- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программа воспитателя подготовительной группы Детство
Рабочая программа воспитателя подготовительной группы Детство
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ирешева О.А. |
Дата | 17.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения « Детский сад №93» г.о Саранск и программы «Детство» под редакцией в соответствии с:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Общие сведения о группе В подготовительной группе на начало учебного года 20 человек, из них: 12 мальчиков и 8 девочек. Все дети соответствуют возрастным рамкам данной группы. В группе 9 детей из неполных семей.
Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Программа направлена на
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Программа учитывает
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Цель и задачи реализации программы
Цель
- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практиковаться в разных видах деятельности, творческой самореализации.
Задачи
- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;
- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;
- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;
- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;
- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;
- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;
- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;
- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;
- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.
Принципы и подходы к реализации программы
Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:
- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самой ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, ценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;
- уважение личности ребенка;
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.2 ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.
Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.
Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богата эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.
Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.
Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.
К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.
К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.
В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события- рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.
Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.
В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.
Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.
Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности.
В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.
Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.
Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.
К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.
1.3 Целевые ориентиры
Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования
Социально-коммуникативное развитие
-
развивается игровая деятельность детей и динамика спонтанной игры, ее обогащение;
-
формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
-
ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире;
-
овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешать конфликты;
-
обладает установкой положительного отношения к миру, разным вида труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;
-
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-
способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Физическое развитие
-
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-
способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности;
-
обладает физическими качествами (выносливость, гибкость и пр.)
Познавательное развитие
-
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;
-
обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
-
обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;
-
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
-
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
Речевое развитие
-
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
Художественно-эстетическое развитие
-
ребенок овладевает основными культурными способами и видами музыкальной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности;
-
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной музыкальной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;
-
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкально-игровой и творческой музыкальной деятельности.
-
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным и художественным окружением;
-
развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
-
ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.
Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста связана с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования.
Результаты педагогической диагностики 9 мониторинга 0 используются для решения следующих образовательных задач:
-
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития);
-
оптимизация работы с группой детей.
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованно деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
-
коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.;
-
игровой деятельности;
-
познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
-
проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
-
художественной деятельности;
-
физического развития.
1.4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
В рамках реализации образовательного маршрута оценивается динамика развития ребенка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей.
Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (октябрь, апрель).
Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о мониторинге качества образовательной Программы.
2.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 Учебный план ООП ДО в подготовительной группе МДОУ
« Детский сад №93»
Направление развития
Виды деятельности
Формы образовательной деятельности
Продолжительность и количество в неделю
Физическое развитие
двигательная,
коммуникативная,
познавательно-
исследовательская,
игровая, музыкальная
Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализации
30 минут,
3 раза в неделю
Социально-
коммуникативное развитие
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-
исследовательская,
музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная
Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, драматизация,
отгадывание загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный
В течении всего образовательного
процесса
Познавательное
развитие
Познавательно-исследовательская
игровая восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, игровая
Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов
30 минут,
3 раза в неделю
Речевое развитие
Коммуникативная
познавательно-
исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная,
двигательная
Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание
художественных произведений , театрализация, драматизация, составление и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, досуги, праздники и развлечения
30 минут,
4 раза в неделю
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная, познавательно-исследовательская восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая
Рисование, лепка, аппликация, реализация проектов, слушание импровизация, исполнение, музыкально-дидактический, подвижные игры, концерты, досуги, праздники
30 минут,
4 раза в неделю
2.2 ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ , ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ.
Направления развития
Методические пособия
Наглядные пособия
Рабочие тетради
Физическое развитие
Социально-коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно- эстетическое развитие
2.3 ФОРМА, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ
Направление развития
Форма реализации программы
способы
методы
приемы
Сов.
деят.
Самос.
Деят.
Взаим.
с семьей
1
2
3
4
5
6
7
Физическое
Познавательное
Социально-коммуникативное
Речевое
Художественно-эстетическое
2.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.
