Социальный проект Развитие коммуникативных навыков, творческих и артистических способностей средствами театрализации

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТРУДАРМЕЙСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА»


СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


«Развитие коммуникативных навыков, творческих и артистических способностей средствами театрализации»


1.Актуальность проекта

Одним из основных условий усиления политической и экономической роли Кузбасса и повышения благосостояния населения нашего региона является обеспечение конкурентоспособности подрастающего поколения.

Роль образования, в том числе и дошкольного, в решении задач социально-экономического развития региона заключается в:

1. Создание условий для повышения конкурентоспособности личности.

2. Обеспечение социальной и профессиональной мобильности.

3.Формирование кадровой элиты общества, основанного на свободном развитии личности.

В связи с изменениями, происходящими в социуме, в осознании педагогами смысла происходящих процессов, пришло время для обновления содержания и развития ДОУ, овладение новыми формами и методами работы, направленными на успешную реализацию и развитие непосредственно педагогической составляющей образовательного учреждения.

Особое внимание следует уделять влиянию детского сада на всестороннее развитие личности дошкольника, его адаптированность к новым социальным условиям: общению, организованности, самостоятельности, улучшению духовного и нравственного климата, пропаганде здорового образа жизни, сохранению преемственности в традициях семьи и детского сада. Ведь отличительная черта современного мира - стремительные перемены. Изменение миссии человека в обществе диктует новые требования к образованию. Стало очевидно, что образовательное учреждение должно формировать новую систему знаний, умений, опыт коммуникативных навыков в общении, а поступление в детский сад застенчивых, робких, неуверенных в себе детей со слабой развитой речью определило необходимость создания социального проекта по данной теме. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Оптимальным условием развития детского творчества и коммуникативных навыков во всех их аспектах является предметно-пространственная среда. Организация предметно-пространственной среды позволяет каждому ребенку, хотя и на разном уровне, максимально проявить свои творческие и коммуникативные способности, развить интеллектуальные ресурсы в более широком познавательном пространстве. Кроме того, общение в детском коллективе ненавязчиво воспитывает в ребенке такие качества, как организованность, общительность, самостоятельность, дисциплинированность, уважение к сверстникам и взрослым.

Причины создания социального проекта заключаются в противоречии между теоретическими подходами к природе развития коммуникативных навыков и творческих способностей детей с одной стороны и практикой их развития с другой.

Данное противоречие указывает на несоответствие между запросами родителей (законных представителей) на развитие творческих и коммуникативных способностей детей соответствующего уровня и необходимых условий для их развития.

2.Цели и задачи проекта.

Целью социального проекта является создание условий, обеспечивающих формирование творческих и коммуникативных навыков, психоэмоционального и физического благополучия через театрализованную деятельность.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие стратегические задачи:

- создать условия и возможности для формирования и развития каждого ребенка независимо от его способностей;

- отработать систему театрализованной деятельности, ориентированной на развитие коммуникативных навыков с учетом изменения социума;

- улучшить условия содержания детей в саду для укрепления их здоровья.

- направить работу на создание благоприятной атмосферы для оказания моральной поддержки детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

Достижение стратегической цели и решение задач проекта обеспечиваются путем реализации системы программных мероприятий, сгруппированных по основным направлениям деятельности.

Содержание и технологии образования:

- реализация инновационных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

- обеспечение развития театрализованной деятельности;

повышение уровня методической подготовки и педагогической компетенции педагогов;

организация воспитательно-образовательного процесса в связи с задачами Концепции модернизации Российского образования до 2010 года;

Качество дошкольного образования:

- повышения уровня профессионализма и компетентности педагогического коллектива;

- совершенствование уровня методической поддержки педагогов детского сада;

систематизация и распространение передового педагогического опыта;

создание условий для реализации вариативных программ, современных педагогических технологий;

стимулирующая мотивационная деятельность;

создание благоприятного психологического климата в коллективе;

систематизация работы ДОУ с семьей;

Эффективность управления в сфере образования:

- совершенствование информационно-аналитической системы ДОУ;

- продолжение работы по организации непрерывного мониторинга;

- сотрудничество ДОУ с окружающим социумом;

- внедрение самоконтроля педагогов за конечным результатом;

- делегирование полномочий инициативной и экспертной групп;

Экономические механизмы в сфере образования:

улучшение методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;

внедрение платных образовательных услуг;

привлечение спонсоров.

3.Партнеры проекта

Современный детский сад как результат огромных перемен, произошедших за последнее время, все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы района, поселка.

