Рабочая программа воспитателя подготовительной группы Детство

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе основной общеобразовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения « Детский сад №93» г.о Саранск и программы «Детство» под редакцией в соответствии с:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам »;

- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. № 26 «Об утверждении Сан Пин 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Общие сведения о группе В подготовительной группе на начало учебного года 20 человек, из них: 12 мальчиков и 8 девочек. Все дети соответствуют возрастным рамкам данной группы. В группе 9 детей из неполных семей.

Основной идеей программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Программа направлена на

- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Программа учитывает

- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

- возможность освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цель и задачи реализации программы

Цель

- создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практиковаться в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Задачи

- укрепление физического и психического здоровья ребенка, формирование основ его двигательной и гигиенической культуры;

- целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности;

- обогащенное развитие ребенка, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации с учетом детских потребностей, возможностей и способностей;

- развитие на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

- развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи ребенка;

- пробуждение творческой активности и воображения ребенка, желания включаться в творческую деятельность;

- органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой;

- приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам;

- приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки.

Принципы и подходы к реализации программы

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ, Конвенции о правах ребенка, в основе которых заложены следующие международные принципы:

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самой ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, ценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не с тем, что этот период подготовки к следующему периоду;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей;

- уважение личности ребенка;

- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

1.2 ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми социально-нравственными чувства и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения.

Мотивационная сфера дошкольников 6-7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, про социальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо.

Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богата эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения - ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей.

Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п.

Большую значимость для детей 6-7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения - в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения.

К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей.

К 6-7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья.

В играх дети 6-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события- рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль.

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками.

В возрасте 6-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него.

Внимание мальчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации.

Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой - более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности.

В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий.

Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 6-7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других.

Активно развивается и другая форма речи - монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения.

К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам - важнейший итог развития дошкольника-читателя.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства.

В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.

Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.



1.3 Целевые ориентиры

Целевые ориентиры на этапе завершения
дошкольного образования

Социально-коммуникативное развитие

  • развивается игровая деятельность детей и динамика спонтанной игры, ее обогащение;

  • формируются готовность и способность к коммуникативной деятельности (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);

  • ребенок обладает начальными знаниями о себе и социальном мире;

  • овладевает основными культурными способами деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; проявляет инициативу и самостоятельность в игре и общении; старается разрешать конфликты;

  • обладает установкой положительного отношения к миру, разным вида труда, другим людям и самому себе, чувством собственного достоинства;

  • активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Физическое развитие

  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

  • способен к принятию решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах двигательной и физкультурной, спортивной деятельности;

  • обладает физическими качествами (выносливость, гибкость и пр.)

Познавательное развитие

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;

  • обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

  • проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;

  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

Речевое развитие

  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

Художественно-эстетическое развитие

  • ребенок овладевает основными культурными способами и видами музыкальной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах музыкальной деятельности;

  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной музыкальной деятельности; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать их неудачам и радоваться успехам, адекватно проявляет свои чувства в процессе коллективной музыкальной деятельности и сотворчества;

  • обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах музыкально-игровой и творческой музыкальной деятельности.

  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным и художественным окружением;

  • развитие интереса и способностей к изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;

  • ребенок овладевает основными культурными способами художественной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

При реализации Программы в рамках педагогической диагностики проводится оценка индивидуального развития детей.

Цель оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста связана с оценкой эффективности педагогических действий, лежащих в основе их дальнейшего планирования.

Результаты педагогической диагностики 9 мониторинга 0 используются для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построении его образовательной траектории и профессиональной коррекции особенностей его развития);

  2. оптимизация работы с группой детей.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей и специально организованно деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

  • коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержки контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.;

  • игровой деятельности;

  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

  • художественной деятельности;

  • физического развития.

1.4 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

В рамках реализации образовательного маршрута оценивается динамика развития ребенка в условиях реализации содержания образовательных областей и связанных с ними тематических модулей.

