Семинар-практикум Педагогическое мастерство – основа профессиональной деятельности воспитателя

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Семинар-практикум "Педагогическое мастерство - основа профессиональной деятельности воспитателя"

Цель: формирование у педагогов умений, являющихся базовыми в реализации педагогической компетентности.

Задачи.

  1. Выявить уровень профессиональной подготовленности и общей культуры педагогов.

  2. Предоставить возможность педагогам провести самооценку своих способностей.

  3. Мотивировать педагогов на развитие и совершенствование своих практических умений.

  4. Способствовать повышению у педагогов уровня педагогической компетентности посредством практических упражнений.

  5. Создать психологически комфортную атмосферу, активизировать потенциал группы.

Средства: практические упражнения, игровые ситуации, беседа.

Форма работы: групповая.

Материалы и оборудование: большие стулья по количеству участников, столы (на каждом флажок жёлтого, синего, красного цветов), магнитофон, диски с музыкальным сопровождением.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, ручки, магнитная доска с цветными магнитами, бумага.

Оценка работы подгрупп: Каждый педагог выбирает карточку любого цвета и занимает место в группе с флажком соответствующего цвета.

Ход мероприятия

(Звучит музыка)

Вед.1:

Мы приветствуем сегодня
Умных, ласковых своих друзей.
Тех, кто полон сил и знаний,
Свежих мыслей и идей.
Все вы лучшую избрали
Среди множества дорог,
Вас когда-то на дошкольный
Привела она порог.

Вед.2:

Свои первые занятия
Вы успешно провели
И чему-то научили,
И увлечь детей смогли.
Вы теперь достойны чести
Называться "Педагог".
И сегодня проведём мы
Всех стараний наш итог.

Вед.1:

Дошкольное детство - важный этап в жизни человека. Огромная ответственность перед обществом за воспитание подрастающих граждан лежит на воспитателе. Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути.

Вед.2:

А что необходимо иметь, чтобы стать воспитателем? Требования, предъявляемые к воспитателю, очень высокие. Он должен быть мудрым, всё знающим наставником и артистом одновременно, владеть всеми развивающими и воспитывающими малышей знаниями и уметь профессионально использовать их на занятиях с детьми в детском саду.

Вед.1: Бурное развитие системы дошкольного воспитания и современное общество, особая значимость дошкольного периода жизни в становлении и развитии личности предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовленности воспитателя, вызывают необходимость постоянно совершенствовать его педагогическое мастерство.

Вед.2:

Что же такое педагогическое мастерство?

Вед.1: Во многих источниках педагогическое мастерство определяется как система многочисленных профессиональных умений: оптимального планирования, организации процесса обучения и воспитания, оптимальной реализации намеченных планов, анализа достижений и недостатков по соответствующим критериям.

Вед.2:Педагогическое мастерство- это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства. Обучения, воспитания и развития человека.

Вед.1:Педагогическое мастерство, прежде всего, связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

Вед.2:Педагогическое мастерство с технологической точки зрения - это система, основными компонентами которой являются высокая общая культура, гуманистическая направленность, профессиональные знания и умения, творчество и педагогические способности, технологическая компетентность.

Вед.1:Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет речью, тот достигает больших успехов в профессиональной деятельности.

Вед.2: «Коммуникация как средство управлением профессиональным развитием воспитателей» выступает Шныр Елена Анатольевна, Мацко Татьяна Валерьевна.

  1. Коммуникация как средство управлением профессиональным развитием воспитателей (текст сообщения)

  2. Педагогический пробег «Профессионалы».

Вед.1: Деятельность педагога дошкольного учреждения многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями.

Вед.2:Педагогу необходимо быть внимательным, наблюдательным, иметь практический опыт.

Мы с вами переходим ко второй части нашего семинар - практикума «Педагогический пробег «Профессионалы».

1 рубрика. Игра "Вопрос-ответ"

Один уз участников команд выбирает карточку с заданиями, которые им необходимо обсудить и записать правильные ответы.

