Методический материал Дыхательные упражнения для детей

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

«Часики»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Разма­хивая прямыми руками вперед-назад, произносить «тик-так». Повторить 6-7 раз.

«Дудочка»

Сеть на стульчик, кисти рук сжать, как будто в руках дудоч­ка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесе­нием «п-ф-ф-ф-ф». Повторить 4-6 раз.

«Петушок»

Встать прямо, ноги слегка расставить, руки опустить. Под­нять руки в стороны (вдох), за­тем похлопать ими по бедрам, произнося «ку-ка-ре-ку» (вы­дох). Повторить 4-6 раз.

«Каша шипит»

Сесть на стул. Одну руку по­ложить на живот, другую на грудь. Втянуть живот и набрать воздух в грудь (вдох), опустить грудь (вдыхая воздух) и выпя­тить живот (выдох). При выдо­хе громко произносить «ф-ф-ф». Повторить 4-6 раз.

«Паровозик»

Ходить по комнате, делая по­переменные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 с.

«Веселый мячик»

Встать прямо, ноги расставить. Поднять руки с мячом (диамет­ром до 10 см) к груди, вдохнуть и бросить мяч от груди вперед, произнося «у-х-х» (выдох), до­гнать мяч. Повторить 4-7 раз.

«Гуси»

Медленно ходить по комнате. На вдох поднимать руки в сто­роны, на выдох - опускать с длительным произнесением зву­ка «г-у-у-у». Повторять в течение 1 мин.

Эти упражнения можно включать в комплекс утренней гимнастики, разминки после сна, на прогулке (не менее 2 раз в день).


КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА

«Лошадка»

Вспомните, как звучит по мостовой цоканье копыт лошад­ки, катающей на своей спине веселых ребятишек. Цокаем язы­ком то громче, то тише, скорость движения лошадки также пока­зываем, снижая и увеличивая темп повтора (20-30 с).

«Ворона»

Воспитатель. Села ворона на забор и решила развлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимет голову, то в сто­рону повернет. И каркает так, что ее всюду слышно.

Дети произносят протяжно «ка-а-а-р». повторить 5-6 раз.

Так громко каркала ворона, что охрипла и стала каркать беззвучно и с закрытым ртом (5-6 раз).

«Змеиный язычок»

Представляя, что длинный зме­иный язык пытается высунуться, как можно дальше, стараться достать до подбородка.

«Зевота»

Сидя, удобно расслабиться, опустить голову, широко рас­крыть рот. Не закрывая его, вслух произнести «о-о-хо-хо-о», позе­вать (5-6 раз).

«Веселые плакальщики»

Имитация плача, громкие всхлипывания, сопровождаемые резкими, прерывистыми движе­ниями плеч и шумным вдохом без выдоха (30-40 с).

«Смешинка»

Воспитатель. Попала сме­шинка в рот и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись и все рассмеялись: ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы-гы-гы. А нажав на хохотальную точку на кончике носа и посмот­ревшись в зеркало, можно смеять­ся так, словно перед вами самый веселый в мире клоун.



ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ


Цели: научить детей дышать через нос, подготовить их к вы­полнению более сложных дыха­тельных упражнений.

  1. Погладить нос (боковые части носа) от кончика к пере­носице - вдох. На выдохе посту­чать по крыльям носа указатель­ными пальцами (5-6 раз).

  2. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди их закрывая указательным пальцем.

  1. Сделать вдох носом. На вы­дохе протяжно тянуть «м-м-м», одновременно постукивая паль­цами по крыльям носа.

  2. При вдохе оказывать сопро­тивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более про­должительного выдоха сопро­тивление должно быть перемен­ным за счет постукивания паль­цами по крыльям носа.

  3. Спокойный вдох через нос. На выдохе одновременно с постуки­ванием по крыльям носа произ­нести «ба-бо-бу» и «г-м-м-м».

  4. Быстро втянуть внутрь жи­вота брюшные мышцы, одновре­менно сделав резкий выдох че­рез нос (3-4 раза).

  1. Во время выдоха широко раскрыть рот и максимально высунуть язык, стараясь кончи­ком его достать до подбородка. Произнести «а-а-а» (5-6 раз).

  2. Полоскание горла 1,5%-ным раствором морской соли.




ЛЕЧЕБНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-4 ЛЕТ.

«Булькание»

Цели: восстановить носовое дыхание, формировать ритмич­ный выдох, углубляя его.

Материал: стаканы, напол­ненные на треть водой, соло­минки, фантики.

Ход игры: Перед каждым ребенком на столике стоит стакан с водой и

соломинкой. Ведущий показыва­ет, как нужно правильно дуть в стакан через соломинку, чтобы за один выдох получилось дол­гое бульканье: глубоко вдыхает через нос и делает глубокий длинный выдох в трубочку, что­бы получился долгий булькаю­щий звук.

По команде ведущего все дети начинают вдыхать и затем буль­кать. У кого получилось побуль­кать дольше всех, получает фант.

«Совушка - сова»

Цели: скорректировать движе­ния рук с дыхательными движе­ниями грудной клетки, улучшать функцию дыхания (углублен­ный выдох).