Периодичность проведения мониторинга 2 раза в год (октябрь, апрель).

Данные планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам и представлены подробно в педагогической диагностике и программе мониторинга, в соответствии с разработанным в МДОУ Положением о мониторинге качества образовательной Программы.

2.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

2.1 Учебный план ООП ДО в подготовительной группе МДОУ

« Детский сад №93»

Направление развития

Виды деятельности

Формы образовательной деятельности

Продолжительность и количество в неделю

Физическое развитие

двигательная,

коммуникативная,

познавательно-

исследовательская,

игровая, музыкальная

Подвижные игры, игровые упражнения, спортивные игры и упражнения, двигательная активность на прогулке, физкультурные занятия, гимнастика, физкультминутки, игры-имитации, физкультурные досуги и праздники, эстафеты, соревнования, дни здоровья, туристические прогулки, экскурсии, упражнения на развитие мелкой моторики, дидактические игры, бодрящая гимнастика, закаливающие процедуры, беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, реализации

30 минут,

3 раза в неделю

Социально-

коммуникативное развитие

Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-

исследовательская,

музыкальная, восприятие художественной литературы, изобразительная, двигательная

Игры с правилами, дидактические и творческие игры, беседы, досуги, праздники и развлечения, игровые и бытовые проблемные ситуации, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, обсуждение мультфильмов и телепередач, театрализация, драматизация,

отгадывание загадок, создание макетов, изготовление сувениров и подарков, викторины, реализация проектов, индивидуальные и коллективные поручения, дежурства, коллективный

В течении всего образовательного

процесса

Познавательное

развитие

Познавательно-исследовательская

игровая восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, изобразительная, конструктивная, трудовая, музыкальная, игровая

Наблюдения, экскурсии, эксперименты и опыты, решение проблемных ситуаций, беседа, коллекционирование, дидактические и развивающие игры, рассматривание картин, иллюстраций, заучивание стихотворений, слушание и обсуждение произведений, отгадывание загадок, моделирование, сооружение построек, создание макетов, изготовление поделок, викторины, реализация проектов

30 минут,

3 раза в неделю

Речевое развитие

Коммуникативная

познавательно-

исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная,

двигательная

Беседы, игровые проблемные ситуации, викторины, творческие, дидактические и подвижные игры, рассматривание картин и иллюстраций, слушание

художественных произведений , театрализация, драматизация, составление и отгадывание загадок, разучивание стихотворений, досуги, праздники и развлечения

30 минут,

4 раза в неделю

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная, познавательно-исследовательская восприятие художественной литературы, музыкальная, изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая

Рисование, лепка, аппликация, реализация проектов, слушание импровизация, исполнение, музыкально-дидактический, подвижные игры, концерты, досуги, праздники

30 минут,

4 раза в неделю

2.2 ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ , ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ РЕАЛИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРУППЕ.

Направления развития

Методические пособия

Наглядные пособия

Рабочие тетради

Физическое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно- эстетическое развитие









2.3 ФОРМА, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В ГРУППЕ

Направление развития

Форма реализации программы

способы

методы

приемы

Сов.

деят.


Самос.

Деят.


Взаим.

с семьей



1

2

3

4

5

6

7

Физическое


Познавательное


Социально-коммуникативное


Речевое


Художественно-эстетическое








2.4 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ.

Содержание работы

Сроки

Ответственный

1

Консультация «Возрастные особенности детей 6-7 лет»

сентябрь

воспитатель

2

Фотостенд « Ах, лето!»

3

Выставка «Щедрые дары осени»

4

Консультация « Введение ребенка в школьную жизнь»

5

Род. собрание «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению»

6

Анкетирование «Готовность ребенка к школе»

7

Занятие с родителями «Сказочное слово в семье»

8

Консультация «Рецепты победного ученика»

октябрь

9

Практикум « Игры со звуками и буквами»

10

Утренник «На балу у царицы осени»

Воспитатель,

муз. рук

11

Выставка « Моя семья», « Древо моей семьи»

Воспитатель

12

Изготовление газеты «Айболит»

ноябрь

Мед. сестра

13

Консультация «Готова ли ваша семья к школе?»

