Консультация Социально - коммуникативное развитие дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Консультация Социально - коммуникативное развитие дошкольников

5. Развитие коммуникативной культуры у детей дошкольников.


В современном обществе развитие личности в возрасте 3 -7 лет осуществляется не только через семейную среду, но и через образовательную среду дошкольного и начального школьного учебных заведений. Образование обеспечивает будущее человека. Важнейшим фактором адекватного развития личности человека является безопасная среда, его окружающая. Соответственно фактором оптимального формирования коммуникативной культуры является безопасная образовательная среда. Исследователи показали, что безопасная образовательная среда влияет развитие личности школьника, на уровень субъективного здоровья студента, на эмоциональную сферу человека и даже, возможно, на его продолжительность жизни.

В современной науке психологическая безопасность понимается как такое состояние среды, которое свободно от психологического насилия в общении и удовлетворяет потребности человека в доверительном общении, при этом создает референтно значимую среды для всех вовлеченных в процесс участников. В составе психологической безопасности образовательной среды можно выделить три классических компоненты: когнитивный, поведенческий и эмоциональный, как это сделано в методике. Эти компоненты во многом совпадают с компонентами коммуникативной культуры дошкольника и способствуют их развитию.

Поведенческий в данном случае - это волевой компонент, он определяется как способность человека управлять своим поведением. Естественно, дошкольник не может полностью управлять своим поведением, но кризис 3 лет (кризис «Я - сам») возникает из-за желания ребенка управлять своим поведением. Ребенок впервые оказывается в ситуации, когда безопасной для себя средой будет ощущать среду, в которой он может управлять своим поведением. Поведенческий компонент безопасной среды обеспечивает формирование поведенческого компонента коммуникативной культуры и, частично, эмоционально-волевого.

Когнитивный (рациональный) компонент - это наличие у человека знаний и представлений о том, что данная среда (детский сад, школа) развивает его личность, интеллект, способности. Когнитивный компонент безопасной среды обеспечивает формирование когнитивного компонента коммуникативной культуры дошкольника.

Наиболее важным для формирования коммуникативной культуры дошкольника является эмоциональный компонент безопасности окружающей среды, он же - эмоциональная безопасность среды. Он представляет собой эмоции, которые переживает человек по отношению к образовательному заведению (детскому саду, школе) и занятиям в нем.

Роль эмоций в жизни человека трудно переоценить. Говоря об их влиянии на формирование личности дошкольника, большинство авторов отмечают, что независимо от объективной ценности того или иного события жизни, на будущую жизнь человека влияет прежде всего субъективное переживание этого события, то есть влияют эмоции. Если ребенок постоянно переживает эмоцию сильного страха, то это сформирует определенный тип личности, совершенно не зависимо от того, были ли реальные причины для тревоги. Ребенок, радующийся достижениям, вырастет оптимистом опять же не зависимо от того, насколько велики были достижения. С одной стороны, подлинные эмоции могут приводить к возникновению у человека психосоматических заболеваний, потому что они связаны с физиологией организма. Это отрицательные эмоции. С другой стороны, подлинные эмоции представляют собой мотивирующую основу для формирования в психике надсознательных процессов, понимания. Это положительные эмоции.

Эмоциональная безопасность окружающей среды обеспечивает формирование эмоционально-волевого компонента, мотивационного компонента коммуникативной культуры, а также, частично, и всех остальных.

Это связано с тем, что безопасная окружающая среда, позволяют ребенку переживать подлинные положительные по мере того, как он реализуется как личность, как достигает успеха в коммуникациях с окружающими людьми новыми коммуникационными способами. Это положение совпадает с данными других авторов, согласно которым, переживание подлинной радости от получения достижения успеха снять негативный эффект отрицательных перед началом действия. «Наконец, наступает момент достижения цели, для которого характерны трата ресурсов для непосредственного достижения (например, энергетических). За этим следует определение (оценка) степени достижения. Вследствие достижения обычно происходит обновление ресурсов за счет результатов от достижения цели (например, повышение самооценки, повышение статуса, увеличение материальных, социальных ресурсов). Приобретение опыта достижения отдаленной цели само по себе становится значимым ресурсом для реализации дальнейших жизненных планов».

Развитие коммуникативной культуры у дошкольника в 3-4 года.

