Конструкт занятия по теме «История создания новогодней игрушки»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 29



Конкурс на лучшую методическую разработку среди педагогических работников

Асбестовского городского округа




Тема работы: «История создания новогодней игрушки»

Номинация: Конструкт совместной непосредственно-образовательной деятельности

Форма: познавательно-исследовательская технология «река времени»


Автор: Сорокина Татьяна Ивановна

Должность: воспитатель

Категория: первая

Контактный телефон: 2-66-14



АГО, 2015г.

Пояснительная записка

В современных условиях, переходя на Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), необходимо уходить от привычных подходов, стереотипных приемов и единой формы (занятия) организации детской деятельности, нужно осваивать новые технологии, новые подходы в современном образовании и рефлексии своих профессиональных достижений.

Ребенок рождается исследователем. Исследовательская, поисковая активность естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, хочет его познавать. Вопросами развития исследовательской деятельности детей занимались многие современные ученые: А.И.Савенков, В.И.Панов, Н.А.Короткова и другие.

Н.А.Короткова выделила основные виды детской деятельности, среди которых игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная. Среди форм познавательно-исследовательской детской деятельности подробно описала технологию построения игр-путешествий по карте и «по реке времени». На сегодняшний день технология «река времени» является одной из инновационных. Основной развивающей задачей исследований - путешествий является освоение временных отношений (представлений об историческом времени - от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта, игрушки и т. д.). Актуальность технологии «река времени» в том, что у детей формируются представления и знания о мире, основанные на чувственном опыте, на воспитании правильного отношения к нему, пытливость ума, познавательная инициатива, заинтересованность. В воображении детей создаются целостные образы истории человечества через« метки» - символы материальной цивилизации. Богатство и широта представлений ребенка о явлениях общественной жизни, о мире вещей, созданных руками человека, во многом определяет как умственное, так и нравственное развитие. Чем правильнее и ярче будет впечатление, тем интереснее и содержательнее будет жизнь.

Но, никакая новая технология не даст положительных результатов, если педагог сам не будет увлечен исследованием. А для этого необходимо погрузиться в познавательную литературу (справочники, энциклопедии, пр.), находить новые сведения, делать «открытия». Только в этом случае можно заразить познавательной активностью детей.

Задачи:

1. Актуализировать представления детей по теме «История создания новогодней игрушки».Познакомить детей с историей создания новогодних игрушек. Развивать компоненты устной речи; совершенствовать грамматический строй речи, побуждать детей интересоваться смыслом новых слов. Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником; быть доброжелательным, корректным собеседником.

2.Упорядочение временных отношений (представления об историческом времени - от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: истории возникновения новогодних игрушек.) Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «метки» - символы материальной цивилизации.

3.Совершенствовать умение выявлять проблему (задачу); самостоятельно искать способы ее решения; ставить цель; планировать свою деятельность по достижению этой цели; контролировать правильность решения.

4.Помогать детям, более точно, характеризовать объект, ситуацию; учить высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

5.Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.

6.Развивать инициативу, организаторские способности. Воспитывать умение действовать в команде.

7.Формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия.

Предполагаемый результат:

1.Сформированы представления детей по теме «История создания новогодних игрушек». Дети ознакомлены с историей создания новогодних игрушек. Дети грамматически правильно строят свои высказывания, интересуются смыслом новых слов. Сформировано умение вести диалог с воспитателем и сверстниками; доброжелательны, корректны в высказываниях, суждениях.

2.Имеют упорядоченное представление о временных отношениях (об историческом времени - от прошлого к настоящему, об истории возникновения новогодних игрушек)

3.Умеют выявлять проблему (задачу); самостоятельно ищут и находят способы ее решения; умеют планировать свою деятельность по достижению данной цели (задачи); умеют контролировать правильность решения.

4.Умеют точно характеризовать объект или ситуацию; высказывают предположения и делают простые выводы, высказывают свои мысли понятно для окружающих.

5.Сформировано умение отстаивать свою точку зрения.

6.Развита инициатива, организаторские способности. Умеют работать в команде.

7.Сформировано умение договариваться, планировать и обсуждать действия.

Возраст участников непосредственно образовательной деятельности: 5-6 лет

Условия проведения:

Место проведения: детский сад №29

Время: 9.00 часов

Оформление: выставка иллюстраций с изображением украшенной новогодней елки и сюжетных картин - украшение елки в «Старину»; дидактическое пособие «река времени»(длинный бумажный лист( размером 50х160 или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река); «ковер-самолет».

Раздаточный материал: Картинки и иллюстрации с изображением украшений новогодней елки в разные временные периоды. Ножницы, клей, клеенки, салфетки

Оборудование: столы, мольберты

Аудио или электронные ресурсы: мультимедийная установка

Содержание

1.Пояснительная записка

2.Конструкт НОД

3.Список литературы

4.Приложения






Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей

Планируемый результат

I этап. Обсуждение реального или вымышленного события

Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас! Предлагаю поиграть в игру «Кто я? Какой я?», то есть, каждому из вас немного рассказать о себе. ( Я - Татьяна Ивановна. Я любознательная. А ты? И.т.д.)