воспитатель

14

Акция « Позаботимся о птицах»

15

Беседа « На что нужно обращать внимание при выборе книг для детей»

ст. воспитатель

16

Праздничное мероприятие « День матери»

Муз. рук,

воспитатель

17

Консультация «Соблюдение ПДД в осенний период»

воспитатель

18

Круглый стол « Ребенок в группе сверстников»

декабрь

воспитатель

19

Беседа» Карнавальный костюм вашего ребенка»

20

Консультация» Общаемся на равных»

21

Изготовление поделок «Фабрика Деда Мороза»

22

Новогодний утренник

муз. рук, воспитатель

23

Беседа « О дополнительном посещении кружков»

воспитатель

24

Практикум «Фольклор в жизни вашего ребенка»

январь

Муз. руководитель

26

Род. собрание « О здоровье всерьез»

Медсестра,

инстр. по физ-ре, воспитатель

27

Привлечение родителей к оформлению зимнего участка

воспитатель

28

Мероприятие « Выходной, выходной папа целый день со мной»

Воспитатели старших и подгот. групп,

инструктор по ф.к, муз. рук.

29

Консультация «Неврозы у детей дошкольного возраста»

февраль

Медсестра, воспитатель

30

Муз.- спорт. развлечение «День защитника Отечества»

Муз.рук, инструктор ф.к, воспитатели

31

Тренинг «Поразмышляем, понаблюдаем»

воспитатели

32

Совместный труд по расчистки участка от снега

воспитатели

33

Оформление газеты « Моя мама- лучшая на свете»

март

34

Утренник к 8 марта

Воспитатели, муз.рук

35

Консультация «Двигательная активность и здоровье детей»

Инструктор по ф.к

36

Практикум «Самомассаж», « Гимнастика для глаз»

медсестра

37

Выставка литературы, способствующей развитию мыслительной деятельности

апрель

воспитатель

38

Памятка «Готовность руки к письму»

39

Практикум « Семейные традиции»

40

Привлечь родителей к организации огорода на окне

41

Памятка « Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу»

май

воспитатели

42

Ширма « Что купить первокласснику»

43

Род. собрание « Скоро в школу»

Воспитатели, учитель начальных классов

44

Утренник « До свиданья, детский сад»

Воспитатели, муз. рук




















2.5 ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ГРУППЕ.

См. приложение №1

-Перспективное планирование

-Календарно-тематическое

-Годовое планирование мероприятий

2.6 МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ.

Описание вариативных форм, способов и методов реализации программ

Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Характерные особенности:


  1. смена педагогического воздействия на педагогическое взаимодействие; изменение направленности педагогического «вектора» - не только от взрослого к ребенку, но и от ребенка к взрослому;


  1. основной доминантой является выявление личностных особенностей каждого ребенка как индивидуального субъекта познания и других видов деятельности;


  1. содержание образования не должно представлять собой только лишь набор социокультурных образцов в виде правил, приемов действия, поведения, оно должно включая содержание субъектного опыта ребенка как опыта его индивидуальной жизнедеятельности, без чего содержание образования становится обезличенным, формальным, невостребованным.

Характерные черты личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми в ДОУ:

  1. создание педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка (актуализация субъектного опыта детей;


  1. оказание помощи в поиске и обретении своего индивидуального стиля и темпа деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов;


  1. содействие ребенку в формировании положительной Я-концепции, развитии творческих способностей, овладении умениями и навыками самопознания).

Интегрированные свойства личности педагога, которые в основном определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:


  1. Социально-педагогическая ориентация - осознание педагогом необходимости отстаивания интересов, прав и свобод ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.


  1. Рефлексивные способности, которые помогут педагог остановиться, оглянуться, осмыслить то, что он делает: «Не навредить!»