Первый этап развития коммуникативной культуры приходится на возраст 3-4 года. Это этап связан с формированием прогрессивных новообразований коммуникативной культуры для преодоления «кризиса 3 лет». Ребенок начинает становиться субъектом, у него формируется позиция «Я - сам», он начинает сопротивляться требованиям общества, это сопротивление необходимо, чтобы развить собственную самость. Для этой новой позиции (субъекта) ребенок должен выработать новые для него формы коммуникативной культуры (с помощью взрослых). Это необходимо, чтобы с одной стороны, осуществлять эффективную социализацию, с другой стороны сохранить свою самость.

Когнитивный компонент развития коммуникативной культуры связан с когнитивным развитием ребенка в возрасте 3-4 лет. Согласно Ж. Пиаже, это возраст совпадает с началом первой подстадиидооперациональной стадии развития интеллект (эта подстадия приходится на возраст 2- 4 лет). В 3- 4 года ребенку уже оказывается доступной символическая репрезентация, то есть применение слов, действий, образов, событий для описания собственных переживаний и того, что происходит с ребенком в реальной жизни. Считается, что дети в этом возрасте могут имитировать знакомые роли, и действия, изображать прошедшие события. Появляются игры с предметами. После 3-х лет дети могут использовать предметы, совершенно оторванные от игровой ситуации для игры. Оценить уровень когнитивного развития коммуникативной культуры на этой стадии можно используя тесты- задачи Ж. Пиаже, которые он применял для соответствующих целей.

Мотивационный компонент коммуникативной культуры ребенка в возрасте 3-4 лет. Изменение мотивации является одним из характернейших признаков кризиса 3 лет по Л.С. Выготскому. В этом возрасте происходит изменение мотивация поведения ребенка. Ребенок впервые становится способным поступить вопреки своему непосредственному желанию. Например, он может отказываться поиграть в любимую игрушку именно потому, что он этого очень хочет. Поведение ребенка будет зависеть от отношений с другими людьми, а не определяться только его желанием. Ребенок хочет, чтобы взрослые учли его мнение. У ребенка появляются такие черты характера, как упрямство и строптивость. Под упрямством понимают такие реакции ребенка, когда он настаивает на своем, не смотря на то, что объективно не прав. Под строптивостью понимают сопротивление требованиям взрослого, стремление сделать наперекор. Считается, что строптивость направлена против всей сложившейся системы отношений в раннем детстве, а не против конкретного взрослого.

Эмоционально-волевой компонент коммуникативной культуры ребенка в возрасте 3-4 лет. Этот возраст очень важен для формирования эмоционально-волевой сферы. Эриксон считал, что именно в этот возрасте закладываются основы воли. Эриксон также связывал этот возраст (3-5 лет) в рамках своей теории с соответствующим кризисом «инициатива или вина». В зависимости от того, как происходит развитие личности ребенка у него может сформироваться инициатива как целеволевое качество или его противоположность - чувство вины за проявления своей самости. Оптимальное развитие коммуникативной культуры обеспечит ребенку развитие инициативы - составляющей воли. Л.С. Выготский считал, что этот возраст связан с формированием позиции «Я - сам», в этом возрасте ребенок хочет сделать все сам, даже то, что выполнить еще не может. Появление этой позиции означает оптимальное формирование эмоционально- волевого компонента коммуникативной культуры на этом этапе.

Поведенческий компонент коммуникативной культуры ребенка в возрасте 3-4 лет. Вообще согласно теории, о поведенческом компоненте нужно судить по сформированности коммуникативных стилей, и по степени развития норм общения, по наличию у человека определенных этических правил, которые регулируют взаимоотношение людей. Понятно, что у ребенка в такой форме этот компонент сформирован быть не может, но уже на этом этапе его нужно формировать с помощью образовательной среды. Для ребенка коммуникативная культура предполагает установление адекватных отношений с окружающим социумом, главным образом со взрослыми. Ребенок должен начать учиться определенным правилам социальных отношений. Оптимальная социализация ребенка требует у него развития сопереживания («животному тоже больно, нельзя его дергать за хвост»), а также формирование у него вежливой культуры общения (использование слов спасибо, пожалуйста и др.). Повторим, что в 3-4 года данный компонент коммуникативной культуры находится в зоне ближайшего развития, но актуально он не сформирован и быть сформированным еще не может. Взрослые выступают посредниками в формировании коммуникативной культуры, поэтому для развития этого компонента необходима совместная деятельность ребенка и взрослого. Необходимо, чтобы эта деятельность была насыщена использованием вежливых слов и элементами сопереживания.демонстрируемыми взрослыми. Взрослым необходимо использовать вежливые слова по отношению кдруг другу и к ребенку подчеркнуто, обращая на это его внимание. Также необходимо вырабатывать у ребенка элементы сопереживания, как по отношению к самим взрослым, так и к другим детям, а также по отношению к животным и растениям.

