- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Занятие - конкурс Знатоки в старшей логопедической группе
Занятие - конкурс Знатоки в старшей логопедической группе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеева А.В. |
Дата | 30.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Занятие- конкурс «Знатоки»
Матвеева Анна Владимировна,
учитель - логопед прогимназии 14 «Журавушиа»
Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ФФНР, как основного компонента развития связной речи.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
I.- Уточнение, активизация, актуализация словаря по теме «Дикие животные», слова-антонимы, слова-синонимы.
II. - Совершенствование грамматического строя речи:
III. Автоматизация правильного произношения звуков.
Коррекционно-развивающие:
Развитие связной речи и навыков общения, памяти, мышления, общей моторики. Совершенствование преемственности в работе по развитию лексико-грамматических средств языка у детей старшей и подготовительной групп.
Воспитательные:
Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, умения работать в группе, сотрудничать.
Оборудование: раздаточный материал: картинки с изображением животных, карточки со словами и наборами слов, игрушки, презентация, музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
А.Логопед.1.-К нам в гости пришли брат с сестрой- Зоя и Миша. (1-й слайд. На экране появляется изображение мальчика и девочки). Они решили принять участие в конкурсе знатоков.
Р.2.-Дети, вы знаете, кто такие знатоки?( люди, обладающие большими знаниями в чем-нибудь, много знающие,) А считаете ли вы себя знатоками?
. Вот и Зоя с Мишей боятся самостоятельно не справиться и просят им помочь. Поможем?
А.Только кто кому будет помогать? Ведь задания для Зои и Миши разные.Зое пять лет, а Миша на два года старше. Сколько лет Мише? (7 лет)
У нас здесь две группы: старшая и подготовительная.
Как вы думаете, какая группа будет помогать Мише? (подготовительная) Зое? (старшая). Мы приглашаем вас пройти за игровые столы.
Р.3.Сейчас посовещайтесь и выберите названия для своих команд..
Подготовительная группа- команда «…»
Старшая группа - команда «…»
. Все задания конкурсасвязаны с животными и их повадками, потому что победителей ждёт поход в зоопарк.
I задание.
А.Логопед.- У каждой команды на столе лежат конверты. Зоина команда возьмёт картинки из обоих конвертов и попробует подобрать картинки-наоборот. Р. Мишина команда достаёт карточки из своего конверта, читает доставшиеся им слова и добавляет к ним слова, близкиепо значению. Желательно участие каждого члена команды, а в случае затруднений, на помощь могут прийти другие члены команды и наши гости, которые будут одновременно и нашим жюри.
Команда «…»(старшая гр.) Команда «…» (подготовительная гр.)
2-й слайд. А. У кого слон? Какое слово- наоборот подобрали? Почему?
Большой слон-маленький еж
(проверяем правильно ли вы нашли «слова- наоборот». )
4-й слайд.
Пушистая лиса-гладкий тюлень
5-й слайд
Хищный тигр-травоядный жираф
6-й слайд.
Белый медведь-черный медведь
7-й слайд.
Злой волк-добрая белка
9-й слайд.
Северный (песец)- южный (верблюд)
Р.
Логопед.-У кого слово большой? Как сказать по-другому? А маленький? Проверим? (3-й слайд.Большой- крупный, громадный, огромный, гигантский. Маленький- крохотный, крошечный, мизерный, мелкий, малюсенький.)
Злой. Как сказать по- другому?
Добрый. . Как сказать по- другому? Кто хочет добавить свои варианты? Давайте проверим (8-й слайд. Злой-свирепый, лютый, суровый, страшный, безжалостный.
Добрый-ласковый, нежный, милый, сердечный, внимательный.)
Прочитайте оставшиеся слова и скажите по- другому. (10-й слайд.)
Бегать-метаться, двигаться, носиться, мчаться.
Забавный-смешной, потешный, игривый, интересный, занимательный.)
Р.-Спросим у нашего жюри, смогли ли наши команды помочь Зое и Мише справиться с заданиями?
IIА.. Следующее задание конкурса "Родственные слова».
А. Логопед.- На экране появится изображение животного. Зоина команда собирает семью родственных слов (.Р.)Говорить будет каждый член команды, поэтому решайте, кто за кем будет отвечать.
11-й- 12-й слайды.
Еж-ежиха, ежонок, ежата
14-й- 15-й слайды.
Заяц-зайчиха, зайчонок, зайчата
17-й- 18-й слайды.
Волк-волчица, волчонок, волчата
20-й- 21-й слайды.
Барсук-барсучиха, барсучонок, барсучата
23-й- 24-й слайды.
Медведь-медведица, медвежонок, медвежата
26-й -27-й слайды.
Лиса - лисица, лисенок, лисята.
Р. А Мишина команда называетэто животное ласково и составляет по схеме словосочетания:
Схема.
Ласково ухо нос лапы
13-й слайд.
Ежик ежиное ежиный ежиные
16-й слайд.
Заинька заячье заячий заячьи
Заюшка
19-й слайд.
Волчок волчье волчий волчий
Волчишка
22-й слайд.
