Методическая помощь воспитателям калмыцких национальных классов, педагогам дополнительного образования ДОУ. Значение калмыцких подвижных игр

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая помощь воспитателям калмыцких национальных классов, педагогам дополнительного образования ДОУ. Значение калмыцких подвижных игрМетодическая помощь воспитателям калмыцких национальных классов, педагогам дополнительного образования ДОУ. Значение калмыцких подвижных игрМетодическая помощь воспитателям калмыцких национальных классов, педагогам дополнительного образования ДОУ. Значение калмыцких подвижных игрМетодическая помощь воспитателям калмыцких национальных классов, педагогам дополнительного образования ДОУ. Значение калмыцких подвижных игрМетодическая помощь воспитателям калмыцких национальных классов, педагогам дополнительного образования ДОУ. Значение калмыцких подвижных игр

Методическая помощь воспитателям калмыцких национальных классов, педагогам дополнительного образования ДОУ. Значение калмыцких подвижных игр


В формировании всесторонне развитой личности важную роль играет физическое воспитание, в частности, подвижные игры с правилами. Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

Калмыцкие подвижные игры являются одним из важнейших средств всестороннего развития детей. Характерная особенность таких игр - комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственно и эстетическое воспитание.

У калмыков издревле были широко распространены разнообразные массовые игры как средство развлечения и как спортивные состязания, призванные воспитывать в молодом поколении ловкость. Смелость и выносливость, столь необходимые в кочевой жизни. Во многих играх и спортивных состязаниях нашло свое отражение основное занятие калмыцкого населения - скотоводство. Игры и игрушки помогали с малых лет прививать трудовые навыки.

Весной и летом вплоть до сентября калмыки играли на воздухе, сидя на земле или на подводах, а зимой, по вечерам до поздней ночи, в кибитке. В калмыцких подвижных играх используются движения (бег, прыжки, подскоки, метание и др.), в которых участвуют наиболее крупные группы мышц ног, спины, живота и тем самым укрепляют двигательную систему ребенка. Нагие или почти нагие дети, преимущественно весной и летом, бегали, резвились и вообще предавались непринужденным движениям в форме различного рода игр.

В народных калмыцких подвижных играх много юмора, шуток соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалочками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.

Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действие и поведение детей, их

взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Белая битка» нашедший битку должен был добежать до вешки и не быть пойманным играющими другой группы. Если им удавалось поймать несущего битку, шар, тот старался передать ее своим, чтобы кто-нибудь из них смог добежать с биткой до вешки. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умение ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи.

Всякая новая игра становится источником новых действий, новых познаний, что и доставляет детям удовольствие. Игра должна быть добровольна и происходить под наблюдением воспитателя. Он должен только создать соответствующую обстановку, возбудить интерес детей, и дети будут играть в те игры, которые представляются наиболее подходящими. При игре, чтобы доставить себе удовольствие, дети тратят более или менее значительное количество сил, между тем как во время отдыха восстанавливаются силы, потерянные при игре или других занятиях. Случалось наблюдать, что если запоминание названия животных, растений, цветов и т.д. принимает форму игры, особенно если среди детей возникает известного рода соревнование, то дети скорее их запоминают. Точно так же и в развитии речи эти игры имеют большое значение. В этом случае, необходимо использовать склонность учеников к драматическому действию, и кто сумеет создать для этого благоприятные условия при помощи игры, тот сможет добиться хороших результатов во всестороннем воспитании детей. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь ученика всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.

Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного внимания игровых действий.

Подвижные игры, которые будут использованы в работе с детьми, воспитатель обязан хорошо знать, чтобы ясно рассказывать содержание, правила, суметь правильно и четко выполнить движения, входящие в игру.

Незнакомую игру надо внимательно разобрать, мысленно проиграть и только после этого предлагать детям. Также необходимо предварительно продумать, где целесообразнее провести ту или иную игру в помещении или на участке.

Калмыцкие подвижные игры желательно выбирать для проведения в соответствии с теми задачами по физическому воспитанию, надо которыми работали в данный момент и теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели.

Дети 1-2 классов лучше владеют движениями. Они более координированные. Дети стремятся совместно выполнять действия, проявляя выдержку, ловкость, сообразительность. Усложняются взаимодействия в детей игре.

  1. Результаты игр зависят от согласованности нескольких детей. Таким образом, в подвижных играх возникают ситуации, способствующие проявлению детьми элементов коллективной

  2. ответственности за выполнение правил, исход игры. Правила бессюжетных игр определяют способ выполнения движения, в них может быть внесен элемент соревнования, стимулирующий качество движений. («Собери альчик», «Ловкий наездник», «Собери по одному»).

2). В 3-4 классах содержание игр усложняется в связи с расширением кругозора детей. В играх дети могут уже делиться на группы, а также выполнять несколько разных ролей. Большое место в играх занимают игры бессюжетного характера, а также игры с элементами соревнования. Начинать можно с индивидуальных соревнований (игры «Извилистой дороги», «Альчики», «Собери по одному»), затем перейти к коллективным соревнованиям. («Забрасывание белого мяча», «Собери по одному»).