Развитие коммуникативной культуры дошкольника в возрасте 5 лет.

Это возраст, когда основные компоненты коммуникативной культуры первого этапа у ребенка должны быть сформированы, а элементы коммуникативной культуры следующего уровня могут появляться.

Когнитивный компонент развития коммуникативной культуры. Когнитивное развитие ребенка, в том числе развитие речи в 5 лет должно соответствовать возрастной норме.

Мотивационный компонент коммуникативной культуры. Упрямство и строптивость, демонстрируемые в поведении, к этому возрасту должны уменьшиться и получить адекватное выражение. На предыдущем этапе у ребенка сформировалось новообразование - способность спорить со взрослым. В пять лет она остается, но спор переориентируется, он перестает быть спором против взрослого. Ребенок значительно реже будет противиться взрослому только ради того, чтобы противится. Кроме этого, в пять лет в совместной деятельности взрослого и ребенка появляются элементы убеждения, взрослый может не заставить, а убедить ребенка в чем-то.

Эмоционально-волевой компонент коммуникативной культуры. Роль «я сам» к пяти годам оказывается уже сформированной. У ребенка могут найтись несколько видов деятельности про которых он знает, что они ему доступны и он, действительно, может сделать их сам.

Поведенческий компонент коммуникативной культуры. Развитие этого компонента в пять лет только начинает развиваться. Мы считаем, что наличие этот компонент можно оценить по появлению элементов сопереживания и использованию ребенком вежливых слов. Мы отмечали, что на предыдущем этапе эти элементы регистрировались только в поведении взрослого, а в пять лет возможно появления этих элементов также и в поведении ребенка. Дошкольник может заметить, что «кошке больно», говоря об этом со взрослым, сверстником или младшим, особенно в последнем случае, потому что ребенок будет идентифицироваться со взрослым, общаясь с младшим.

Развитие коммуникативной культуры дошкольника в возрасте 6-7 лет.

Второй этап развития коммуникативной культуры, соответствующий кризису семи лет. Согласно взглядам Эльконина, начало этого кризиса может сместиться к шести годам, хотя он может начаться и ровно в семь лет, а также в восемь лет. Этот кризис связан с переходом в школу, и может быть связан с психологической безопасностью образовательной среды младшей школы. Однако кризис не начинается именно приходом ребенка в школу, поскольку еще до начала школы осуществляется подготовка ребёнка к школе, которая может осуществляться силами школы (при обучении с шести лет), в детском саду и силами родителей. Основным новообразованием этого периода, по Выготскому, является осознанность, произвольность и интеллектуализация психических процессов.

Формирование коммуникативной культуры у ребенка связано с открытием им новой социальной позиции - позиции школьника, которая связана с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы, .

Когнитивный компонент развития коммуникативной культуры. Продолжается когнитивное развитие ребенка. По Ж. Пиаже оно соответствует второй подстадиидооперациональной стадии (интуитивной). Эта подстадия соответствует возрасту 5 - 7 лет. Согласно характеристикам этой подстадии ребенок отделяет ментальную реальность от физической (то есть понимает, что кукла движется потому что её кто-то завел, а не потому что она живая). Он начинает понимать, что существует несколько точек зрения на один и тот же предмет, осознает наличие других сил кроме воли человека и т.п. Однако ребенку все равно не хватает систематичности и последовательности в его размышлениях. Также в этом возрасте происходит значительное улучшение речевых навыков ребенка, у него увеличивается словарный запас, улучшается произношение слов, многих детей к этому возрасту уже научили читать (а иногда и писать).

Мотивационный компонент коммуникативной культуры оказывается связанным с формированием внутренней позиции школьника и развитием мотивационной готовности ребенка к школе. Согласно определению, мотивационная готовность является составляющей личностной готовности ребенка к школе. Мотивационная готовность включает в себя систему мотивов, которые определяют желание ребёнка идти или не идти в школу. Это во многом зависит о безопасности образовательной среды школы, от реальной и ожидаемой. Мы полагаем, что мотивационный компонент коммуникативной культуры должен включать в себе адекватные мотивы для поступления в школу (социальный, познавательный и оценочный), если этот компонент не сформирован, то у ребенка оказываются неадекватные мотивы (игровой, позиционный, внешний и др.). Необходимо оценить, какой мотив является доминирующим, поскольку в той или иной степени каждый мотив присутствует в мотивационной сфере ребёнка. Также мы считаем очень важным наличии у ребенка интереса и положительного отношения к школе.