Ход игры: Дети садятся полукругом пе­ред ведущим. По его сигналу «День!» дети-«совы» медленно поворачивают голову влево и вправо. По сигналу «Ночь!» они смотрят вперед и взмахивают руками-«крыльями». Опуская их, протяжно, без напряжения про­износят «у-у-ф-ф». Повторяют 2-4 раза.

«Шарик лопнул»

Цели: восстановить носовое дыхание, формировать углублен­ное дыхание, правильное смыка­ние губ, ритмирование.

Игровой материал: фанты из бумаги.

Ход игры: Дети садятся полукругом. Ве­дущий предлагает «надуть шарик».

Дети должны, «надувая шар», широко развести руки в сторо­ны и глубоко вдохнуть воздух но­сом, затем выдуть его в вообра­жаемый шарик через рот «ф-ф», медленно соединяя ладони под «шариком». По хлопку ведущего «шарик» лопается - дети хлопа­ют в ладоши. Из «шарика» вы­ходит воздух: дети произносят звук [ш], делая губы хоботком и складывая руки на коленях. Тот, кто сделал лучше всех, получает фант. Повторить 2-5 раз.

«Запасливые хомячки»

Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ, коорди­нацию движений.

Игровой материал: 2 стула, листы бумаги (обручи), 4- 5 фантов.

Ход игры: Ведущий рассказывает детям о том, что хомячки носят запа­сы в щечках. Затем предлагает перенести через «болото» зерно. Необходимо от стула до стула («болото»), шагая по листам бу­маги (обручам), преодолеть «бо­лото» и перенести все фанты на другую сторону. Ребенок берет в руку фант, надувает щеки и пе­реходит через «болото» по «коч­кам» (листам бумаги или обру­чам). На другой стороне остав­ляет фант на стуле, хлопает себя по щекам и возвращается по «кочкам» обратно. Затем начина­ет снова, пока не перенесет все фанты.

«Чей шарик дальше?»

Цели: укреплять круговые мышцы рта, тренировать навыки правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

Игровой материал: стол, 2 пинг-понговых шарика (луч­ше разного цвета), 2 кубика (или пуговицы) такого же цвета, как шарики, ленточка.

Ход игры: Дети разбиваются на пары. Каждому вручается пинг-понговый шарик. На столе расклады­вают ленту, на нее кладут шари­ки. Дети по команде должны вдохнуть через нос и подуть на свой шарик. Там, где шарик ос­танавливается, напротив ставит­ся кубик соответствующего цве­та. Побеждает тот участник, чей шарик за три попытки укатил­ся дальше.

«Кто самый громкий?»

Цель: тренировать носовое дыхание, смыкание губ.

Игровой материал: фанты-жетоны.

Ход игры: Ведущий показывает детям, как играть: выпрямить спину, губы сомкнуть, указательный палец левой руки положить на боковую сторону носа, плотно прижимая левую ноздрю, глубо­ко вдохнуть правой (рот за­крыт) и произносить (выды­хать) «м-м», одновременно по­хлопывая указательным пальцем правой руки по правой ноздре.

В результате чего получается длинный выдох. Звук [м] надо направлять в нос, он должен быть звучным. Затем прижима­ется правая ноздря и также на выдохе с произнесением [м] надо похлопать указательным пальцем по левой ноздре. Игра повто­ряется несколько раз. После каждого раза тому, кто произнес звук [м] правильно и громче всех, вручается фант.

«Поезд с арбузами»

Цели: улучшать глубину и ритм дыхания; укреплять мыш­цы рук, пояса верхних конечностей, грудной клетки; трениро­вать координацию движений, учиться согласовывать свои дей­ствия с действиями других уча­стников игры.

Игровой материал: 3-4 мяча разной формы.

Ход игры: Дети садятся на коврик в круг. Ведущий находится за кругом и бросает мячик кому-нибудь из них. Дети перебрасывают мяч друг другу по очереди. После команды «Стоп!» ребенок, у ко­торого мяч, кидает его ведуще­му - это «погрузка арбузов на поезд». Затем дети произносят «гу-гу-гу» - поезд движется, а играющие делают круговые дви­жения руками. Через 2-3 мин они останавливаются. Дети гово­рят «ш-ш-ш» - поезд приехал. После этого начинается выгруз­ка арбузов: те же движения, что и при погрузке. Ведущему необходимо обращать внимание на правильную осанку дошкольни­ков, и чтобы при звуке [ш] губы складывались в трубочку.

«Пчелка»

Цели: формировать правиль­ное дыхание (глубину и ритм), укреплять мышцы рук, пояса верхних конечностей, развивать внимание.

Ход игры: Ведущий предлагает поиграть в «пчелку». Ребенку показывают, что надо сидеть прямо, скрестив руки на груди, опустив голову. После слов ведущего: «Пчела сказала: "Жу, жу, жу"». Ребенок ритмично сжимает обеими ру­ками грудную клетку и произ­носит «ж-ж-ж» на вдохе. Вмес­те с ведущим на вдохе разводит руки в стороны и, расправляя плечи, говорит: «Полечу и по­жужжу, детям меда принесу». Встает и, разведя руки в сторо­ны, делает круг по комнате и снова садится на прежнее мес­то. Игра повторяется 4-5 раз.


© 2010-2022