- Преподавателю
- Дошкольное образование
- План-конспект урока по теме Физиолого-гигиенические основы питания
План-конспект урока по теме Физиолого-гигиенические основы питания
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Суханова Г.В. |
Дата | 15.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ
«Физиолого-гигиенические основы питания »
по учебной дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
(специальность 050705 Специальное дошкольное образование)
Суханова Г.В.,
Форма проведения: классно-урочная, бригадно-лабораторная, дальнейший переход на внеурочную форму.
Цель:На основе знаний о функциях и строении системы органов пищеварения сформировать представления о гигиенических условиях нормального пищеварения, о режиме питания, нормах питания.обобщить и систематизировать знаний по разделу.
Методы: проблемный, исследовательский, частично-поисковый, метод учебного проекта
Технология: элементы проблемного обучения, проектная деятельность.
Задачи:
-
Закрепить знания о питании детей дошкольного возраста и принципах отбора продуктов питания по калорийности, потребности в белках, жирах ,углеводах
-
Выяснить влияние витаминов на рост и развитие детей.
-
Закрепить представления о формировании физиолого-гигиенических навыках в разных возрастных группах..
-
Воспитывать интерес к будущей профессии.
-
Теоретически решить задачу проблем питания и все возрастающих заболеваниях желудочно-кишечного тракта.
Предварительная работа:
Студентам предлагается разбиться на 3 рабочие группы. Каждой группе студентов выдаются вопросы, связанные с повторением пройденных тем
Длительность:2 академических часа.
Оборудование:
-
презентация к уроку «Здоровое питание»;
-
таблицы:
-
Потребность детей в энергии
-
Суточная потребность детей в белках, жирах, углеводах
-
Суточная потребность детей в витаминах
-
учебник Кабанов А.Н. «Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста»
-
учебник Р.В.Тонкова-Ямпольская «Основы медицинских знаний»
Предварительная работа: студентам предлагаются вопросы для самостоятельной индивидуальной подготовки
Ход урока
1. Организационный момент.
Преподаватель предлагает студентам распределиться на 3 подгруппы В каждой подгруппе происходит распределение ролей между участниками: выбирается руководитель и эксперт (который отслеживает работу всей группы и деятельность ее участников).
2.Актуализация темы и целей учебного занятия.
-
Выявить - какие практическое значение для человека имеет знание гигиенических основ питания.
-
Обобщить и систематизировать знания о гигиене питания.
Найти ответ на проблемный вопрос: Рациональное питание должно соответствовать определенным требованиям.Мы учли содержание в пище белков ,жиров и углеводов, но однако у ребенка возникает
-
Кровоточивость десен, язвы на слизистой рта, расшатывание и выпадение зубов.
-
Кости становятся хрупкими, развивается малокровие, угнетается иммунитет.
-
Дети плохо растут, нарушается формирование зубов, волос, поражаются кишечник и легкие.
-
У взрослых в сумерках ослабевает зрение (куриная слепота)
-
Нарушения нервной системы и мышечной
-
Понижается содержание кальция в костях.
-
Рост ребенка замедляется.
-
Неправильно формируется скелет: ноги искривлены, голова и живот увеличены, изменена грудная клетка,
-
Повышается восприимчивость к инфекциям.
Почему ?
3. Работа студентов в малых группах.Преподаватель предлагаеттаблицы (калорийности продуктов, потребности детей в энергии, суточной потребности в белках, жирах, углеводах) которыми предлагает пользоваться в процессе урока и выдает руководителям подгрупп конверты с заданиями, отражающих алгоритм деятельности на семинаре (Приложение 1); экспертам - карточки учета активности участников семинара - практикума. Экспертам предлагается познакомить студентов с критериями оценки активности группы и ее участников на семинаре (Приложение 2).
Преподаватель предлагает каждой подгруппе познакомиться с содержанием заданий в целом.
Задание №1 - Обсуждение основных понятий уже пройденной темы.
Студенты выполняют задание №1, коллективно обсуждая предложенные вопросы, готовят коллективный ответ. Преподаватель следит за деятельностью студентов.
