Консультация «Планирование воспитательно – образовательного процесса»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Баяхметова А.Д.

методист

мини-центр при КГУ

«ОСШ №12 г. Темиртау»

Карагандинская область

Консультация

«Планирование воспитательно - образовательного процесса»


Форма проведения: «Консультация».

Цель: совершенствование профессиональных знаний педагогов по планированию воспитательно - образовательного процесса в мини-центре.

Задачи:

1. Повышать методический уровень педагогов.

2. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей по вопросу планирования воспитательно - образовательного процесса.

Предварительная работа:

1. Подготовка информационного стенда о планируемой консультации.

2. Отбор и изучение методической литературы по данному вопросу.

3. Разработка сценария консультации.

4. Разработка доклада.


Повестка дня:

1. Доклад консультации «Планирование воспитательно - образовательного процесса». /методист/

2. Обсуждение педагогами консультации.

3. Рекомендации.

Ход консультации:

1. Доклад консультации «Планирование воспитательно - образовательного процесса». /методист/

Планирование - заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов. От того, насколько продуманно, грамотно осуществлено планирование, зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в целом.

Разработка системы планирования осуществляется в несколько этапов:

I. Модель плана

Все предложенные модели планирования можно разделить на три группы:

Календарное планирование - варианты этой группы могут помочь педагогам, затрудняющимся в определении конкретных задач работы с детьми, а также тое, кто испытывает трудности при определении содержания деятельности детей в первой и второй половине дня.

Календарно-перспективное планирование - здесь находят отражение основные виды работы с последующей отработкой вечером или утром.

Перспективное планирование - позволяет учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечивает систематичность и последовательность в работе, позволяет планировать на основе анализа полученных результатов, обеспечивая единство работы воспитателей.

Затем каждый месяц воспитатели планировали свою работу, используя один из предложенных вариантов. Таким образом, в течение пяти месяцев были апробированы все модели, воспитатели определили для себя достоинства и недостатки каждой из них, а также выбрали наиболее оптимальные для себя варианты оформления плана воспитательно-образовательной работы. Выбор модели планирования обуславливался профессиональной подготовкой каждого педагога, его опытом, умением видеть результаты своей деятельности, анализировать их, а также условиями работы детского сада.

II. Содержание плана

Работа, отраженная в плане, должна вестись в системе, охватить разные стороны деятельности воспитателя. Для этого в помощь педагогам решили разработать ориентировочную схему-памятку (циклограмму), используя которую, воспитатели описывали бы в плане все стороны своей деятельности.

Вначале изучили, какие виды деятельности наиболее уместно и эффективно реализовывать в утренний, вечерний отрезок времени, на прогулке.

Планирование утреннего отрезка времени.

Основная задача педагогической работы в утренний отрезок времени состоит в том, чтобы включить детей в общий режим жизни детского сада.

Утренний приём - наиболее благоприятное время для общения воспитателя с каждым ребёнком. В эти часы успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. Это работа по:

  • исправлению и воспитанию у детей правильного звукопроизношения;

  • развитию устной речи и выработке правильной интонации;

  • физическому воспитанию (стимулирование двигательной активности).

При планировании индивидуальной работы с детьми воспитатель указывает конкретно имена тех детей, с кем будет заниматься.

По содержанию утренний отрезок времени включает: утреннюю гимнастику, игровую деятельность, познавательную деятельность, трудовую деятельность.

На утро (до завтрака) планируется утренняя гимнастика.

Главное место отводится игровой деятельности детей: созданию условий для развёртывания творческих игр, организации спокойных игр (хороводных игр, со строительными материалами и конструкторами, настольно-печатных игр-забав), спортивных развлечений и игр малой подвижности (игры и упражнения на лазание, подлезание, прокатывание мяча, обруча, кегли). Планируют дидактические игры. В плане пишется название и цель игры.

В сфере познавательной деятельности хорошо планировать на утро короткие беседы с группой детей или с отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей. В календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы о близких и доступных им предметах и явлениях окружающего мира: игрушках, книгах, о маме, папе, о бабушке, о дедушке, о младших братьях и сестрах, об объектах природы и многом другом. Беседы могут сопровождаться рассматриванием доступных детям иллюстраций. В календарных планах старшей и подготовительной групп намечаются, кроме указанных выше, беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни города и др. Планируются наблюдения за комнатными растениями и животными в уголке природы.

В плане широко отражается трудовая деятельность детей. Повседневный труд (дежурства) не планируются на каждый день. Однако, если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия то возникает необходимость отразить это в плане. Планируется труд в уголке природы. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует избирательную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, карандашами, красками, книгами для раскрашивания; конструирование из строительного материала и бумаги, бросового и природного материала.

В плане так же находит отражение кропотливая работа воспитателя по привитию детям культурно-гигиенических навыков.