  1. Методологическая культура - система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно выстраивать свою деятельность в условиях выбора образовательных альтернатив; одним из важных элементов этой культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.

Составляющие педагогической технологии:


  • Построение субъект-субъектного взаимодействия педагога с детьми, которое требует от педагога высокого профессионального мастерства, развитой педагогической рефлексий способности конструировать педагогический процесс на основе педагогической диагностики.

  • Построение педагогического процесса на основе педагогической диагностики, которая представляет собой набор специально разработанных информативных методик и тестовых заданий, позволяющих воспитателю в повседневной жизни детского сада диагностировать реальный уровень развития ребенка, находить пути помощи ребенку в его развитии (задания направлены на выявление успешности освоения содержания различных разделов программы, на определение уровня владения ребенком позиции субъекта, на возможность отслеживания основных параметров эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников, на выявление успешности формирования отдельных сторон социальной компетентности (экологическая воспитанность, ориентировка в предметном мире и др).


  • Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода, при котором воспитатель дифференцирует группу на типологические подгруппы, объединяющие детей с общей социальной ситуацией развития, и конструирует педагогическое воздействие в подгруппах путем создания дозированных по содержанию, объему, сложности, физическим, эмоциональным и психическим нагрузкам заданий и образовательных ситуаций (цель индивидуально-дифференцированного подхода - помочь ребенку максимально реализовать свой личностный потенциал, освоить доступный возрасту социальный опыт; в старших группах конструирование педагогического процесса требует дифференциации его содержания в зависимости от половых интересов и склонностей детей).


  • Творческое конструирование воспитателем разнообразных образовательных ситуаций (игровых, практических, театрализованных и т.д.), позволяющих воспитывать гуманное отношение к живому, развивать любознательность, познавательные, сенсорные, речевые, творческие способности. Наполнение повседневной жизни группы интересными делами, проблемами, идеями, включение каждого ребенка в содержательную деятельность, способствующую реализации детских интересов и жизненной активности.


  • Нахождение способа педагогического воздействия для того, чтобы поставить ребенка в позицию активного субъект^ детской деятельности (использование игровых ситуаций, требующих оказание помощи любому персонажу, использование дидактических игр, моделирования, использование в старшем дошкольном возрасте занятий по интересам, которые не являются обязательными, а предполагают объединение взрослых и детей на основе


  • свободного детского выбора, строятся по законам творческой деятельности, сотрудничества, сотворчества).


  • Создание комфортных условий, исключающих «дидактический синдром», заорганизованность, излишнюю регламентацию, при этом важны атмосфера доверия, сотрудничества, сопереживания, гуманистическая система взаимодействия взрослых и детей во взаимоувлекательной деятельности (этим обусловлен отказ от традиционных занятий по образцу, ориентированных на репродуктивную детскую деятельность, формирование навыков).


  • Предоставление ребенку свободы выбора, приобретение индивидуального стиля деятельности (для этого используются методика обобщенных способов создания поделок из разных материалов, а также опорные схемы,модели, простейшие чертежи, детям предоставляется широкий выбор материалов, инструментов).


  • Сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями (выделяются три ступени взаимодействия: создание общей установки на совместное решение задач воспитания; разработка общей стратегии сотрудничества; реализация единого согласованного индивидуального подхода к ребенку с целью максимального развития его личностного потенциала).


  • Организация материальной развивающей среды, состоящей из ряда центров (сенсорный центр, центр математики, центр сюжетной игры, центр строительства, центр искусства и др.), которая способствовала бы организации содержательной деятельности детей и соответствовала бы ряду показателей, по которым воспитатель может оценить качество созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на детей (включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность; низкий уровень шума в группе; низкая конфликтность между детьми; выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей; положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость).


  • Интеграция образовательного содержания программы.