Презентация результатов коллективного ответа:
Далее предлагает руководителям подгрупп зачитать предложенные группам задания и озвучить ответ. Обобщает ответы студентов, используя материалы презентации.
Студенты отвечают на предложенные вопросы, дополняют друг друга, при необходимости задают вопросы друг другу.
Задание №2 - Раскрытие теоретического вопроса.
Преподаватель предлагает подгруппам выполнить задание № 2, напоминает экспертам о необходимости вести учет активности участников семинара, заполняя карточку.
Подгруппы выполняют задание №2, коллективно обсуждая предложенные вопросы, конструируют коллективный ответ, работают по структурированию материала в схему, работают с таблицами суточной потребности детей в витаминах, определяют способы ликвидации потребности в витаминах. Преподаватель наблюдает за работой групп, при необходимости задает вопросы, рекомендует источники информации, участвует в обсуждении схематического представления материала.
Презентация результатов коллективного ответа:
Руководители подгрупп отвечают на предложенные вопросы, приводят примеры из таблиц, при необходимости задают вопросы участникам других групп.
Преподаватель обобщает ответы студентов, используя материалы презентации.
Задание №3
Письменно выполнить анализ собственной работы методом «Закончи предложение»
Презентация результатов коллективного ответа:
Выступают руководители всех групп зачитывая письменно выполненную работу и докладывают, почему эти данные они считают верными, что можно предложить для совершенствования питания детей Затем каждому руководителю задаются вопросы, на которые может ответить любой член группы
Задание № 4
Защита проектов (домашнее задание)
4. Подведение итогов семинара-практикума.
Студентам предлагается сформулировать выводы по проблеме семинара-практикума.
5. Домашнее задание.
Каждой группе для своей возрастной группы составить меню на неделю , в которое бы входило определенное количество белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей и учитывалась энергетическая ценность и распределение продуктов питания в течении дня и недели. Защита проекта.Результат можно оформить в виде брошюры или презентации.
6. Итог урока.
Предлагает экспертам заполнить карточку анализа активности участников семинара-практикума, оценив компетентность каждого члена подгруппы по предложенным параметрам, выставить общий балл.
Приложение 1Задания группам
Группа 1
Задание №1.
-
Значение обмена веществ
-
Какие вещества мы получаем из внешней среды?
-
Что выделяется во внешнюю среду из организма
-
Дать понятие ассимиляция и диссимиляция
-
Возрастные особенности ассимиляции и диссимиляции
К чему может привести нарушение обмена веществ
Задание №2.
Витамины
Суточная потребность детей в витаминах
Заполнить таблицу
возраст
Витамины (мг)
От 0 до 1 года
А
В
РР
С
Д
Е
К
От 1 года до 1,5 лет
От 1,5 до 2 лет
От 3 до 4лет
От 5 до 6 лет
Ответить на вопросы:
-
Роль питания в развитии экзогенной и эндогенной витаминной недостаточности.
-
Влияние характера питания, профессиональной деятельности, климатических факторов, физиологических состояний на потребность в витаминах.
-
Основные источники витаминов в питании.
-
Витамины
В каких продуктах находятся
Животного происхождения
Растительного происхождения
С
А
В
Д
Е
-
Укажите влияние кулинарной и технологической обработки пищевых продуктов на сохранность витаминов.
-
Расскажите о принципах нормирования витаминов в питании.
-
Искусственная профилактическая витаминизация пищевых продуктов и готовых блюд.
-
Биологически активные добавки к пище и их значение.
-
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
Задание №3.
Письменно выполнить анализ собственной работы методом «Закончи предложение» Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении .............................................................., предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты ................................................................... в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. В настоящее время специалистами по питанию разработаны научно обоснованные......................для каждого возраста , способствующие гармоничному развитию ребенка.
Известный советский педиатр А.Ф. Тур считал, что правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка, одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей.
