Интегрированное занятие в старшей группе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области (МКДОУ № 3)



Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы (Образовательные области - познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное)

«Как старик Годовик помог спасти первый цветок»




Мельникова Ирина Валентиновна

воспитатель высшей кв. категории


г. Мирный

Цель:

Формирование у детей бережного, эмоционально-положительного отношения к природе и умения свободно высказывать свои мысли.

Задачи:

1. Закрепить представления детей о характерных признаках весны, о первых весенних цветах.

2. Активизировать в речи детей употребление прилагательных (подбором определений).

3. Закрепить умение подбирать слова-антонимы.

4. Упражнять в выделении и характеристике звука в слове.

5. Учить использовать модели при заучивании стихотворений.

6. Расширять словарный запас.

7. Развивать мышление и фантазию при сочинении небылиц.

8. Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к природе, чувство сопричастности к охране природы родного города.

Материал к занятию:

Репродукции картин с изображением весеннего пейзажа, картинки с изображением первых весенних цветов, искусственные деревья - верба, берёза, ель, «проталины», пересаженная в цветочный горшок мать-и-мачеха, колпачок для проведения игры, демонстрационный материал для звукового анализа слова, карточки-символы для заучивания стихотворения. Модели жизни растения, опорная схема для формулировки вопросов к игре «Да-нет».

Аудиозапись П.И.Чайковского из цикла «Времена года», «Апрель»; аудиозапись со звуками весеннего леса: голоса птиц, шелест ветра, треск ветки, журчание ручейка; аудиозапись песни «Подари улыбку миру» сл. О. Сазоновой, муз. А.А.Варламова.

Предварительная работа:

Экскурсия по городу и в парк, целью которой было увидеть и определить признаки весны на улицах нашего города. Но дети столкнулись с противоречием: красивые ранние цветы мать-мачехи пробивались возле тротуара, а люди топтали их ногами, обходя лужи, с балконов домов бросали окурки, которые падали рядом с цветами: красота и бездушие рядом - проблема, которая решается на данном занятии. Проведены беседы о весне; чтение художественной литературы, пословиц, поговорок; заучивание стихотворений и четверостиший о лесе, цветах; пересадка растения.

Ход занятия:

Дети и воспитатель под аудиозапись песни «Подари улыбку миру» сл. О.Сазоновой, муз. А.А. Варламова входят в зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло письмо! Посмотрим, что нам пишут.

Что всё это обозначает? Дети, может, вы сумеете объяснить? (Ответы детей)

Подвести детей к выводу, что помощи просит цветок, которого лишили условий для роста и развития (свет, тепло, вода).

Помочь детям вспомнить, что они сталкивались уже с такой ситуацией во время экскурсии.

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы цветок, который лишён света, тепла и воды. Что вы чувствуете? (триз).

Дети представляют себя в качестве цветка и рассказывают о себе (очень холодно, хочется пить, грустно…)

Воспитатель: То же самое чувствует и цветок. Как нам поступить?

Дети самостоятельно принимают решение в данной проблемной ситуации.(Нужно спасти цветок, создать ему необходимые условия для жизни (свет, тепло, вода), иначе он погибнет)

Я знаю, кто нам может помочь. Это Старик Годовик, который живёт вот в этой книге «Времена года», он сказочник и волшебник, давайте его позовём.

Все вместе зовут Старика Годовика. Под музыку появляется Старик Годовик.

Старик Годовик: Здравствуйте, грустные ребята!

Дети: Мы весёлые ребята!

Старик Годовик: Здравствуйте, ленивые ребята!

Дети: Мы трудолюбивые ребята!

Старик Годовик: Здравствуйте, злые ребята!

Дети: Мы добрые ребята!

Старик Годовик: Здравствуйте, незнайки.

Дети: Мы всему учимся!

Старик Годовик: Вот я вас сейчас и проверю. Какое сейчас время года? (Весна). Сколько месяцев длится весна? (3). Назовите их. (Март, апрель, май). Какой сейчас месяц? (Апрель).

Старик Годовик: Молодцы!

Воспитатель: Годовик! Помоги, пожалуйста! Нам нужно попасть в волшебный лес и спасти цветочек, который ждёт от нас помощи! (показывают письмо)

Старик Годовик: Хорошо, а отнесёт вас туда мой волшебный ветерок. Закройте глаза (звучит, колокольчик, колдует):

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси-

В лесу волшебном опусти.

Звучит музыка (аудиозапись со звуками весеннего леса)

Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в волшебном, весеннем лесу. Не забывайте, что здесь мы гости и должны вести себя скромно, не нарушать жизнь хозяев леса. Давайте вместе вспомним правило о поведении в лесу и произнесём его вслух.

Нор звериных,

Птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птицам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Старик Годовик: Ребята, волшебный лес приготовил вам много сюрпризов и заданий, поэтому путь предстоит нелёгкий. Но я уверен, что вы справитесь, ведь цветок ждёт помощи.

Дети подходят к картинам с изображением весны, рассматривают. Звучит музыка (П.И.Чайковский «Времена года»)

Воспитатель: Что изображено? (Весна). На всех картинах разная весна. Какая она?

Дети: Холодная и тёплая, пасмурная и солнечная, дождливая, журчащая, зелёная…

Д/и «Хорошо - плохо» (триз)

Воспитатель: Что хорошее вы знаете о весне? (предполагаемые ответы детей: пробуждается природа, распускаются листочки на деревьях, расцветают первые цветы, пригревает солнышко, поднимается настроение, день становится длиннее…). Что весной плохо? (предполагаемые ответы детей: грязь на дорогах, дожди и грозы…). Дождь всегда плохо? Что хорошего в дожде? (хорошо для природы - быстрее сходит снег, хорошо для растений - они начинают расти, после дождя бывает радуга…)

Старик Годовик: Смотрите! На ёлочке висит какой-то знак

Воспитатель читает на обратной стороне знака:

В лес вы дальше не пройдёте,

Если про апрель стихотворение не прочтёте.

Воспитатель: Весенние стихи мы знаем, но нужно рассказать стихотворение про апрель. Кто из вас знает стихотворение именно об апреле? Ребята! Я вспомнила одно стихотворение С.Я.Маршака. Оно так и называется «Апрель». Давайте его сейчас выучим и расскажем? Садитесь на стульчики.

Послушайте внимательно, а потом мы это стихотворение заучим:

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

Воспитатель: О каких признаках весны говорится в этом стихотворении?

Ответы детей. (Капель, ручьи, лужи на дорогах, появляются насекомые, медведь вышел из берлоги, птицы поют песни, расцветают первые цветы).

Воспитатель: А что такое валежник? Кто знает?

Ответы и предположения детей. Воспитатель даёт точное значение слова: Валежник - это сгнившие, поваленные деревья и опавшие ветки.

Старик Годовик: Ребята, смотрите (достаёт из широкого рукава картинки), я приготовил волшебные картинки, чтобы вам было легче выучить стихотворение. Воспитатель читает стихотворение ещё раз, демонстрируя на мольберте карточки с символами для заучивания данной строчки стихотворения.

Затем дети хором проговаривают стихотворение вместе с воспитателем, опираясь на символы.

Далее два ребёнка (возможно по два ребёнка - «сильный» и «слабый») по желанию рассказывают по одному четверостишию.

Старик Годовик: Молодцы! Пора и отдохнуть. Приглашаю поиграть, по лужочку поскакать.

Игра «Зверь, птица, насекомое, небылица»

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и говорят: «Мы по лугу шли, колпачок нашли. Зверь, птица, насекомое, небылица?» В это время воспитатель надевает на одного из детей большой колпак, который закрывает глаза, и даёт ему в руки «палочку».

Воспитатель: Раз, два, три!

Ребёнок в колпачке крутится, останавливается, указывая палочкой на кого-нибудь из детей, и произносит, например, «зверь». Ребёнок в кругу берёт палочку с другой стороны и называет любого зверя («медведь»), (насекомое-«бабочка», птица-«синица»).

На слове «небылица» надо придумать строчку или последнее слово к фразе, сказанной воспитателем так, чтобы получилась небылица.

-Зимой на речке

купаются…(овечки)

-Весной в саду

созрели…(кенгуру)

- А у нас на крыше

стихи читают…(мыши) и т.д.

Воспитатель: Повеселились, пора продолжать путь.

Старик Годовик: (Прислушивается). Ребята, вы слышите? Подул лёгкий весенний ветерок: У-у-у-у. А вот пролетел шмель: Ж-ж-ж-ж. Давайте повторим услышанное. Дети произносят звуки.

Воспитатель: - Что мы с вами произносили? (Звуки)

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные - твёрдые и

мягкие).

- Чем обозначают звуки на письме? (Буквами).

Воспитатель: Смотрите, перед нами новая преграда - река. Но мост заколдован. Чтобы перейти через мост, нужно отгадать зашифрованное слово.

Перед детьми картина с изображением весеннего пейзажа, под картиной - схема слова ВЕСНА (пустые квадраты). Дети отгадывают слово.

-Назовите первый звук... [В]. Какой это звук? (согласный, мягкий)

-Назовите второй звук… [Э]. Какой это звук? (гласный).

-Следующий звук…[ С]. Какой это звук? (согласный, твёрдый).

- Далее мы произносим звук…[Н]. Какой это звук? (согласный, твёрдый).

