- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Дыхание, музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе
Дыхание, музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Аникина Ю.А. |
Дата | 08.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дыхание, музыкотерапия как эффективный метод оздоровления дошкольников в соответствии с Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе.
Воспитатель высшей кв. категории
МБДОУ № 20 «Ёлочка» ЗМР РТ
Аникина Ю.А.
Жизнь и время диктуют свои правила… Оглядываясь назад, можно констатировать тот факт, что сегодня дошкольное образование уже не то, каким оно было даже пять лет назад: сегодня маленькому ребенку и его семье нужен несколько иной детский сад, в котором преобладают все те же ценности - доброта, любовь, душевная теплота, искренность, бережное отношение к душе ребенка, - но само содержание деятельности уже другое, его нет смысла рассматривать с позиции «хуже» или «лучше», чем то, что было, оно просто другое. Что необходимо для этого?
- Создание среды, обеспечивающей доступность качественного образования детей, в том числе детей ограниченными возможностями здоровья.
В своем уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие «здоровье» не только как биологическую, но и как социальную категорию. В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: «Здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».
По результатам статистических данных, физически зрелыми рождаются не более 14 % детей, а уже к 6-7 годам, то есть ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребенок может считаться абсолютно здоровым. Перечисляя факторы нездоровья подрастающего поколения, мы обычно забываем еще об одном, весьма существенным: это неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сбережения здоровья.
Основные компоненты деятельности по самосбережению здоровья с учетом психофизического развития дошкольника:
-
Свобода движений, дыхания.
-
Проявление эмоций.
-
Творческое самовыражение ребенка.
-
Учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Воспитательная работа с дошкольниками по здоровье сбережению является профилактическим видом деятельности. Для преодоления внутренней эмоциональной и мышечной скованности у детей с проблемами в развитии необходимы дыхательно-голосовые упражнения. Они способствуют развитию и укреплению голоса, умению управлять им, а также являются профилактикой респираторных заболеваний. Для оздоровления детей и для детей с ограниченными возможностями здоровья мы применяем музыкотерапию и дыхательную гимнастику.
Войдя в новое тысячелетие, мы оставили за собой эпоху, когда врачи диагностировали заболевание и предписывали лечение, а пациенты механически повиновались им. Мы можем использовать музыку для того, чтобы стать чувствительнее к ритмам своего организма. Слово «музыка» происходит от греческого корня «мюзе».
Терапия - в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин музыкотерапия обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
О лечебных свойствах музыки китайские мудрецы писали еще до нашей эры. На протяжении всей древнекитайской истории многие целители использовали соответствие пяти музыкальных элементов пяти внутренним органам (сердце, печень, почки, легкие, селезенка) в качестве основы для лечения болезней с помощью музыкальной терапии.
Американская медицина впервые начала экспериментировать с терапевтическим использованием музыки в конце 19 века - начале 20 века.
История развития музыкотерапии в нашей стране не столь богата, но все же и у нас имеются свои достижения в этой области. На кафедре физиологии университета Дружбы народов и кафедре рефлексотерапии Московского стоматологического института проводились исследования, в результате которых было установлено, что 12 звуков, из которых состоит октава, гармонично связаны с 12 системами нашего организма. Органы при направленном воздействии на них музыкой, пением приходят в состояние максимальной вибрации. В итоге укрепляется иммунная система, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает.
Итак, музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используют во многих странах в лечебных и оздоровительных целях.
В 1997 году Михаилом Львовичем Лазаревым - заведующим лабораторией валеологии Московского института повышения квалификации работников образования, действительным членом Академии педагогических и социальных наук, национальным координатором Российского отделения Европейской сети школ формирования здоровья была создана программа "Здравствуй" (формирования здоровья детей дошкольного возраста), в которой музыке отводится центральное место, так как «именно в ней заложен колоссальный потенциал для оздоровления».
Во-первых, музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психологический.
-
Вибрационный фактор музыки является стимулятором обменных процессов на уровне клетки. Каждое имя имеет свой набор звуков, создающих уникальное вибрационное поле.
-
Физиологический фактор музыки способен изменять различные функции организма, такие как дыхательная, двигательная, сердечнососудистая.
Психологический фактор через ассоциативную связь, медитацию способен значительно менять психическое состояние ребенка.
Во-вторых, музыка имеет фундаментальные начала всего живого: ритм, мелодию и гармонию.
В-третьих, музыка позволяет дозировать психофизическую нагрузку. Важно отметить, например, что дыхательная музыкотерапия позволяет детям заниматься оздоровлением, не замечая процесса лечения.