Намечая конкретные мероприятия важно учитывать характер предстоящих занятий. Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность детей (физкультурные, музыкальные), то утренняя деятельность детей должна быть более спокойной.

Планирование прогулки.

В режиме дня каждой возрастной группы предусматривается проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приёма детей на воздухе).

Основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной деятельности: сюжетно-ролевой игры, подвижной игры, труда, наблюдений.

На прогулке воспитатель планирует не только условия для возникновения и развития сюжетно-ролевых игр детей, но и сам играет с детьми. В календарном плане воспитатель указывает тематику игры, атрибуты, игрушки.

В подвижной игре принимает участие вся группа. Она планируются с учётом сезона, состояния погоды, воспитателем в плане определяется цель игры.

На прогулке планируются наблюдения в природе. Планирование наблюдений в природе осуществляется на месяц и выносится перед календарным планом.

Планируя объём и содержание трудовой деятельности, воспитатель предусматривает обучение детей некоторым практическим навыкам работы в природе.

При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки, придерживаясь следующей примерной структуры: спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения), затем подвижные игры с элементами спорта, трудовая деятельность детей.

Последовательность и продолжительность разных видов деятельности должна изменятся с учётом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности. Так, если перед прогулкой проводились занятия, требующие от детей умственного напряжения, то начать её целесообразно с организации подвижных игр или спортивных развлечений, труда. И наоборот, если прогулке предшествовали физкультурные и музыкальные занятия, то начать её лучше со спокойной самостоятельной деятельности детей.

Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учётом всей предшествующей деятельности детей. Планируются наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.

Планирование второй половины дня.

Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей. Планирование работы по организации сюжетно-ролевых игр для детей младших групп имеет свои отличительные особенности по сравнению с планированием игр для детей старших групп. В календарных планах младших и средних групп отражается не только создание условий для развёртывания сюжетно-ролевых игр, но и показ детям конкретных игровых действий. По мере овладения детьми элементарными игровыми действиями воспитатель планирует условия и приёмы, способствующие переводу детей от игр, организованных воспитателем, к играм по собственному замыслу, от игр рядом к шрам вместе. В младших группах воспитатель планирует своё личное участие в играх детей. В старшем дошкольном возрасте изменяются методы и приёмы руководства игрой.

Воспитатель планирует игры со строительным материалом, игры-драматизации, а так же различные игры с правилами: подвижные, дидактические (новые настольно-печатные с объяснением правил игры). Большое место в календарном плане этого отрезка времени занимают наблюдения в природе, общение с обитателями уголка природы. После дневного сна хорошо планировать и трудовую деятельность детей: уборку групповой комнаты; ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр; стирку кукольного белья, носовых платков, лент; изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей; труд на участке по уходу за растениями. Воспитатель так же планирует различные зрелищные мероприятия и развлечения: кукольный, настольный и теневой театры, концерты, спортивные, музыкальные и литературные досуги, слушание аудиокассет и многое другое. Для расширения кругозора детей воспитатель планирует художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.

2. Обсуждение педагогами консультации.

Методист:

- Уважаемые педагоги, предлагаю обсудить прослушанную консультацию.

/Педагоги высказывают свои мнения/.

3. Рекомендации.

Методист знакомит педагогов с рекомендациями по теме «Планирование воспитательно - образовательного процесса».


Рекомендации

Планирование утреннего отрезка времени: на месяц -

- труд в уголке природы;

- наблюдения;

- утренняя гимнастика;

- повседневный труд (дежурства);

- привитие КГН;

- занятия по интересам;

- игровая деятельность детей;

ежедневно -

- исправление и воспитание у детей правильного звукопроизношения;

- развитие устной речи и выработке правильной интонации;

- стимулирование двигательной активности и др.;

- индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности.

Планирование прогулки: на месяц -

- подвижные игры;

- труд;

- наблюдение;

- экскурсии;

- закаливающие процедуры;

ежедневно -

- работа с родителями;

- сюжетно - ролевые игры;

- физические упражнения;

- индивидуальная работа.

Первая половина дня: на месяц -

- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения);

- дежурства (но, если вводится новый вид дежурства, то эта работа отражается в календарном плане);

- труд по самообслуживанию;

- привитие культурно-гигиенических навыков;

- занятия по интересам;

- игровая деятельность детей;

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- закаливающие процедуры;

- праздники, досуги, развлечения;

ежедневно -

- специально организованная деятельность;

- виды индивидуальной работы (а сама индивидуальная работа с указанием фамилий детей вписывается в план после проведения занятия, игры или труда).

Вторая половина дня: на месяц -

- повседневный труд (дежурства);

- привитие культурно-гигиенических навыков;

- занятия по интересам;

- игровая деятельность детей;

- художественная литература (тексты для длительного чтения, и непродолжительного чтения);

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- закаливающие процедуры;

ежедневно -

- сюжетно - ролевые игры;

- физические упражнения;

- индивидуальная работа;

- работа с родителями.


© 2010-2022