Проект Тестопластика для детей 5-7 лет

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект "Тестопластика"

Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности - играх, поделках, рисунках, рассказах. Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, открывает большие возможности для развития его творческого потенциала.

Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках, а это происходит в дошкольном возрасте, поэтому очень важно не упустить эту возможность и расширить способности ребенка.

Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, потом появляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес пропадает. Ребенок становится обладателем не пережитого опыта. Чтобы этого не случилось, ребенок должен, передать свои впечатления и, воплотить их в своей деятельности, а именно, продуктивной деятельности. Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, чтобы малыш усвоил его и был способен его воспроизвести. Необходимо научить ребенка быть не только восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, как это сделано (средства выразительности), и перенести в собственную работу, собственную продуктивную деятельность, собственное творчество.

Учитывая все вышеизложенные факторы, напрашивается вывод: дошкольный период - один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что «именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя».

Это и побудило начать целенаправленную работу по развитию творческих способностей детей через продуктивную деятельность

Интересные и разнообразные занятия разовьют самостоятельность в детях, помогут перенести свои впечатления в создаваемые объекты, научат создавать фигуры в нетрадиционных техниках (тестопластика), овладеть приемами лепки из теста, рисования, а, самое главное, позволят развить такие качества личности, как трудолюбие, толерантность и умение доводить начатое дело до конца.

Кружковая деятельность реализуется через метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Заинтересовавшись этой проблемой и, изучив детский интерес детей нашей группы, нами был разработан проект « Тестопластика», который направлен на Развитие личности ребенка, способного создавать фигуры в нетрадиционных техниках (тестопластика).

Цель проекта: Развитие личности ребенка, способного создавать фигуры в нетрадиционных техниках (тестопластика).

Задачи:

1) образовательные:

  1. ознакомление со способами деятельности - лепка из соленого теста.

  2. овладение основами, умениями работы из целого куска теста, из отдельных частей создание образов

  3. формирование способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию

  4. овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания.

2) развивающие:

  1. повышение уровня навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ

  2. активизация имеющегося опыта на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на кружке, применив их на практике ежедневно с усложнениями

  3. формирование способности к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения

  4. развитие опыта и творческой деятельности в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ, подготовке к выставкам

  2. соблюдение правил соблюдение правил техники безопасности

  3. активное участие в выставках

  4. стремление к поиску, самостоятельности

  5. понимание необходимости качественного выполнения образа

  6. конструктивное взаимодействие с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой моторики, глазомера.

Педагогические условия реализации проекта основаны на следующих принципах:

Проект составлен с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В кружке могут участвовать дети дошкольного возраста с 5 до 6-ти лет. Основная деятельность осуществляется в одновозрастной группе. Занятия проводятся в системе. Продолжительность занятия, исходя из психолого-физиологической, педагогической, социально-экономической целесообразности допускаемой нагрузки учащегося, продолжительность которого 25 минут.

Проект рассчитан на один год обучения:

Возраст детей

Кол-во занятий в неделю

Продолжительность занятий

Количество часов

5-6 лет

1

25 минут

36 часов

Принципы построения проекта:

  1. От простого к сложному.

  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

  3. Научность.

  4. Доступность.

  5. Системность знаний.

  6. Воспитывающая и развивающая направленность.

  7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

  8. Активность и самостоятельность.

  9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Материальное и методическое обеспечение программы


Для работы кружка необходимо следующее оборудование:

  • для работы: светлое помещение со столами и стульями по росту детей;

  • для изготовления солёного теста: мука пшеничная, соль, емкость для замеса теста, пищевые красители для замеса цветного теста;

  • для работы с солёным тестом: фартук, клеёнка, стеки, чеснокодавка, салфетка, баночка с водой, кисть, гуашь, клей ПВА;

  • для декорирования изделий: рамки разной величины (коробки от конфет), ткань для фона, бусины, ленты;

  • для рассматривания: иллюстрации и открытки по темам;

  • для чтения: книги, рассказы, сказки по темам.

Организация работы по «Тестопластике» ведется по следующим этапам:


  • Целеполагание

  • Планирование процесса

  • Реализация процесса

  • Рефлексия работы

  • Коррекция работы

  • Презентация работы











Формы работы:


Проект Тестопластика для детей 5-7 лет

Роль педагога на разных этапах проектной деятельности отличается: то приходится выступать в роли консультанта, то в роли основного источника знаний, то в роли внимательного слушателя или «незнающего взрослого», то в роли помощника или организатора деятельности детей. Появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода к детям, использованию различных по уровню сложности проектных заданий. Но руководство деятельностью детей делается ненавязчиво.

В проектной деятельности меняется и роль детей - они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Формулирует проблему, через введение в игровую ситуацию.

1. Вхождение в проблему, через вживание в игровую ситуацию.

2. Формулирует задачу и помогает в ее решении.

2. Принятие задачи.

3.Организует деятельность.

3.Формирование специфических знаний.

4.Развивает поисковую деятельность.

4. Определяют возможные методы решения проблемы (обдумывание объекта по содержанию, внешнему виду).

5. Организует практическую деятельность.


5.Эскиз объекта.

6. Помогает спланировать деятельность.

6.Выбор необходимых инструментов и материалов.

7. Практическая помощь.

7.Изготовление объекта. Работа в определенной технике.

8. Направляет и контролирует.

