• Преподавателю
  • Дошкольное образование
  • Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений) (подготовительная группа)

Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности Познавательное развитие (Формирование элементарных математических представлений) (подготовительная группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа непосредственной образовательной деятельности Познавательное развитие(Формирование элементарных математических представлений)(подготовительная группа).Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад "Росинка" г.Ядрина Чувашской Республики


Рассмотрено:

на заседании педагогического совета

Протокол № от

Утверждаю:

Заведующий

_______________Т.Е.Карпова

Приказ № от



Рабочая программа

непосредственной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений



(старшая группа)

на период с 01.09.2014 по 31.05.2015


по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования

"От рождения до школы" Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильева


Составитель:, Тихонова Л.В.

воспитатель




г. Ядрин

Пояснительная записка.

На шестом году жизни уровень умственного развития ребёнка характеризуется накоплением наглядно-чувственных представлений и простейших понятий.

Цель программы по элементарной математике - формирование приёмов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе привлечения внимания детей к количественным отношениям предметов и явлений окружающего мира.

Задачи по ФЭМП:


  • Углублять представления детей о множестве, отношении части и целого, их сравнение и объединение в целое;

  • Закреплять навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10, сравнивание чисел;

  • Развивать представления о длине, ширине, высоте предметов;

  • Учить характеризовать особенности знакомых геометрических фигур;

  • Совершенствовать пространственные и временные ориентировки.

Планирование занятий по ФЭМП ведётся по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В старшей группе проводится одно занятие в неделю, продолжительностью - 25 минут.

Содержание рабочей программы

Количество и счет. Учить создавать множества (группы предме-тов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, раз- мера, формы, назначения; звуков, движений); разбивать множества на части и воссоединять их; устанавливать отношения между целым мно- жеством и каждой его частью, понимать, что множество больше части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному; определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каж-дого числа в пределах от 5 до 10 (на наглядной основе). Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 добавить один предмет, будет 8, поровну», «8 больше 7; если из 8 предметов убрать один, то станет по 7, поровну»). Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел (5 < 6 на 1, 6 > 5 на 1). Отсчитывать предметы из большого количества по образцу и задан- ному числу (в пределах 10). Совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить ко-личество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Познакомить с цифрами от 0 до 9. Познакомить с порядковым счетом в пределах 10, учить различать воп- росы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Продолжать формировать представление о равенстве: определять равное количество в группах, состоящих из разных предметов; правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 машин - всех игрушек поровну - по 5). Упражнять детей в понимании того, что число не зависит отве- личины предметов, расстояния между предметами, формы, их распо- ложения, а также направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета).69 Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 - это один, еще один, еще один, еще один и еще один. Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины) или толщины: сис-тематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи порядок расположения предметов и соотношение между ними по размеру: «Розовая лента - самая широкая, фиолетовая - немного уже, красная - еще уже, но она шире желтой, а зе-леная уже желтой и всех остальных лент» и т. д. Сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосре- дованно - с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравни- ваемых предметов. Развивать глазомер, умение находить предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, четыре). Учить называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать,понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником. Дать представление о четырехугольнике: подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника. Развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать и сравнивать предметы по форме, находить в ближайшем окружении пред- меты одинаковой и разной формы: книги, картина, одеяла, крышки сто- лов - прямоугольные, поднос и блюдо - овальные, тарелки - круглые и т. д. Развивать представления о том, как из одной формы сделать другую. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху - внизу, впереди (спереди) - сзади (за), слева - справа, между, рядом с, около); двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками - указателями направления движения (вперед, назад, налево, направо и т. п.); определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Олей и Таней, за Мишей, позади (сзади) Кати, перед Наташей, около Юры»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади - мишка, а впереди - машина». Учить ориентироваться на листе бумаги (справа - слева, вверху - вни-зу, в середине, в углу). Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки.Учить на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом), опре-делять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.


Календарно -тематическое планирование

Программное содержание

Месяц

Тема занятия

Обязательная часть

Часть, формируемая участниками общеобразовательного процесса

сентябрь

1

1.Образование чисел 2 и 3

Формировать умение образовывать числа 2 и 3; упражнять в счёте и отсчёте предметов в пределах 5. Закрепить умение устанавливать соотношения между тремя предметами по высоте.

Упражнять детей в сравнении предметов по высоте, используя сказку «Три медведя»

2

2.Число и цифра 2

Закрепить знания о числе и цифре 2. Познакомить со знаками «+», «-«. Закрепить умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой. Учить ориентироваться на листе бумаги.

Учить детей находить в чувашском орнаменте знакомые геометрические фигуры.

Закрепить умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой, используя сказку «Колобок».

3

3.Образование чисел 3и 4

Формировать способ образования чисел 3 и 4. Закрепить навыки счёта и отсчёта предметов. Упражнять в сравнивании предметов по длине, ширине и толщине.

Закрепить умение образовывать числа 3 и 4, используя игру «Утки в гости к нам идут».

4

4.Числа и цифры 1,2,3

Закрепить умение соотносить количество предметов, числом и цифрой. Учить выкладывать квадрат из счётных палочек. Познакомить с тетрадью в клетку; учить рисовать квадрат и цветок в тетради в клетку.

