Концепция опытаКраеведческий материал как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ

САД № 19



Краеведческий материал

как средство развития познавательной деятельности

у детей дошкольного возраста



Концепция опыта





Гаврилова Вера Александровна воспитатель высшей категории





Российское общество в начале XXI века настиг кризис утрат, прежде всего, утрат в системе ценностей. Это глубоко переживается старшим поколением, но более всего подобные изменения влияют на дошкольников и подростков, так как прерывается связь поколений: нарушается духовная, нравственная, психологическая, культурная преемственность традиций.

2 слайд

Академик Д.С.Лихачёв отмечал, что: «…воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». [6, стр12]

Проблема развития познавательной деятельности - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

3 слайд

Познавательная деятельность - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить. [8, стр126]

Программа «Развитие» Л.А.Венгера, не учитывает, что краеведение - благодатный материал, для развития познавательной деятельности детей, поэтому возникла потребность дополнить содержание программы и использовать краеведческий материал как средство развития у детей дошкольного возраста познавательной деятельности.

Слайд 4

При этом мы учитывали, что краеведение - всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру края.

Именно с помощью краеведческого материала мы сможем развивать у ребенка познавательную деятельность.

Таким образом, учитывая все выше изложенное, мы определили тему нашего педагогического опыта: «Краеведческий материал как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»

5 слайд

Цель нашего педагогического исследования выявить и экспериментально проверить возможности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста через освоение ими краеведческого материала.

Объектом исследования является процесс развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Предмет исследования - комплекс мероприятий с использованием краеведческого материала.

6 слайд

Гипотеза исследования заключается в следующем: Если в процессе развития и воспитания дошкольников проводить комплекс мероприятий, состоящий из:

- систематически организованных занятий, включающих элементы краеведения;

- экскурсий в музеи, на природу;

- посещения исторических и памятных мест города,

то это будет способствовать развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

7 слайд

Цель исследования, его объект, предмет и гипотеза предопределили совокупность подлежащих решению задач:

- изучить состояние данной проблемы в психолого-педагогической литературе.

-составить диагностические карты, провести мониторинг познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

-разработать и экспериментально проверить комплекс мероприятий с использованием краеведческого материала в процессе развития познавательной деятельности дошкольников.

В построение педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом Ишимом положены следующие принципы:

8 слайд

Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о Ишимском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

9 слайд

Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.

10 слайд

Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

11 слайд

Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, музеями города. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Ишима.

12 слайд

Опытная апробация использования краеведческого материала с целью развития познавательной деятельности была начата в 2007 - 2008 учебном году с младшей группы. В этом возрасте детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во вре­мя праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляем группу к праздникам, а после них беседуем с деть­ми, спрашиваем, где они были с родителями, что видели.

Вся работа по знакомству малышей с семьёй, родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок мы знакомим де­тей с близлежащими улицами, обращаем их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добиваемся, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.

Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаются иллюстрации о природе России, о главной достоприме­чательности родного города. Рассматриваем иллюстрации, повторяем с детьми название города, страны.

На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.

Постепенно подводим детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.

13 слайд

Проведённая диагностика знаний детей по теме во втором полугодии 2007 - 2008 учебного года показала следующие результаты: высокий - 11% 3 ребёнка, средний - 55 % 15, низкий -34% 9, (в основном средние и низкие баллы оценок). Диагностика помогла проследить, по каким критериям нужно уточнить и дополнить знания детей

14 слайд

В средней группе мы продолжили работу по данной теме Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городом. Рассказываем детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляем название родного города и страны.

Основная работа проводится в совместной и свободной деятельности: целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т.д. Начиная со средней группы, знакомим детей с родным городом, родной страной. Организованная деятельность проводятся один раз в месяц. Основная задача - показать детям красоту родного города и стра­ны, приобщить к ее истории. Дети знакомятся с глав­ной достопримечательностью родного города, на­званиями улиц, с природой страны, с праздниками, которые отме­чают в нашей стране - День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы.

Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхи­щаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.

15 слайд

Результаты, полученные в конце 2008 - 2009 учебного года, порадовали нас: высокий уровень - 34% 9 человек, средний - 51% 14, низкий - 15% 4. Проводимая нами целенаправленная работа по развитию познавательной деятельности даёт эффективные результаты.

16 слайд

В старшей группе содержание работы усложняется. Задача заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным горо­дом, родной страной, но и чувство уважения к своему народу, чув­ство гордости за свою страну. Дети знакомятся с историей возник­новения родного города, с его достопримечательностями. Большая работа проводится по знакомству детей с трудом наро­да на современном этапе, чтобы показать детям общественную зна­чимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.

Организованная деятельность проводятся один-два раза в месяц.
Один раз в неделю проводятся целевые прогулки.
Информация, которую дети получают, закрепляется во время бесед с детьми, в дидактических играх и уп­ражнениях.

17 слайд

Результаты диагностики на конец 2009 - 2010 учебного года: высокий уровень- 45% 12 человек, средний- 55% 15, низкий уровень отсутствует.

18 слайд

В подготовительной группе даются новые знания, закрепляют­ся и расширяются знания, полученные детьми в старшей группе. Информацию, которую дети получают в подготовительной группе, можно разде­лить на следующие темы:

  1. История возникновения родного города и его достопримеча­тельности.

  2. Знакомство с округом, районом, в котором живут дети.

  3. Ориен­тировка в близлежащих улицах.

  4. История России и ее символика.

  5. Музеи родного города, архитектура родного города.

Большая часть работы по-прежнему проводится в совместной и свободной деятельности. Во время целевых прогулок уделяется особое внимание на обу­чение детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объяс­няется детям, что это им пригодится, когда они пойдут в школу.

Усложняются формы работы с детьми: они учатся работать со схемами, картой, знакомятся с глобусом. Составляют и внедряют исследовательские проекты.

Слайд 19

учатся придумывать герб се­мьи и группы и др. Привлекаем к работе родите­лей, советуем им посетить те места в родном городе, о которых мы рассказываем детям на занятиях. Убеждаем родителей в том, что де­тям необходимо показывать свой город, свою страну с привлека­тельной стороны. Только в этом случае мы сможем вырастить детей, любящих свою страну, свой народ, свой город.

Слайд 20

Итоговую диагностику планируем провести в конце 2010 - 2011 учебного года, ожидаем более высокие результаты.

21 слайд

Научная новизна исследования заключается в том что, предлагаются: буклеты, фотографии, конспекты занятий, дидактические игры, сценарии праздников с содержанием краеведческого материала для внедрения в воспитательно-образовательный процесс с целью развития познавательной деятельности детей.

22 слайд

Практическая значимость исследования:

Материалы исследования могут быть использованы педагогами ДОУ города Ишима, в процессе развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

23 слайд

Авторская идея моего педагогического опыта на мой взгляд заключается в: Подборе и внедрении в образовательно-воспитательный процесс комплекса мероприятий (систематически организованных занятий, включающих элементы краеведения; экскурсий в музеи, на природу;
посещения исторических и памятных мест города, буклеты, фотографии, дидактические игры, сценарии праздников) с содержанием краеведческого материала в разных возрастных группах параллельно с реализацией программы «Развитие».



© 2010-2022