8.Обработка. Грунтовка объекта. Изготовление дополнительных деталей.

9. Направляет и контролирует.

9.Сборка и раскрашивание объекта.

10.Направляет и контролирует.

10.Соотнесение готового объекта с эскизом.

11.Направляет.

11.Рефлексия.

12.Развивает интеллектуальную инициативу.

12.Новые идеи.

Ожидаемые результаты на конец года:

К концу года ребёнок должен уметь:

  1. планировать свою деятельность по изготовлению изделия

  2. создавать динамичные, выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, способы лепки, приёмы декорирования образа

  3. рационально использовать материалы

  4. различать реальные и сказочные образы

  5. самостоятельно создать композиции сказочного характера

  6. использовать приобретённые навыки и умения в свободной художественной деятельности

  7. использование стеки.













Проект Тестопластика для детей 5-7 лет







Деятельность

Тема

Цель

Сроки

Беседа

Занятие 1

«Солёное тесто - чудесный материал для лепки»

Рассматривание изделий из солёного теста. Знакомство с инструментами для работы с солёным тестом. Беседа о способах приготовления солёного теста, лепки из него и сушки изделий. Знакомство с Лесенкой-Чудесенкой и её ступеньками.

Октябрь.

«Изготовление объёмных игрушек из солёного теста»

Занятие 2

«Божья коровка»

Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов.

Октябрь.

Занятие 3

«Божья коровка»

Октябрь.

Занятие 4

«Ёжик»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Октябрь.

Занятие 5

«Ёжик»

Ноябрь

«Изготовление плоских игрушек из цветного соленого теста»

Занятие 6

«Цветы»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Ноябрь

Занятие 7

«Цветы»

Ноябрь

Занятие 8

«Ягоды»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Ноябрь

Занятие 9

«Ягоды»

Декабрь

Занятие 10

«Деревья»

Учить создавать композицию из отдельных деталей; использовать знания и представления об особенностях внешнего вида деревьев; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Декабрь

Занятие 11

«Деревья»

Декабрь

Занятие 12

«Сказочные домики»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине.

Декабрь

Занятие 13

«Сказочные домики»

Январь

Занятие 14

«Коты»

Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно, передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы.

Январь

Занятие 15

«Коты»

Январь

Занятие 16

«Человек»

Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при составлении сказки, интонационную выразительность речи, воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Февраль

Занятие 17

«Человек»

Февраль

Занятие 18

«Фантазерка»

Сборка панно детьми из сделанных деталей (ягоды, фрукты, деревья, домики, сказочные персонажи). Декорирование панно лентами, паетками, кружевами.

Февраль

«Изготовление мини-панно из цветного солёного теста»

Занятие 19

«Рождественский венок»

Развивать художественно - творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста.

Февраль

Занятие 20

«Рождественский венок»

Март

Занятие 21

«Корзина с фруктами»

Развивать тонкие движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь.

Март

Занятие 22

«Корзина с фруктами»

Март

Занятие 23

«Самовар с сушками»

Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм.

Март

Занятие 24

«Самовар с сушками»

Апрель

Занятие 25

«Веселый клоун»

Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто, создавая изображение в полуобъёме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.

Апрель

Занятие 26

«Веселый клоун»

Апрель

«Изготовление панно из цветного солёного теста»

Занятие 27

«Изготовление панно»

Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление. защипывать края). Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании панно). Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим плодам труда.

Апрель

Занятие 28

«Изготовление панно»

Май

Занятие 29

«Изготовление панно»

Май

Занятие 30

«Выставка детских работ»

Изготовление пригласительных билетов на выставку.

Май

Занятие 31

Диагностика

Определить уровень усвоения знаний детьми

Май





Ресурсы, задействованные в выполнении проекта.

Ресурс

Потенциал

Дефицит

1.Содержание воспитательно-образовательного процесса.

Программа «Радуга»

Изменение содержания планирования

2. Форма организации воспитательно-образовательного процесса.

  • Выбор темы

  • История создания

  • Материалы и техника

изготовления

  • Варианты идей

  • Анализ идей

  • Инструмет-материалы

  • Техника безопасности

  • Коллективная работа

  • Индивид. работа

3.Материально-техническая база

  • для работы: светлое помещение со столами и стульями по росту детей;

  • для изготовления солёного теста: мука пшеничная, соль, емкость для замеса теста, пищевые красители для замеса цветного теста;

  • для работы с солёным тестом: фартук, клеёнка, стеки, чеснокодавка, салфетка, баночка с водой, кисть, гуашь, клей ПВА;

  • для декорирования изделий: рамки разной величины (коробки от конфет), ткань для фона, бусины, ленты;

  • для рассматривания: иллюстрации и открытки по темам;

  • для чтения: книги, рассказы, сказки по темам.

Внешние и внутренние связи.

  • Выставка «Мастерилки»

Литература:

  1. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г.

  2. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». «Ярославль, "Академия и Ко» 2000 г.

  3. Н.А. Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2000г.

  4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс»

  5. А.Л. Романовская, Е.М.Чезлов «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»

  6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999 год

  7. Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения.

  8. Силаева К. Соленое тесто. Большая книга поделок.

  9. Хананова И. Соленое тесто.

  10. Чаянова И. Соленое тесто для начинающих.

Проект Тестопластика для детей 5-7 лет

© 2010-2022