Конспект НОД Наш земляк Алеша Попович

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОД "Наш земляк Алеша Попович"


Автор Прикащикова Анна Викторовна


Непрерывная образовательная деятельность «Наш земляк - Алеша Попович», представленная в данном конспекте, включает в себя IV этапа. Основные - I и II этапы, III и IV этапы - дополнительные.


Этап I Познавательная, игровая деятельность (интеграция образовательных областей - познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие; частично - социально-коммуникативное развитие)


Этап II Продуктивная деятельность по изготовлению «богатырского оружия» (образовательные области художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие; частично - физическое развитие, социально-коммуникативное развитие)


Этап III . Сюжетно-ролевая (на прогулке)

Этап IV. Слушание аудиозаписи сказки перед сном



Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с нашим земляком - богатырем Алешей Поповичем.

Задачи:

  • воспитывать чувство гордости за наших земляков;

  • воспитывать любовь к Родине на примере богатырей;

  • воспитывать такие качества, как смелость, решительность, желание помочь в трудной ситуации;

  • совершенствовать умения слушать, отвечать полным ответом;

  • формировать навыки работы с картой, схемой;

  • совершенствовать навыки ориентироваться в пространстве;

  • совершенствовать навыки работы с ножницами, простым карандашом, красками.


Предварительная работа: ознакомление с картиной Васнецова «Три богатыря», разучивание физминутки «Богатырь», значением слова «богатырь».


Материалы и оборудование: карта Ярославской области, изображение герба г.Ростова, уголок русского быта, детские русские народные костюмы, CD с записью фрагмента аудио - сказки «Алеша Попович», DVD с фрагментом видео из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин-змей», запись песни «Богатырская сила» (Композитор: Пахмутова А. Автор слов: Добронравов Н.), игрушечный «Домовенок»; разрезанные картонные коробки и трафареты для изготовления «мечей и щитов», краски, карандаши, ножницы.



Ход непрерывной образовательной деятельности:


Этап I

Мотивация.

На столе прикрытая платком картина «Три богатыря»


Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что под платком?


Дети высказывают предположения. Затем воспитатель снимает платок. Дети рассматривают картину Васнецова «Три богатыря»


Воспитатель: Эта картина непростая, она с секретом. Посмотрите внимательно, где же этот секрет?

Дети делятся своими размышлениями.


Воспитатель: Оказывается, секрет в том, что один из богатырей - наш земляк! Как вы думаете, кто?


Предположения детей. Обсуждение, почему это не Илья Муромец (из города Мурома), и не Добрыня Никитич (он князь, у нас не было таких князей)


Воспитатель: Да, это Алеша Попович. Он родился в г.Ростове, который сейчас входит в состав Ярославской области.

Воспитатель: Чем отличается Алеша Попович от других богатырей?

Предположения детей

Воспитатель: Да, Алеша очень находчивый, сметливый, жизнерадостный и веселый. Он моложе других богатырей, изображенных на картине

Воспитатель: Почему же Алеша - Попович?


Высказывания детей


Воспитатель: Оказывается Алеша Попович - сын попа (т.е - священника). Кто такой священник?

Ответы детей

Воспитатель: По сказаниям, рождение и детство Алешеньки (так ласково называют в народе) было необычным. Вы хотите узнать об этом? Где мы можем узнать?


Ответы детей - в книгах, у родителей, в Интернет, у воспитателя…


Воспитатель: А я предлагаю отправиться в прошлое. Что нам потребуется для этого?


Рассуждения детей


Воспитатель: Давайте попросим помощи у нашей волшебной картины, посмотрим внимательно на Алешу Поповича, что он нам подскажет?


Высказывания детей


Воспитатель: Мне показалось, что он нам показывает на ваши русские костюмы (в уголке ряженья). Наверное, нам нужно их надеть для того, чтобы легче перенестись в прошлое


Дети переодеваются в сарафаны, косоворотки; надевают головные уборы -красу(девочки), картуз (мальчики)


Воспитатель: Теперь давайте попросим Алешу Поповича с картины помочь нам перенестись в прошлое города Ростова. Крепко-крепко зажмуриваемся и три раза обернемся вокруг себя (по русскому обычаю)

Дети выполняют.