В 1-4 классах проводятся также игры - эстафеты, где общий результат зависит от каждого ребенка. Чтобы дети не играли слишком долго, команды желательно делать небольшими (5-6 человек) («Игры для метких», «Кто быстрее?», «Загони овец в кошару» и др.)

Создание условий для игр

Для проведения калмыцких подвижных игр необходимо иметь соответствующее оборудование. В одном из уголков участка желательно иметь утрамбованную (не залитую асфальтом) ровную площадку для игр в альчики, лунки и др. Расположить ее надо так, чтобы бита летела в сторону забора, куда не заходят дети.

На участке должны быть выносные ящики, стойки - вешалки, где размещаются альчики разного цвета, вожжи, шнуры или ленты, площади на палочке, плетка, кнут (имитация его), герлыга, биты, а также разнообразные физкультурные пособия, которые тоже могут использоваться в играх. Под навесом желательно иметь столы для настольных игр. Игры могут проводиться не только на участке, но и в степи, на лугу, у водоемов. Тогда желательно максимально использовать естественные условия - горки, канавки, камешки, деревья, пеньки. Некоторые игры хороши как раз для таких условий («Прятки», «Бултад наадлһн», «Игра в лунки», «Хорма хотон» (нападение) и др.).

Создание интересе к игре

Впервые знакомя детей с той или иной игрой, воспитателю вначале необходимо провести рассказ - беседу о том, что она была создана калмыцким народом, об истории игры, о тех явлениях и трудовых действиях, которые отражены в данной игре. В беседе желательно показывать детям иллюстрации, рассмотреть их.

Приведу пример вступительной беседы к игре «Сказки альчиков».

Ребята, сегодня мы будем играть в новую игру «Сказки альчиков».

Издревле калмыки выращивали лошадей. Вся жизнь степняка была связана с конем.

Конь помогал человеку и в боях с врагами, и пасти скот, преодолевая за день большие расстояния. Но не только для труда и боев нужен был калмыку верный друг-конь. Очень любили в народе конные скачки - урлдан, устраивали их в честь больших праздников, свадеб. Для скачек специально тренировали лошадей, особым образом кормили их. Выбирали всадниками людей выносливых, сильных, сообразительных. Место для проведения скачек выбиралось у холмов (урлдана толһа), туда добиралось множество людей, чтобы посмотреть скачки. Победой коня на скачках хозяин лошади гордился. Коня и всадника награждали подарками, гриву украшали лентами. Так проходили раньше скачки.

Ребята, а кто знает, как сейчас называется место, где тренируют лошадей и проходят скачки?

Объяснение содержания и правил игры


После создания у детей интереса к игре проводится непосредственное объяснение правил игры. Оно должно быть в несюжетной игре кратким и точным, с выделением игровых правил. Объясняя игру важно раскрыть последовательность действий, указать место нахождения играющих и игровых ориентиров. С помощью вопросов воспитатель проверяет, как дети поняли игру.

Примечание: эту часть рассказа может рассказать приглашенный гость - родители, дедушка или бабушка одного из ребят.

- Правильно, ипподром. Кто из вас был там? Давайте внимательно рассмотрим эту картинку (фотографию, любую другую иллюстрацию).

- Где начало скачки? Как называется место, где берут старт лошади? А где заканчивается забег?

- Как называются люди, которые скачут на лошадях: какими они должны быть? Чем заканчиваются скачки? (Награждением победителей).

- Молодцы, дети, вы много знаете о скачках.

Сегодня мы с вами будем играть в игру «Скачки альчиков» (аналогичную вступительную беседу можно провести к игре «Ловкий наездник» и др.)

Таким образом, с помощью беседы, рассматривания иллюстрации, предметов труда и быта у детей формируется стойкий интерес к игре, желание участвовать в ней.

Надо отметить, что среди калмыцких подвижных игр несюжетные составляют значительную часть («Палочка-скакалочка», «Альчики», «Кружиться вокруг колышка» и др.


Пример: Фрагмент игры «Скачки альчиков»

Объяснение воспитателя: на ровном месте я начерчу круг и разделю на равные отрезки. Это будут версты. У старта (выбирается любая верста) играющие поставят по одному альчику, каждый своего цвета. Это будут

ваши «кони», и, как настоящие кони на старте перед скачками, они будут стоять на одной линии.

Первый играющий возьмет у каждого игрока по два альчика, перемешает их в ладонях и бросает на землю. Если один альчик попал в вертикальное положение, то «конь» передвигается на одну версту, если два - то две, и т.д. Выигрывает тот, кто первым объедет круг. И мы его поздравим и наградим вот такой красивой лентой. Все игроки делают по очереди равное количество ходов.

  1. Ребята, давайте уточним правила игры.

  2. Кто считается победителем в игре?

Распределение ролей


После объяснения содержания игры и уточнения правил воспитатель распределяет детей на роли. Это можно делать разными способами.

