Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности в контексте с ФГОС

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Условия формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности в контексте с ФГОС

Данченко Жанета Викторовна

студентка 3 курса

Адыгейского Государственного Университета

Научный руководитель:

к.п.н., доцент Цеева Л.Х.



Conditions of formation of the older preschoolers prerequisite training activities in the context of GEF


Danchenko Janet Viktorovna

3 rd year student

Adyghe State University

Supervisor:

Ph.D., Associate Professor L.H.Tseeva


Быть готовым к школе - это не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.

А.Л.Венгер.

Современная система дошкольного образования предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста, осуществляемую в детских садах или при общеобразовательных школах. На практике подготовка к школе сводится, как правило, к решению образовательных задач: детей учат читать, писать, считать, им дают определённый объём знаний. Однако в этом случае упускается из виду важный показатель готовности к школьному обучению - желание и умение учиться, а именно сформированность предпосылок учебной деятельности.

Развитие у детей навыков учебной деятельности является условием успешного обучения в школе. Данная проблема рассматривается в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», принятом 21 декабря 2012г., а также во введённом с 01 января 2014г. ФГОС ДО. Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. ФГОС понимает « совокупность групп требований»; соответственно « определить качество образования в образовательном учреждении или системе образования - это эначит установить степень соответствия фактического состояния образовательных программ, созданных условий и достигнутых результатов тем требованиям, что установлены в стандарте». Одним из условий ФГОС является:

- формирование универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников на пороге школы;

- преемственность основных образовательных программ, структура которой включает 3 основные раздела ( целевой, содержательный и организационны).

Предполагаемые результаты ФГОС представлены в виде целевых ориентиров( п. 4.6):

-овладение основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- обладает развитым воображением…различает условную и реальную ситуацию, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-достаточно хорошо владеет устной речью…у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

-может контролировать свои движения и управлять ими;

- способен к волевым усилиям;

-проявляет любознательность, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Современная социокультурная ситуация вызвала изменения в процессе развития ребёнка, по этому очевидна необходимость разработки научных и психолого-дедактических основ перестройки воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях. Вот почему возрастает актуальность исследований, направленных на выявление и изучение неисследованных возможностей дошкольников для формирования у них предпосылок учебной деятельности.

Существует очевидная необходимость подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. В процессе учебной деятельности они усваивают определённую систему знаний, умений, навыков, овладевают общими способами действий при решении практических задач. Таким образом, в дошкольном возрасте закладываются предпосылки учебной деятельности.

В науке сложились 2 концепции формирования предпосылок учебной деятельности у дошкольников:

-в недрах игровой деятельности;

-в процессе специально организованного обучения.

В представленном исследовании за основу принимается концепция Л.А.Венгера, В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина, но так же учитывается и положения А.П.Усовой об определённой роли обучения в формировании предпосылок учебной деятельности. Это связанно с тем, что развитии ребёнка дошкольного возраста нельзя недооценивать роль обучения. В процессе обучения преобретают знания, у них формируются представления, обогощается кругозор. Благодаря обучению развиваются, расширяются сюжеты, содержание и правила игр. Но обучение в этом возрасте должно осуществляться в процессе ведущей, т.е. игровой деятельности с её приобретениями и новообразованиями. Целью исследования являются теоретическое обоснование и практическая разработка психолого-педагогических условий формирования предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и игровых упражнений.

Гипотеза исследования базируется на предположении что формирование предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников будет эффективным при наличии специально разработанной модели которая должна включать следующее:

1.Система дидактических игр и игровых упражнений познавательного содержания построенная с учётом педагогических условий:

-обеспечение развития предпосылок учебной деятельности и познавательных представлений;

-обеспечение практической деятельности детей, их познавательной активности при решении поставленных задач;

-использование разнообразных форм организации и проведения игр и игровых упражнений(в самостоятельной деятельности и на занятиях);

-создание условий для взаимодействия детей.

2.Профессиональное просвещение педагогических кадров с целью повышения их теоретической и практической компетентности по проблеме формирования у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов(анализ научной, философской, психологической, педагогической и методической литературы; нормативных, программно-методических документов; систематизация, обобщение, сравнение);

- эмпирические методы(педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольные этапы; опросы, педагогическое наблюдение, изучение педагогической документации и педагогического опыта);

-методы математической обработки собранных данных, методы оценивания и измерения.

Опытно-экспереметальной базой исследования явился детский сад №3 п. Тульского «Яблочко». Выборку составили 24 ребёнка старшего дошкольного возраста(12детей посещающих детский сад и 12 детей не посещающих детский сад; и 16 педагогов дошкольной образовательной организации). Исследование проводилось с 08.09.2014 года по 31.11.2014 года и осуществлялось в 3 этапа:

1.Анализ научной литературы, определение проблемы, цели, задач, гипотезы, методологии и методики исследования.

2.Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

3.Обобщение и систематизация материалов опытно-экспериментальной работы, оформления материалов дипломного исследования.