С целью пропаганды здорового образа жизни, развития детского спорта, творческого потенциала, приобщения к духовно-нравственным ценностям, знания основ безопасного поведения проводится совместная работа нашего дошкольного учреждения с родительским комитетом детского сада, учреждениями культуры и досуга, здравоохранения, физической культуры и спорта: школой, библиотекой, детско-юношеской спортивной школой, домом творчества, домом культуры, музыкальной школой, пожарной частью и милицией.

Для систематизации проводимой работы ежегодно заключаются договора о совместной деятельности, составляются планы совместной работы, которые согласовываются с руководителями вышеперечисленных организаций, оговариваются сроки, формы и тематика занятий с детьми. Дошкольное учреждение выступает в роли заказчика, а вышеперечисленные организации - исполнителей.

Для профилактики и выявления заболеваний регулярно проводится медицинский осмотр детей, на основании которого мы узнаем группу здоровья, что дает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку.

Активно взаимодействуя с различными социальными институтами детства, коллектив ДОУ принимает участие в следующих мероприятиях:

  • «Я здоровье берегу - быть здоровым я хочу!»,

  • «Кто такие микробы»,

  • «Чистота - залог здоровья»,

  • «Дорожные знаки»,

  • «Школа пешеходных наук»,

  • «По дорогам детских книжек»,

  • «Путешествие в школу»,

  • «В мире классической музыки»,

  • «Смотр пожарной техники»,

  • «Огонь - наш друг, огонь - наш враг» и др.

Проводимые мероприятия позволяют детям не только весело провести время, окунуться в атмосферу праздника, узнать что-то новое, но и раскрыть свои таланты и способности.

Изменения взаимоотношений между всеми компонентами структуры зависят от целенаправленности и согласованности действий всех субъектов воспитательно-образовательного процесса, в первую очередь, от действий педагогов и администрации ДОУ.

4.Целевая группа проекта

Общеизвестно, что в детский сад все больше поступает неуверенных в себе детей и серьезнейшим недостатком общественной системы дошкольного образования является монотонность жизни ребенка, который в течении 10-12 часов находится в одном и том же положении и вынужден придерживаться одного и того же распорядка дня, обыденность засасывает жизнерадостных, активных, деятельных и мечтательных дошкольников, превращает их в равнодушных, сонных и пассивных.

Педагоги детского сада используют в своей работе театрализацию, которая является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение, фантазию и способность творческого развития.

Дети, вовлеченные в театрализованную деятельность более самостоятельные, активные и организованные, коммуникативные в общении, умеющие связно и правильно говорить. Они успешно применяют полученные в детском саду знания, умения, навыки в учебной деятельности.

Овладение посильными приемами самостоятельной работы, обогащение конкретными представлениями об окружающей действительности, усвоение общечеловеческих моральных ценностей позволяет легко усваивать учебный материал.

В ДОУ ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сфер жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах развивающей предметно-пространственной среды, т.е. естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

5. Механизм реализации проекта

Важнейшим вопросом организации театрализованной деятельности является ее внедрение в различные направления воспитательно-образовательного процесса. Система включает в себя элементы театрализации по следующим направлениям:

- кружок «Театральная мазаика»;

-календарные утренники и развлечения;

- игровая деятельность с элементами театрализации;

- экологическое воспитание «Природа- мой дом»;

- «Здоровый ребенок» (здоровьесберегающие технологии).

Для решения поставленных задач проводятся собрания, семинары, анкетирование, открытые занятия, педсоветы, мониторинг, научно- практические конференции.

Педагоги детского сада не ограничиваются в рамках перечисленных мероприятий. С подготовленными спектаклями дети и педагоги выступают в поселковом ДК, на которые приглашаются неорганизованные дети вместе с родителями , дети из детского сада при Трудармейской средней школе, педагоги школы и педагоги детского сад, находящиеся на пенсии, а так же сотрудники разных организаций. Не остаются без внимания и люди пожилого возраста, которые находятся на лечении в поселковой больнице и санатории. Им под руководством педагогов и с разрешения врачей то же показывают представления .

На базе детского сада организованы «Вечёрние посиделки», которые посещают бабушки, сотрудники и педагоги детского сада. Они участвуют в изготовлении костюмов, атрибутов для театральной деятельности. А для будущих зрителей участники посиделок мастерят памятные сувениры : забавные настольные игрушки, театральные маски. В дальнейшем планируем с театрализованными представлениями выезжать в детские дома и уже сейчас в «Вечерних посиделках» ведется активное изготовление теплых подарков: носочков , варежек, шарфиков и др.

