СтатьяОзнакомление с родным городом как средство патриотического воспитания

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания

Цель: воспитание гражданско - патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста, воспитание любви к Родине, к Отечеству, к родному городу, к своей семье, формирование бережного и созидательного отношения к миру, изучение исторического опыта человечества, расширение круга интересов детей, социально - активной личности гражданина и патриота.

Ребёнок впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как "труд", "долг", "честь", "Родина". Развитие любви и привязанности к родному дому - первая ступень гражданско - патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как "родной дом"? Оно заключает в себя: отношение к себе как к личности, семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой.

Дом, в котором он живёт, родную улицу.

Постепенно понятие "родной дом" расширяется. Это уже и родной город, родной край.

Позже - не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина - Россия, гражданином которой ребёнок является. И, наконец, планета Земля - наш общий родной дом.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми - настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: "Я - россиянин! Я горжусь своей страной!" Вдумайтесь, часто ли мы слышим эти фразы? Почему существуют проблемы в нравственном воспитании подрастающего поколения? Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности - главная цель нашей работы.

Опираясь на парциальные программы "Наследие" (авт. Е. В.Соловьёва, Л. И. Царенко, М. Ю. Новицкая), "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева), методические пособия Е. К. Ривиной "Герб и флаг России", "Российская символика", я поставила перед собой задачи:

  • Сформировать у детей понятие о своём "Я", о том, что каждый человек - уникальная личность со своими чертами характера;

  • Дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;

  • Обогатить знания детей о родном крае ("малой"родине), Родине - стране , дать знания о символике нашего государства;

  • Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарём, русскими народными играми.

Разработала целостную систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • Блоки занятий с соответствующим дидактическим и наглядным материалом;

  • Перспективное планирование занятий с детьми по познавательному развитию и гражданскому воспитанию с учётом регионального компонента;

  • Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным фольклором;

  • Конспекты занятий по блокам "Мир людей", "Гражданство".

В развивающей среде группы появились исторические и географические предметы, символика государства, народный календарь.

Для оформления представлений о семье, родственных отношениях, о родословной мы вместе с детьми создали рукописные книги-альбомы, в которых дети отразили знания о себе, своей семье, друзьях, делились своими сокровенными тайнами. Это позволило мне определить душевное состояние ребёнка, познать его внутренний мир.

Оформила выставку "История Новохопёрска", где представлен материал об истории города, о главных достопримечательностях; организовала "Адресное бюро", где не только знакомятся с названиями улиц, но и узнают о том, кто где живёт, у кого какой дом, какой этаж. Свои мечты о том, каким они хотят видеть свой город, дети отразили в рисунках на выставке "Город будущего".

А высказывания ребят - самые неожиданные:

"В моём городе будет жить добрая волшебница .Когда все люди будут спать, она будет ходить по улицам и исполнять все хорошие сны людей".

"Когда я буду самым главным в городе, то построю машину, у которой на крыше вырастет волшебное дерево. Когда машина будет ехать по городу, то из дерева станут сыпаться семена. Они будут прорастать, и появятся волшебные деревья, которые будут разговаривать с прохожими и всё время им улыбаться".

Изготовила панно "Экологические зоны прихопёрья", с помощью которого повысился интерес у детей к природе прихопёрья, его климатическим особенностям, уникальности заповедной зоны.

Дидактические игры "Кто заблудился?", "Что перепутал художник?", "Кого не стало?" помогли усвоить обширный объём материала о животном и растительном мире заповедника.

Формируя у ребёнка первые простейшие представления об устройстве нашего государства, большое значение придаю символики нашей страны. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни - гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому считаю, что работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста.

Используя нетрадиционные формы проведения занятий, а также методы моделирования и пиктографии. Например, объясняя детям значения цветов флага, рядом с белым цветом расположила рисунки с голубями, улыбки, означающих мир, чистоту совести, с синим цветом - лебедя, символизирующего верность, правду; с красным - русского богатыря, олицетворяющего собой силу и отвагу.

Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, давала детям в сказочной форме: ещё в давние времена дедушки и бабушки рассказывали детям сказку о сильном и отважном Егории, победившем ужасного чёрного змея. Всадник, изображённый на гербе, - Святой Георгий - прототип сказочного героя.

Делая вывод и анализируя содержание сказки, дети запомнили, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Использование таких приёмов развивает у людей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.

Считаю очень важным и другое направление работы по воспитанию ребёнка-гражданина - это выполнение норм и традиций в жизни группы, сфера социальных отношений.

В группе существует три обязательных правила:

Нельзя бить и обижать людей;

Нельзя ломать и портить результаты труда других;

Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Сравнивая игровые ситуации, анализируя содержание художественных произведений, русских народных сказок, вместе с детьми пришли к выводу, что людям, живущим вместе, будет хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать интересы других и сдерживать свои желания и настроения.