-Последний звук… [А]. Какой это звук? (гласный).

Называя и характеризуя каждый звук, дети выкладывают на схеме квадраты соответствующего цвета: гласные - красный, согласный твёрдый - синий, согласный мягкий - зелёный.

Воспитатель: Вот теперь можно перейти через мостик. И где же нам искать цветок?

Старик Годовик: Дети, а где появляются первые цветы? (Где больше солнечного света, на пригорках, на открытых местах - там быстрее образуются проталины). Вот там-то и ищите

Дети идут к «проталинам». Цветок стоит на подставке, закрытый тёмной лёгкой тканью. Рядом находится мольберт, на котором расположены картинки с изображением весенних цветов (разделены на лесные и луговые). Дети обращают внимание на накинутый тканью предмет и догадываются, что это, наверное , цветок.

Воспитатель: Вот мы и нашли весенний цветочек

Ребята, а какие вы знаете первоцветы?

Опираясь на картинки, дети называют первоцветы: лесные (прострел, хохлатка, ландыш, лесная фиалка, пролеска, кислица, медуница) и луговые (лютик луговой, одуванчик, мать-и-мачеха, гусиный лук, луговая герань, крупка весенняя).

Воспитатель: Ребята, давайте сами, без подсказки Старика Годовика догадаемся, какой здесь находится цветок. Мы будем задавать Старику Годовику вопросы, а он отвечать на них. Но ответы будут только Да или Нет.

Проводится игра «Да - нет» (ТРИЗ).

Дети задают вопросы, используя опорную схему, предварительно обсуждая с воспитателем, что обозначают изображённые символы.

- Это лесной цветок? (Нет)

- Луговой? (Да)

- Высокий? (Нет)

- Низкий? (Да)

- Это лекарственное растение? (Да)

- Это растение занесено в Красную книгу Архангельской области? (Нет)

- Белый? (Нет)

- Голубой? (Нет)

- Жёлтый? (Да)

- Стебель один? (Нет)

- Много? (Да)

- Лист тёмно-зелёный или светло-зелёный? (Да и нет)

- Мать- и - мачеха?(Да)

- Листья светло-зелёные (и да и нет)

- листья тёмно-зелёные (и да и нет)

- с одной стороны тёмно-зелёные с другой светлые (да)

- с одной стороны тёплые, с другой холодные? (Да)

- Мать-и-мачеха? (Да).

Воспитатель открывает цветок. Дети рассматривают.

Воспитатель: Удивителен этот цветок! Утром с солнышком раскрывается, а вечером прячет свою красоту, закрывается. А почему его называют мать-и-мачехой? Ответы детей (одна сторона листа - мать - тёплая, другая - мачеха - холодная).

Воспитатель: Первые весенние цветы! Как мы радуемся им! Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает чистотой и тонким ароматом. К сожалению, жизнь первоцветов недолговечна. Часто люди срывают первые цветы, не задумываясь о том, что они очень скоро погибнут. Вот послушайте о чём нам расскажет Соня:

Ребёнок читает стихотворение.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвём цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель: Надо бережно, с любовью относится ко всему, что окружает нас. И вы сегодня, молодцы. Преодолели долгий путь, справились со всеми заданиями, а самое главное - спасли первый весенний цветок от гибели. За это он вам очень благодарен. Возьмём его с собой, будем ухаживать за ним.

Вы знаете как?

Ответы детей (поставить его, где много света - подоконник, регулярно поливать, в группе ему будет тепло).

Подведение итогов занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поблагодарим нашего волшебника- Старика Годовика. Без его помощи мы бы не справились (дети благодарят) . Попрощаемся с лесом и скажем ему добрые слова:

Ты расти на радость людям,

Мы дружить с тобою будем,

Добрый лес, могучий лес,

Полный сказок и чудес.

Старик Годовик: Ребята, скажите, а трудно вам было преодолевать препятствия в волшебном лесу? (ответы) А стихотворение про апрель вы запомнили? (ответ). А кто его написал? (ответ) Что понравилось больше всего? А хотите, я вам еще с ней принесу загадки - не отгадаете!

Старик Годовик: Спасибо и вам ребята! Я понял, что вы не ленивые, не злые, не вредные, а добрые, отзывчивые, трудолюбивые дети, вы многое знаете и ещё большему хотите научиться!

Воспитатель: Старик Годовик, пусть твой волшебный ветерок вернёт нас обратно в детский сад.

Старик Годовик: (звучит колокольчик)

Ветрено, ветрено,

Вся земля проветрена.

Ветер, деток унеси-

В детском саду их опусти.

Не забывайте ухаживать за цветком, берегите природу в своём городе!

Дети с воспитателем под музыку выходят из зала


8

© 2010-2022