Развитие эмоциональной сферы детей через игру

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лови-лови!

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий - в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих - поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.


«Мирные» и «воинственные» Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-10 человек.

Необходимые приспособления: музыкальный инструмент для каждого играющего.

Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат громко, - к племени «воинственных». По легенде племена живут на разных берегах, поэтому общаться могут только посредством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах. Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке - спокойными или энергичными.


Мышка

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимогоотношения к физическому контакту с другими людьми.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6 человек.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача - сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается

по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана - прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку - взбирается на шею и т. д.


Час тишины и час «можно»

Цель: развитие произвольности поведения.

Возраст: 2-3 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми о том, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами - рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется - бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д.


Ассоциации

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные дети в это время договариваются, кого из детей они задумают. Затем водящий возвращается и задает вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей или животным мог бы быть этот ребенок. Водящий по ассоциациям должен угадать, кого загадали дети.


Падающая башня

Цель: отработка негативных эмоций, развитие целеустремленности, снятие агрессивности.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 2 и более, до 5 человек.

Необходимые приспособления: подушки.

Описание игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель - тот, кто первым взберется на башню, не разрушив ее.


Высвобождение гнева

Цель: отработка негативных эмоций.

Возраст: любой.

Количество играющих: 1 или более человек.

Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.


Колдун

Цель: развитие невербальных средств общения. Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-6 человек.

Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает «заколдованного» ребенка способности говорить. «Заколдованный» должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движенияи выражение лица другие дети описывают словами. Заколдованный

старается жестами выразить свое отношение к их описанию - правильно ли его поняли друзья.


Пожалуйста

Цель: развитие произвольности, слухового внимания.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры:

Вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово - «Пожалуйста!». Ошибившийся выбывает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово «Пожалуйста!». Ошибившийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание - любое придуманное ведущим.


Оживлялки

Цель: развитие умения выражать свои эмоции не вербально.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки детей.

Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из участников пытается изобразить любой из рисунков с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает.


Радость и грусть

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда - радость и грусть - в зависимости от цветовой гаммы.

Основная задача взрослого - помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой - грустным.


Картонные башни

Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6 х 10 см, скотч - для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 человек. Их задача - за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение.

Игра развивает навыки конструирования, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.




Растущие цветы

Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: группа.

Необходимые приспособления: музыкальные инструменты, 2-3 больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка.


Головомяч

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Тогда между головами нужно положить мяч. Цель игры - встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч?


Пес Барбос

Цель: развитие произвольности, самоконтроля.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Необходимые приспособления: платок.

Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный становится «собакой».


Улитка

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-5 человек.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.




Динозаврики

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: 6-7 человек.

Описание игры: дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.


Крокодил

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой - это пасть крокодила - и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».


Осьминог

Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10 человек.

Необходимые приспособления: теннисные мячики.

Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу, в центре соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» - мячики. Остальные дети - «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» й собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.


Спонтанное рисование

Цель: развитие фантазии, отработка негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 6-8 лет.

Количество играющих: 1-3 человека, не более.

Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации.

Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20-45 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией.

Задача взрослого - дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется.




© 2010-2022