Любой из вас, конечно, ждет

Веселый праздник Новый год!

Но больше всех на свете

Ждут этот праздник… (дети).

- Дети, а вы ждете Новый год? А что вам известно об этом празднике? Вы знаете, как праздновали Новый год на Руси?

Да, Новый год - это один из самых любимых народом праздников. И, как вы уже сказали, Новый год не всегда праздновали зимой.

В древности начало Нового года отмечали весной - 1 марта, потом перенесли на осень (на 1 сентября). Цари встречали Новый год на Кремлевской площади, сидя в драгоценных одеждах на престоле.

Царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год в декабре, начало году вести с 1 января. В этом же указе повелевалось у домов богатых горожан, перед воротами, делать украшения из хвойных деревьев. Вскоре елки и хвойные ветки стали украшать дома.

Дети, как вы думаете, чем украшают елку? Где можно приобрести елочные игрушки? Где делают елочные игрушки? Из чего изготавливают елочные игрушки? Как называют профессии людей, занятых над изготовлением елочных игрушек? (дизайнер, стеклодув, упаковщик, сортировщик, другие)

Как красива новогодняя елка! Украшение елки очень древний обычай. Наши предки всегда относились с почтением к этому вечнозеленому дереву, символизирующему здоровье, долголетие и бессмертие.

Как вы думаете, когда появились первые елочные игрушки? Хотите об этом узнать?

Мы с вами уже путешествовали по «реке времени». Хотите отправиться в путь еще раз? Для этого давайте вспомним, как называется время о событиях,

которые уже давно прошли? Правильно, это время мы называем прошлым. А как называется время событий, которые происходят с нами здесь и сейчас? Правильно, это время мы называем настоящим. А как называется время событий, которые только будут происходить с нами, например, когда вы вырастите…? Правильно - будущее.

Прошлое все то, что было.

Никакая в мире сила всё - обратно не вернёт.

Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас - настоящее для нас.

Будущее - то, что будет и его не знают люди.

Обратите внимание на панно - «Река времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему и наше с вами путешествие. Я приглашаю вас в путешествие по «реке времени». Да, именно, по реке, потому что, течет не только вода, но и время. Люди сравнивают время с рекой, потому что река бежит только всегда вперед и никогда не возвращается назад, так же как и время. Кто хочет - присоединяйтесь к нам!

Педагог называет своё имя и качество характера (отвечает на вопрос Какая?)

Читает четверостишие.

Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей. Стимулирует любознательность, интерес.

Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей; инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям.

Дети по очереди называют свои имена и качества (добрый, умный, заботливый и другие)

Слушают. Выражают собственные суждения. Делают выбор.



Педагог и дети поприветствовали друг друга, узнали что-то новое друг о друге.

Дети, пожелавшие присоединиться ,

включаются в деятельность.

II этап. Постановка цели исследования (узнать…)

Итак, мы отправляемся в путешествие. Для чего нам нужно попасть в далекое прошлое (какая цель нашего путешествия)? (Мы хотим узнать, чем украшали елочку в старину и в древности)

На чем мы будем путешествовать? Смотрите, нас ждет «волшебный ковер»! Предлагаю воспользоваться им! Войдем ли мы все на «ковер-самолет»?

Вместе с детьми определяет цель деятельности. Вовлекает детей в совместное планирование. Инициирует поиск решений проблемных ситуаций. Предлагает принять решение путём голосования. Задаёт вопросы, стимулирующие высказывания детей.

Участвуют в постановке цели, планировании деятельности.

Выражают собственные суждения. Совместно обсуждают, находят решение проблемной ситуации. Делают выбор. Активно играют.

Поставлена цель. Спланирована предстоящая деятельность.

Дети активно включились в деятельность.

III этап. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Чтобы наш полет свершился, помогайте мне: я буду говорить «волшебные» слова, а вы выполнять движения.

Мы на месте не сидим

Путешествовать хотим!

На ковер скорей садись,

Хлопни, топни, повернись!

В Старине скорее окажись!

Мы с вами оказались на остановке, которая называется «Старина», то далекое прошлое время наших прадедушек и прабабушек.

Посмотрите, открыт музей! В музее нашему вниманию представлены картины. Обратите внимание на эту картину, здесь взрослые и дети украшают елку. Какими игрушками? Как вы думаете, из чего они сделаны? Эти игрушки отличаются от наших, которыми украшаем елку мы с вами? Чем? Нравятся вам старинные игрушки?

Дети, хотите побывать на фабрике, где изготавливают елочные игрушки?

Проходите в кинозал.

Так изготавливали игрушки в старину, так их изготавливают и в наше время

А мы продолжим путешествие и отправимся в то далекое время, когда жили древние люди, нас ждет «ковер-самолет».

Мы на месте не сидим

Путешествовать хотим!

На ковер скорей садись,

Хлопни, топни, повернись!

В древности скорее окажись!

Вот и новая остановка, которая называется «Древность». Выходим все из «ковра - самолета». Я приглашаю вас в кинозал, рассаживайтесь удобнее. Перед слайд-фильмом ответьте, пожалуйста, по вашему мнению, чем же украшали елки в древности? Были в древности фабрики по изготовлению игрушек? Из чего были сделаны игрушки?(из каких материалов изготовлены?)