В первой и второй командах главную роль чаще всего выполняет воспитатель. Можно привлечь учащихся 5-8 классов. В знакомых играх дети могут выполнять роль водящего.

В первом полугодии воспитатель распределяет роли сам, со второй половины года можно использовать считалки. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости. В старшей группе дети должны знать разные считалки. Они могут быть с прямым указанием на водящего. Если участников игры немного, то можно использовать считалки на выбывание - на кого падает последнее слово, тот выходит из круга. Оставшийся игрок становится водящим или его команда начинает игру.

Можно угадать, в какой руке спрятан предмет (камешек, палочка, пуговка или др.)

Можно распределить роли и так - подбросить вверх биту так, чтобы она вращалась в полете. В чью сторону бита упадет ручкой (или палка намеченным концом), тот и водящий. Таким же образом можно определить, чья команда начинает игру.

Право первого хода в народных калмыцких играх разыгрывалось так: играющие подбрасывали альчики вверх и внимательно рассматривали положение алчика на земле. Тот игрок, у кого больше альчиков принимали положение «та» или «алц», - положение альчика боком. Пример - фрагмент игры «Скачки альчиков».

Воспитатель: А теперь нам предстоит определить, кто из нас будет начинать игру и далее определить очередность ходов. Для определения права первого хода посчитаемся считалкой «Абчн-чибчн». Последнее слово попало на Мергена, он и будет начинать игру. Кто будет вторым - определим с помощью жеребьевки. Надо подбросить палку вверх, и в чью сторону она упадет тонким концом, тот и второй. Это Коля. А оставшиеся Наташа и Баатр будут перехватывать палку руками поочередно до верха, кто последний ухватиться, тот третий. Это Наташа. А Баатр четвертым будет управлять своим конем.

Напоминаю вам, ребята, что вы должны сделать равное количество ходов. Если Мерген первым «доедет» до финиша, он должен подождать, пока все ребята не сделают свой ход. Сейчас мы узнаем, чей «конь» самый быстрый и кто из наездников отличается ловкостью, точностью броска. Начинай, Мерген. Не забудь положить свои альчики и взять у всех игроков по два альчика.

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Воспитатель предвидит возможные конфликты, предупреждает нежелательные поступки. Дав сигнал к началу игры, он может не принимать непосредственно участия в ней, а только наблюдать за его ходом, в другой раз он может взять на себя роль ведущего, и, таким образом, активизировать действия робких пассивных детей. Не надо этого делать часто, т.к. дети должны сами находить выход и з критического положения, принимать решения, проявлять инициативу.

Педагог всегда объективен и справедлив в оценке игровых действий детей. И по ходу игры, и подводя итоги ее, воспитатель искренне радуется успехам детей, огорчается в случае неудачи. Все замечания, оценка поведения детей даются в заключение игры. К анализу игровых действий можно привлечь и детей.

Пример подведения итогов в игре «Скачки альчиков»

Воспитатель: Молодец, Наташа, твой «конь» первым доехал до финиша. Наташа - победитель скачек, и мы ее награждаем красной лентой победителя (надеваю ей через плечо). Все ребята аплодируют. Она оказалась самой меткой, самой точной в бросках альчиков, а ее «конь» самым быстрым и послушным. Остальные ребята немного отстали, но они могут принять участие в скачках на другую дистанцию (круг с другим количеством верст). Впереди много скачек. Вот и закончилась наша новая игра. Понравилась она вам, ребята? Наташа, кто из твоих соперников больше тебе понравился? Почему? Молодцы, ребята. Все играли честно, помогали друг другу, соблюдали все правила, как на настоящих скачках.

Продуманная методика проведения подвижных игр способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, помогает воспитывать его активным и здоровым.

В связи с тем, что среди народных калмыцких игр мало подвижных игр сюжетного характера с исполнением ролей, подражанием движениям рыб, птиц, животных, т.е. тех, которые больше нравятся детям, хотелось бы порекомендовать воспитателям уделить больше внимания и отвести время для проведения творческих подвижных игр.

В данном случае подвижные игры придумываются самими детьми. Это способствует их творческому развитию, повышает интерес к движениям, развивает логическое мышление и речь. А самое важное - можно придумывать игры на основе знаний и природе местного края, животном мире, населяющем нашу степь и полупустыню. Прежде чем начать учить детей придумывать собственные подвижные игры, во время занятий и в свободной деятельности желательно провести подготовительную работу:

  1. Ознакомление с художественной литературой, просмотр фильмов с целью накопления знаний о тех или других животных.

  2. Беседы по содержанию подвижных игр и животных, и составление на их основе коллективного рассказа.

  3. Анализ структуры двух-трех знакомых подвижных игр, чтобы они по аналогии могли создавать собственные игры.

Например, творческая подвижная игра «Лиса мышкует».

