- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Оздоровительный проект Если я в поход пойду, я здоровье сберегу
Оздоровительный проект Если я в поход пойду, я здоровье сберегу
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кривохижина Л.С. |
Дата | 20.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проект
Оздоровительный
«Если я в поход пойду, я здоровье сберегу»
Тип проекта
Информационно - практико - ориентированный,
социально - личностный, общественно - полезный, долгосрочный
Вид проекта
Групповой
(Для детей старшего дошкольного возраста)
Срок реализации проекта
Два года (2014 - 2016)
Авторы проекта: Кривохижина Лариса Сергеевна - воспитатель
Горбатенко Жанна Михайловна - воспитатель
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители
«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им и они будут беречься.»
Януш Корчак.
Актуальность проекта
Самое ценное, что может быть у человека - это его здоровье, а как следствие и его жизнь. Но все чаще мы сталкиваемся с проблемой - высокой заболеваемостью детей. Причин этому может быть много, это и вредные привычки родителей и особенно мамочек, плохая экология, пассивный образ жизни, низкий уровень двигательной активности. Больше времени взрослые и дети стали проводить у телевизора, компьютера. В детский сад перестали ходить пешком.
Но при этом, все родители хотят видеть своего ребёнка всесторонне развитого, психически и физически здоровым человеком. А между тем от того, какими навыками здорового образа жизни дети научатся владеть, зависит успешность их будущей жизни. Достичь этих целей можно лишь объединив усилия педагогов и родителей. Мы провели анкетирование родителей «Будь здоров, малыш» и сделали анализ анкет, а так же проанализировали заболеваемость детей ОРЗ в нашей группе за 2013 - 2014 год из чего мы сделали вывод, что проблема сохранения здоровья и в нашей группе актуальна.
Таким образом, мы совместно с родителями решили использовать в своей работе туристические прогулки. Туристические прогулки, прежде всего, оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект, получаемый в результате разнообразной двигательной активности, а также комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, свежего воздуха. В туристических прогулках помогают стимулировать двигательную активность детей пенечки, различные ямки и бугорки, деревья, коряги, а так же природный материал (шишки разных пород хвойных деревьев, камешки, палки). Природа нашего края, окружающая наш город, очень яркая, многообразная, динамичная она воздействует на ребенка постоянной новизной. Мы с помощью родителей поможем узнать детям о лечебных свойствах растений, которые растут прямо под ногами. Благодаря природе растущий организм ребенка накапливает здоровье и силу. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях формирует у дошкольников интерес к занятиям туризмом, повышает мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Постоянно находясь в движении в естественных условиях (лес, парк, поле), без устали и снижения интереса, ребенок проявляет самостоятельность, любознательность, инициативу, трудолюбие, морально - волевые качества, мышечную раскрепощенность. Универсальность туристических прогулок еще заключается в том, что они всесезонны. Проанализировав все аспекты, мы решили, всю нашу работу по оздоровлению детей объединить в одном проекте. Работа над проектом направлена на формирование партнерства и сотрудничества с родителями в процессе привития детям навыков здорового образа жизни, а значит и выбора семьи вести здоровый образ жизнедеятельности. Чтобы туристические прогулки проходили полноценно, насыщенно, родители могут выступать в роли ассистентов, помощников, экспертов, консультантов. От совместной работы с родителями получается положительный результат и большая польза в воспитательном процессе. Наш проект называется «Если я в поход пойду, я здоровье сберегу».
Не случайно великий русский педагог К.Д. Ушинский считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.
Наша совместная работа с родителями по проекту поможет вырастить сильных, выносливых, активных, а главное здоровых людей, которые в дальнейшем смогут противостоять всем проблемам, встречающимся в течение жизни. Реализовывая этот проект, мы учим детей любить и беречь родную природу, укреплять свое здоровье, совершенствовать физическое развитие, повышать сопротивляемость защитных свойств организма, увеличиваем физическую и умственную работоспособность.
Цель Создание через проектную деятельность познавательных, социально - коммуникативных условий для развития у детей осознанного отношения к жизни и здоровью.
Задачи
-
Поддержать семейную инициативу в потребности ведения здорового образа жизни.
-
Обеспечить условия формирования у детей представлений о единстве окружающего мира и самого себя.
-
Создать социально - коммуникативные условия для установления причинно - следственных связей между состоянием здоровья человека и полноценности его жизни.
-
Стимулировать детей к принятию норм правильного поведения в природе.