№
Содержание работы
Сроки
Ответственный
1
Консультация «Возрастные особенности детей 6-7 лет»
сентябрь
воспитатель
2
Фотостенд « Ах, лето!»
3
Выставка «Щедрые дары осени»
4
Консультация « Введение ребенка в школьную жизнь»
5
Род. собрание «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению»
6
Анкетирование «Готовность ребенка к школе»
7
Занятие с родителями «Сказочное слово в семье»
8
Консультация «Рецепты победного ученика»
октябрь
9
Практикум « Игры со звуками и буквами»
10
Утренник «На балу у царицы осени»
Воспитатель,
муз. рук
11
Выставка « Моя семья», « Древо моей семьи»
Воспитатель
12
Изготовление газеты «Айболит»
ноябрь
Мед. сестра
13
Консультация «Готова ли ваша семья к школе?»
воспитатель
14
Акция « Позаботимся о птицах»
15
Беседа « На что нужно обращать внимание при выборе книг для детей»
ст. воспитатель
16
Праздничное мероприятие « День матери»
Муз. рук,
воспитатель
17
Консультация «Соблюдение ПДД в осенний период»
воспитатель
18
Круглый стол « Ребенок в группе сверстников»
декабрь
воспитатель
19
Беседа» Карнавальный костюм вашего ребенка»
20
Консультация» Общаемся на равных»
21
Изготовление поделок «Фабрика Деда Мороза»
22
Новогодний утренник
муз. рук, воспитатель
23
Беседа « О дополнительном посещении кружков»
воспитатель
24
Практикум «Фольклор в жизни вашего ребенка»
январь
Муз. руководитель
26
Род. собрание « О здоровье всерьез»
Медсестра,
инстр. по физ-ре, воспитатель
27
Привлечение родителей к оформлению зимнего участка
воспитатель
28
Мероприятие « Выходной, выходной папа целый день со мной»
Воспитатели старших и подгот. групп,
инструктор по ф.к, муз. рук.
29
Консультация «Неврозы у детей дошкольного возраста»
февраль
Медсестра, воспитатель
30
Муз.- спорт. развлечение «День защитника Отечества»
Муз.рук, инструктор ф.к, воспитатели
31
Тренинг «Поразмышляем, понаблюдаем»
воспитатели
32
Совместный труд по расчистки участка от снега
воспитатели
33
Оформление газеты « Моя мама- лучшая на свете»
март
34
Утренник к 8 марта
Воспитатели, муз.рук
35
Консультация «Двигательная активность и здоровье детей»
Инструктор по ф.к
36
Практикум «Самомассаж», « Гимнастика для глаз»
медсестра
37
Выставка литературы, способствующей развитию мыслительной деятельности
апрель
воспитатель
38
Памятка «Готовность руки к письму»
39
Практикум « Семейные традиции»
40
Привлечь родителей к организации огорода на окне
41
Памятка « Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»
май
воспитатели
42
Ширма « Что купить первокласснику»
43
Род. собрание « Скоро в школу»
Воспитатели, учитель начальных классов
44
Утренник « До свиданья, детский сад»
Воспитатели, муз. рук
2.5 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ.
См. приложение №1
-Перспективное планирование
-Календарно-тематическое
-Годовое планирование мероприятий
2.6 МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ.
Описание вариативных форм, способов и методов реализации программ
Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Характерные особенности:
-
смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» - не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;
-
основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;
-
содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.
Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ:
-
создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей;
-
оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;
-
содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).
Интегрированные свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:
-
Социально-педагогическая ориентация - осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
-
Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»
-
Методологическая культура - система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.
Составляющие педагогической технологии:
-
Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессионального мастерства, развитой педагогической рефлексий способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.
-
Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания направлены на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком позиции субъекта, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др).
-
Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода - помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).
-
Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности.
-
Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъект^ детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказание помощи любому персонажу, использование дидактических игр, моделирования, использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе
-
свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества).