Включается телевизор. Услышав звук, дети открывают глаза

Просмотр мини-фрагмент из мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей», где вид города с домами, людьми и т.д.


Воспитатель: Видите, какие раньше были дома? Где мы можем увидеть похожие дома сейчас?

Обсуждение увиденного


Воспитатель: Но куда же нам теперь идти?


Замечаем под ногами половичок, ведущий к уголку русского быта. Дети предлагают пойти по нему. Заходим. Там люлька с завернутой куклой (Раньше ее там не было)


Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это?

Предположения детей, что этот малыш - Алеша


Воспитатель: А я думаю, что это не Алешенька. Это обычный малыш, а Алеша был необыкновенным.

Вдруг появляется Домовенок

Ребята здороваются, кланяются по русскому обычаю.

Домовенок «шепчет» что-то воспитателю на ушко


Воспитатель: Ребята, Домовенок предлагает рассказать про детство Алеши, хотите?

Рассаживайтесь поудобнее.


Дети с большой радостью соглашаются

Незаметно включается аудиозапись русской народной сказки «Алеша Попович» (начало), где рассказывается про необыкновенный рост и развитие Алеши


Воспитатель: Ребята, а вы хотите быть такими же сильными, как Алеша? Что нам для этого нужно делать?

Ответы, что нужно делать зарядку и т.д.


Воспитатель: Давайте покажем Домовенку нашу физкультминутку


Физкультминутка «Богатырь»


Домовенок «шепчет» на ухо воспитателю


Воспитатель: Ребята, вы очень понравились Домовенку, особенно как старались делать физкультминутку. И он хочет подарить нам продолжение сказки про Алешу Поповича. Будем слушать перед сном?


Ответы детей

Радость и благодарность детей

(Настя Е. предложила тоже что-нибудь подарить Домовенку, решили потом прислать рисунки)

Домовенок шепчет воспитателю.


Воспитатель: Ребята, Домовенок сказал, что если мы хотим узнать про подвиги Алеши Поповича, нам нужно идти сначала направо, потом налево, налево, снова налево


Благодарим Домовенка, кланяемся на прощанье, под русскую народную музыку идем указанным путем, попадаем в уголок Ярославии, где обнаруживаем иллюстрации с богатырским боем, Алешей Поповичем (разные)


Воспитатель: Как вы думаете, существовал ли наш город Ярославль во времена Алеши Поповича?

Мог ли он быть в Ярославле?

Ответы детей.

Смотрим на карту, ищем Ярославль и Ростов, в Ростове ставим флажок с гербом города

Рассматриваем иллюстрации боя богатырей


Воспитатель: Ребята, время было тяжелое, много врагов было у Руси. А богатыри защищали Русь-матушку. Какие богатыри? Какое у богатырей оружие? Как они сражались?

Ответы детей.

Фонограмма звуков боя (в т.ч. конного)


Воспитатель: Про Алешу и его подвиги народ сложил сказки и былины. Одним из главных подвигов Алеши считают его бой с Тугариным змеем. Хотите узнать про этот подвиг?

Я вам хочу прочитать про Тугарина змея, и вы поймете, что это было за чудовище. Рассаживайтесь поудобнее и слушайте

Воспитатель читает отрывок из былины:

«…злой враг Тугарин, Змея сын. Вышиной он как высокий дуб, меж плечами косая сажень, между глаз можно стрелу положить. У него крылатый конь - как лютый зверь: из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит. Он тебя в один глоток проглотить может.

.. Увидел Алешу Тугарин Змеевич, закричал так, что дрогнула земля, согнулись высокие дубы, воды из реки выплеснулись: «Захочу - огнём спалю, захочу - конём потопчу, захочу - копьём заколю!»