-
Создать условия для развития основных физических способностей (силы, быстроты, ловкости, выносливости и др.) и умение рационально использовать их в различных условиях.
Гипотеза:
Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о богатстве и целебных свойствах растений, родного края. Участвуя в туристических прогулках, получат богатый чувственный опыт, который необходим для развития речи и мышления, разовьют любознательность, расширят кругозор, положительные мотивации к занятию спортом и здоровому образу жизни, научатся налаживать взаимоотношения. Если в каждом ребенке разовьется организованность, отзывчивость, доброжелательность, ребенок почувствует свою причастность к общему делу, какую пользу он приносит и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Методическое обеспечение
-
Журналы «Дошкольное воспитание»
-
Журнал «Воспитатель ДОУ»
-
Журнал «Обруч»
-
Методическая литература по экологическому воспитанию
-
Методическая литература по физической культуре
-
Методическая литература по ЗОЖ
-
obruch.ru
-
zapovednik-khakassky.ru
-
dob.1september.ru
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный: (подготовительный этап)
-
Анкетирование родителей на тему «Будь здоров, малыш»
-
Тематические беседы детей по ЗОЖ для того, чтобы определить цель проекта.
-
Исходя из результатов анализа анкет родителей, тематических бесед с детьми определить актуальность и значимость проекта
-
Постановка цели и задач проекта
-
Подобрать методическую литературу для реализации проекта
-
Подбор методической литературы для родителей
-
Подбор детской художественной литературы, а так же детских энциклопедических изданий «Я познаю мир», «Великие путешественники», «Тайны живой природы»
-
Подготовить познавательный материал о великих путешественниках
-
Подбор наглядно - дидактического материала
-
В книжном уголке поместить репродукции картин и фотографий по теме проекта
-
Организация развивающей среды в группе
II. Организационно-практический: (основной этап)
-
Ознакомление детей с художественной литературой
-
Конструктивные беседы, в ходе которых дети получат возможность доказывать свои суждения, используя накопленный опыт
-
Поисковые игры «Найди клад», «Проложи маршрут», «Определи по компасу»
-
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Мой любимый город!», «Я на луг пойду, но растения сберегу», «Календарь природы - наш друг», «Чем опасен лес»
-
Оформление фотоальбомов «Это наша природа», «Природа - лекарь!», «Пернатый мир»
-
Словотворчество с родителями «Напиши сказку»
-
Оформление дидактических игр по туризму:
"Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Найди клад», «Карта моего города», «Аптека на поляне», «Мой край родной», «Фотолюбители», «Игры у костра. ОБЖ», «Одень туриста по сезону» -
Фотовыставка и рисунки «Насекомые», «Посидим у костра» (совместно с родителями)
-
Экологические экскурсии - экспедиции в парк, в лес « Мы идем в походе в любое время года», «Стадион на лесной поляне», «Собери костер».
-
Создание гербария из растений ближайшего окружения.
-
Разучивание стихотворений, песен для использования в походе.
-
Спортивно - оздоровительные мероприятия совместно с родителями: «Мы спортивная семья» май 2014г. «Моя дорога к здоровью» ноябрь 2015г., «Лесной тайник» февраль 2015г. «Лес мой - друг мой» апрель - май 2016г.
-
КВН «Мы - туристы» сентябрь 2016г.
-
Создание презентаций
-
Работа с родителями: разработка буклетов, анкетирование, совместные эколого - оздоровительные походы в лес, участие в спортивных мероприятиях, консультации: «Оздоровительный семейный досуг», «Игры в походе», «Игровой физкультурный тренинг»,
-
День сотрудничества с родителями: из опыта семейного воспитания «Путешествуем с семьей», «Семейные традиции»
-
Выпуск фотогазеты «Наш семейный поход»
-
Знакомство детей с разнообразными картами, картами - схемами и их назначением.
-
Рисование детьми, составление экологических карт
-
Оформить выставку литературы для родителей по закаливанию, здоровому питанию, физическому развитию
III. Заключительный (продукт проекта)
-
Спортивно - оздоровительный праздник «Лес мой - друг мой» апрель - май 2016г.
-
Выставка гербариев, рисунков, фотогазет.
-
Оценка этапов реализации проекта детьми.
-
Презентация проекта
IV. Контрольно-рефлексивный
-
Подведение итогов. Фотовыставка по итогам мероприятий. Май 2016 г. (Приложение№
-
Беседа «Туристические прогулки - это полезно?»
