Консультация: Игры и игрушки для детей раннего возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

Игры и игрушки для детей раннего возраста

Психическое здоровье детей раннего возраста определяют: познавательная сфера, эмоционально-волевая, речевая, двигательная сфера, память и внимание.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА. Здесь очень важно сенсорное развитие:

различение ребенком цвета, формы, размера.

В 1,5 рода ребенок собирает пирамидку /без системы/ из 3-5 колец, строит башню из трех кубиков, различает размер - "большой", "ма­ленький". Совершает несложные игровые действия: "возит машину", качает куклу, понимает и определят цвета: красный,синий.

Уже к 3-м годам ребенок называет 4 основных цвета/красный, желтый,синий,зеленый/. Самостоятельно строит пирамидку из 3-5 колец. По показу - поезд с трубой, сам одевается /кроме пуговиц и шнурков/ В играх определяет свою роль: "Я - мама", "я -доктор-,/

РЕЧЕВАЯ СФЕРА. В 1,5 года уменьшается количество звукоподражающих слов. Начинают появляться местоимения, в диалоге пытается отвечать словом или фразой из 2-х слов.

К 3 годам: ребенок разговаривает предложениями из 3-4 слов, употребляет множественное число, прошедшее время, сложные предложения.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА. В 1,5 года ребенок перешагивает через разложенные на полу предметы,лазает по лесенке любым способом, катает по полу мяч, приседает, наклоняется.

Игра, и именно игра является основным видом деятельности детей дошкольного воз­раста. Как надо организовать игру и какие игрушки приобретать для детей раннего возраста?

Прежде всего, необходимо знать, что чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле его зрения. От года до двух лет по мере увеличения объема внимания и способность к сосредоточению число игрушек для одновременного использования может постепенно увеличиваться. В дошкольном возрасте не следует помещать в поле зрения ребенка более 4-5 разных игрушек. Речь идет лишь о том, что не следует представлять в любой момент времени весь пестрый ассортимент игрушек. Дети легко возбуждаются, они еще не способны к длительному сосредоточению, у них не сформированы еще тормозные механизмы, поэтому при таком игрушечном изобилии, который нередко устраивают родители, ребенок будет бросаться от одного предмета к другому, к третьему, не используя должным образом ни одного.

На втором году жизни необходимы игрушки для формирования раз­личных моторных и сенсорных навыков. Поэтому надо позаботиться о разно­образии форм, цветов, материалов, размеров игрушек. Набор игрушек в этом возрасте могут составить различные по конфигурации пирамидки, матрешки или иные разборные, но простые игрушки, легкие кубики, игрушки из меха, небольшие куклы. Ребенку полезно побегать с мячом, научиться сбивать кегли.

На третьем году жизни вашего ребенка ему необходимо создать все условия для формирования сюжетной игры. Надо подумать об органи­зации кукольного театра дома, приобрести мебель, посуду. Необходимо включить в набор игрушек несколько разнообразных по функциям машин, строительный материал. Помимо функциональных игрушек, копирующие реаль­ные предметы для полноценной игры, необходимы предметно-неоформленные игрушки. Это игрушки широкого диапазона, позволяющие производить раз­нообразные действия: кубики, бруски, палочки, лоскутки, веревки. Ценность этих материалов двойная. Во-первых, это необходимый материал для сюжетно - ролевых игр. Палочки и кубики могут выполнять в игре самые разнообразные функции: быть едой, инструментами, лекарствами - словом, замещать от­сутствующие реальные предметы. Во-вторых, ребенок самостоятельно пла­нирует и контролирует все возможные превращения. А это очень важно для формирования способности ставить сознательные цели и стремиться к вы­полнению того, что намечено. Велика значимость для развития ребенка естественных материалов: вода, песок, глина. Эти игры важны, помимо всего прочего, для развития речи детей. Детские игры с песком разнообразны: подбрасывание, рассыпание, копание, работа с формочками - это в летний период. В другое время можно использовать в домашних условиях другие сыпучие материалы, например крупу. Хороший развивающий эффект имеют игры с водой. Всем известно, что вода - это естественная стихия, она хорошо успокаивает ребенка. Дети должны получить возможность плескать­ся в воде, переливать ее из предмета в предмет, купать кукол, мыть игрушки, игрушечную посуду и другие предметы» пускать в плавание лодоч­ки и кораблики. Специальные эксперименты показали, что дети, играющие с водой, значительно реже запаздывают в речевом развитии. Существует метод повышения речевой активности у детей с задержкой развития с по­мощью игры с водой. Такое активизирующее влияние игры связано с ее об­щим тонизирующим воздействием, с резким увеличением положительных эмо­ций. Нельзя забывать при организации детского уголка о пластилине или глине. Сопротивляемость и пластичность пластилина делают его необыкновенно привлекательным для ребенка. В два года малыш с удовольствием раз­рывает, разламывает пластилин на куски, раскатывает, приплющивает, пристукивает. Позднее появляется желание предметного оформления материала. Вначале, как и при рисовании, усматривается случайное предметное сход­ство, позднее ребенок сознательно стремится придать пластилину опреде­ленную форму. Важны в развитии творчества детей игры со строительным материалом. Вначале малыши разбрасывают кубики, сравнивают разные цвета, формы, далее пробуют на вкус. Первоначальное беспорядочное перемешивание, нагромождение, случайное прилаживание достаточно быстро уже в 2-2,5 лет начинает оформляться в сознательные построения башенок из нескольких ку­биков, появляются ворота, мостики и другие простые постройки. Постепенно сооружения усложняются к 5-6 годам. Покупая вашему ребенку набор стро­ительных материалов, позаботитесь о соответствии возрасту. Для самых ма­леньких детали должны быть не слишком мелкими, так как в начале у детей развивается крупные мускулы, а позднее мелкие, обеспечивающие тонкие и координированные движения. Позднее, когда моторные навыки становятся бо­лее тонкими, полезно купить ребенку строительный материал с мелкими де­талями, всевозможные мозаики, в играх с которыми происходит тренировка глазомера, тонких координирующих движений. И самое главное, нормальное развитие ребенка возможно только при постоянном общении с близкими взрос­лыми: прежде всего с матерью. Она вкладывает в ручку ребенка различные предметы. Своими жестами, голосом, словами она привлекает малыша к манипу­ляции с ними, она показывает, что может делать предмет, как нужно дей­ствовать с ним, т.е. ребенок узнает предметное содержание вещей. А в дальнейшем усваивает и развивает предметные действия. При этом очень важно, чтобы взрослый комментировал свои действия, чтобы взрослый комментировал и действия ребенка, который начинает лучше осознавать их. И обычно к 3-х летнему возрасту его речевая деятельность значительно активизируется. Освоение действий с предметами начинает происходить на основе словесной регуляции собственных действий. Занимаясь с игрушкой или предметом, малыш приговаривает вслух, что он будет с ними делать. Проговаривание помогает ему слышать себя. Свой голос, что стимулирует его к активным действиям, развивает наблюдательность. И самое главное, не забывайте - метод поощре­ния и похвалы, радоваться вместе с ребенком его успехам, поддерживать положительный эмоциональный фон ребенка.

Не следует сравнивать неудачи ребенка с успехами других детей т.к. они ревниво относятся к похвалам взрослых, у них могут появиться недобрые чувства к сверстнику.


© 2010-2022