- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Концепция опытаКраеведческий материал как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
Концепция опытаКраеведческий материал как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гаврилова В.А. |
Дата | 12.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА ДЕТСКИЙ
САД № 19
Краеведческий материал
как средство развития познавательной деятельности
у детей дошкольного возраста
Концепция опыта
Гаврилова Вера Александровна воспитатель высшей категории
Российское общество в начале XXI века настиг кризис утрат, прежде всего, утрат в системе ценностей. Это глубоко переживается старшим поколением, но более всего подобные изменения влияют на дошкольников и подростков, так как прерывается связь поколений: нарушается духовная, нравственная, психологическая, культурная преемственность традиций.
2 слайд
Академик Д.С.Лихачёв отмечал, что: «…воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству». [6, стр12]
Проблема развития познавательной деятельности - одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
3 слайд
Познавательная деятельность - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить. [8, стр126]
Программа «Развитие» Л.А.Венгера, не учитывает, что краеведение - благодатный материал, для развития познавательной деятельности детей, поэтому возникла потребность дополнить содержание программы и использовать краеведческий материал как средство развития у детей дошкольного возраста познавательной деятельности.
Слайд 4
При этом мы учитывали, что краеведение - всестороннее изучение определённой части страны, города или деревни, для которого эта территория считается родным краем. Краеведение изучает природу, население, хозяйство, историю и культуру края.
Именно с помощью краеведческого материала мы сможем развивать у ребенка познавательную деятельность.
Таким образом, учитывая все выше изложенное, мы определили тему нашего педагогического опыта: «Краеведческий материал как средство развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
5 слайд
Цель нашего педагогического исследования выявить и экспериментально проверить возможности развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста через освоение ими краеведческого материала.
Объектом исследования является процесс развития познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - комплекс мероприятий с использованием краеведческого материала.
6 слайд
Гипотеза исследования заключается в следующем: Если в процессе развития и воспитания дошкольников проводить комплекс мероприятий, состоящий из:
- систематически организованных занятий, включающих элементы краеведения;
- экскурсий в музеи, на природу;
- посещения исторических и памятных мест города,
то это будет способствовать развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
7 слайд
Цель исследования, его объект, предмет и гипотеза предопределили совокупность подлежащих решению задач:
- изучить состояние данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
-составить диагностические карты, провести мониторинг познавательной деятельности детей дошкольного возраста;
-разработать и экспериментально проверить комплекс мероприятий с использованием краеведческого материала в процессе развития познавательной деятельности дошкольников.
В построение педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом Ишимом положены следующие принципы:
8 слайд
Принцип историзма реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий мини-музей, подобран материал о Ишимском крае, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
9 слайд
Принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
10 слайд
Принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
11 слайд
Принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной библиотекой, музеями города. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Ишима.
12 слайд
Опытная апробация использования краеведческого материала с целью развития познавательной деятельности была начата в 2007 - 2008 учебном году с младшей группы. В этом возрасте детям еще трудно себе представить, что такое город, страна. К жизни своей страны малыши приобщаются во время праздников или каких-либо общественных событий. Поэтому мы обращаем внимание детей на празднично украшенные улицы, оформляем группу к праздникам, а после них беседуем с детьми, спрашиваем, где они были с родителями, что видели.
Вся работа по знакомству малышей с семьёй, родным городом и страной проходит вне занятий. Во время прогулок мы знакомим детей с близлежащими улицами, обращаем их внимание на то, что улиц много, у каждой улицы свое название, добиваемся, чтобы все дети запомнили свой домашний адрес.
Большая работа проходит в книжном уголке, куда помещаются иллюстрации о природе России, о главной достопримечательности родного города. Рассматриваем иллюстрации, повторяем с детьми название города, страны.
На занятиях по изобразительной деятельности дети рисуют шары, флажки, разноцветные огоньки, которыми украшают город к празднику.
Постепенно подводим детей к пониманию того, что дети, хоть и маленькие, но тоже жители города и страны.