Необходимые для проекта условия реализации
-
Заинтересованность детей и родителей;
-
Методические разработки для проведения совместных мероприятий для детей и родителей.
Предполагаемый результат:
-
Повысится активность детей на занятиях, конкурсах, спортивно-оздоровительных мероприятиях, беседах, других видах деятельности.
-
Активное использование туристических прогулок поможет улучшить показатели физической подготовленности детей, обогатится двигательный опыт.
-
Стимулируется развитие общей выносливости, силы, быстроты, расширятся функциональные возможности детского организма.
-
Дети свободно смогут выражать собственное мнение, анализировать, пополнится объем знаний в области экологии, туризма, краеведения, здоровья.
-
Приобретут навыки социального общения с взрослыми.
-
Специально подобранные физические и туристические упражнения на ориентировку в пространстве, преодолению препятствий, работа с туристическим снаряжением способствуют комплексному развитию способностей дошкольников.
-
Укрепится успех детей в демонстрации положительной динамики формирующей дружеские взаимоотношения.
-
Активизация родителей
-
Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, получили дополнительные педагогические знания по вопросу физического развития детей.
-
Увеличилось число желающих родителей принимать участие в совместных спортивных мероприятиях ДОУ.
Методы проекта:
-
наблюдения;
-
подвижные, дидактические игры, эстафеты;
-
социологический опрос, консультации;
-
игровые занятия познавательного характера;
-
конструктивные и эвристические беседы;
-
туристические походы;
-
экскурсии краеведческой направленности;
-
составление маршрутных карт;
-
ведение дневника природы;
-
спортивно - оздоровительные праздники, игры - путешествия;
-
КВН, интеллектуальные викторины;
-
совместные с родителями мероприятия.
Стратегия осуществления проектной деятельности:
Данный проект стартовал в 2014 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста в совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Используя природные условия, такие как богатство и разнообразие растительного мира на территории нашего детского сада, лесные массивы вокруг нашего города, мы обогащаем двигательный опыт дошкольников, знакомим с природой родного края, учим использовать элементарные средства туризма, а так же ориентированию в предметно - пространственном окружении, помогаем сформировать знания в области туризма. Учим социально - коммуникативному общению с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Организуя туристические прогулки, мы убедились в целесообразности семейных прогулок. Таким образом, детский туризм зарекомендовал себя как оздоровительный, познавательный, тренирующий физические качества и эффективный метод в приобретении детьми коммуникативного опыта. В ходе реализации этого проекта происходит налаживание отношений педагогов с родителями, родителей с родителями, родителей с детьми, создание взаимопонимания в группе единомышленников по организации туристических прогулок. Используя туристические прогулки, мы пришли к выводу, что подобные занятия туризмом, игры, объединяют детей общими впечатлениями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. Особое внимание мы уделяем созданию условий для отражения полученных впечатлений в сюжетно - ролевых, тематических дидактических, подвижных играх. Содержание игр мы обогащаем внесением туристского инвентаря - это сшитые родителями небольшие рюкзачки, кружки, фляжки, небольшого размера котелки. Интерес, который вызван у детей к проводимым мероприятиям, свидетельствует о том, что тема проекта интересна и реализация проекта набирает силу.
Мы - воспитатели и родители, должны личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, тем самым научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и тогда можем с уверенностью сказать, что будущее поколение будет более здоровым, более развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.
Активная позиция ребенка в познании себя и своего мира, желание укреплять и сохранять свое здоровье - это главная работа в реализации нашего проекта. Здоровый, жизнерадостный, пытливый, активный ребенок - результат взаимопонимания и единства усилий педагогов и родителей.
Предложения по возможному распространению проекта:
Проект могут использовать воспитатели детских садов для детей старшего дошкольного возраста, в кружковой работе, в начальной школе, педагоги дополнительного образования в Центрах детского творчества.
Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям укрепить здоровье, сформирует навыки самообслуживания, умение трудиться в коллективе, планировать свою деятельность. Туристские прогулки способствуют воспитанию любознательности, организованности, научат здоровому образу жизни.
Список литературы:
-
Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ»)
-
Бочарова Н.И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: Аркти, 2004.
-
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003г.
-
Иванова А.И. « Живая экология» М., 2006г.
-
Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей Санкт - Петербург 2000г.
-
Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999г.
-
Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.
-
Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки» М., 2002г.
-
Газета «Дошкольное образование»
-
Журнал «Дошкольное воспитание»
-
Журнал «Обруч»
-
Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения»