ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

М.В. Клемешева,

воспитатель

МБДОУ «ДСОВ №108», г.Братск



ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО


Современный мир полон опасностей, которые подстерегают нас на каждом шагу. Это не только природные и техногенные катастрофы, транспортные аварии и загрязнение окружающей среды, но и социальные факторы опасности.

Все функции и ответственность по защите детей ложатся на взрослых, в первую очередь на родителей и педагогов.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей.

На сегодняшний день, в условиях введения ФГОС ДО встает вопрос о необходимости развития индивидуальных потребностей ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Инновационные изменения в образовательной модели направлены на развитие ответственности по отношению к себе и окружающим; закрепление здоровье формирующих привычек; формирование личностных качеств, позволяющих принимать решения в опасных ситуациях.

В наше время у детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению. Слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы научить ребенка осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками безопасного поведения в разных ситуациях.

Поэтому актуальность данной темы обусловлена объективной необходимостью раннего информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта, освоения соответствующих знаний, умений и навыков, необходимостью выстроить систему работы по формированию культуры безопасности у старших дошкольников в соответствии с ФГОС ДО, а также важностью целенаправленной деятельности ДОУ и родителей в этой области.

Определяя основное содержание работы по формированию культуры безопасности у старших дошкольников в соответствии с действующим ФГОС ДО, необходимо сделать акцент на организацию всех видов деятельности и использование различных методов и приемов, направленных на приобретение детьми определенного навыка безопасного поведения, а также на создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды и взаимодействие с семьями воспитанников.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

ФГОС ДО ориентирует ДОУ на отказ от учебной модели обучения и развитие проявлений самостоятельной познавательной активности у детей, что целиком и полностью соответствует принципам технологии проектной деятельности, поскольку содержание проекта  это комплекс различных видов деятельности, а самостоятельный исследовательский поиск  его непременная часть.

Метод проектов  это совокупность приёмов и действий для достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Метод проектов как педагогическая технология - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Именно поэтому я считаю, что метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

В практике своей работы я достаточно активно использую данный метод с целью формирования культуры безопасности у старших дошкольников. Мною были разработаны и реализованы следующие проекты: «Чтобы не было беды», «Безопасность на дороге», «Построим безопасный мир», «Будь здоров, малыш» и др. Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали экскурсии, наблюдения, беседы, проведение опытов, экспериментов, проблемные ситуации и многое другое. Закрепление правил безопасного поведения проходило и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети реализовывали себя как активные участники различных возможных ситуаций. В ходе режимных моментов особое внимание уделялось формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. В ходе занятий и игр использовались видео-уроки «Уроки тетушки Совы» и «Азбука безопасности», это помогло добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения. Особое внимание уделялось чтению художественных произведений по формированию культуры безопасности, подобраны стихи и загадки по данной теме.

В результате использования метода проектов дети стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Дети стали намного лучше осведомлены в вопросах, касающихся безопасности, умеют применять полученные знания в проблемных ситуациях осмысленно, тогда как до этого применяли знания неосознанно и часто не могли объяснить свои действия и поступки. Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.

Следует учесть, что субъектами проектной деятельности должны обязательно стать не только педагоги и дети, но и их родители, образовательная деятельность должна быть тщательно спланирована, а развивающая предметно-пространственная среда должна побуждать детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и быть безопасной.

Литература


1. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников, пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей / К.Ю. Белая.  М.: Мозаика - Синтез Москва, 2013.  64 с.

2. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. - Детство-Пресс, 2012. - 240 с.

3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»


© 2010-2022