торшиловой, Т.В. Морозовой)

Цель: выявить способность к сознательному регулируемому восприятию.

5. Методика «Посмотри и запомни» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)

Цель: выявить способность к произвольному запоминанию и воспроизведению информации с использованием приема смысловых связей на основе зрительной памяти.

6. Методика «Значение слов» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)

Цель: выявить способность объяснять значение слов.


7. Методика «Составь предложение» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)

Цель: выявить способность к установлению синтаксических связей в предложении.


8. Методика «Назови слова» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)

Цель: изучить способность оперативно переводить слова из пассивного словаря в активный словарь.

9. Методика «Четвертый лишний» (адаптированный вариант методики Н.Я. Кушнир)

Цель: выявить способность обобщать, дифференцировать объекты по различным признакам и свойствам, обосновывать свой вариант решения задачи.

По итогам проведенной диагностики определяем индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника, которая показывает, в какой сфере ребенок более успешен, а в какой не успел себя проявить.

Это дает возможность разработать индивидуальное содержание развития задатков ребенка, которое реализуется через психолого - педагогические технологии, через рекомендации педагогам, родителям.

Одной из важных задач деятельности нашего коллектива является также разработка авторских образовательных программ педагогами ДОУ, развивающих не столько одаренность, сколько в целом личность ребенка - носителя этой одаренности. Считаем, что все дети от природы одаренные, поэтому уже с 3-х лет стараемся выявить задатки одаренности каждого малыша, создавая условия для их проявления, разрабатывая методики диагностики.

Работа с педагогами:

  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

  • анкетирование и тестирование педагогов с целью получения первичной информации об одарённых детях, уровне готовности педагогов к работе с ними;

  • изучение способностей и возможностей педагогов управлять процессом развития одаренных детей

  • разработка практических рекомендаций по организации воспитательно-образовательного процесса для индивидуального развития одаренных детей.

  • отбор среди различных систем обучения тех методов, форм и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества, ознакомление с ними педагогов.

  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми, плановое проведение разнообразных познавательно-развивающих, творческих мероприятий;

  • создание программ дополнительного образования для организации системной деятельности в работе с одаренными детьми.

  • апробация педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

  • апробация индивидуальных авторских программ работы с одарёнными детьми (индивидуальный маршрут обучения);

  • психолого-педагогическая, методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

  • поэтапное отслеживание результативности (промежуточная диагностика, сравнительный анализ), коррекция;

  • формирование банка психолого-педагогического опыта по работе с одаренными детьми.

  • обновление банка данных «Одаренные дети», методических материалов, диагностических методик;

  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.


Работа с родителями

  • Первичная диагностика одаренных детей посредством родительского наблюдения за детьми

  • анкетирование родителей с целью получения дополнительной информации об одарённых детях.

  • Анкетирование родителей одаренных детей, выявление проблем в их воспитании.




Прогностический этап определяет:

  • сроки реализации Проекта (3 года);

  • сроки реализации каждого этапа (1 год);

  • прогнозируемые результаты;

  • критерии оценивания результатов по этапам работы

3 этап: Аналитико-рефлексивный включает:

  • Сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей.

  • Динамику интеллектуального и личностного развития детей с предпосылками одаренности.

  • Анализ деятельности педагогов по организации работы с одаренными детьми. Обобщение лучшего педагогического опыта.

  • Обобщение полученных результатов, их соответствие поставленным целям и задачам.

  • Определение проблем, возникших в ходе реализации программы, путей их решения, разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.

  • Корректировка индивидуальных учебных программ.

  • Предложения, рекомендации по дальнейшему совершенствованию данной работы и механизмов совершенствования управленческой деятельности и регулирования процесса реализации Проекта в целом.


2.2. Формы работы с детьми


  1. Современная игровая, экспериментальная деятельность воспитателя и детей, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.

  2. Самостоятельная творческая деятельность детей, где они выбирают привлекающие их виды работы для реализации своих замыслов.

Проект предусматривает обучение одаренных детей:

  • В обычной группе (вместе со всеми детьми, индивидуальная работа, работа в микро-группах, в парах)

  • обучение по индивидуальным планам (программам);

  • обучение совместно с другими одаренными детьми (в малых группах).


































2.3.Планирование образовательных отношений

Тематическое планирование образовательной деятельности «Клуб интеллектуалов»

Месяц

Задачи

Развивающая среда

Информационно-методическое обеспечение

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Сентябрь

Выявление исходного уровня развития познавательных процессов у детей 4 лет; корректировка содержания программы.