Задумываясь над проблемами детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, перед педагогами детского сада встал вопрос о практической помощи им. С этой целью сценарии дальнейших театрализованных представлений будут разрабатываться так, что для исполнения ролей будут привлечены и зрители. Каждый ребенок мечтает о семейном тепле, поэтому о судьбах новых участниках спектаклей будут созданы и распространены среди жителей поселка буклеты, рассказано на родительских собраниях в школе, садах, написаны статьи в районную газету «Сельская новь» и размещены в интернет- сайте.

Методы педагогического исследования

теоретические

эмпирические

* моделирование

* сравнение

* обобщение

* классификация

* систематизация

* синтез

* анализ

* аналогия

* изучение литературы, нормативных, инструктивно-методических документов

* анализ документации детского сада

* педагогическое наблюдение

* опросы (анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта)

* педагогический эксперимент

6. Ресурсное обеспечение

В дошкольном учреждении работают одиннадцать педагогов, которые имеют специальное педагогическое образование:

Высшее - пять педагогов;

Средне специальное - шесть педагогов;

Высшую квалификационную категорию - четыре педагога

Первую квалификационную категорию - пять педагогов;

Все педагоги детского сада своевременно проходят курсы повышения квалификации в городах Кемерово, Киселевск, Новокузнецк.

Общая численность педагогических кадров

9/ 100%

Работающих пенсионеров по возрасту

-

Молодых специалистов

-

Возраст

Меньше 20 лет

-

21-30 лет

31-40 лет

2

41-55 лет

7

Больше 55 лет

-

Образова

ние

Высшее

3

Неполное высшее

-

Среднее специальное

-

Среднее педагогическое

6

Среднее

-

Стаж

До 3 лет

-

3-5 лет

-

5-10 лет

1

10-20 лет

4

20-30 лет

4

Более 30 лет

-

Разряд

7-11

-

12

-

13

5

14

-

15

-

16

-

Категория

Вторая

-

Первая

5

Высшая

4

Территория участка ДОУ достаточна для организации прогулок и игр детей на открытом воздухе. Площадь участков составляет 613,64 м2. Каждая возрастная группа детей имеет свой участок (площадь 153,41 м2) . На территории оборудована спортивная площадка (площадь 100 м2). Детские участки и спортивная площадка оборудованы в соответствии с требованиями СЭС. Площадки обеспечены необходимым оборудованием (снаряды для развития основных видов движений). На территории имеются цветники и зеленая изгородь.

Внутри помещения имеется 4 групповые комнаты, 4 спальни, 4 туалетные комнаты, 4 приемных-раздевалок.

В групповых комнатах предметно развивающая среда создана в соответствии с программой «Детство» В.И.Логиновой, Т.И. Бабаевой с приоритетным театрализованным направлением, а пространство организовано таким образом, что все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического познавательного и социального развития, обеспечивают эмоционально комфортное состояние каждого ребенка. Игровой материал и оборудование в группах отвечает санитарным нормам, находится в хорошем состоянии, размещен на низких открытых полках и других доступных для детей местах. Игровой материал и оборудование соответствует возрастным особенностям развития детей.

Назначение

Функциональное использование

1.Методический кабинет

1.1

Семинары, совещания, педсоветы, заседания родительского комитета, круглые столы, консультации, прием граждан,

2.Медицинский блок

1.1

Изолятор, хранение медикаментов, консультации для сотрудников, написания меню, ведение и хранение документов,

3. Пищеблок

1.1

Приготовление пищи, кипячение воды для питьевого режима, мытье, сушка посуды

4. Групповые комнаты

1.1

Проведение игр, занятий, развлечений, праздников, собраний, кружковой работы, спортивных развлечений

5. Приемные

1.1

Переодевания, сушка одежды, игр, бесед, консультаций с родителями, выставки рисунков, поделок, антропометрических данных, информация для родителей;

6. Спальные комнаты

1.1

Сончас, оздоровительно-профилактических мероприятий: гимнастика, массажи;

7. Спортивная площадка

1.1

Спортивных игр, развлечений, занятий

8. Постирочная. гладильная

1.1

Кипячение воды, стирка, полоскание, сушка ,глажение починка белья;

9. Игровые участки

1.1

Проведения наблюдений, трудовая деятельность, игры, игры-упражнения, игры с песком, экологическая работа, театрализованные мероприятия;

10.Сенсорная комната

1.1

Проведение занятий, игр, слушание музыки, представление воображаемых картин, рассказы об увиденном;

Положительные результаты воспитательно-образовательного процесса невозможны без целенаправленной выстроенной системы методической службы.

В учреждении имеется оборудованный методический кабинет, который отвечает современным требованиям образовательного и воспитательного процесса и имеет продуманную систему.