БЕЛОЕ ДЕРЕВО

(Калмыцкая игра)


Эта игра у нашего народа была очень популярной. Умение найти нужный предмет в ночное время, будто то белая палка, белый клубок или кость. Играли обычно лунной ночью в степи. Эта игра прививала девушкам те качества, которые ценились у скотоводов.

Описание игры


Участвуют в игре обычно от 10 до 20 человек. Играющие делятся на две равные по силе команды. Игровым инвентарем служит жердь (3-5 метров) и маленькая короткая палочка (длиной 10 см) свежеобструганная, белая, чтобы было легче найти ее ночью, без сучков и заусениц.

Команды идут на ровное открытое место, куда приносят жердь и строятся вдоль нее в ряд.

Один из играющих бросает вдаль короткую палочку с криком «цоб-цобе» - это служит сигналом для начала поисков. Кто первым нашел, кричит «Би олдҗ авув!» - и бежит к жерди, или передает палочку (так, чтобы никто из соперников не заметил) более сильному товарищу из своей команды. Если соперники обнаружат палочку, то стараются отнять ее и донести до жерди сами.

Побеждает команда, которой удается стукнуть палочкой по жерди. Этот стук служит сигналом к прекращению игры. После всего этого игра обычно возобновляется. И так несколько раз.





Хальмг наадд улсин кезәнк авъясла, заң-бәәрлә. Дөрвн көлтә адусн болһн ар хойр көлдән шаһата болна.

Хальмг улс шаһаһар наадхдан дурта, зуг иим наад наадхин кергт шаһа нәәр цагт, хасн цагт яһҗ зогсчахинь, яһҗ кевтхинь медх зөвтә.

Шаһа - ардк көлин ясн

Сах

Хорһлҗ цутхн шаһа

Бита, залитая свинцом

Аару

Үкрин шаһа

Коровьи альчики

Өрцг

Көндлң дөрәлһәд өрчксн, босхад тәвчксн шаһас

Альчики поставленные боком

Галдн дошур

Чох бийәсн, бөк бийәсн чолунд зүлгәд, эс гиҗ хүүрәдәд хавтхалсн шаһа

Бита, обе стороны которой обработаны камнем

Галдн дошур тегш халхцха деегәр дошад 2-3 шаһа өсргнә

Бөк

Түргүр туссн шаһа

Спинка альчика выпуклой стороной вверх

Чох

Гедргән туссн шаһа

Спинкой вниз, вогнутой стороной вверх

Та бәрм

Барун һарар хадг күүнә сах

Бита правши

«Цаяха»

88 шаһа орна:

Цаяхан гиснь: 6*6=36 (шаһас)

Көлинь: 4*4=16 (шаһас)

Хумснь: 5*4=20 (шаһас)

Сүүл - 3 шаһа

Күзүн - 3 шаһа

нүдн - 2 шаһа

чикн -2 шаһа

зүркн - 1 шаһа

давсг - 1 шаһа

бөөр -2 шаһа

оошк - 2 шаһа

Түрүләд геснь тогтана, дарунь көлинь хумстаһан, Сүүл, Күзүн, нүдн, чикн. Деернь гисн зүркн, давсг, бөөр, оошк тәвнә.

Эн нааднд 4-8 күн орлцна. Тоота кубик халд, һарсн тооһар шаһа авна.

Үлгур: 6 то һарв, тер күн геснәс 6 шаһа авна. Талдан күн хайхла 3 то һарна, тернь «сүл» авна, н.ч. 4 то һархла, «көл» уга - тиигхлә шаһас көлин ормд тәвнә.

Эн наадн 20 минут наадх кергтә. Шаһас чилхлә, күн болһн шүүсн шаһас тоолна. Кен дала шаһа авв - диилвр бәрнә.

«Цаяха» (рак)

Тәәлвр тәәлһн.

Наачасн улснас негнь һардач болна. Һардач хойр һартан шаһас атхад, наадкстан үзүлнә. Күүкд шинҗләд, альк атхцд кедү шаһа бәәхинь тәәлнә. Чикәр тәәлсн (келсн) күн шаһас бийдән авна. Шинҗч күн дала шаһас шүүчкнәв. Шүүсн күн һардач болна.

Зокал:

Нааднд кедү шаһаһар наадхан цуһар хоорндан үгцлднә.

Тәәлвр тәәлһн.

Эн нааднд бас нег вариант бәәнә. Наачасн улс кедү авхан үгцлднә.

Көлврч шаһас атхад наачасн улсас сурна:

- Альк атхцд шаһа дала, алькднь баһ?

Наачасн улс шинҗлаәд, келҗ өгнә. Тәәлвр тәәлсн күн һардач болна. Наадн шинәс эклнә, давтгдна.

Зокал:

Наачасн улсиг чеерүдәр неҗәдәр сурдг мөн. Тәәлвр тәәлсн күн шинәс эклнә. Наадн давтгдна.

Тәәлвр тәәлһн.

Хойр, хойрас үлү күн наадлдна. Нег шаһаһар наадна. Һартан шаһа бәрҗәһәд наачасн күн сурна:

- Шаһа яһҗ унх?