Рекомендации, разработанные НИИ питания АМН Российской Федерации, предусматривают включение в пищевой рацион детей раннего и дошкольного возраста ...............животного происхождения как наиболее полноценного, входящего в структуру клеток тканей, в которых происходит непрерывный процесс распада и обновления. Для детей в возрасте 1-3 лет ................................ в рационе питания должны составлять 75%; в возрасте 4-6 лет-65%; для семилетних детей и старше ................................ происхождения, содержащихся в ................................................., должны составлять 50% общей ежедневной потребности организма в белке.
Важное значение для гармоничного развития ребенка и нормального обмена веществ имеет также достаточное количество вводимых с пищей .................................., которые являются необходимыми элементами, пополняющими организм энергией. Принципом так называемого сбалансированного питания, разработанным А.А.Петровским, предусмотрено наиболее благоприятное соотношение в пищевом рационе основных веществ, минеральных солей, витаминов для детей разного возраста. Ежедневный рацион должен содержать ......................................... в соотношении 1: 1: 4 ( или в граммах для детей 1-3 лет- 53: 53:212 и для детей 4-7 лет - 68 : 68 :272.
Общая суточная потребность детского организма в калориях составляет: для детей 1,5-3 лет 1540 ккал; для детей 4-7 лет 1970 ккал, для детей 7 лет до 2100 ккал.
Очень важно, чтобы в течение дня правильно распределялось энергетическая ценность пищи. При 4-х разовом питании, рекомендуется во время завтрака использовать ............ калорийности дневного рациона; во время обеда............; полдника .................; ужина ................... В летнее время, когда двигательная активность детей повышается калорийность ежедневного рациона должна быть на 10 - 15% увеличена (за счет молочных продуктов, фруктов, овощей). Необходимо также соблюдать нормы объема порций готовых блюд для детей разного возраста, которые в соответствии с методическими рекомендациями должны составлять в сутки: для детей 1,5 - 3 лет 1200-1400г; для детей 3 - 4 лет 1700 - 1800 г; для детей 5 - 6 лет 1900 - 2100г.
Существуют нормы питания, предусматривающие, прежде всего соответствие суточного объема (в г.) основных пищевых продуктов возрасту детей с учетом длительности пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Дети, которые находятся в дошкольном учреждении 12 часов и более, получают .................х разовое питание; при 9 - 10 часовом пребывании им обеспечивают ..........х разовое питание, при котором они получают 75 - 80% суточного рациона.
Принципами рационального питания предусматривается обязательное включение в пищевой рацион:
-
молока (............гграмм. для ребенка от года до трех / ............г от трех до семи лет);
-
сливочное масло (........г.г);
-
творог(..............г.г);
-
сметана(...........г.г)
-
растительного масла (..........г.г);
-
мясо-говядины (.............. г.г);
-
птица(.............г.г);
-
рыбы (...........г.г);
-
круп (............г.г),
-
макаронных изделий (..........г.г.);
-
картофеля (............г.г.);
-
фруктов (........... г.);
-
овощей (........г. г.);
-
хлеба пшеничного (............г.г.);
-
хлеба ржаного (.................г.г.).
Задание № 4
Защита проекта (домашнее задание)
"Режим и правила рационального питания дошкольников"
Цель проекта:
1. Разъяснить правила потребления пищевых продуктов,их физиологическую значимость
2. Составить режим питания школьника
3. Представить результаты в виде презентации (представление презентации, защита поекта, ответы на вопросы)
4. Продукт проекта: разработанные правила рационального питания дошкольника, режим питания дошкольника, презентация.
Группа 2
Задание №1.
-
Роль белков для роста и развития ребенка
-
Недостаток белка вызывает нарушения в организме. Какие?
-
Количество белка необходимое для роста и развития. Количество белка необходимое для детей.
-
Какие виды белка существуют
Задание №2.
Витамины
Суточная потребность детей в витаминах
Заполнить таблицу
возраст
Витамины (мг)
От 0 до 1 года
А
В
РР
С
Д
Е
К
От 1 года до 1,5 лет
От 1,5 до 2 лет
От 3 до 4лет
От 5 до 6 лет
Ответить на вопросы:
-
Роль питания в развитии экзогенной и эндогенной витаминной недостаточности.