Технологии исследовательской деятельности

Этапы становления исследовательской деятельности:


  • ориентировка (выделение предметной области осуществления исследования);


  • проблематизация (определение способов и средств проведения исследования);


  • планирование (формулировка последовательных задач исследования, распределение последовательности действий для осуществления исследовательского поиска);


  • анализ (обобщение, сравнение, анализ, интерпретация данных);



Алгоритм действий:


  1. Выявление проблемы, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить (в переводе с древнегреческого слово problems означает «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество любого исследователя - уметь отыскать что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Настоящему исследователю надо уметь задавать себе вопросы и находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.


  1. Выбор темы исследования. Выбирая тему, следует иметь в виду, что можно провести исследование, а можно заняться проектированием. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование - процесс бескорыстного поиска неизвестного,новых знаний (человек стремится к знанию, часто не зная, что принесет ему сделанное открытие и как можно будет на практике использовать полученные сведения), а проект - это всегда решение какой-то практической задачи (человек, реализующий проект, решает реальную проблему).

  1. Определение цели исследования (нахождение ответа на вопрос о том, зачем проводится исследование). Примерные формулировки целей исследования обычно начинаются со слов «выявить», «изучить», «определить». Примерные формулировки целей проектов обычно начинаются словами «разработать», «создать», «выполнить».


  1. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования). Некоторые ученые убеждены, что формулировать цель и задачи собственного исследования до того, как оно завершено, не только бесполезно, но даже вредно и опасно. Ясная формулировка делает предсказуемым процесс и лишает его черт творческого поиска, а исследователя - права импровизировать.


  1. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки, недоказанной логически и не подтвержденной опытом). Гипотеза - это попытка предвидения событий. Важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу «Чем больше, тем лучше» (гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны).


  1. Составление предварительного плана исследования. Для того чтобы составить план исследования, надо ответить на вопрос «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?». Список возможных путей и методов исследования в данном случае: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы по этой проблеме; обратиться к компьютеру; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент.


  1. Провести эксперимент (опыт), наблюдение, проверить гипотезы, сделать выводы.


  1. Указать пути дальнейшего изучения проблемы. Для настоящего творца завершение одной работы - это не просто окончание исследования, а начало решения следующей.

Принципы исследовательского обучения


  • ориентации на познавательные интересы детей (исследование - процесс творческий, творчество невозможно навязать извне, оно рождается только на основе внутренней потребности, в данном случае на потребности в познании);


  • опоры на развитие умнений самостоятельного поиска информации;


  • сочетания репродуктивных и продуктивных методов обучения (психология усвоения свидетельствует о том, что легко и непроизвольно усваивается тот материал, который включен в активную работу мышления);


  • формирования представлений об исследовании как стиле жизни.

Пути создания проблемных ситуаций, личностно значимых для ребенка:

  • преднамеренное столкновение жизненных представлений детей с научными фактами, объяснить которые они не могут- не хватает знаний, жизненного опыта;


  • преднамеренное побуждение детей к решению новых задач старыми способами;


  • побуждение детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения (противоречие - ядро проблемной ситуации - в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки в процессе диалога )

Методические приемы:


  • подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения; изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;


  • предложение детям рассмотреть явление с различных позиций;


  • побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам из ситуации, сопоставлению фактов;


  • постановка конкретных вопросов на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения;


  • постановка проблемных задач (например, с недостаточными или

избыточными исходными данными, неопределенностью в постановке вопроса, противоречивыми данными, заведомо допущенными ошибками, ограниченным временем решения и т.д.)

Условия исследовательской деятельности:


  • использование различных приемов воздействия на эмоционально-волевую сферу дошкольника (заботясь о том, чтобы в процессе познания нового материала он испытывал чувство радости, удовольствия, удовлетворения)


  • создание проблемных ситуаций, вызывающих у детей удивление, недоумение, восхищение;


  • четкая формулировка проблемы, обнажающей противоречия в сознании ребенка;


  • выдвижение гипотезы и обучение этому умению детей, принимая любые их предложения;


  • развитие способности к прогнозированию и предвосхищению решений;


  • обучение детей обобщенным приемам умственной деятельности - умению выделять главное, сравнивать, делать выводы, классифицировать, знакомить с различными научными методами исследования;


  • создание атмосферы свободного обсуждения, побуждение детей к диалогу, сотрудничеству;


  • побуждение к самостоятельной постановке вопросов, обнаружению противоречий;


  • подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям, поощрение

  • оригинальных решений, умений делать выбор; знакомство с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, с историей великих открытий.