Особое внимание уделяется развитию у детей любви к природе родного края, к её неброской, но магической красоте. Снежные просторы, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Формирование положительного отношения к природе родного края невозможно без единства и тесной взаимосвязи знаний, чувств и практической деятельности детей. Использую технологию интегрированного обучения, появилась возможность показать детям природу во всей красоте и многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. Интеграция позволила исключить повторы при изучении материала о природе, повысить развивающий эффект и уменьшить нагрузку на детей.

На первом этапе работы по ознакомлению дошкольников с природой родного края нами были обозначены темы и объекты, на основании которых строится образовательно-воспитательный процесс.

Познавательная деятельность ребёнка, направленная на ознакомление с природой родного края, невозможна без создания определённых условий. Внесение регионального компонента в содержание и тематику различных форм организации деятельности дошкольников, в пространственно-предметную развивающую среду выступает одним из условий развития целостного отношения к родному краю. Предметно-развивающая среда способствует формированию у ребёнка правильных, неискажённых представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы родного края, побуждает к исследовательской деятельности. Собран материал регионального содержания: имеются различные гербарии листьев, растений; коллекции шишек хвойных деревьев, коры деревьев, мхов, семян; муляжи грибов; иллюстрации животных; имеется "Уголок экологии".

Нами разработан цикл интегрированных занятий "Мой город" на которых они имеют возможность решить несколько задач: обобщить знания детей, обучить определённому способу конструирования из бумаги, рисованию, активизировать речь, способствовать накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности. Интеграция разных видов деятельности обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию природы с разных сторон. Занятия проходят один раз в квартал и являются итогом работы педагогов.

Большое значение при ознакомлении с природой родного края, бытом и культурой русского народа имеют праздники и развлечения. Традиционно в начале апреля в нашем дошкольном учреждении проходит экологическая неделя, в рамках которой большой праздник "День Земли", акции "Ёлочка - зелёная иголочка", "Мой домик самый лучший", КВН, соревнования, дети инсценируют экологические сказки и т. д.

Мы надеемся, что наши воспитанники будут бережно относиться ко всему живому и на всю жизнь сохранят любовь к своему краю, где бы они ни жили.

Свою работу я строила в тесном содружестве с семьёй. Родители активно участвовали во всех мероприятиях: народных праздниках, экскурсиях, выставках, конкурсах. Совместная деятельность стала основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота Родины.

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: любовь к малой родине, умение чувствовать её красоту - это начало патриотизма, любви к Родине. У детей в процессе работы формируются лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к миру, привязанность к малой родине, ответственность за всё, что происходит в городе, отзывчивость к окружающим. Совершенствуется речь, память, мышление, способность наблюдать, творить, обобщать, расширять кругозор. Формируются разные виды отношений - природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное с элементами регионального воспитания. Приятно слышать, когда мои воспитанники, рассказывают родителям о истории создания или о названии улицы, услышанную ими на экскурсии. Это говорит о том, что добрые семена, вложенные в детские уши, не пропали даром. Они дают свои всходы, и ради этого стоит работать.

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

1. Антонова А. "Воспитание любви к родному городу Москве" // дошкольное воспитание - 1984 9 с 4-5

2. Ватаман В.П. "Воспитание детей на традициях народной культуры" - В., "Учитель" 2008г.

3. Выготский Л.С. "Воображение и творчество в дошкольном возрасте - М., 1997г.

4. Гончарова Т.Л. "Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам" // дошкольная педагогика 5 - 2008 с 47-48

5. Дыбина О.В. "Что было до +" - М., "ТУ Сфера" 2002г.

6. Егоров В.К. "История в нашей жизни" - М., Наука 1990г

7. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. "Родной край" - М, "Просвещение", 1990г.

8. Князева О.Л., Маханева М.Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" - С.-П. "Детство - Пресс" 2002г.

9. Компанцева М.В. "Поэтической образ природы в детском рисунке" - М., "Просвещение", 1985г.

10. Кузьмина И.В. " Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста" // дошкольная педагогика 2008г., 5 с 49-52

11. Николаева С.Н. "Методика экологического воспитания" - М., "Академия", 1999г.

12. Позднякова Е.А. " Гражданское воспитание в ДОУ" - В., "Учитель 2008г.

13. Соловьева Е.В., Царенко Л.И., Новицкая "Наследие"

14."Система патриотического воспитания в ДОУ" - В., "Учитель", 2007г.

15. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. "Красна изба+" -С.-П. "Детство - Пресс", 2000г.

16. Козлова С.А. «Родной край» М., «Просвещение» 1990г.

17. Гончарова Т.Л. «Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам» Дошкольная педагогика 2008г. №5



© 2010-2022