Учить детей составлять из квадратов элемент чувашского орнамента.

Познакомить детей с пословицами, где есть числа 1,2,3.

Октябрь






1

1.Образование чисел 4 и 5

Упражнять в счёте предметов в пределах пяти и в запоминании чисел, в счёте звуков и в установлении между количеством звуков и вещей.Упражнять в различении геометрических фигур. Упражнять в определении направления расположении предметов от самого себя.

Развитие умения составлять узор из геометрических фигур.

Закреплять названия геометрических фигур, используя игру «Укрась варежки»

2

2.Числа и цифры 1-4

Учить решать математические загадки. Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Продолжать знакомить с тетрадью в клетку. Учить рисовать круги в тетради.

Продолжать учить детей решать математические загадки игра «отгадай загадку»

3

3.Образование чисел 6 и 7

Формировать образование чисел 6 и 7. Учить детей вести счёт и отсчёт предметов в пределах семи. Закреплять умение запоминать число предметов. Учить находить направление на плоскости; упражнять детей в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, пред, за.

Учить ориентироваться в пространстве, применяя игру «Отгадай, кто где стоит?»

4

4.Числа и цифры 1-5

Познакомить с названием текущего месяца. Закреплять умение понимать независимость числа от величины и пространственного расположения предметов. Знакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел. Учить решать логическую задачу.

Закреплять знания детей о последовательности месяцев по сказке «Двенадцать месяцев»

Ноябрь




1

1.Число и цифра 6, знаки «+», «=»

Продолжать учить порядковому счёту в пределах 6. Знакомить с составом числа 6 из двух меньших. Учить решать логическую задачу на установление закономерностей.

Учить порядковому счёту используя сказку «Теремок»

2

2.Числа и цифры 3-6; знаки ‹,›,=

Продолжать учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Познакомить со знаками ›,‹. Учить рисовать

в тетради в клетку.

Учить детей соотносить количество предметов с цифрой по сказке «Зимовье зверей»

3

3.Числа и цифры 0, 1-5, знак «-«

Учить решать математическую задачу, записывать решение с помощью знаков и цифр. Познакомить со знаком «-«, с цифрой 0. Закреплять знания об осенних месяцах.

Учить детей узнавать осенние месяцы по приметам.

4

4.Числа и цифры от 1-7

Продолжать знакомить с цифрой 7; с составом числа 7 из двух меньших чисел. Знакомить с днями недели

Продолжать знакомить детей с цифрой 7, игра «Дни недели»

Декабрь



1

1.Образование числа 8

Познакомить детей с образованием числа 8. Учить видеть равенство и неравенство количества предметов. Упражнять в соотношении предметов по форме с геометрическими образцами.

Украшение «Полотенца» чувашским орнаментом.

Знакомство с пословицами и крылатыми выражениями

2

2.Закрепление образов числа 8.

Закрепить представление детей об образовании числа 8 и навыки счёта в пределах 8. Упражнять в сравнении предметов (‹,›) на основе счёта и приложения предметов. Закреплять представление о независимости числа и предметов от их размера. Закреплять умение сопоставлять длину и высоту предметов.

Формировать навык самоконтроля.

Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение с помощью знаков.Игра «Соедини правильно».

3

3.Числа и цифры 1-8, знаки «+», «-«

Учить правильно использовать и писать знаки «+» или «-«. Учить решать логическую задачу. Познакомить с названием месяца - декабрь.

Ввести логическую задачу на установление и закономерность.

4

4.Порядковый счёт

Упражнять в различении порядкового счёта. Учить делить предметы на 2, 4 части; понимать, что часть меньше, чем целое, а целое больше, чем часть.

Учить понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно

Предлагаем игру «Учимся делить круг».

Январь

1

1.Ориентировка в пространстве

Учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Учить рисовать овалы в тетради в клетку. Учить решать логическую задачу.

Закрепление умения ориентироваться в пространстве.

Знакомство с стихотворением В.Берестова «Лево, право».

2

2.Знаки ›,‹

Закреплять умение пользоваться знаками ‹,›. Упражнять в различении количественного и порядкового счёта; правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который?», «На каком по счёту месте?»

Логическая задача на анализ и синтез «Сколько гостей пришло к Тане?»

Февраль


1

1.Образование числа 9

Познакомить детей с образованием числа 9 и упражнять в счёте в пределах 9. Закреплять умение устанавливать соотношение между предметами по высоте и толщине.

Решение логических задач на основе зрительно воспринимаемой информации.

Знакомство с крылатым выражением «Девятый вал».

2

2.Закрепление образования числа 9

Закрепить у детей представление об образовании числа 9 и навыки счёта в пределах 9. Учить сопоставлять предметы по длине и толщине, раскладывать их в порядке убывания (возрастания) длины и толщины.

Учить соотносить количество предметов с цифрой 9.

3

3.Числа и цифры от 1-9

Продолжать знакомить с числом и цифрой 9; с названием дней недели. Учить записывать дни недели условными обозначениями. Учить решать логическую задачу на установление закономерностей. Учить решать математическую задачу.