13 слайд
Проведённая диагностика знаний детей по теме во втором полугодии 2007 - 2008 учебного года показала следующие результаты: высокий - 11% 3 ребёнка, средний - 55 % 15, низкий -34% 9, (в основном средние и низкие баллы оценок). Диагностика помогла проследить, по каким критериям нужно уточнить и дополнить знания детей
14 слайд
В средней группе мы продолжили работу по данной теме Углубление представлений о родной стране происходит в процессе ознакомления с родным городом. Рассказываем детям о том, что наша страна большая, в ней много городов, закрепляем название родного города и страны.
Основная работа проводится в совместной и свободной деятельности: целевые прогулки, работа в книжном уголке, беседы с детьми и т.д. Начиная со средней группы, знакомим детей с родным городом, родной страной. Организованная деятельность проводятся один раз в месяц. Основная задача - показать детям красоту родного города и страны, приобщить к ее истории. Дети знакомятся с главной достопримечательностью родного города, названиями улиц, с природой страны, с праздниками, которые отмечают в нашей стране - День защитника Отечества, День космонавтики, День Победы.
Постепенно у детей формируются первичные представления о своей стране, о своем городе, о своем народе. Дети учатся восхищаться талантом и трудолюбием русского народа, гордиться своей страной.
15 слайд
Результаты, полученные в конце 2008 - 2009 учебного года, порадовали нас: высокий уровень - 34% 9 человек, средний - 51% 14, низкий - 15% 4. Проводимая нами целенаправленная работа по развитию познавательной деятельности даёт эффективные результаты.
16 слайд
В старшей группе содержание работы усложняется. Задача заключается в том, чтобы не только вызвать в детях чувство восхищения родным городом, родной страной, но и чувство уважения к своему народу, чувство гордости за свою страну. Дети знакомятся с историей возникновения родного города, с его достопримечательностями. Большая работа проводится по знакомству детей с трудом народа на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление народа сделать свою страну, свой город еще краше и богаче.
Организованная деятельность проводятся один-два раза в месяц.
Один раз в неделю проводятся целевые прогулки.
Информация, которую дети получают, закрепляется во время бесед с детьми, в дидактических играх и упражнениях.
17 слайд
Результаты диагностики на конец 2009 - 2010 учебного года: высокий уровень- 45% 12 человек, средний- 55% 15, низкий уровень отсутствует.
18 слайд
В подготовительной группе даются новые знания, закрепляются и расширяются знания, полученные детьми в старшей группе. Информацию, которую дети получают в подготовительной группе, можно разделить на следующие темы:
-
История возникновения родного города и его достопримечательности.
-
Знакомство с округом, районом, в котором живут дети.
-
Ориентировка в близлежащих улицах.
-
История России и ее символика.
-
Музеи родного города, архитектура родного города.
Большая часть работы по-прежнему проводится в совместной и свободной деятельности. Во время целевых прогулок уделяется особое внимание на обучение детей умению ориентироваться в своем микрорайоне, объясняется детям, что это им пригодится, когда они пойдут в школу.
Усложняются формы работы с детьми: они учатся работать со схемами, картой, знакомятся с глобусом. Составляют и внедряют исследовательские проекты.
Слайд 19
учатся придумывать герб семьи и группы и др. Привлекаем к работе родителей, советуем им посетить те места в родном городе, о которых мы рассказываем детям на занятиях. Убеждаем родителей в том, что детям необходимо показывать свой город, свою страну с привлекательной стороны. Только в этом случае мы сможем вырастить детей, любящих свою страну, свой народ, свой город.
Слайд 20
Итоговую диагностику планируем провести в конце 2010 - 2011 учебного года, ожидаем более высокие результаты.
21 слайд
Научная новизна исследования заключается в том что, предлагаются: буклеты, фотографии, конспекты занятий, дидактические игры, сценарии праздников с содержанием краеведческого материала для внедрения в воспитательно-образовательный процесс с целью развития познавательной деятельности детей.
22 слайд
Практическая значимость исследования:
Материалы исследования могут быть использованы педагогами ДОУ города Ишима, в процессе развития познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
23 слайд
Авторская идея моего педагогического опыта на мой взгляд заключается в: Подборе и внедрении в образовательно-воспитательный процесс комплекса мероприятий (систематически организованных занятий, включающих элементы краеведения; экскурсий в музеи, на природу;
посещения исторических и памятных мест города, буклеты, фотографии, дидактические игры, сценарии праздников) с содержанием краеведческого материала в разных возрастных группах параллельно с реализацией программы «Развитие».