В-четвертых, музыка позволяет совершенствовать дыхательную функцию опосредованно. Например, играя на духовом инструменте, ребенок должен подчинить свое дыхание тому размеру, который заложен в пьесе. Это справедливо и для других нюансов музыки.
Следует отметить, что эмоции тесно связаны с дыханием. Например, радость сопровождается дыханием в 17 вдохов в минуту, активная грусть- 20 вдохов в минуту, страх - 60 вдохов, гнев - 40 вдохов. В соответствии с этим, влияя на ритм дыхания через музыкальную фразу, мы можем моделировать эмоциональное состояние ребенка.
В-пятых, музыка, оживляя эмоциональную сферу, восстанавливает иммунобиологические процессы. Имеется в виду, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций снижается иммунитет человека, и он чаще болеет.
В программе «Здравствуй» предусмотрены ряд тем, направленных на отработку у ребёнка основных дыхательных качеств и оптимизацию функций дыхания. В описываемых способах дыхательной гимнастики М. Л. Лазарева использованы элементы дыхательной музыкальной терапии, направленной не только на формирование здоровья здоровых детей, но и на профилактику бронхолёгочных заболеваний, детей с астматическим заболеванием. Ребёнок начинает заниматься дыхательной гимнастикой через приятные эмоционально окрашены виды деятельности - пение, чтение, игру на духовых инструментах (дудочки, свистульки). Это формирует у него дыхательное удовольствие, которое чрезвычайно важно в процессе оздоровления дыхательной функции, кроме того, дыхательная гимнастика тренирует конкретные дыхательные качества и умения - силу дыхательных мышц, объёмную скорость дыхания, жизненную ёмкость. Пройдя с детьми курс занятий «Знакомство со звуками» у детей улучшались показатели функций внешнего дыхания, повысился эмоциональный тонус, дети научились слушать окружающую природу, научились использовать звуки для своего развития и улучшения здоровья, будут заниматься звуковой дыхательной гимнастикой.
Малышам астматикам необходимо избегать больших физических нагрузок, но это не значит, что нужно делать из нормального ребенка инвалида: постоянно одергивать его, не разрешать двигаться. Наоборот, помогайте ребёнку излечиться и, помимо следования рекомендациям врача, займитесь с ним специальной физкультурой и дыхательной гимнастикой.
Прилагаю примерный комплекс упражнений для занятий при бронхиальной астме для детей 3-4 лет
«Каша кипит»
Исходное положение (И.П.):сидя на скамейке, поднять прямые руки вверх (вдох), медленно опускать вниз (выдох) с произношением звука Ш-ш-ш (до полного выдоха). Руки опускать прямые.
«Комарик»
И.П.: сидя верхом на скамейке, руки положить на талию. Сделать вдох, затем повернуть туловище вправо (выдох), на выдохе протяжно произнести звук З-з-з (подражая звуку комара) до полного выдоха. После этого вернуться в исходное положение (вдох) и то же движение повторить в левую сторону. Повторить в каждую сторону 4-5 раз.
«Трубач»
И.П: сидя на скамейке, кисти рук сложить в трубочку, поднести ко рту. Вдохнуть и медленно, удлиненно выдохнуть воздух с громким подражанием звуку трубы П-ф-ф-у (до конца выдоха). Повторить 4-5 раз.
«Насос»
И.П: стоя, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдохнуть, затем наклонить туловище в сторону, рука скользит вниз по ноге, другая поднимается вверх до подмышечной впадины, при этом надо громко произнести звук С-с-с (выдох). Выпрямиться (вдох), то же движение в другую сторону. Повторить упражнение 7-8 раз.
«Рубка дров»
И.П: стоя, ноги расставлены в стороны. Поднять руки вверх (пальцы переплетены вместе) - вдох, нагнуться вперёд («удар топором») до полного выдоха. На выдохе произносить протяжно звук У-х-х-х. Повторить с небольшими интервалами 4-5 раз.
Отдых на скамейке и подготовка к игре «Мыльные пузыри». Пускание мыльных пузырей.
Хотелось бы закончить своё выступление такими словами: «Каждый ваш вдох - великая радость жизни. Радуйтесь каждому вдоху, каждому мгновению жизни и научите этому своих детей».
Литература:
1.Лазарев М. Система развивающей терапии детей, страдающих астмой. ЦВЛД, 1993г.
2.Глазырина Л. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. Минск: ПК ООО «Бестпринт», 1997г.
3.Лазарев М. «Здравствуй!»: Учебное методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.:Мнемозина, 2004г.
4. Научно-практический журнал «Дошкольная педагогика» г. Санкт-Петербург, № 4 - 2010 г., № 3 - 2011 г., № 9 - 2012 г.