Барсучок барсучье барсучий барсучьи
Барсучишка
25-й слайд.
Медвежушка медвежье медвежий медвежьи
Медведушка
28-й слайд.
Лисонька лисье лисий лисьи
лисичка
Р. Как жюри оценит выполнение заданий этого конкурса нашими командами?
III "Игрушки» .
А. Логопед. Следующее задание связано с игрушками. Давайте подойдём к ним. Каждый берёт по одной игрушке и называет, из чего она сделана. Например: стол из пластмассы- пластмассовый стол
-кроватка из дерева- деревянная кроватка.
Коляска из пластмассы- пластмассовая коляска.
Кукла из резины- резиновая кукла.
Мишка из плюша- плюшевый мишка.
Кастрюля из железа- железная кастрюля.
Маска из картона- картонная маска.
А команда «…» будет называть отличительные особенности игрушки-животного. Например: у лисы пышный хвост, значит, она пышнохвостая.
-У носорога тяжелый вес, значит, он тяжеловесный.
-У жирафа длинная шея, значит, он длинношеий; длинные ноги, значит, он длинноногий.
-У льва большая голова, значит, он большеголовый, острые зубы, значит, он острозубый.
-У верблюда один горб, значит, он одногорбый (два-двугорбый)
-У тигра быстрые ноги, значит, он быстроногий.
-У гепардадлинный хвост, значит, он длиннохвостый, быстрые ноги, значит, он быстроногий.
Р. Слово жюри.
IV"Прятки»
А. Логопед.
Дети, вы любите играть в прятки? Вот и поиграем в прятки с этими игрушками.
Зоиной команде предлагаем спрятать игрушки, а затем сказать куда спрятали, используя словосочетания из предыдущего задания. Например: я спрятал лису под картонной маской.
-Я спрятал волка (за плюшевым мишкой)
-Я спрятал льва (за железной кроваткой)
-Я спрятал зайца(…)
-Я спрятал жирафа(…)
- Я спрятал тигра (…)
-Я спрятал обезьяну(…)
Мишина команда будет искать животных. Но чтобы игра была честной, предлагаем команде «…» прогуляться, пока Зоина команда прячет игрушки.
Мишина команда возвращается.
Найдите, пожалуйста, свои игрушки и скажите, откуда их достали, также используя словосочетания, которые только что составили. Например : я достал быстроногого гепарда из кровати…
-Я достал длинноногого жирафаиз-под деревянной кроватки.
-Я достал длинноухого зайца из пластмассовой коляски.
-Я достал острозубого волка из-за…
-Я достал быстроногого льва из-под…
-Я достал острозубого тигра из-за…
-Я достал длиннохвостую обезьяну из…
Р. Хорошо поиграли, а теперь порезвимся вместе с нашимизверюшками.
Презентация «Зарядка в лесной школе».
V."Составь предложение».
А. Логопед.
Вы умеете составлять предложения?
Зоина команда составляет интересные предложения по картинкам (достают из конверта).
-Лев сидит в клетке.
-Под кустом спрятался заяц.
-Лиса залезла в нору.
- Медведь купается в открытом бассейне.
-Зебра выглядывает из клетки.
-Дети наблюдают за рысью
Каждый член Мишиной команды берёт карточку с набором слов и составляет предложениеиз них.
Если кто-то будет затрудняться, вы можете помочь, наборы слов перед вами (29-й слайд).
1)Лес, жить, животные, в, дикие.
2)Много, в, животные, зоопарк, интересные.
3)Ходить, дети, зоопарк, в, любить.
4)Кататься, качели, обезьянка,на, забавная.
5)Видеть, тигр, Миша, полосатый, крупный.
6)Метаться, острозубый, клетка, в , волк.
Р. Слово жюри.
VI Составление коллективного рассказа « В зоопарке».
-30-й слайд. Появляется зоопарк.
А. Логопед. Дети, что же это значит?
31-й слайд. Дети в зоопарке. Значит, мы отлично справились со всеми заданиями конкурса и вместе с Зоей и Мишей попали в зоопарк. Давайте расскажем, что же интересного мы здесь видим.
ЗООПАРК.
Мы вместе с Зоей и Мишей попали в чудесный зоопарк. В зоопарке живет много интересных животных. Здесь мы встретили огромную слониху с маленьким забавным слоненком. В вольере прогуливаются длинношеие, длинноногие жирафы. Двугорбый верблюд о чем-то задумался, наверное, вспоминает свою жаркую родину. Тяжеловесный бегемот серьезно смотрит на посетителей зоопарка. В пруду плавают утки, селезни и длинношеие белоснежные лебеди.
Нам очень понравилось в зоопарке!
-Кому мы сегодня помогали? (Мы помогали Мише и Зое)
- В чем мы им помогали? (мы помогали Мише и Зое выполнять задания конкурса знатоков)
-Кто такие знатоки?
Вы сегодня проявили себя, как настоящие знатоки, и получаете от Миши и Зои небольшие подарки, которые помогут вам в группе сделать свой зоопарк.