Статья Технология проектирования в детском саду

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Технология проектирования в детском саду»

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не желающих идти в школу, снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Использование технологии проектирования как одной из форм поисковой деятельности позволяет эффективно решать важные задачи развития познавательных способностей ребенка и формирования мотивации к процессу приобретения знаний.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам. Поэтому проектная деятельность должна занимать прочное место в детском саду. Она является интересным и увлекательным процессом, как для детей, так и для взрослых.

Проектная деятельность - это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются познавательные способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска. Ее можно представить как:

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника;

- способ взаимодействия с окружающей средой;

- поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Предпосылками использования метода проектов явились:

-видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно -образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

Цель: создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.

Задачи:

- обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей;

- создать необходимые условия для саморазвития, развития способностей

ребенка-дошкольника; возможности реализации индивидуальных потребностей, соотнесение их с социальными и общекультурными нормами

- активизировать интерес к познанию, любознательность;

- формировать ценностные ориентации у ребенка на образцах позитивного

социального поведения человека, о нормах, правилах поведения, народных обычаях и традициях, сложившихся в казахстанском обществе;

- развивать познавательные способности;

Принципы реализации проектов:

- создание условий для стимулирования интересов детей

- выстраивание отношений с ребенком на соучастии и сотворчестве

- мотивация деятельности детей, используя игровые методы и приемы

- учет возрастных особенностей

- системность

- сезонность

- учет личности

- взаимодействие с ребенком в условиях детского сада и семьи

Механизм реализации проектов: акции, выпуск семейных газет, совместные выставки, экскурсии, интегрированные занятия, опытно - исследовательская деятельность, музыкально - речевые постановки, презентации, анкетирование, смотры, театрализованные постановки, семейные гостиные.

При использовании метода проектов необходимо учитывать ряд требований: во-первых, результат, на который сориентирован проект, должен быть практически и познавательно значим для его участников;

во-вторых, поставленная проблема должна исследоваться в определенной логической последовательности: выдвижение гипотез о способах её решения; обсуждение и выбор методов исследования; сбор, анализ и систематизация полученных данных; подведение итогов и их оформление; выводы и выдвижение новых проблем; в-третьих; содержательная часть проекта должна быть основана на самостоятельной деятельности детей спланированной ими на подготовительном этапе работы.

Используя метод проектов, воспитатель становится организатором исследовательской деятельности детей, генератором развития их творческого потенциала.

Оптимальные условия для проектной деятельности детей:

- поддержание повышенного интереса детей к познавательной деятельности, наполняя её опытами, экспериментами, исследованиями, наблюдениями;

- создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному поиску необходимой информации;

- создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для самостоятельной творческой деятельности детей;

- создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с взрослыми опыты самостоятельно в свободное время;

- использование «Календаря группы», «Уголка природы» для подведения итогов проектов;

- предварительное тестирование детей для выявления их интересов, о чем они хотят узнать и помочь им реализовать их планы;

- разработка методов стимулирования и поощрения детей - активных участников проектов;

- привлечение родителей к детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для поиска информации и реализации мероприятий проекта в домашних условиях;

Работа над проектом должна строиться в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Педагог вначале знакомит родителей с проектной деятельностью, нацеливает их на тесное сотрудничество с детьми и педагогами, рассказывает о необходимости включения родителей в данную деятельность. Совместно обсуждая план - проект и увлекаясь дальнейшей работой, родители становятся активными участниками и помощниками в реализации поставленных задач. Вместе с детьми они принимают участие в изготовлении альбомов, коллажей, выпуске газет, поделок, проводят опыты и исследования в домашних условиях. Затем рассказывают вместе с ребенком об итогах проделанной работы. Выстраивание отношений с родителями в технологии проектов по принципам взаимосвязи, взаимодополнения, позволяет создать максимальные условия для личностного роста и развития познавательных способностей ребенка.

Критерии эффективности детской проектной деятельности:

- самостоятельность и добровольность участия в исследовательской деятельности;

- системность и учет возрастных особенностей ребенка;

- взаимодействие с взрослыми; важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же, под умелым ненавязчивым руководством педагога или родителя);

-презентация и оценка деятельности ребенка; результаты исследовательской работы важно оценить для того, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников. Обязательно нужно организовать итоговую презентацию исследовательской деятельности, и тем самым создать условия для опосредованного обучения сверстников.

Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Проектная технология в детском саду позволяет ребенку сформировать свое представление об окружающем мире и своем месте в нем. Отмечены такие результаты:

- повышение детской самостоятельности, активности, любознательности;

- развитие творческого мышления, умение находить выход из трудной ситуации;

- формирование уверенности в своих силах;

- активное участие родителей и других членов семей в образовательном процессе дошкольного учреждения.

Технология проектирования очень актуальна и эффективна. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом - проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Список литературы:

1.Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан, Астана , 2012.-31 с.

2. Гончарова Е.В. Формирование познавательной компетенции дошкольников, как основы для подготовки к учебной деятельности на этапе предшкольного образования. - Народное образование. Педагогика 2010

3. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. - М., 2006.

4. Евдокимова Е.С. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников. Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.

5. Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.- М.: АРКТИ, 2006.

6.Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002.

7. Майер А.А. Проекты во взаимодействии ДОУ и семьи. Управление ДОУ. - 2008. № 3.

8. Тебенева, Т.Н. Проектная культура как часть профессионализма педагогов ДОУ. Управление ДОУ.- 2007. № 1.


© 2010-2022