«Весна кругом, о весне поем!» Конспект занятия для детей 6 -7 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

© Департамент образования Тутаевского муниципального

округа муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детский Эколого-Биологический Центр

«Дом природы»




«Весна кругом, о весне поем!»


Конспект занятия

для детей 6 -7 лет



Олонцева

Татьяна Викторовна

Педагог дополнительного образования



Тутаев

2010 г.


Обоснование выбранной темы.

Воспитание экологической культуры - одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Сложная экологическая обстановка в мире, ее тяжелые последствия, экология родного края, засоренность среды обитания - все это вызывает необходимость способствовать экологическому образованию детей в детском саду.

Чтобы этот процесс был увлекательным, занимательным и познавательным, целесообразно использовать фольклор, как средство формирования экологических знаний

В настоящее время дошкольная педагогическая практика испытывает такие затруднения :

- отсутствует система перспективного планирования и подачи музыкально-экологического материала;

- недостаточно конкретного материала по русскому фольклору (разработок сценариев занятий, праздников, вечеров развлечений, методики их проведения);

- дети недостаточно хорошо знают русский фольклор, народные традиции, приметы и явления природы.

Поэтому мной подбирается репертуар по русскому фольклору, народным традициям, приметам и явлениям природы экологической направленности; составляются сценарии занятий, праздников, вечеров развлечений экологической направленности, благодаря которым дети осмысленно воспринимают явления и объекты природы посредством использования фольклорного репертуара;

Всем этим у ребят прививается интерес к русскому устному народному творчеству.

Русская народная песня - это итог наблюдений за окружающей природой, с которой неразрывно связана жизнь простого народа. Русская песня, попевка, потешка, загадка, пословица, считалка, частушка - это первый и самый доступный источник знаний и сведений об окружающем мире. Красочный, выразительный, образный язык пробуждает интерес детей к фольклору, способствует формированию духовного и эмоционального мира ребенка. Большинство жанров малых форм - это ключ к познанию окружающей среды. Музыкальные, краткие, ритмичные, с несложным содержанием, в доступной стихотворной форме, русские народные попевки, заклички, песни легко запоминаются детьми. Они-то и являются самым доступным источником знаний и сведений об окружающем мире. Приобщение детей к русскому фольклору во взаимосвязи с экологией - тема новая, мало изученная, но, очень интересная.

Фольклор обладает мощной побудительной силой, влияющей на развитие положительной реакции ребенка, помогает увидеть ранее не замеченное, услышать природу, ее голоса, через музыку и текст песни осознать увиденное и услышанное. Дети слушают, поют, размышляют и задумываются. Забота об окружающем, тепло, доброта, уважение и милосердие - это уже охрана природы. А как это нужно и цветам, и деревьям, и птицам, и животным, и всем людям!

Ближайшие последствия. Ребята могут научить изготавливать «жаворонков» своих друзей и близких; сделать тканевых птичек для подарков.

Цель занятия:

Продолжать знакомство с русским народно - обрядовым праздником - «Встреча весны», с использованием народного фольклора -

весенних «закличек», и изготовлением «жаворонков» из ткани.

Задачи:

Способствовать: развитию индивидуальных, творческих способностей у детей; чувства патриотизма, любви к народным традициям и народно-прикладному искусству;

Продолжать развивать у воспитанников мелкую моторику рук, внимание, память;

Оборудование и материалы: цветная (мелкий рисунок) или однотонная яркая ткань для птичек: квадраты: 15*15; 12*124 10*10;

Крепкие нитки для перевязки или нитки мулине. Нитки красного цвета для клюва.

Ход занятия

Педагог раздает девочкам расписные кокошники, фартуки, а мальчи-кам - расписные кушачки и мягкие шапочки или кепки. (Детей одеваем по желанию). Сам педагог тоже надевает расписной кокошник с лентами и начинает бодрым голосом: (начать показ презентации «Весна кругом - о весне поем!»)

Скоро, скоро снег растает,

Скоро с речки лед уйдет.

Скоро, скоро за окошком

Соловейко запоет.

Соловей-соловей,

Прилетай поскорей

Покажись-ка, солнышко,

Обогрей-ка полюшко.

Солнышко, покажись!

Красное, нарядись!

По народным представлениям существовал такой обычай - весну встречать. Весна сама не придет, ее нужно пригласить. Вот и зазывали весну,

исполняя своеобразным речитативом «заклички». А поскольку в марте начинали возвращаться из теплых краев птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну. Приносят весну, а с ней радость, солнце, жизнь.

Становилось теплей, прорастала зелень, пробуждалась жизнь на земле.

Желая их поторопить, хозяйки пекли хлеб для птиц. Считалась, что если на женщину во время подкормки птиц садилась птичка, то эта женщина будет счастливой.

