Развитие просодической стороны речи в онтогенезе

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие просодической стороны речи

в онтогенезеРазвитие просодической стороны речи в онтогенезе

Формирование и развитие просодической стороны речи подчинено этапам становления самой речи.

Процесс формирования речевой деятельности (и соответственно усвоения системы родного языка) в онтогенезе в концепции «речевого онтогенеза» А.А. Леонтьева подразделяется на ряд последовательных периодов или «стадий»: первый - подготовительный (с момента рождения до года); второй - преддошкольный (от года до трех лет); третий - дошкольный (от трех до семи лет); четвертый - школьный (от семи до семнадцати лет).

Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа: первый год жизни - доречевой этап, в котором выделяются периоды гуления и лепета; второй год жизни - этап первичного освоения языка (дограмматический); третий год жизни - этап усвоения грамматики [33].

Для формирования просодии очень важен доречевой период развития ребенка, поскольку именно тогда происходит координация речедвигательных и слуховых образов, отрабатываются интонационные рисунки родного языка. В это время ребенок ориентируется не на смысл сказанного, а на эмоциональную окрас речи, поэтому он очень восприимчив к просодической стороне языка.

Ребенок, усваивая русский язык, должен овладеть просодическими средствами, научиться по ним, как и по звукам, распознавать разные по значению высказывания других, а также овладеть умением применять их с теми же целями, то есть использовать их как фонологические средства языка [6].

Вопрос о времени формирования у ребенка просодических возможностей является одним из широко дискутируемых. Данные онтогенеза речевого развития свидетельствуют о том, что интонационные средства воспринимаются и усваиваются детьми значительно раньше, чем у них начинается формирование словесной речи. Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период (интонированный крик, модулированные звуки гуления и лепет).

Н.И. Жинкин считал, что просодика является наивысшим уровнем развития языка, а генетически просодические средства древнее, чем словесные. Просодические проявления становятся предпосылкой для языкового развития.

Н.Х. Швачкин установил, что ребенок оказывается способным усваивать звуковую сторону речи в определенной последовательности: интонация - от четырех до шести месяцев, ритм - от шести до двенадцати месяцев, и звуковой состав слова - после первого года.

Р.В. Тонкова-Ямпольская указывает на то, что из всех просодических компонентов ребенок первой усваивает именно интонацию и различные ее виды, а потом уже сегментный состав языка и другие просодические компоненты.

Восприятие интонации отмечается у детей раньше, чем воспроизведение, еще до года. Это связано с тем, что интонационное поле речеслухового анализатора (восприятие интонации) заканчивает свое становление к концу периода лепета, тогда как становление интонационного поля в речедвигательном анализаторе (воспроизведение интонации) заканчивается только в период формирования устной речи.

По данным Р.В. Тонковой-Ямпольской интонация начинает формироваться с крика, и к началу второго года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом, а на более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования. Различные типы интонации (просьбы, вопроса и другие) встречаются уже с двух с половиной лет.

Среди исследователей проблемы детской речи существует мнение, что в возрасте четырех-пяти лет интонации, которыми дети пользуются в своей речи, в основном соответствуют тем интонациям, которые используют в своей речи взрослые. Дошкольники достаточно четко дифференцируют интонационные признаки начала и конца предложения. При произнесении фраз исчезают элемент избыточности, что позволяет сделать вывод о полном овладении детьми данной возрастной группы интонационной системой языка. Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека».

Анализ специальной литературы показал, что сведения о просодических возможностях речи детей довольно ограниченны и затрагивают в основном период от новорожденности до двух лет.

Рассмотрим некоторые особенности развития просодии.

Крик является первой интонацией. Сначала это сигнал недовольства, затем крик приобретает различную обертональную окраску в зависимости от состояния ребенка, изменяясь по высоте, темпу, силе. Таким образом, интонация - элементарное средство выражения эмоциональных состояний.

На первом месяце жизни ребёнок путём подражания легко осваивает словесное ударение.

После двух месяцев средством выражения состояния ребенка являются в сочетании с выразительными мимическими движениями интонированный крик и модулированные звуки. Возникающие у ребенка голосовые реакции начинают интенсивно развиваться и усложняться. Сначала ребенок произносит короткие, отрывистые звуки (гуканье), затем у него появляются протяжные, певучие, тихие звуки, не связанные с беспокойством или неудовлетворением (гуление). Появляется интонация благополучия, которая время от времени начинает носить выражение радости. Это свидетельствует о том, что у ребенка начинает формироваться функция общения.

Интонационная сторона речи, как составная часть звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Речевой слух начинает развиваться в пять-шесть месяцев - ребенок реагирует на интонации, а затем на ритм речи.

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идет неравномерно. Так, на первых этапах речевого развития особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несет звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса:

- по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи (плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый);

- по тембру (отличают по голосу мать и других близких);

- по ритмическому рисунку слова, то есть правильно воспринимают его акцентно-слоговую структуру (особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога) в единстве с темпом речи.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха - способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

В пять-девять месяцев наступает следующий этап предречевого развития ребенка, когда появляется лепет, а затем способность его модулировать. Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги. В лепет понемногу начинают проникать слова, интонации, и ритм речи взрослых, не выходя, однако, из рамок эхолалии (подражания голосовым реакциям взрослых). Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка. М.М. Кольцова отмечает, что ритмическое взмахивание руками сочетается у ребенка с выкрикиванием какого-либо звука в ритме этих движений.

С десяти-одиннадцати месяцев появляются реакции на слова, независимо от ситуации и интонации говорящего.

Первые слова появляются к концу первого года жизни. Произнося первые слова, ребенок воспроизводит их общий звуковой облик, обычно в ущерб роли в нем отдельных звуков. Даже когда произносится всего лишь слог или одно слово, тон, голос, интонация заменяют другие части предложения. В это время ребёнок реагирует на весь комплекс воздействия, ситуацию, интонацию, слова.

После двух лет наступает этап первичного усвоения языка - в попытках вербальной коммуникации ребенок уже воспроизводит наиболее типичные характеристики ритма родного языка. На этом этапе совершенствуется слуховое восприятие, начинает развиваться интонация просьбы.

В возрасте трех лет механизм речевого дыхания находится в фазе начального становления. В этом возрасте ребенок может произносить отдельные слова и фразы в любую фазу дыхания, как во время вдоха, так и во время выдоха, а также в период паузы между ними. Это может внешне выражаться в «захлебывании» речью.

Дети трех-четырех лет говорят медленно, потому что им трудно справиться с выговариванием звукосочетаний и слов. Темп речи вначале медленный, а затем ускоряется по мере овладения беглой речью, особенно же при эмоциональных состояниях. По мере развития навыков владения артикуляционным аппаратом создаются предпосылки для формирования естественного темпа речи.

К концу четвертого года жизни появляется шепотная речь.

В пять-шесть лет в норме формируется контекстная речь, то есть самостоятельное порождение текста. В это время можно наблюдать «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания.

У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения. Но степень развития слухового сосредоточения у старших дошкольников достаточна, чтобы привить им чуткость к слоговой структуре слова, сформировать навыки в правильной постановке ударения в слове. Фразовое ударение начинает усваивается к концу второго года, когда предложения начинают включать несколько слов. Также для этого возраста характерно появление пауз хезитации. Пауза хезитации отражает мыслительную активность говорящего, связанную с поиском адекватной лексемы или грамматической конструкции. Способность управлять своим голосом, изменять по высоте и силе, придавать ему нужную интонационную окраску находится в стадии формирования.

В научно-методической литературе отмечается, что к концу дошкольного возраста дети могут сознательно выражать свои чувства при чтении стихотворения, самостоятельно передавать радость, печаль, удивление. Они пользуются умеренной громкостью голоса, но по мере необходимости способны говорить громче или тише.

Однако, существует и другое мнение относительно уровня сформированности детской речи. Е.С. Алмазова отмечает, что у многих детей пяти-шести лет наблюдается быстрая, нечёткая, смазанная речь, тихие голоса. Дети не владеют речевым дыханием, говорят сквозь зубы, подвижность органов артикуляции у них ограничена, что является причиной неправильного произнесения звуков речи.

Ф.А. Сохин замечает, что дети чаще говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Причину ускоренного темпа речи у дошкольников авторы видят в способности у детей этого возраста подражать речи окружающих. Наряду с этим они отмечают их лёгкую возбудимость и повышенную эмоциональность детей. На данном возрастном этапе еще недостаточно развито умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к предметам или явлениям.

Резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод, что для усвоение просодических компонентов, особенно интонации, важен речевой образец взрослого и наличие достаточного общения с ребенком в доречевой период. К семи годам просодическая сторона речи у детей практически сформирована.


Материал подготовлен воспитателем группы «Сказка» (ГБДОУ №9)

Зориной В.А.



© 2010-2022