-
Влияние характера питания, профессиональной деятельности, климатических факторов, физиологических состояний на потребность в витаминах.
-
Основные источники витаминов в питании.
Витамины
В каких продуктах находятся
Животного происхождения
Растительного происхождения
А
В
Д
Е
К
С
-
Влияние кулинарной и технологической обработки пищевых продуктов на сохранность витаминов.
-
Принципы нормирования витаминов в питании.
-
Искусственная профилактическая витаминизация пищевых продуктов и готовых блюд.
-
Биологически активные добавки к пище и их значение.
-
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
Задание №3. Письменно выполнить анализ собственной работы методом «Закончи предложение» :
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении .............................................................., предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты ................................................................... в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. В настоящее время специалистами по питанию разработаны научно обоснованные......................для каждого возраста , способствующие гармоничному развитию ребенка.
Известный советский педиатр А.Ф. Тур считал, что правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка, одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей.
Рекомендации, разработанные НИИ питания АМН Российской Федерации, предусматривают включение в пищевой рацион детей раннего и дошкольного возраста ...............животного происхождения как наиболее полноценного, входящего в структуру клеток тканей, в которых происходит непрерывный процесс распада и обновления. Для детей в возрасте 1-3 лет ................................ в рационе питания должны составлять 75%; в возрасте 4-6 лет-65%; для семилетних детей и старше ................................ происхождения, содержащихся в ................................................., должны составлять 50% общей ежедневной потребности организма в белке.
Важное значение для гармоничного развития ребенка и нормального обмена веществ имеет также достаточное количество вводимых с пищей .................................., которые являются необходимыми элементами, пополняющими организм энергией. Принципом так называемого сбалансированного питания, разработанным А.А.Петровским, предусмотрено наиболее благоприятное соотношение в пищевом рационе основных веществ, минеральных солей, витаминов для детей разного возраста. Ежедневный рацион должен содержать ......................................... в соотношении 1: 1: 4 ( или в граммах для детей 1-3 лет- 53: 53:212 и для детей 4-7 лет - 68 : 68 :272.
Общая суточная потребность детского организма в калориях составляет: для детей 1,5-3 лет 1540 ккал; для детей 4-7 лет 1970 ккал, для детей 7 лет до 2100 ккал.
Очень важно, чтобы в течение дня правильно распределялось энергетическая ценность пищи. При 4-х разовом питании, рекомендуется во время завтрака использовать ............ калорийности дневного рациона; во время обеда............; полдника .................; ужина ................... В летнее время, когда двигательная активность детей повышается калорийность ежедневного рациона должна быть на 10 - 15% увеличена (за счет молочных продуктов, фруктов, овощей). Необходимо также соблюдать нормы объема порций готовых блюд для детей разного возраста, которые в соответствии с методическими рекомендациями должны составлять в сутки: для детей 1,5 - 3 лет 1200-1400г; для детей 3 - 4 лет 1700 - 1800 г; для детей 5 - 6 лет 1900 - 2100г.
Существуют нормы питания, предусматривающие, прежде всего соответствие суточного объема (в г.) основных пищевых продуктов возрасту детей с учетом длительности пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Дети, которые находятся в дошкольном учреждении 12 часов и более, получают .................х разовое питание; при 9 - 10 часовом пребывании им обеспечивают ..........х разовое питание, при котором они получают 75 - 80% суточного рациона.
Принципами рационального питания предусматривается обязательное включение в пищевой рацион:
-
молока (............гграмм. для ребенка от года до трех / ............г от трех до семи лет);
-
сливочное масло (........г.г);
-
творог(..............г.г);
-
сметана(...........г.г)
-
растительного масла (..........г.г);
-
мясо-говядины (.............. г.г);
-
птица(.............г.г);
-
рыбы (...........г.г);
-
круп (............г.г),
-
макаронных изделий (..........г.г.);
-
картофеля (............г.г.);
-
фруктов (........... г.);
-
овощей (........г. г.);
-
хлеба пшеничного (............г.г.);
-
хлеба ржаного (.................г.г.).