Диагностика познавательного развития

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий

Октябрь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классифика-ция, обобщение; форми-рование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.;Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»;

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формирова-ние представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Игры Никитина «Сложи узор»; Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструктив-ных умений и навыков; закрепление представле-ний о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Игры Воскобовича:

«Геоконт»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Ноябрь

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознако-мление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных пред-ставлений и ориенти-ровки в пространстве; знакомство со свойства-ми - прозрачность и гибкость.

Игры Воскобовича:

«Прозрачный квадрат»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познава-тельных и творческих способностей; ознаком-ление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами - прозрачность и гибкость.

Игры Воскобовича:

«Прозрачный квадрат»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

Воскобович В.В. «Нетающие льдинки озера Айс, или «Сказка о прозрачном квадрате». Методическая сказка. 2006 г.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; формиро-вание конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.

Игры Никитина:

«Хамелеон»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Головоломки «Листик»,

«Головоломка Пифагора»;

Смоленцева А.А. и др. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. СПБ: «Детство -пресс», 2003 г.

Декабрь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша;

Математика от 3 до 7.

Учебно-методическое посо-бие для воспитателей детских садов/-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.; Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольни-ков СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г. «Предматема-тические игры для детей дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера;

Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространствен-ного мышления и творческого воображе-ния; развитие умений сравнивать, анализиро-вать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.

Игры Воскобовича:

«Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.; Т.М. Бондаренко «Развиваю-щие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.

Игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат»; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.;

Т.М. Бондаренко «Развива-ющие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В. «Сказка о двухцветном квадрате». Методическая сказка, 2006 г.

Январь

Развитие познавательных процессов; развитие мел-кой моторики; знаком-ство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формиро- 1как вития)вание умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами.

Игры Воскобовича:

«Ларчик»; Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик».

Методическое пособие.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирова-ние умений в измерительной деятельности; ознаком-ление с числами и цифрами.

Игры Воскобовича: «Ларчик»;

Харько Т.Г., Воскобович В.В. «Ларчик». Методическое пособие.

Февраль

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, срав-нение, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространствен-ную ориентировку.

Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.

Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»

Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».

Игры Воскобовича: «Чудокрестики»;Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знаком-ство со свойствами - «прозрачность» и «гибкость».

Игры Воскобовича: «Прозрачная цифра»; Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.; Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Март

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познава-тельных способностей; развитие конструк-тивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Игры Воскобовича: «Геоконт»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способ-ностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формиро-вание представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Игры Воскобовича:«Геоконт»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Игры Никитина «Сложи узор»;

Семенова Н.Г. «Чудокубики» для игры «Сложи узор». Альбом заданий 4-8 лет; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г.

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Лабиринты; Дидактическая игра «Лабиринты».

Апрель

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравне-ние, классификация, обобщение; формиро-вание элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигу-рах, пространственную ориентировку.

Блоки Дьенеша; Математика от 3 до 7. Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов/Авт.-сост. З.А.Михайлова и др. СПб.: «Детство-пресс», 2010 г.;

Носова Е.А., Непомнящая Р.Л.

Логика и математика для дошкольников СПб.: «Детство-пресс», 2004 г.; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»; Б.Б. Финкельштейн «Лепим Нелепицы»; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть»; Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н., Харько Т.Г.

«Предматематические игры для детей младшего дошкольного возраста». Учебно-методическое пособие. 2011 г.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы

Развитие познавательных процессов; формиро-вание представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Палочки Кьюизенера; Б.Б. Финкельштейн «На золотом крыльце…» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Вместе весело играть» Альбом; Б.Б. Финкельштейн «Страна блоков и палочек»

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комби-нированию; развитие конструктивных способ-ностей; развитие смекал-ки, сообразительности.

Игры Никитина:

«Уголки»; Развивающие игры для детей. Справочник. Составитель - Ехевич Н., М., 1990 г..

Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.

Игры Воскобовича: «Игровизор»;

Т.М. Бондаренко «Развивающие игры в ДОУ», Воронеж, 2009 г.;

Воскобович В.В., Харько Т.Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн.2. Описание игр. СПб., 2003 г.

Май

Выявление конечного уровня развития познавательных процес-сов у детей, анализ деятельности за год.