- Бөк (чох, алц, та, оңх), - гиҗ наачах улс хәрү өгнә. Шаһа хайгдна. Чикәр келсн, тәәлсн күн шаһа авад, үүрәсн сурна:

- Ода юн унх?

Наадкнь хәрү өгнә. Наадн давтгдна.

Зокал:

Кен наад эклхинь тоолңгар тоолад, наачасн улс меднә. Дегц хойр - зурһан күн нааддг мөн.

Җуңһру тамһта сах, ик-цоохрт маля тамһта сах, хошудт суврһн тамһта сах гиҗ бәәсмн. Тер юңгад гихлә, сахан геедрсн цагт тамһань олҗ авдг бәәҗ. «Шаһлцан» гидг наадн тиим шуугата, ерг дасдг наадн бәәҗ.

Дөрвн көлтә адусд болһн ар хойр көлдән (һуйдан) неҗәд шаһата болна. Тер хойр шаһа «та бәрм», «алц бәрм» болна. «Та бәрм» гисн - барун һарарн хадг күүнә сах. «Алц бәрм» гисн - солһач күн солһа һарарн хахд эркә хумха хойр хурһнд эвтә болдгтнь тиигҗ нерәдҗ.

Шаһа «алц, та» тусхлһар хальмг улс йорлдг, белг бәрдг бәәҗ. Саата бер

бәәсн герт гиич ирсн күүнә ааһднь шаһа чимгн харһхла, махинь мөлҗҗ идәд, шаһаһинь нуһлҗ авад, шаһан махн, бүлкинь хусад цеврлчкәд тер шаһа цеглдг бәәҗ. Кемр шаһа "та" тусхла саата берәс көвүн һарх. «Алц» тусхла күүкн һарх гиҗ йорлдг бәәсмн.

Шаһа түргүл тусхла - бөк, гедргән тусхла - чох. Шаһа хасн цаг барун. Һарин эркәлә харһад тегш ьийәрн деегшән хәләһәд тусхла - та, солһа һарин экләлә харһад хотхр бийәрн деегшән хәләһәд тусхла - алц.

2. «Зүр халһн» гиһәд хойр күн зурһан шаһаһар наадна. Ик баһарн мел әдл эвтәкн зурһан шаһа шүүҗ аавна. Түрүн болҗ нәәрсн залу зурһан шаһаг

альх дотран атхад шарҗңгулад сегсрҗәһәд, ширдг деер эс гиҗ тохм деер арһул цацад хайна. Кемр көмрәд шаһасин хойрнь бөк, хойрнь чох амә, та хойр тусхла, хойр бөкинь наадксланьхарһулл уга корсмдад авх зөвтә. Тер мет хойр чохинь бас негәрнь негинь корсмдад, индстәд, өсргәд болн чигн наадкслань харһулл уга хаһад авчкад алц, та хойр үлдсн хойр шаһа деер урднь хаҗ авсн шаһаһасн нег шаһа немәд һурвлаһинь нәәрнә. Кемр тер һурвн шаһаһас негнь бөк, эс гиҗ чох, наадк хойрнь алц, та хойр тусхла хаҗ авдг арһ уга зүсн эс туссар нәәрсн күн наадк

күүнд өргнә.

Цааранднь нәәрсн күүнә зурһан шаһан һурвнь бөк, һурвн чох тусхла, «алг» гиһәд шүүчкнә. Цааранднь нәәрнә зурһан шаһа зурһалн түргүр тусхла «бүтү» гиһәд шүүчкнә. Зурһалн гедргән чох тусхла «нег зүсн» гиһәд шүүнә. Дәкн нәәрәд зурһан шаһан хойр та, хойрнь алц, наадк хойрнь чох бөк тусхла «зу» гиһәд шүүнә.

Кемр һурвнь - алц, һурвнь та тусхла «дарха» гиһәд шүүнә.

Кемр шаһас олн зүсәр тарад унхла зүс-зүсәр хаһад авхмн. Хасн цагт зууран талдан шаһа көндәхлә «хәлә өөчквч» гиһәд эс хасн наадҗ бәәх күн шүүчкнә.


Шаһа наадлһн.

Шаһаһар наадлһн хальг улст кезәнә- кезәнәс нааран бәәһә, хальмг тууҗ даха юмн. Шаһаһар наадлһн олн зүсн.

«Шаһалцан» гидг нааднд күн болһн хошад сахта. Саха гисн - цуһараснь ик чивх, кезәңк шүрүн нооста хальмг хөөнә шаһаһар кенә. Сах күнд болтха гиһәд чох бийәсн нүкләд, дотадкинь көндләд хар хорһлҗ цудхна, тер цагт сах күн болад, холас эрчмнҗәһәд хахла хавтра болна. Зәрмндән хошад, һурвад өрцг өсргдәд оркна. Өрцг гисн - көндлң дөрәлһәд өрчксн босхад тәвчксн шаһас.