Материал методического кабинета размещен в нескольких разделах:

- нормативно-инструктивный;

- методический;

- наглядно-дидактический;

- справочный;

- детской художественной литературы;

В методическом кабинете размещена библиотека, книжный фонд которой разделен на методическую и справочную литературу. Большое внимание уделено периодической печати. В дошкольном учреждении имеются журналы и газеты на темы дошкольного воспитания такие, как «Дошкольное воспитание», «Обруч»,

«Педсовет», «Дошкольное образование», «Справочник руководителя ДОУ», «Ребенок в детском саду», «Управление ДОУ», а также произведение великих педагогов, книги по общим проблемам педагогики и психологии.

Методическая литература удобно распределена по разделам: «Воспитание и обучение», «Развитие речи», «Экология», «Игра», «Физическое воспитание», «Изодеятельность», «Нравственное воспитание», «Работа с родителями», «Математическое развитие».

Книжный фонд методического кабинета строго учитывается. С этой целью составлены алфавитные указатели и картотека на всю имеющуюся литературу.

В кабинете собраны материалы по обобщающему опыту каждого педагога, которые представлены в виде папок, а так же наглядный материал для педагогического просвещения родителей в группах. Он распределен под разными рубриками: «Советы врача», «Родителям о физическом воспитании», «На нравственные темы», «О правилах дорожного движении»…

В методическом кабинете хранится наглядный материал, который организован как и книжный фонд: строго учитывается и регистрируется в специальном журнале «Поступление методической литературы и пособий», оформляются выставки, имеющие самую разнообразную тематику. Составлен удобный график работы кабинета.

Срок реализации социального проекта - один учебный год.

Этапы реализации проекта:

1 этап (сентябрь-ноябрь). На этом этапе предусмотрено проведение работ, связанных с разработкой моделей развития по отдельным направлениям, их апробацией.

2 этап (декабрь- апрель). На этом этапе приоритет отдается осуществлению мероприятий, которые предполагают закупку оборудования, инвестиции, а также методическому, кадровому обеспечению, решению стратегических задач.

3 этап (май-август). На этом этапе предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах.














ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ НАПРАВЛЕНИЙ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРОЕКТА

1

Совещание при заведующей

Сентябрь

Создание механизма эффективного

управления проектом

Педагогический состав

Заведующая


2

Педсовет «Координация

Деятельности сотрудников учреждения по реализации проекта»

Октябрь

Информирование участников проекта

Педагогический состав

Заведующая методист

3

Родительское собрание «Роль семьи в реализации проекта»

Октябрь

Информирование участников проекта

Родители воспитанников, педагогический состав

заведующая

4

Мониторинг

Ноябрь

Анализ педагогического потенциала д/с: кадры, мат.-технич. база, учебно-метод. ресурсы; определение уровня развития детей по театрализованной деятельности

Заведующая

Методист

воспитатели


5

Консультация для воспитателей

октябрь

Определение направлений по реализации плана действий

методист


6

Занятия, игры, развлечения, праздники

Разработка цикла занятий по ознакомлению с видами и устройством театров по возрастам; развитие предпосылок творческого воображения детей в театрализованных играх, используя УНТ, открытие театральной студии на базе всех групп

Дети,

воспитатели

Методист

воспитатели


Ожидаемые конечные результаты

Результаты деятельности дошкольного учреждения рассматриваем как комплексное изменение развития каждого ребенка. Данная информация анализируется, оценивается, выявляются проблемы и разрабатываются своевременные коррекционные действия.

Ожидаемые конечные результаты:

1. Создание оптимальных условий для полноценного физического и психического развития ребенка дошкольного возраста, формирование адекватных представлений о здоровом образе жизни у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

2. Создание условий для развития следующих качеств ребенка-выпускника ДОУ:

- С ПОТРЕБНОСТЬЮ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ;

- С ОПТИМИСТИЧЕСКИМ МИРОВОСПРИЯТИЕМ;

- САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ;

- ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ И НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ;

- С ИНТЕРЕСОМ К ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА;

- ОБЩИТЕЛЬНЫЙ;

- ОБЛАДАЮЩИЙ НЕОБХОДИМЫМИ ЗНАНИЯМИ;

- С ЖЕЛАНИЕМ УЧИТЬСЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

3.Внедрение в практику работы новых педагогических технологий на основе дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания дошкольников; обобщение опыта педагогической деятельности на каждом образовательном этапе.

4. Развитие широкого спектра творческих способностей дошкольников.

5. Повышение уровня подготовленности родителей к воспитанию детей, создание условий для конструктивного социального партнерства с семьями воспитанников.

6. Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса.

7. Обновление материально-технической базы МДОУ.

© 2010-2022