Конспект открытого занятия Разное настроение

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Цель: Формировать представление о настроении и способах его выражения в разных видах искусства.

Задачи: развивать творческие способности с помощью разных видов деятельности;

-учить различать средства художественной выразительности: в музыке, живописи, поэзии, движении.

-воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.

Материалы к занятию:

Музыка: Р. Шуман «Вечерком», С. Прокофьев «Вечер», А.Хачатурян «Вечер-сказка».

Портреты композиторов, цветовые карточки, звёздочки для импровизированного танца, иллюстрации, картины с сюжетом «Вечер», «Ночь», акварельные краски, гуашь, пастель, кисточки, стаканчики для воды, бумага, игрушки для колыбельной.

Стихи: Н.М. Языков «Вечер», И.А.Бунин «Серы луны», А.Фет «Какая ночь!»

Ход занятия.

Дети входят в зал, садятся.

Муз. Рук. - Ребята, какое у вас настроение?

Дети. Хорошее.

М.р. - А всегда ли у вас хорошее настроение?

Дети: Нет.

М.р. - Ребята, а может ли природа вызвать у вас какое-нибудь состояние? Дать какие-нибудь ощущения, чувства?

Дети: Да.

М.р. - Какие ощущения, чувства?

Ответ детей.

М.р. Когда любуешься красотой природы, испытываешь разные чувства: восхищение, печаль, тоску, радость. Когда наступает рассвет, лучи солнца озаряют всё вокруг, человек испытывает чувство лёгкости, радости. Когда день угасает, всё вокруг затихает, наступает покой, мы любуемся красотой вечерней природы.

Музыкальный руководитель показывает репродукции картин художников с изображением вечернего или ночного пейзажа.

Воспитатель: Русский поэт А. Фет много стихотворений посвятил природе, воспевая её красоту. Вот одно из них:

Какая ночь! Как воздух чист,

Как серебристый дремлет лист,

Как тень черна прибрежных ив,

Как безмятежно спит залив,

Как не вздохнёт нигде волна,

Как тишиною грудь полна!

Многие поэты, художники, музыканты восторгались красотой вечерней или ночной природы. В звуках, красках, словах они по-своему выражали чувства, изображали дивные, таинственные картины засыпающей вечерней природы. Вот ещё одно стихотворение. Его написал Иван Алексеевич Бунин-русский писатель и поэт.

Стихотворение прочтёт ребёнок.

Серп луны под тучкой длинной

Льёт полночный слабый свет.

Над безмолвною долиной -

Тёмной церкви силуэт.

Серп луны за тучкой тает, -

Проплывая, гаснет он.

С колокольни долетает,

Замирая, сонный звон.

Серп луны в просветы тучи

С грустью тихою глядит,

Под ветвями ив плакучих

Тускло воду золотит.

И в реке, среди глубокой

Предрассветной тишины

Замирает одинокий

Золотой двойник луны.

М.р. В пьесе С. Прокофьева «Вечер вы услышите» сходные со стихотворением И. Бунина настроения. Исполняется пьеса С. Прокофьева «Вечер» (симфоническое исполнение)

М.р. - Какая пьеса по настроению, характеру?

Дети. Спокойная, нежная, задумчивая.

М.р. - Да, музыка задумчивая, ласковая. Она звучит то как протяжная русская песня (исполняет фрагмент), то затаённо, заворожено, то снова задумчиво, плавно. Ребята, скажите, какую песню поёт мама перед сном ребёнку?

Дети. Колыбельную.

М.р. Скажите, пьесу «вечер» можно сравнить с колыбельной?

Дети. Да.

Музыкальный руководитель предлагает детям взять заранее приготовленные игрушки и сочинить для них колыбельную.(2-3 ребёнка)

Дети (по желанию) исполняют свои колыбельные игрушкам.

М.р. Ребята, давайте сравним утро и вечер. В чём разница этих частей суток?

Дети. Утром природа просыпается, вечером природа готовится отдыхать.

М.р. - Давайте цветом выразим утреннее настроение.

Дети выбирают карточки, соответствующие утреннему и вечернему настроению.

М.р. Почему вы выбрали этот цвет?

Ответ детей.

М.р. Ребята, а что вам нравится в ночной природе?

Дети. Звёзды на небе, тишина.

М.р. Послушайте пьесу Роберта Шумана «Вечерком»

Звучит пьеса в фортепианном исполнении.

М.р. Какая музыка по настроению?

Дети. Нежная, светлая, задумчивая.

Воспитатель: - Да, мелодия светлая, звучит переливчато, мерцает, словно свет волшебных звёзд. В этой музыке рождается картина фантастической, сказочной красоты позднего вечера, сияния звёзд, волшебный свет луны, таинственные шорохи листвы.

У поэта Николая Михайловича Языкова есть стихотворение, созвучное этой музыке:

Вечер

Прохладен воздух был; в стекле спокойных вод

Звездами убранный лазурный неба свод

Светился; тёмные покровы ночи сонной

Струились по коврам долины благовонной;

Над берегом, в тени раскидистых ветвей,

И трелил, и вздыхал, и щёлкал соловей.

М.р. А теперь представим себя мерцающими маленькими звёздочками на небе и станцуем танец звёзд.

Детям раздают звёздочки. Дети импровизируют под музыку Р. Шумана «Вечерком» в симфоническом звучании.

М.р. - Вы заметили, что пьеса прозвучала по-другому?

Ответ детей.

Правильно, сначала мы её услышали в исполнении фортепиано, а теперь в исполнении симфонического оркестра.

М.р. Мы сегодня говорим о вечернем настроении.

В каких видах искусства его можно выразить? И с помощью чего?

Дети. Звуков, красок, слов, движений.

М. р. - А сейчас мы попробуем изобразить настроение, которое передаём музыкальное произведение А. Хачатуряна «Вечерняя сказка»

Прослушивание пьесы.

М.р. - Какую сказку рассказывает музыка? Добрую или страшную, спокойную или волшебную?

Дети. Добрую, волшебную, но есть в ней и злое и страшное.

Воспитатель: Вечером возникают сказочно-красивые волшебные картины. Уходящие лучи солнца отражаются в воде разноцветными отблесками. Нежный ветерок мягко колышет листву. Вокруг тишина, покой. Музыка звучит задумчиво. Вдруг слышатся ночные шорохи, страшноватыми кажутся очертания деревьев или темных, тяжелых облаков. Музыка звучит таинственно.

Давайте сначала закроем глаза, попробуем почувствовать то настроение, которое передаёт композитор, подумайте, какие цвета красок вы подберёте, чтобы передать вечернее настроение музыки.

Звучит «Вечерняя сказка» А.Хачатуряна.

Дети рисуют цветовыми пятнами. По окончании работы вместе с педагогом встают в круг. Работы развешиваются на стенд.

М.р. - Какое настроение в своей музыке передаёт композитор А. Хачатурян?

Ответ детей.

-Какими цветами вы выразили это настроение?

Ответ детей.

Давайте унесём это настроение с собой, и, чтобы его сохранить, сделаем в группе коллективное панно.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей №8 «Теремок».









«Разное настроение»



Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.























Каратченя Елена Николаевна музыкальный руководитель

© 2010-2022