Информационно - коммуникативные технологии

В МДОУ применяются информационно-коммуникационные технологии с использованием мультимедийных презентации, клипов, видеофильмов, которые дают возможность педагогу выстроить объяснение с использованием видеофрагментов.



2.7 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ВОСПИТАННИКАМИ.

Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально - культурные и другие)

1) Климатические особенности:

Кратко описываются особенности климата региона.

2) Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей.

3) Национально - культурные особенности:

Этнический состав воспитанников группы. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях поселка.

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями Мордовии. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы .


  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНО- ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СРЕДЫ.

Предметно - развивающая среда в подготовительной группе построена в соответствии с программой «Детство» Т.И.Бабаевой, т.е. учитывается:

-последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с возрастом детей,

-гендерное воспитание, направленность на развитие ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями,

-создание положительных отношений между детьми, стимулирование творческих замыслов детей, индивидуальных творческих проявлений.

Созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательной, исследовательской, интеллектуальной и т.д..).

Это позволяет детям организовывать игры в соответствии со своими интересами и замыслами. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. В такой среде возможно, как и одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы, так и сопровождение индивидуального развития ребенка.

Насыщенное и безопасное развитие детей, взаимодействие взрослого и ребенка в образовательном пространстве - способствуют успешной социализации детей и закладывает у них основы общечеловеческих знаний.

3.2 РЕЖИМ ДНЯ.

Организация жизнедеятельности воспитанников подготовительной группы в течение дня

(холодный период года)

Режимные моменты

6-7 лет

Утренний прием, игры

07.00-08.30

Завтрак

08.30-08.50

Игры, подготовка к НОД,

08.50-09.00

НОД

9.00-9.30;

9.40-10.10;

10.20-10.50

Игры, подготовка к прогулке

10.50-11.30

Прогулка

11.30-12.35

Возвращение с прогулки, игры

12.35-12.45

подготовка к обеду, Обед

12.45-13.15

Дневной сон

13.15-15.00

Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры

15.00-15.25

Полдник

15.25-15.40

Игры

Досуг

НОД,

уход детей домой

15.40-18.30(19.00)

Прогулка

Игры, уход детей домой

Организация жизнедеятельности воспитанников подготовительной группы в течение дня

(теплый период года)




Режимные моменты

6-7 лет

Утренний прием на улице, игры

Утренняя гимнастика на воздухе, оздоровительный бег

07.00-08.35

Завтрак

08.35-08.55

Игры, подготовка к прогулке

Прогулка

Совместная образовательная деятельность детей («физкультура» или «музыка»)

Закаливающие мероприятия (солнечные, воздушные, ванны, купание)

08.55-11.00

Гигиенические процедуры, подготовка к обеду

11.00-12.30

Обед

12.30-13.00

Дневной сон

13.00-15.00

Постепенный подъем, закаливающие и гигиенические процедуры

15.00-15.20

Полдник

15.20-15.40

Совместная образовательная деятельность, игры

15.40-16.15

Прогулка

Уход детей домой

16.15-18.30(19.00)





РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ НА 2015-16 УЧЕБНЫЙ ГОД

Подготовительная группа №3

группа №9

Понедельник


9.00-9.30 Познание.

Мир природы

11.40-12.10

Физическое разв.

вторник

9.00-9.30 Познание

/математика/

9.40-10.10 Худ.творчество

/рисование/

11.45-12.15

Музыкальное разв

среда

9.00-9.30 Коммуникация/Речевое/

9.40-10.10 Познание

/Конструир./

10.55-11.25

Физическое разв.