А в деревнях на гуляньях начинали водить хороводы. Люди водили хороводы, зазывали «закличками» весну.

В старину хоровод был связан с обрядами в честь солнца и символизировал собой движение солнца. Отсюда главный рисунок хоровода - круг.(педагог просит детей встать в хоровод и позвать, приаукать» весну):

Ау, ау, аукаем,

Весну приаукиваем:

Март, март -

Солнцу рад;

Апрель, апрель -

Откроет дверь;

Май, май -

Сколько хочешь гуляй!

Ау, ау, аукаем…

На счастье женщина делала вот такую куклу-оберег «Птицу - Счастья» или «Радость». (слайд № 6) Она становилась хранительницей домашнего очага и приносила своей хозяйке счастье и радость. Её украшают 7 прилетевших птичек, которые принесли весну.(Жаворонков)

2. Практическая часть

Педагог вносит куклу «Птицу - Счастья». Вот и мы с вами зазвали весну. У нас появился весенний оберег. А для полного счастья мы сделаем весенних птичек.

Сначала о приближении весны мы догадываемся по тому, что день становится дольше. А еще нам об этом возвещают птицы, которые возвращаются из дальних стран к себе на родину, домой.

«Сорок сороков птиц летят, весну несут»,- говорили крестьяне. Кто же эти вестники весны? Дети отвечают.

Вот такая птичка - жаворонок - является главной составляющей для нашей весенней куклы (педагог показывает готовую птицу из яркой ткани). Сегодня мы научимся делать таких тканевых птиц.

Изготовление птицы:

1. - Квадрат складываем по диагонали.

2. - Затем получившиеся уголки складываем к центру -

получили квадрат.

3.- Согнем углы квадрата к середине.

4.- Согнем боковые стороны пополам -

получился многослойный треугольник. Кончик у него и будет клюв птички - перемотаем нитками расстояние 1см.. (Музыкальный слайд № 4. Дети под музыку складывают своих «птичек».)

5. - Заглянув вовнутрь, подложим плотный комочек ваты -

все стянем нитками несколько раз - получилась голова. (Музыкальный слайд № 7. Дети под музыку продолжают работу по изготовлению «жаворонка»)

6.- Расправив крылья, подложив еще комочек ваты - сделаем туловище, затем обозначим крылья, связав каждое нитками. Птица готова!

Загадки о птицах:

1.Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг. (Грач)

2. Спереди у птицы шильце,

Позади у птицы вильце,

Птичка мала, а за морем была. (Ласточка)

3. Села птичка на суку

И поет: «Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)

А больше всего крестьянин любил звонкого певца Жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставил природу пробудиться от зимнего сна.

Празднично одетые девушки и дети ходили по селу, подбрасывали вверх фигурки птиц, весну закликали.

Давайте и мы возьмем своих жаворонков в руки, будем тихонечко под-брасывать их вверх и петь нашу песенку-закличку:

Жаворонушки, перелетушки,

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Солнышко ясное, птиц хоровод!

Травушка-муравушка в сад позовет.

На лужок, на простор

Да за праздничный стол!

Игра «Золотые Ворота»

Педагог достает небольшую салфетку и дудочку, кладет салфетку на стул,

а на нее дудочку. Все дети выстраиваются парами перед дудочкой, берутся за руки, поднимают их вверх, образуя «золотые ворота», и поют:

Идет матушка-весна, А за ним и апрель

Отворяй-ка ворота, Отворил окно и дверь

Первым март пришел, А уж как пришел май,

Белый снег сошел. Солнце в терем приглашай!

Один из участников, оставшийся без пары, - водящий идет в «золотые ворота» и с окончанием песни ребром ладони разъединяет руки одной паре детей. Ребята, стоявшие в этой паре, бегут с разных сторон к дудочке. Добежавший до дудочки первым поднимает ее и становится водящим, дру-гой же вместе с прежним водящим образуют пару и встают впереди всех. Игра повторяются. После игры дети образуют круг:

«И весна будто откликнулась на зов - пробудилась жизнь на полях, стала прорастать первая зелень. Показалось красно-солнышко.

Педагог помогает детям подвесить своих «жаворонков» на круг, сплетенный из прутиков, символизирующий Солнце. Этот символ весны подвешивают в прихожей.

Педагог благодарит ребят за усердную работу и старание при изготовлении тканевых птиц. - Как может вам пригодиться умение изготавливать таких красивых тканевых птиц? (Ответы детей)

Предлагает научить делать «жаворонков» своих домашних, подарить птиц знакомым.















Литература.

1. Айдашева Г.А Русские обряды Весна. - М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2004, - 80 с.

2. Русские народные колыбельные песни «Баю, баюшки, баю». Ленинград «Детская литература»1990 г; 18 с. Рисунки Е. Васнецовой.

9

© 2010-2022