Эн өрәтә (Шаһасиг) өрцгүдиг 15-20 ишкмәс хаһад тусад өсргхәр чирмәлднә. Өсргсн өрцгиг ормаснь 2 ишкм үлү өсрххлә, хасн күн өрцгән авна - шүүһәч зәрм күн холас нег хаһад хойр ишкмәс давулад авхларн, саан туссн ормас «һал» эргәд хаһа бәәҗ өрцгүдиг цугинь шүүһәд авчкна. Тер күүнд «мергн күн» гиҗ нер өгнә.

Үкрә шаһа хөөнә шаһас ик барата, күнд. Үкрә шаһаг «аару» гидг бәәсмн. Тиим ааруһар сах кеҗ наадларн аарун чох бийәснь, бөк бийәсь адрута чолунд

зүлгәд, эс гиҗ хүүрәһәр хүүрәдәд хавтхлад, «гадан дошур» кеә наадна. Тиим галдн дошурта ирсн күн зугл наадҗах улсас зөв авад наадна. Тер юңгад гихлә, галдндошур тегш халцха деегүр домҗ одад, хошад, һурвад шаһа өсргнә. Үвләр мөсн деер наадхларн цуһар «галдн дошурар» холас хоҗ наадцхана.

Хөөнә шаһаһар хорһлҗ цутхад будуд, тамһ тәвәд, темдгләд, шаһан

будгар будуд икәр эңкрлҗ хадһлдг бәәсмн. Тиим сахмуд цуһар нертә болдг билә. Улан сах, чүүкл сах, шарң сах, күрң сах, баһ-чонс балта тамһта сах, баһ дөрвдт -келтә төөлг тамһта сах

«Шаһаһар мөр урлдалһн»

Хальмг улст мөр урлдана гидг наадн кезән-кезәнәс, үйәс үй дахад йова юмн. Тер юңгад гихлә, улан залат уул хальмг болҗ үүдснәс нааран хальмг күн, мөрн эрднь хойр холвата. Хальмг улсин бийстнь билә хальмг улсин туульд, тууҗд, домгт «Җаңһрт» кезәнк баатрмудт мөрн көлгн уга-җирһл уга бәәсмн. Мөрн күн хойр маш сәәхн иньгуд болсн учрар шаһаһар мөр урлдаҗ наадг наадн - йосн әмд мөрд урлдаҗ йовх әдл сүрәтә, шуугата болна.

«Мөр урлдана» нааднд 3-4 күн наадна. Эн наадыг кезәнә хальмг ишкә гер дотр тегш һазрин тоосинь сәвүрдәд арчкад, төгргләд дууна модд хатхад эс гиҗ шаһасар дууна модд кеһәд дөрвн күн болһн эврәннь шаһаһан зерглүләд зогсана. Күн болһна «мөрн» эврә темдгтә, тамһта болна.

Наадҗах улс хошад эс гиҗ һурвад шаһас орулҗ нәәрнә. Минь эн нааднд сән

тустг шаһасан орулна.

Наадҗ бәәх улсас кенә шаһа ос тусна тер күүнә «мөрн» өмн йовна. Нег шаһань тусхла, нег моднд (дуунад) йовулна. Тер күүнә хойр шаһа тусхла хойр моднд йовулна,

Наачасн улс хоорндан ха руга болтха гиһәд хәврһин күүһәр нәәрүлнә. Нәәрдг күн 9, эс гиҗ 12 шаһа хойр альхндан ухрдад хутхҗаһад, семрҗәһәд нәәрнә. Кенә «мөрн» түрүлҗ ирх-диилвр авна.

Шаһас деегшән хаяд хавллһн

(Подбрасывание вверх и ловля бабок одной рукой на весу)


Дегц 4-6 күн наадлдна. Кен наад эклхиг, тоолң тоолад нерәднә, эс гиж хоорндан үгцлднә. Наачасн күн тавн шаһа деегшән шивәд, хавлҗ авна.

Цун шаһас хавлад авсн күн шүүчкнә.

Зокал:

Наачасн улс үгцлдәд, тавн шаһаһар наадна. Эдн чеерүдәр (селгәһәр) наадна.

Тоолң тоолад эклх, кен кенә дару (ардас) наадхан үгцлдәд зөвшәрлднә.

Наачасн улс тавн шаһа олзлна.

Наад эклсн күн нег шаһа деегшән хайчкад кевтсн дөрвн шаһа деегшән хаяд, кевтсн хойр шаһа шүүрәд, хайсан (3 шаһа) хавлна.

Хөөннь дөрвн щаһа хаяд, кевтсн негән шүүрәд, хайсан хавлҗ авна.

Шаһасан деегшән хаяд унгалго, нег һарарн шүүрсн (хавлсн) күн шүүнә.

Кемр хавллго шаһа унһахла, наачасн күн шүүгднә.

Зокал:

Кевтсн шаһас дегц шүүрдг мөн. Хайсн шаһа унһадго. Әмтин бичкн күүкд

һурвн чигн шаһаһар наадг мөн. Наадкснь тавн шаһаһар наадна.