Ориентировка во времени - дни недели.

Дорисовать на листках календаря недостающие дни недели.

Март






1

1.Порядковый счёт

Продолжать учить порядковому счёту, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какой по счёту?», «На котором по счёту месте?». Учить соотносить количество предметов с цифрой. Учить сравнивать числа 7 и 8. Учить складывать квадрат на 2, 4, 8 . треугольник разрезать по линиям сгиба. Учить понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.

Закрепить порядковый счёт по сказке «Репка».

2

2.Образование числа 10

Показать образование числа 10 и научить вести счёт предметов в пределах 10. Упражнять в подборе предметов равных по длине, и учить устанавливать соотношения по длине между парами предметов. Активизировать в речи детей слова: длиннее, короче, самый длинный, равные по длине.

Закреплять умение использовать в речи понятия: длиннее, короче, самый длинный, равные по длине.

Знакомить с загадками, поговорками на число 10.

3

3.Соотношение между предметами по длине и ширине

Упражнять детей в воссоздании указанных размерных соотношений между предметами по длине и ширине; упражнять в счёте звуков с закрытыми глазами; закрепит умение считать предметы, по-разному установленные, устанавливать соответствие между количеством наглядно воспринимаемых предметов и звуков.

Способствовать развитию слуха и голоса, игра «Угадай кто позвал»

Апрель






1

1.Ориентировка на плоскости листа

Уточнить знание последовательности дней недели; упражнять в ориентировке на плоскости листа; находить верхний, нижний, правый и левый углы; учить раскладывать указанное количество предметов в определённой части листа. Закрепить навыки счёта в пределах 5.

Продолжать учить детей располагать элементы чувашского орнамента на плоскости листа.

Формировать умение детей работать самостоятельно на плоскости листа

2

2.Квадрат, треугольник и прямоугольник

Учить детей различать квадрат и прямоугольник, познакомить с некоторыми характерными признаками этих фигур; учить последовательно выделять и сравнивать однородные признаки фигур; учить передвигаться в указанном направлении и считать шаги.

Закреплять умение двигаться в нужном направлении, игра «Куда пойдёшь, что найдёшь?»

3

3.Порядковые числительные в пределах 10

Познакомить детей с порядковыми числительными в пределах 10; закрепить навыки порядкового счёта; упражнять в группировке геометрических фигур по разным признакам.

Формировать умение классифицировать геометрические фигуры, игра «Дорисуй недостающие фигуры»

4

4.Сравнение смежных чисел в пределах 5

Формировать представление об определённой последовательности чисел; упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 5 и порядковом счёте; упражнять в подборе предметов по слову, означающему форму.

Учить понимать учебную задачу, и выполнять её самостоятельно.

Май

1

1.Ориентировка во времени

Формировать представление о выходных и рабочих днях. Учит понимать закономерности в их чередовании. Знакомить с понятиями: сначала, потом, раньше. Формировать умение использовать слова при воспроизведении последовательности каких-либо событий.

Расширять представление о выходных и рабочих днях через поговорку «Делу время, а потехе час».

2

2.Закрепление порядковых числительных

Закреплять знание порядковых числительных в названии каждого дня недели. Формировать осознание связи в названии каждого дня недели с его порядковым номером.

Знакомить с названиями дней недели на чувашском языке.

3

3.Ориентировка в пространстве.

Продолжать учить ориентироваться в помещении детского сада. Учить понимать предложения: «Предмет справа (слева, рядом, между, за кем, перед кем)»; определять свое положение в пространстве, умение двигаться в заданном направлении.

Закреплять умение ориентироваться в пространстве , двигаясь в нужном направлении.

Продолжать учить ориентироваться , игра «Ориентируемся в комнате, в детском саду».

4

4.Части суток

Закреплять понятие частей суток: утро, день, вечер, ночь; расширять представление о частях суток при рассматривании картин, в процессе наблюдения за сменой их в природе. Познакомить с понятием «сутки».

Дать представление о том, что можно делать в утренние часы, отыскивая картинки, где изображено «Утро».

Последовательно называть части суток. Знакомство с пословицей «Утро вечера мудренее».


Планируемые результаты.


  • Считать (отсчитывать) в пределах 10;

  • Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечать на вопросы: «Сколько?»,

« Который по счёту?»;

  • Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине с помощью наложения, приложения и на глаз;

  • Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10, устанавливать какое число больше (меньше) другого, уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы);

  • Определять свое местонахождение среди предметов и людей, а также положение одного предмета по отношению к другому;

  • знать некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур ( количество углов, сторон, равенство, неравенство сторон); различать форму предметов: круглую, треугольную, четырёхугольную;

  • Знать, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки; последовательность частей суток;

  • Называть текущий день недели.


Учебно-методическое и информационное обеспечение программы.

Название

Материалы оборудования

Учебно-наглядные пособия

Информационно и технические средства обучения



Демонстрационные карточки карточки с количеством предметов

Диски-презинтации флеш- карты


Цветные-карандаши бумага

Аудио-диски














Список литературы.

© 2010-2022