С целью выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности (принятие учебной задачи, выполнение учебных действий и действий самоконтроля) была разработана программа, представленная в виде подробных сценариев занятий. В подборе занятий мы опирались на «Компилятивную программу коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста» Н.А.Овсянниковой(педагог-психолог); Л.Ф.Тихомирова; О.Н.Земцова; Е.В.Кузнецова и И.А.Тихонова. Эти разработки послужили основой для создания собственных сценарий с учётом потребностей и особенностей каждой конкретной группы. Ценностью программы является психологически основанная последовательность групповых занятий. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Экспериментальное исследование состояло из 3х этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

На первом этапе был проведён констатирующий эксперимент по выявлению исходного уровня развития предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников. В целях диагностики использовались следующие методы и диагностические методики:

  1. Наблюдение, беседа. Тест С.А.Банкова.

  2. Методика №1. Тест Керна-Йирасика:

-рисование фигуры человека по представлению;

-графическое копирование фразы из письменных букв;

-срисовывание точек в определённом пространственном положении;

3. Методика №2. Тест Р.С.Немова «Проставь значки».

4. Методика №3. Тест А.Р.Лурии «Заучивание 10 слов».

В результате проведённых всех методик на констатирующем этапе исследования по каждому ребёнку в каждой группе, мы можем сделать вывод, что количественные показатели уровня развития предпосылок учебной деятельности в контрольной группе гораздо выше, чем у детей экспериментальной группы. Дети контрольной группы посещают детский сад с младшей группы, у них лучше развита память, внимание, речь, координация мелкой моторики рук, а значит лучше сформирован уровень развития предпосылок учебной деятельности, чем у детей экспериментальной группы. В диаграмме №1 представлены данные по выявлению предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной группы (ЭГ) и контрольной группы (КГ).

Результаты экспериментальной группы убеждают нас о необходимости последовательной и целенаправленной работы с детьми этой группы по развитию предпосылок учебной деятельности.

Формирующий этап исследования проводился по 2м направлениям: работа с педагогами и организация работы с детьми экспериментальной группы направленной на формирование предпосылок учебной деятельности. У детей формировались следующие предпосылки:

-принятие учебной задачи;

-планирование и выполнение учебных действий;

-контроль, самоконтроль.

Основными задачами экспериментальной работы было определение и реализация психолого-педагогических условий способствующих формированию предпосылок учебной деятельности.

-Поэтапное формирование у детей предпосылок учебной деятельности.

-Дидактически обоснованное сочетание и взаимосвязь игровых упражнений и дидактических игр на разных этапах работы.

-Использование разных форм организации учебно-воспитательного процесса.

-Реализация дифференцированного подхода к детям с учётом степени проявления у них предпосылок учебной деятельности.

-Организация взаимодействия дошкольников с педагогом и со сверстниками.

-Широкое использование дидактического наглядного материала.

-Развивающий характер системы дидактических игр и игровых упражнений.

Реализация комплекса психолго-педагогических условий в процессе работы с детьми позволило достичь значительных позитивных изменений в характере и уровне проявления предпосылок учебной деятельности.

Одним из значимых условий проводимого исследования явилась организация различных форм методического сопровождения подготовки педагогов к этой работе (психолого-педагогические и методические семинары, просмотр открытых мероприятий, тренинги, круглые столы, групповые и индивидуальные консультации и др.).

Эффективность данного сопровождения отразилась на качестве экспериментальной работы с детьми, с целью выявления динамики в развитии предпосылок учебной деятельности у детей, был проведён контрольный эксперимент предусматривающий решение задач направленных на:

1.выявление уровня развития предпосылок учебной деятельности у детей экспериментальной и контрольной групп;

2.изучение уровня теоретической и практической подготовки педагогов, прошедших экспериментальное обучение по вопросам формирования у детей предпосылок учебной деятельности;

3.определение эффективности разработанной программы формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности.

Для решения этих задач использовались следующие методы:

-тестирование детей;

-наблюдение за ними в процессе занятий и в свободной деятельности;

-анкетирование педагогов, беседа с ними;

-изучение педагогической документации(планов учебно-воспитательной работы);

-наблюдение за работой педагогов.

На контрольном этапе работы осуществлялись итоговые обработки результатов опытно-экспериментальной работы, использовались те же методики, что и на констатирующем этапе. Результат проведённых диагностических методик у детей экспериментальной группы стал несколько выше, чем на констатирующих. Ниже в таблице представлена динамика развития предпосылок учебной деятельности старшего дошкольного возраста:

Уровень

развития

Констатирующий эксперимент

Контрольный эксперимент

Высокий

2 детей, что составляет 16,7%

6 детей, что составляет 50%

Средний

6 детей, что составляет 50%

4 детей, что составляет 33,3%

Низкий

4 детей, что составляет 33,3%

2 детей, что составляет 16,7%

В результате теоретического исследования изучаемой проблемы, как многоаспектного изучения готовности ребёнка к школе, в целом подтвердилась актуальность проблемы и необходимость в исследовании такого понятия как формирование у старших дошкольников предпосылок учебной деятельности.

Выявлены в результате эмпирического исследования низкий и средний уровень развития учебной деятельности у старших дошкольников, не посещающих детский сад, предполагает необходимость в организации целенаправленного развития их учебной деятельности в условиях ДОУ. А использование различных форм работы с педагогами обеспечивает высокую эффективность опытно-экспериментальной работы, повышение их профессионального мастерства, интереса к исследуемой проблеме, возрастание уровня воспитательно-образовательной работы проводимой в ДОУ.

© 2010-2022