«Шаһаһар мөр урлдалһн»

Хальмг улст мөр урлдана гидг наадн кезән-кезәнәс, үйәс үй дахад йова юмн. Тер юңгад гихлә, улан залат уул хальмг болҗ үүдснәс нааран хальмг күн, мөрн эрднь хойр холвата. Хальмг улсин бийстнь билә хальмг улсин туульд, тууҗд, домгт «Җаңһрт» кезәнк баатрмудт мөрн көлгн уга-җирһл уга бәәсмн. Мөрн күн хойр маш сәәхн иньгуд болсн учрар шаһаһар мөр урлдаҗ наадг наадн - йосн әмд мөрд урлдаҗ йовх әдл сүрәтә, шуугата болна.

«Мөр урлдана» нааднд 3-4 күн наадна. Эн наадыг кезәнә хальмг ишкә гер дотр тегш һазрин тоосинь сәвүрдәд арчкад, төгргләддуунамоддхатхад эс гиҗ шаһасар дууна модд кеһәд дөрвн күн болһн эврәннь шаһаһан зерглүләд зогсана.

Күн болһна «мөрн» эврәт емдгтә, тамһта болна.

Наадҗах улс хошад эс гиҗ һурвад шаһас орулҗ нәәрнә. Минь эн нааднд сән тустг шаһасан орулна.

Наадҗ бәәх улсас кенә шаһа ол тусна тер күүнә «мөрн» өмн йовна. Нег шаһань тусхла, нег моднд (дуунад) йовулна. Тер күүнә хойр шаһа тусхла хойр моднд йовулна,

Наачасн улс хоорндан хар уга болтха гиһәд хәврһин күүһәр нәәрүлнә. Нәәрдг күн 9, эс гиҗ 12 шаһа хойр альхндан ухрдад хутхҗаһад, семрҗәһәд нәәрнә. Кенә «мөрн» түрүлҗирх-диилвравна.

Шаһас деегшән хаяд хавллһн

(Подбрасывание вверх и ловля бабок одной рукой на весу)


Дегц 4-6 күн наадлдна. Кен наад эклхиг, тоолң тоолад нерәднә, эс гиж хоорндан үгцлднә. Наачасн күн тавн шаһа деегшән шивәд, хавлҗавна.

Цуг шаһас хавлад авсн күн шүүчкнә.

Зокал:

Наачасн улс үгцлдәд, тавн шаһаһар наадна. Эдн чеерүдәр (селгәһәр) наадна. Тоолң тоолад эклхиг, наачасн улс заана.

Шүүрлһн

(хватание бабок горстью)


Дегц 4-8 күн наадлна. Наачасн улс тоолң тоолад ,кен наад эклх ,кен кенә дару (ардас) наадхан үгцлдәд зөвшәрлднә.

Наачасн улс тавн шаһа олзлна.

Наад эклсн күн нег шаһа деегшән хайчкад кевтсн дөрвн шаһа деегшән хаяд, кевтсн хойр шаһа шүүрәд, хайсан (3 шаһа) хавлна.

Хөөннь дөрвн щаһа хаяд, кевтсн негән шүүрәд, хайсан хавлҗ авна.

Шаһасан деегшән хаяд унһалго, нег һарарн шүүрсн (хавлсн) күн шүүнә.

Кемр хавллго шаһа унһахла, наачасн күн шүүгднә.

Зокал:

Кевтсн шаһас дегц шүүрдг мөн. Хайсн шаһа унһадго. Әмтин бичкн күүкд

Һурвн чигн шаһаһар наадг мөн. Наадкснь тавн шаһаһар наадна.

Шаһалцан

Һурвн-тавн күн наадлдна. Күн болһн кедү шаһа тәвхән үлзлднә.

Нег эрәдтә (утарн нег метр) өрцгүд өрнә (шаһасиг хәврһәрнь тәвнә).

Холас аврн-арвн тавн метр алднас (холас) сахан хаяд, өрцгүд өсргхәр чирмәлднә.

Даранднь һурвн өрцг өсргсн күн шүүнә, цуг тәвсн шаһас эс гиҗ һанцхн шаһа хаһад өсргсн өрцгүдиг бийдән авна.

Зокал:

Сахан, наачасн улс чеерүдәр (дараһар, селгәһәр) хайна. Хасн өрцгән ишкм үлү (тәвн-далн см) өсрдг мөн.

Шаһалцан

Дегц 6-8 күн хурад наадцхана. Наачасн улс кедү шаһа тәвхән үгцлднә.

Наачасн улс дарунь өрәтә өрцгүдиг (шаһасиг) арвн тавн -хөрн ишкм һазрас хаһад, тусад өсргхәр чирмәлднә.

Наачасн (хасн) күн ормасн хойр ишкм үлү өсргсн өрцгүдиг бийдән авна.

Даранднь һурв дәкҗ өрцгүд өсргсн күн наад шүүнә.