Эмоционально-волевой компонент коммуникативной культуры. Новобразования, которые были сформированы в 3-4 года, трансформируются. Это относится также и к превращению позиции «Я сам», возникшей в 3-4 года, во внутреннюю позицию школьника. Внутренняя позиция школьника определяется тогда, когда ребенок будет сознательно выбирать роль ученика при взаимодействии со взрослым, а роль учителя передавать взрослому. Мы полагаем, что внутренняя позиция школьника является продолжением позиции Я - сам, а не исчезновением, поскольку дошкольник сам решает, какую в данной коммуникации ему выполнять роль. Другим важным новообразованием является формирование у ребенка устойчивых эмоций, в том числе и устойчивого интереса к учебной деятельности. Все вместе это может быть охарактеризовано как развитие произвольности, которая позволяет ребенку выполнять заданную ему деятельность, даже трудную и не очень интересную. Этот компонент считается сформированным, если показатели произвольности, диагностированные по соответствующим методикам, соответствуют возрастным нормам.

Поведенческий компонент коммуникативной культуры. Выше мы писали, что поведенческим компонентом коммуникативной культуры являются нормы, стили, правила, этические ценности общения. Критерием сформированности этого компонента мы считаем наличие элементов сопереживания другим живым существам, а также использование вежливых слов и выражений.

Патриотическое воспитание дошкольников.


Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка.

С введением в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками - экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка -дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Главной целью детского сада в патриотическом воспитании дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

Задачами нравственно - патриотического воспитания дошкольников являются:

-воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

-формирование бережного отношения к природе и всему живому;

-воспитание уважения к труду;

-развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-формирование элементарных знаний о правах человека;

-расширение представлений о городах России;

-знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту - так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для нравственного развития детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления предметов. Это «открытие» неизбежно привело его к взрослому как к носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.

Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.

Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной - процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач - подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки, макеты.

Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или групповые мероприятия, экскурсии, походы.

Работа по патриотическому воспитанию осуществляется по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.

1. «Край родной» - Цели: формировать интерес детей к жизни наших предков, обогащая новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

2. «Мы славим город свой » - Цели: расширять представления детей о родном городе, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

3. «Быт и традиции» - Цели: знакомство детей с жилищем русских людей; расширять знания об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формировать представление о христианских праздниках.

4. «Флаг, герб и гимн Российского государства» - Цели: знакомство детей с государственной символикой России.

5. «Моя дружная семья» - Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

6. «Великой Победе посвящается» - Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

7. «Как чуден наш родной язык» - Цели: приобщать детей к неистощимым богатствам русской литературы, произведениям местных авторов.

Параллельно с беседами, рассматриваются картины, чтение художественных произведений планируется изобразительная деятельность по краеведению («Родной дом», «Национальные узоры», «Прогулка по поселку»). Активизируется развитие воображения детей посредством применения общедидактических методов и приемов. Приобщая детей к русской культуре, рассказываются русские («Сказка о козе и баране») народные сказки. Послушиваются аудиозаписи русских народных песнен, заучиваются потешки, знакомятся детей с предметами народно-прикладного искусства. С произведениями народного фольклора знакомят детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому ежегодно проводятся сезонные музыкально-игровые праздники: «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Мамин день»,«День защитников Отечества», «Никто не забыт и ничто не забыто». Особое внимание уделяются самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитывают положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь проводится анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания. Организовывается совместная работа детей и родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания

Постепенно ребёнок пронимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является человек.




Список использованной литературы

1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций дошкольников. - Таллин, 1984. - 80 с.

2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.

3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 4. - С. 33-35.

4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное воспитание. - 2003. - №2. - С. 25-27.

5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. - М., 1982.- т. 4. -386 с.

6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.- 272 с.

7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1. - с. 100.

8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова, О.Г. Свердлова. - М.: Педагогика, 1980.- 320 с.

9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ.ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: Детский центр Венгера, 1996. - 60 с.

10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник. - Минск: Харвест, 2001. - 576 с.

11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1991. - 288с.


© 2010-2022