-
Создание комфортных условий, исключающих «дидактический синдром», заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).
-
Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы,модели, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).
-
Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).
-
Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содержательной деятельности детей и соответствовала бы ряду показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость).
-
Интеграция образовательного содержания программы.
Технологии исследовательской деятельности
Этапы становления исследовательской деятельности:
-
ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);
-
проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);
-
планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);
-
анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);
Алгоритм действий:
-
Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя - уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.
-
Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование - процесс бескорыстного поиска неизвестного,новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения), а проект - это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализующий проект, решает реальную проблему).
-
Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».
-
Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым процесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя - права импровизировать.
-
Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза - это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).
-
Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.
-
Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.
-
Указать пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования, а начало решения следующей.
Принципы исследовательского обучения
-
ориентации на познавательные интересы детей (исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);
-
опоры на развитие умнений самостоятельного поиска информации;
-
сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);
-
формирования представлений об исследовании как стиле жизни.
Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:
-
преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;
-
преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;
-
побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие - ядро проблемной ситуации - в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога )
Методические приемы:
-
подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
-
предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;
-
побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;
-
постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;
-
постановка проблемных задач (например, с недостаточными или
избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.)
Условия исследовательской деятельности:
-
использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения)
-
создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;
-
четкая формулировка проблемы, обнажающей противоречия в сознании ребенка;
-
выдвижение гипотезы и обучение этому умению детей, принимая любые их предложения;
-
развитие способности к прогнозированию и предвосхищению решений;
-
обучение детей обобщенным приемам умственной деятельности - умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;
-
создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;
-
побуждение к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;
-
подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрение
-
оригинальных решений, умений делать выбор; знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.
Информационно - коммуникативные технологии
В МДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.
2.7 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ.
Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)
1) Климатические особенности:
Кратко описываются особенности климата региона.
2) Демографические особенности:
Анализ социального статуса семей.
3) Национально - культурные особенности:
Этнический состав воспитанников группы. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.
Основной контингент воспитанников проживает в условиях поселка.
Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Мордовии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы .
-
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО- ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ.
Предметно - развивающая среда в подготовительной группе построена в соответствии с программой «Детство» Т.И.Бабаевой, т.е. учитывается:
-последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей,
-гендерное воспитание, направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями,
-создание положительных отношений между детьми, стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений.
Созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательной, исследовательской, интеллектуальной и т.д..).
Это позволяет детям организовывать игры в соответствии со своими интересами и замыслами. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. В такой среде возможно, как и одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы, так и сопровождение индивидуального развития ребенка.
Насыщенное и безопасное развитие детей, взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве - способствуют успешной социализации детей и закладывает у них основы общечеловеческих знаний.
3.2 РЕЖИМ ДНЯ.
Организация жизнедеятельности воспитанников подготовительной группы в течение дня
(холодный период года)
Режимные моменты
6-7 лет
Утренний прием, игры
07.00-08.30
Завтрак
08.30-08.50
Игры, подготовка к НОД,
08.50-09.00
НОД
9.00-9.30;
9.40-10.10;
10.20-10.50
Игры, подготовка к прогулке
10.50-11.30
Прогулка
11.30-12.35
Возвращение с прогулки, игры
12.35-12.45
подготовка к обеду, Обед
12.45-13.15
Дневной сон
13.15-15.00
Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры
15.00-15.25
Полдник
15.25-15.40
Игры
Досуг
НОД,
уход детей домой
15.40-18.30(19.00)
Прогулка
Игры, уход детей домой
Организация жизнедеятельности воспитанников подготовительной группы в течение дня
(теплый период года)
Режимные моменты
6-7 лет
Утренний прием на улице, игры
Утренняя гимнастика на воздухе, оздоровительный бег
07.00-08.35
Завтрак
08.35-08.55
Игры, подготовка к прогулке
Прогулка
Совместная образовательная деятельность детей («физкультура» или «музыка»)
Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные, ванны, купание)
08.55-11.00
Гигиенические процедуры, подготовка к обеду
11.00-12.30
Обед
12.30-13.00
Дневной сон
13.00-15.00
Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры
15.00-15.20
Полдник
15.20-15.40
Совместная образовательная деятельность, игры
15.40-16.15
Прогулка
Уход детей домой
16.15-18.30(19.00)
РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА 2015-16 УЧЕБНЫЙ ГОД
Подготовительная группа №3
группа №9
Понедельник
9.00-9.30 Познание.