Зокал:

Наачасн улсас кен наад эклхинь һурвн шаһа хаяд меднә. Кемр һурвн шаһа әдләр унхла, шаһан эзн наад эклнә. Сахиг чеерүдәр (селгәдәр) дараһар хайдг мөн. Кемр шүүһәч күн холас нег хаһад, хойр ишкмәс давулад авхларн, сахин туссн ормас «һал» эргәд хаһа бәәҗ цугинь шүүһәд авчкна.

Хаша бәрлһн

Эн наад хойр эс гиҗ баг улс наадлдна. Күн болһн (баг болһн) шаһаһар хаша бәрнә. Хашад тавн хөн, зурһан яман, долан мөрн, нәәмн үкр, өрвн темә тәвнә. Наачах күн болһн бийдән наадх тавн шаһа үлдәһәд наадна.

Эн тавн шаһа деегшән хаяд, яһҗ унхинь хәләнә. «Хөн», «Яман», «Мөрн», «Yкр», «Темән» унхла, шүүһәд күүнә хашаһас мал бийүрн «туна», авна. Дарунь, талдан күн шаһасн хаяд бас шүүчкнә.

Хашань дүүрң малта күн наад шүүчкнә.

Зокал:

Наачах улс хоорндан тоолң тоолад, кен наад эклхиг үгцлднә. Наачах улс чеерүдәр (дараһар, селгәдәр) шаһасан хайдг мөн. Шүүсн мал эврә хашаһур «тууһад» орулдг мөн.

Хальмгудт шаһалцанас нань чигн наадд бәәнә.

«Өвр» - рог

Эн нааднд 3 шаһа кергтә - негнь «ишкә» болх, хойрнь - «өвүд». 2-3 күн наачана.

Хашад «ишк» бәәнә. Эн шар луувң, хавстн идхәр седнә. Хойр көвүн «ишкиг» хашаһурнь орулх зөвтә. Өмәрән, ардакшан одх зөв бәәнә. Цегмүдәр йовх кергтә.

Наадн «Җирге»

Хойр күн эн нааднд орна. Күн болһн 12 шаһата. Кен эклхинь тоолңгар шүүнә. Шаһас кеҗәдәр тәвнә. Шаһас нег өңгтә дөрвлҗнә нег талднь цуглрхла - «җирге»,

Тиигхлә тадлан күүнә шаһань бөк тәвх. 12 шаһаһан тәвчкәд, бөк кевтсн шаһа түүһәд авна. Yлдснәсинь «җирге» тогтана, талдан күүнә шаһа авна. 2 шаһа үлдхлә тер күн диилгднә.

Дәврлһн

Хойр күн наадлдна. Теегш һазрт хойр талнь, хоорндан 46-60 см алднд хойр эрәд өрцгүд өрцгүд өрәд тәвнә - хойр шаһа эрс зөрлцҗ зогсна. Наачах күн эврә эрсиннь өөрәс оңдан (талдан) күүнә эрсүр зев-сахарн төвлҗәһәд хайчкна. Эрсәр өсргәсн 50-70 см өрцгүдиг бийдән авна.

Наачах күн эс тусхларн, эврә зев-сахан өгчкнә.

Зокал:

Кен наад эклхиг, наачасн улс тоолң тоолад шүүлднә. Дала өрцгүд шүүсн күн диилнә. Хаһад туслго бәәсн күн зев-сах өгчкнә, талдан сахан орулҗ наадх йоста.

«Харач»- ход шахматного коня.

Нааднд хойр күн орлцна. Күн болһнд зурһан шаһа бәәнә. «Шатрт» яһҗ мөрн йовдгинь Г-тиигҗ шаһас йовна. Нег шаһа үлдхлә - диилвр бәрнә.

Индстлһн

(Щелканье)

Олн зүсн өңгтә шаһас олзлгдна. Хойр эс гиҗ цөн улс наадна. Наад эклхин өмн цугтан һурвад шаһа хайна. Һурвн шаһань әдләр унсн күн наад эклнә.

Наачах күн цуг шаһас шүүрәд, альхн деерән атхад сегсрүлҗәһәд, ширдг деер (ширә деер эс гиҗ тегш һазр деер) арһул хайна. Әдләр (нег зүсәр) унсн шаһас нег-негәрнь индстәд цокна. Цокад тусхларн, нег дурта шаһа бийдән авна. Цоксн эс гиҗ цокулсн шаһа авхан наачах күн эврән ухална (меднә, тоолна, шииднә).

Эс тусхла, талдан күн наадна.

Оңдан шаһа көндәхлә, бас талдан күн наадна. Дала шаһа шүүчксн күн диилнә.

Зокал:

Әдләр унсн шаһас индстдг мөн. Наачах улс хоорндан үгцлдәд, һурвад шаһа орулҗ наадлдна. 6,9,12 шаһаһар чигн наадна.

«21 очко»

Күн болһн тавн шаһата. Неҗәдәр шаһасан хаяд, очко тоолна. Кен «21 очко» авнам- дииләч.




© 2010-2022