Задание №4
Проект "Анкетирование взрослых о правильном питании детей"
Цель проекта:
1. Провести опрос взрослых(родители, воспитатели) о правилах и режиме питания детей,
2. Сделать выводы в виде диаграммы.
3. Представить результаты анкетирования в виде презентации (представление презентации, защита проекта, ответы на вопросы )
4. Продукт проекта: анкеты о правильном питании, диаграммы по результатам анкетирования, рекомендации по правильному питанию дошкольников, презентация.
Группа 3
Задание №1.
-
Роль углеводов и жиров для роста и развития ребенка
-
Недостаток жира и углеводов вызывает нарушения в организме. Какие?
-
Количество углеводов и жиров необходимое для роста и развития. Количество углеводов и жиров необходимое для детей
-
Какие виды углеводов и жиров существуют
Задание №2.
Витамины
Суточная потребность детей в витаминах
Заполнить таблицу
возраст
Витамины (мг)
От 0 до 1 года
А
В
РР
С
Д
Е
К
От 1 года до 1,5 лет
От 1,5 до 2 лет
От 3 до 4лет
От 5 до 6 лет
Ответить на вопросы:
-
Роль питания в развитии экзогенной и эндогенной витаминной недостаточности.
-
Влияние характера питания, профессиональной деятельности, климатических факторов, физиологических состояний на потребность в витаминах.
-
Основные источники витаминов в питании.
-
Витамины
В каких продуктах находятся
С
Животного происхождения
Растительного происхождения
А
В
Д
Е
К
-
Влияние кулинарной и технологической обработки пищевых продуктов на сохранность витаминов.
-
Принципы нормирования витаминов в питании.
-
Искусственная профилактическая витаминизация пищевых продуктов и готовых блюд.
-
Биологически активные добавки к пище и их значение.
-
Профилактика желудочно-кишечных заболеваний
Задание №3.
Письменно выполнить анализ собственной работы методом «Закончи предложение» :
Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении .............................................................., предусматривающего использование необходимого набора продуктов, содержащих все нужные пищевые компоненты ................................................................... в соответствии с возрастными потребностями растущего организма. В настоящее время специалистами по питанию разработаны научно обоснованные......................для каждого возраста , способствующие гармоничному развитию ребенка.
Известный советский педиатр А.Ф. Тур считал, что правильное питание является существенным моментом в жизни ребенка, одним из важнейших и наиболее эффективных факторов в системе общественных и индивидуальных профилактических мероприятий, сохраняющих здоровье и жизнь детей.
Рекомендации, разработанные НИИ питания АМН Российской Федерации, предусматривают включение в пищевой рацион детей раннего и дошкольного возраста ...............животного происхождения как наиболее полноценного, входящего в структуру клеток тканей, в которых происходит непрерывный процесс распада и обновления. Для детей в возрасте 1-3 лет ................................ в рационе питания должны составлять 75%; в возрасте 4-6 лет-65%; для семилетних детей и старше ................................ происхождения, содержащихся в ................................................., должны составлять 50% общей ежедневной потребности организма в белке.
Важное значение для гармоничного развития ребенка и нормального обмена веществ имеет также достаточное количество вводимых с пищей .................................., которые являются необходимыми элементами, пополняющими организм энергией. Принципом так называемого сбалансированного питания, разработанным А.А.Петровским, предусмотрено наиболее благоприятное соотношение в пищевом рационе основных веществ, минеральных солей, витаминов для детей разного возраста. Ежедневный рацион должен содержать ......................................... в соотношении 1: 1: 4 ( или в граммах для детей 1-3 лет- 53: 53:212 и для детей 4-7 лет - 68 : 68 :272.