Мир природы
11.40-12.10
Физическое разв.
вторник
9.00-9.30 Познание
/математика/
9.40-10.10 Худ.творчество
/рисование/
11.45-12.15
Музыкальное разв
среда
9.00-9.30 Коммуникация/Речевое/
9.40-10.10 Познание
/Конструир./
10.55-11.25
Физическое разв.
четверг
9.00-9.30 Познание
/математика/
9.40-10.10
Худ.творчество
Лепка/аппликация
11.40-12.10
Музыкальное разв
пятница
9.00-9.30 Худ.творчество
/рисование/
10 Коммуникация.
Чтение худ.литер
Физическое разв.
На воздухе
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ
Организация двигательного режима в подготовительной к школе группе детей 6-7 лет
Формы организации
особенности организации
Длительность в минутах
физкультурно-оздоровительная работа
утренняя гимнастика
Ежедневно на открытом воздухе или в зале
7-10
физкультминутка
Ежедневно по мере необходимости
3-5
двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз
Ежедневно
7-10
подвижные игры и упражнения на прогулке
Ежедневно во время прогулки , подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей
25-30
индивидуальная работа по развитию движений на прогулке
Ежедневно во время прогулки
12-15
прогулки-походы. Проведение диагностики физического развития на площадке ОУ
2 раза в год
30-50
оздоровительный бег
Ежедневно во время утренней гимнастики
1-1,5 мин.
гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам
Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей
не более 10 мин.
корригирующая гимнастика
подгруппами, подобранными с учетом рекомендаций врача, 2 раза в неделю
20
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и хореографии
3 раза в неделю в зале и на свежем воздухе, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня (1 раз на свежем воздухе)
30
самостоятельная двигательная деятельность
Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей
40-60
физкультурно-массовая работа
неделя здоровья
зимой и весной
2 раза в год
физкультурные развлечения
1 раз в месяц по второй половине дня
25 минут
физкультурно-спортивные праздники
3 раза в год
40 минут
участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях
во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми
СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ
вид двигательной деятельности
физиологическая и воспитательная задача
необходимые условия
ответственный
утренняя гимнастика
Воспитывать потребность начинать день с движения. Формировать двигательные навыки.
Музыкальное сопровождение. Одежда, не стесняющая движений. Наличие атрибутов. Непосредственное руководство взрослыми
Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра
движения во время бодрствования
Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости, выносливости, гибкости
Наличие в групповых помещениях на участке детского сада места для движения. Одежда не стесняющая движений. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению
Старший воспитатель, воспитатели групп, воспитатель по физической культуре
подвижные игры
Воспитание умении двигаться в соответствии с заданными условиями. Воспитывать волевое (произвольное) внимание через овладение умением выполнять правила игры
Знание правил игры
Воспитатели, групп, воспитатель по физической культуре
музыкально-ритмические движения
воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку
Музыкальное сопровождение.
Музыкальный руководитель
гимнастика пробуждения
Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движение
Знание воспитателем комплексов гимнастики пробуждения. Наличие в спальне места для проведения гимнастики
Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра
корригирующая гимнастика
Укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Формирование навыка правильно осанки
Наличие места для проведения гимнастики и специального оборудования. Одежда, не стесняющая движений.
Непосредственное руководство взрослого.
Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра
-
ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.
№
Направление развития
Программы
Технологии и методики
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14