От древних людей пришла к нам традиция украшать елку. Древние люди верили, что в деревьях обитают духи плодородия, от которых зависит, насколько обильным будет урожай хлеба, овощей, фруктов. Желая угодить духам, заслужить их благосклонность, люди старались украсить деревья, в которых эти духи и жили.

Первые елочки были съедобными. Почему? Чем они были украшены?

Конечно, их украшали овощами и фруктами, хлебными изделиями. Яблоки считали символом плодородия, яйца означали зарождение новой жизни, орехи - божественный промысел, вафли - символ причастия. Чуть позже на елку стали вешать пряники, печения, конфеты и другие сладости.

Пришла пора возвращаться в наше, настоящее время. Приглашаю всех на «ковер-самолет»

Мы на месте не сидим

Путешествовать хотим!

На ковер скорей садись,

Хлопни, топни, повернись!

Снова дома окажись!

Мы вернулись в наше настоящее время.

Использует наглядные средства; рассказывает; объясняет. Эмоционально включает в действие, вовлекает в слушание. Стимулирует любознательность, интерес. Задаёт вопросы, стимулирующие процесс мышления детей. Активно играет вместе с детьми.

Инициирует общее обсуждение; поощряет детей к высказываниям; дополняет ответы детей. Отвечает на вопросы детей.

Дети активно играют.

Новые знания об игрушках старины и древности, о том, где и как их изготавливают.

IV этап. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Путешествуя по далекому прошлому и настоящему времени, мы узнали, когда появились первые елочные игрушки, какими они были и как менялись со временем.

На нашем панно - «Реке времени», которое символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему, отмечены 4 остановки (метки). Первая метка с изображением древних людей - это наша первая остановка. Кто помнит, как она называлась? Правильно - «Древность». Вторая метка с изображением людей в старинных костюмах - это вторая остановка в путешествии. Как она называлась? Правильно - «Старина». Третья метка с изображением современных людей - это третья остановка под названием «Наше время». На столе приготовлены для вас картинки с изображением елочных игрушек, изготовленных в разное время. Внимательно рассмотрите их. Подумайте. Посоветуйтесь друг с другом, разложите картинки и приклеить на панно «река времени», в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время».

Объясняет. Ставит цели. Способствует групповой работе детей. Предоставляет возможность детям обсудить, найти решение.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Отвечает на вопросы. Конструктивно комментирует работу детей.

Слушают. Задают вопросы. Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор. Объясняют. Доказывают.


Организуют рабочее место. Осуществляют самостоятельный выбор иллюстраций. с

Самостоятельно выполняют задание.

На панно «река времени» закреплены картинки в соответствии с метками, обозначающими: «Древность», «Старину» и «Наше время».

V этап. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями: Вспомните, чем вы занимались? Что получилось? Что для вас было самым сложным? Кто узнал что-то новое для себя?

Спасибо всем за общение, трудолюбие, любознательность и старание.

Предоставляет детям возможность высказываться. Поощряет высказывания. Комментирует высказывания. Показывает заинтересованность. Благодарит за совместную деятельность.

Готовые работы дети выкладывают на панно. Демонстрация достижений. Сообщения детей, оценка своей деятельности.

Законченное панно «река времени».

Дети продемонстрировали и рассказали о своих достижения.

VI этап. Вывешивание таблицы на стене группового помещения

VII этап. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

У нас на панно осталась еще одна метка, обозначающая «Будущее». А могут люди знать своё будущее? Конечно же нет! О будущем мы можем только мечтать, фантазировать.

Я предлагаю вам пофантазировать, помечтать - как будут выглядеть елочные игрушки в будущем. В свободное время, дома вместе с родителями попробуйте нарисовать, сделать аппликацию или изготовить игрушку будущего из какого - то другого материала.

Мотивирует на продолжение деятельности

Дети продолжают работу в самостоятельной деятельности и дома с родителями.

Дети заканчивают панно «Река времени».

Демонстрируют свои достижения.
















Список литературы

1.Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста - О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова и другие, Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014г.

2.Комплексные занятия. - Н.В.Лободина, Волгоград, издательство «Учитель», 2011г.

3.Комплексные занятия - О.Ф.Горбатенко, Волгоград, издательство «Учитель», 2007г.

Использованы материалы со следующих сайтов

1.maam.ru/detskijsad/puteshestvie-po-reke-vremeni.html

2. promoroz.ru/raznoe/raznoe72.php

3..oytoy.ru/interesting/181-istoriya-novogodney-igrushki-v-rossii.html

4. genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=0b261155-d987-4827-aea1-6bc9b71ffbee

5. mollenta.ru/articles/771-istoriya-novogodnikh-igrushek

6. ped-kopilka.ru/blogs/sofija-neprokina/novogodnja-igrushka-istorija-i-sovremenost.html

7. openclass.ru/blogs/82927

8. liveinternet.ru/users/3214651/post115817751

9. kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_11

10.logopedmbdou78.rusedu.net/post/4484/69315


© 2010-2022