четверг

9.00-9.30 Познание

/математика/

9.40-10.10

Худ.творчество

Лепка/аппликация

11.40-12.10

Музыкальное разв

пятница

9.00-9.30 Худ.творчество

/рисование/

10 Коммуникация.

Чтение худ.литер

Физическое разв.

На воздухе

ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ

Организация двигательного режима в подготовительной к школе группе детей 6-7 лет


Формы организации

особенности организации

Длительность в минутах

физкультурно-оздоровительная работа

утренняя гимнастика

Ежедневно на открытом воздухе или в зале

7-10

физкультминутка

Ежедневно по мере необходимости

3-5

двигательная разминка в системе НОД с преобладанием статических поз

Ежедневно

7-10

подвижные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно во время прогулки , подгруппами, подобранными с учетом уровня двигательной активности детей

25-30

индивидуальная работа по развитию движений на прогулке

Ежедневно во время прогулки

12-15

прогулки-походы. Проведение диагностики физического развития на площадке ОУ

2 раза в год

30-50

оздоровительный бег

Ежедневно во время утренней гимнастики

1-1,5 мин.

гимнастика послед дневного сна с контрастными воздушными ваннами, хождение по массажным дорожкам

Ежедневно по мере пробуждения и подъема детей

не более 10 мин.

корригирующая гимнастика

подгруппами, подобранными с учетом рекомендаций врача, 2 раза в неделю

20

непосредственно образовательная деятельность по физической культуре и хореографии

3 раза в неделю в зале и на свежем воздухе, подгруппами, подобранными с учетом физического развития детей, проводится в первой половине дня (1 раз на свежем воздухе)

30

самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно под руководством воспитателя в помещении и на воздухе, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей двигательной активности детей

40-60

физкультурно-массовая работа

неделя здоровья

зимой и весной

2 раза в год

физкультурные развлечения

1 раз в месяц по второй половине дня

25 минут

физкультурно-спортивные праздники

3 раза в год

40 минут

участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

во время подготовки и проведения физкультурных развлечений, праздников, недели здоровья и посещения открытых форм работы с детьми






СХЕМА ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ


вид двигательной деятельности

физиологическая и воспитательная задача

необходимые условия

ответственный

утренняя гимнастика

Воспитывать потребность начинать день с движения. Формировать двигательные навыки.

Музыкальное сопровождение. Одежда, не стесняющая движений. Наличие атрибутов. Непосредственное руководство взрослыми

Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра

движения во время бодрствования

Удовлетворение органической потребности в движении. Воспитание ловкости, смелости, выносливости, гибкости

Наличие в групповых помещениях на участке детского сада места для движения. Одежда не стесняющая движений. Игрушки и пособия, побуждающие ребенка к движению

Старший воспитатель, воспитатели групп, воспитатель по физической культуре

подвижные игры

Воспитание умении двигаться в соответствии с заданными условиями. Воспитывать волевое (произвольное) внимание через овладение умением выполнять правила игры

Знание правил игры

Воспитатели, групп, воспитатель по физической культуре

музыкально-ритмические движения

воспитание чувства ритма, умения выполнять движения под музыку

Музыкальное сопровождение.

Музыкальный руководитель


гимнастика пробуждения

Сделать более физиологичным переход от сна к бодрствованию. Воспитывать потребность перехода от сна к бодрствованию через движение

Знание воспитателем комплексов гимнастики пробуждения. Наличие в спальне места для проведения гимнастики

Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра




корригирующая гимнастика

Укрепление мышц опорно-двигательного аппарата. Формирование навыка правильно осанки

Наличие места для проведения гимнастики и специального оборудования. Одежда, не стесняющая движений.

Непосредственное руководство взрослого.

Воспитатели групп, воспитатель по физической культуре, медицинская сестра







  1. ПЕРЕЧЕНЬ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ.

Направление развития

Программы

Технологии и методики

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14



© 2010-2022