Общая суточная потребность детского организма в калориях составляет: для детей 1,5-3 лет 1540 ккал; для детей 4-7 лет 1970 ккал, для детей 7 лет до 2100 ккал.
Очень важно, чтобы в течение дня правильно распределялось энергетическая ценность пищи. При 4-х разовом питании, рекомендуется во время завтрака использовать ............ калорийности дневного рациона; во время обеда............; полдника .................; ужина ................... В летнее время, когда двигательная активность детей повышается калорийность ежедневного рациона должна быть на 10 - 15% увеличена (за счет молочных продуктов, фруктов, овощей). Необходимо также соблюдать нормы объема порций готовых блюд для детей разного возраста, которые в соответствии с методическими рекомендациями должны составлять в сутки: для детей 1,5 - 3 лет 1200-1400г; для детей 3 - 4 лет 1700 - 1800 г; для детей 5 - 6 лет 1900 - 2100г.
Существуют нормы питания, предусматривающие, прежде всего соответствие суточного объема (в г.) основных пищевых продуктов возрасту детей с учетом длительности пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Дети, которые находятся в дошкольном учреждении 12 часов и более, получают .................х разовое питание; при 9 - 10 часовом пребывании им обеспечивают ..........х разовое питание, при котором они получают 75 - 80% суточного рациона.
Принципами рационального питания предусматривается обязательное включение в пищевой рацион:
-
молока (............гграмм. для ребенка от года до трех / ............г от трех до семи лет);
-
сливочное масло (........г.г);
-
творог(..............г.г);
-
сметана(...........г.г)
-
растительного масла (..........г.г);
-
мясо-говядины (.............. г.г);
-
птица(.............г.г);
-
рыбы (...........г.г);
-
круп (............г.г),
-
макаронных изделий (..........г.г.);
-
картофеля (............г.г.);
-
фруктов (........... г.);
-
овощей (........г. г.);
-
хлеба пшеничного (............г.г.);
-
хлеба ржаного (.................г.г.).
Задание №4
Проект "Влияние газированных напитков, жевательных резинок на здоровье детей"
Цель проекта:
1. Выявить положительные и отрицательные стороны влияния жевательной резинки и газированных напитков на состояние пищеварительной системы
2. Провести эксперименты о влиянии жевательной резинки и газированных напитков на состояние пищеварительной системы
3. Представить результаты исследований в виде презентации (представление презентации, защита проекта, ответы на вопросы)
4. Продукт проекта: рекомендации по применению жевательных резинок, газированных напитков и других пищевых продуктов, отчет по эксперименту, презентация..
Приложение 2
Критерии оценки теоретического блока:
-
0 баллов
-
не выполнил задание, не участвовал в обсуждении и презентации работы группы.
1 балла
-
пассивно принимает участие в работе группы, однако материал для поиска имеет.
2 балла
-
участвует в совместной работе, однако не может аргументировать свое мнение, или использует только свои записи.
3 балла
-
активно участвует в работе группы, заинтересованно участвует в обсуждении, подготовке коллективного ответа, демонстрирует компетентность, хорошо ориентируется в проблеме.
-
Карточка анализа деятельности группы
семинара-практикума
Руководитель группы___________________________________
Ф.И.О. студента
Параметры оценивания работы группы
Задание 1
Формулировка понятий
Задание 2
Раскрытие теоретического вопроса
Задание 3
Анализ письменной работы
Общий балл
-
Активность обсуждения заданий
-
Культура обсуждения
-
Презентация ответов
Подпись эксперта_____________________________
Критерии оценки работы группы:
-
-
Активность обсуждения заданий:
1 балла
-
низкая активность;
2 балла
-
средняя активность;
3 балла
-
высокая активность.
-
Культура обсуждения:
1 балла
-
члены группы спорят, не дослушивая и перебивая друг друга;
2 балла
-
члены группы выслушивают мнение каждого, не перебивают друг друга.
-
Презентация ответов:
1 балла
-
недостаточная содержательность, перескакивание с одной мысли на другую, недосказанность;
2 балла
-
содержательность, четкость, убедительность сообщения.
-