Диагностика

Индивидуальная работа по выполнению диагностических заданий











Тематическое планирование образовательной деятельной деятельности «Пытливый посковичок»


Направления поисково исследовательской деятельности деятельности

Темы деятельности

Методы и приемы взаимодействия с детьми

Месяц

Задачи

Экспериментирование с песком, глиной

«Волшеный материал»,

«Почему песок так хорошо сыплется?»,


Наблюдение

Длительное наблюдение

Совместная деятельность взрослого и детей индивидуальная и групповая формы работы

Сентябрь-ноябрь

Побуждать к сравнительному анализу свойств песка, глины. Выявлять особенности взаимодействия с водой, влияние воды на их свойства

Экспериментирование с водой

«Узнаем, какая вода», « Изготовление цветных льдинок»

«Играем красками», «Вкусная вода»,

«Разноцветная вода»

индивидуальная и групповая формы работы, беседа, практическая деятельность совместная деятельность взрослого и детей

Июль-август. декабрь

Способствовать установлению свойств и качеств воды, снега и льда, их сравнению. Дать представление о том, что некоторые вещества растворяются в воде; чем больше этого вещества, тем больше изменяются свойства воды(интенсивность окраски, вкус, запах). Подвести к пониманию того, что температура воды влияет на ее свойства (чем выше температура, тем быстрее в воде растворяются вещества, тем медленнее она замерзает. Раскрыть значение воды для жизни растений, животных, человека

Экспериментирование с воздухом

«Танец горошин»,

«Поиск воздуха»,

«Пузырьки-спасатели»,

«Морской бой»

Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, индивидуальная и групповая формы работы, практическая деятельность


Декабрь-февраль

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг. Подвести к пониманию значения воздуха и его температуры для жизни растений, животных и человека. Дать представление о том, что воздух занимает место, в разных условиях свойства воздуха не одинаковы, о некоторых условиях, в которых воздух становится неблагоприятным для дыхания (дым, пары ядовитых веществ и т.д.)

Наблюдения за жизнью растений

«Что любят растения?»,

«Где живут зернышки?», «Соревнование», «На свету, в темноте»,

«В тепле, в холоде»

Беседа, групповая форма работы, практическая деятельность, длительное наблюдение, наблюдение



сентябрь-май

Подвести к пониманию того, что растение живое, т.е растет, изменяется, у него есть детки (семена), из которых вырастают новые растения Дать возможность сравнить живой и неживой предметы для выявления признаков живого: питание, дыхание, рост, развитие

Экспериментирование со светом

«Солнечные зайчики», «радужные блики»,

«Раскрасим радугу», «Волшебная кисточка»

Совместная деятельность взрослого и детей, наблюдение, беседа, практическая деятельность


Октябрь, апрель

Подвести к пониманию того, что свет происходит от источника, что освещенность зависит от силы света. Расширять представления о разнообразии природных и рукотворных источников света ( солнце, луна, светлячок, свеча, лампа, фонарик). Объяснить значение света для жизни растений и животных. Побуждать к получению новых цветов и оттенков одного цвета разной насыщенности путем смешения двух красок. Дать представление о радуге, ее цветах и их последовательности.

Экспериментирование с предметами

«Секрет сосновой шишки»,

«Мыло-фокусник»,

«Волшебные зеркала»,

«Чудесные спички»,

«Угадай-ка»,

«Волшебная рукавичка»

Практическая деятельность,

Беседа, индивидуальная и групповая формы работы, Наблюдение,

Совместная деятельность взрослого и детей

Сентябрь,

Декабрь, Март

Создавать условия для формирования умения характеризовать предмет на основе определения цвета, формы, размера, веса, материала, назначения. Спобствовать определению материала, из которого сделан предмет: стекло, металл, пластмасса, фарфор, фаянс, полиэтилен, ткань, бумага. Развивать умение определять признаки и свойства этих материалов




Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Психология одаренности: понятие, виды, проблемы. М., 2005.

  2. . "Одаренные дети в детском саду и в школе" А.И.Савенков. 2000 г. Москва.

  3. «Организация работы ДОО с талантливыми дошкольниками / авт.- сост. Ю.А. Афонькина, О.В. Филатова.- Волгоград:Учитель,2014.

  4. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. 2-е изд., расш. перераб. М., 2003.

  5. Савенков А.И. Психология детской одаренности. М., 2010.

  6. Воскобович В.В., Харько Т.Т., Балацкая Т.И. Игровая технология интеллектуально - творческого развития детей дошкольного возраста 3 - 7 лет «Сказочные лабиринты игры». // Санкт - Петербург, 2003.

  7. Воскобович В.В. Лабиринты цифр. Выпуск «Один, два, три, четыре, пять …» (приложение к игре). // Санкт - Петербург, 2003.

  8. Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. - Санкт - Петербург, «Детство - Пресс», 2003.

  9. Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. - СПб «Детство - Пресс», 2004.

  10. Финкельштейн Б.Б. На золотом крыльце … Конспект игр и упражнений с цветными счётными палочками Кюизенера.- ООО «Корвет»: СПб, 2003.

  11. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/Под ред. О.В.Дыбиной.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

  12. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А. Мартынова, И.М.Сучкова. -Волгоград: Учитель, 2011.

  13. Равиза Ф.В. Простые опыты. М., 1997

  14. Сикорук Л.Л. Физика для малышей.М., 1983



32


© 2010-2022