Алёша еле жив стоит, ноги у него подкашиваются.»

- Как же быть Алеше?

-А как мы можем помочь ему?

Ответы детей

Решено сделать богатырское оружие и всем вместе вступить в бой (мы же в сказке)

Воспитатель: Есть такие русские пословицы:

«Сам погибай, а товарища выручай»,

«За правое дело стой смело!»

«Если дружба велика - будет Родина крепка!»

- Но из чего мы можем сделать меч и щит?

Ответы детей (слепить, нарисовать)

Воспитатель: Открою вам секрет, Домовенок дал мне карту, на которой показано, где находится клад. Он не сказал, что это за клад. Может это богатырское оружие?


Воспитатель достает карту (простая схема группы, где крестиком показано место, где нужно искать). Там обнаруживаем разрезанные картонные коробки и трафареты для меча и щита). И приложена записка: «Если сделать из этого материала мечи и щиты, в бою они превращаются в настоящие!»


Воспитатель: Будем делать оружие, чтобы помочь Алеше Поповичу?


Ответы детей


Этап II. Продуктивная деятельность по изготовлению «богатырского оружия» (под песню «Богатырская сила»):

дети обводят по трафарету на картоне меч, контуры щита рисуют сами, вырезают и некоторые раскрашивают (кто успевает, пока доделывают остальные)

Воспитатель: Ну, что богатыри мои, воины-защитники земли русской! Готовы ли вы вступить в бой с Тугариным змеем? Помните ли, что «Тугарин грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, спалить огнём-пламенем, застрелить головнями или проглотить живьём»? Не испугаетесь ли?


Ответы детей.

Демонстрируя изготовленное «оружие», дети маршируют под песню «Богатырская сила»

Воспитатель: Тогда попадаем на поле боя. Что же там сейчас происходит?

Чтение следующего фрагмента былины

Воспитатель: Говорит Алеша: «Чтоб я да всякой нечисти дорогу уступил! Не могу я его взять силой, возьму хитростью!

Алёша крепко в седле сидит, острой сабелькой помахивает. Заревел Тугарин так, что лист с деревьев посыпался: «Тут тебе, Алёшка, конец: захочу - огнём спалю, захочу - конём потопчу, захочу - копьём заколю!» Подъехал к нему Алёша поближе и говорит: - Что же ты, Тугарин, обманываешь?! Бились мы с тобой об заклад, что один на один силой померяемся, а теперь за тобой стоит сила несметная! Оглянулся Тугарин назад, хотел посмотреть, какая сила за ним стоит, а Алёше только того и надобно. Отведай силушки богатырской! Взмахнул острой саблей и отсек ему голову! Покатилась голова на землю, как пивной котёл, загудела земля-матушка! Соскочил Алёша, хотел взять голову, да не мог от земли на вершок поднять»

-Вот и справился Алеша с Тугариным змеем. Как вы думаете, помогли мы ему или он сам справился?

Ответы детей.

- Вы не испугались, захотели помочь, значит, вы как богатыри, готовы помочь другу для спасения Родины.

А богатыри не знают более высокого служения, чем служение своей Родине; за нее они всегда готовы отдать свою жизнь.


-Поэтому в награду за вашу смелость вы можете оставить это оружие себе, чтоб защищать Родину от врагов

- Нам настало время возвращаться домой.


Крепко-крепко зажмуриваемся и три раза обернемся вокруг себя (по русскому обычаю)


Воспитатель: Вот мы и дома.

Хотите ли вы быть похожими на богатырей и почему?

Что вы можете сказать о нашем путешествии к Алеше Поповичу?

Что нового и интересного вы узнали?

Вы рады, что Алеша Попович - наш земляк?

Ответы детей.

Воспитатель: А на прогулке вы сможете поиграть в богатырей вашим боевым оружием!


Этап III . Сюжетно-ролевая игра «Богатырский бой»

Этап IV. Перед сном дальнейшее слушание аудиозаписи сказки «Алеша Попович»

© 2010-2022