Цель: проверка знаний санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы ДОУ, знание содержания работы ДОУ.

1 карточка

  1. Перечислите названия всех образовательных областей по ГОСО РК. («Коммуникация», «Познание», «Социум», «Творчество», «Здоровье».)

  2. Какова ежедневная продолжительность прогулки детей в ДОУ? (Не менее 4-4,5 ч)

  3. Какова продолжительность занятий для детей 5-го года жизни? (15- 20 мин.)

2 карточка

  1. Кто несет ответственность за соответствие программ и технологий воспитания и обучения, методов и организаций учебно-воспитательного процесса возрастным и психофизиологическим возможностям детей: воспитатель, Управление образования, администрация ДОУ? (Администрация ДОУ)

  2. Каков максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки для детей 4-го года жизни? (11 занятий)

  3. В каких видах деятельности может развиваться детское творчество? (изобразительная, театрализованная, конструктивной и т.д.)

3 карточка

  1. Какова продолжительность занятий для детей 4-го года жизни? (10-15 минут)

  2. Сколько времени в режиме дня детей 3-7 лет составляет самостоятельная деятельность (игры, подготовка к педагогического процесса, определяет роль и место его участников, занятиям, личная гигиена)? (Не менее 3-4 часа)

  3. …..задает правила организации регулирует отношения системы дошкольного воспитания и обучения с семьей и сообществом: ГОСО РК, программа воспитания и обучения, годовой план работы детского сада? (ГОСО РК).

Вед.1:

2 рубрика. "Создай свой имидж"

Цель: умение правильно повести себя в форс-мажорных обстоятельствах, дать полную оценку своего выбора.

Педагогам зачитывается телефонограмма: "Срочно через 15 минут на конференцию от детского сада необходимо пригласить не менее 3 человек". Идет рабочий день, педагогам нет времени на переодевание, наведение макияжа, прически. Через 1 минуту от каждой микрогруппы необходимо отправить на конференцию 1 человека и объяснить свой выбор.

Сообщение "Имидж педагога". (Приложение 1)

Современные условия, в которых мы живем и трудимся, принципиально отличаются от тех, какие были раньше. А в новых условиях нам следует вести себя и жить по-другому, соразмерно иным моделям поведения.

Имиджелогия и имидж - что это? Наука или искусство? Сегодня в ряду новых для нас дисциплин стоит имиджелогия - наука о законах коммуникации, которые диктуют совершенно новый тип отношений не только на работе, но и в обществе. Вооружившись знаниями, воспитатели должны понимать, что это тип отношений, который даже вопреки воли самого педагога и дошкольников складывается в современных отношениях. Часто имиджелогию сводят к советам о цвете галстука и носков. Это неверный подход, потому что без общей стратегии не имеет смысла ни один из предлагаемых советов, ведь заботясь о красоте педагога, нужно начинать с сердца и души, иначе никакая косметика не поможет.

Существует много суждений и мнений о том, кто же создает имидж?

  • во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе представить.

  • во-вторых, имиджмейкеры - профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для таких известных лиц, как политиков, государственных деятелей, артистов и т.п.

  • в-третьих, большую роль в создании имиджа играют средства массовой информации - печать, радио, телевидение.

  • в-четвертых, его создают друзья, родные, сотрудники.

Для профессии воспитателя выделяются следующие основные составляющие имиджа:

  • внешний облик,

  • использование вербальных и невербальных средств общения,

  • внутреннее соответствие образа профессии - внутреннее «Я».

Имидж воспитателя - эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа педагога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа педагога реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

Опора на собственный имидж нужна сегодня в каждой профессии. Тем более воспитателю, который является представителем большого коллектива, несущего свой образ, свое лицо. В переводе с английского имидж в буквальном смысле означает образ. Следовательно, когда говорят об имидже человека («у него отрицательный имидж» или «у него имидж прекрасного воспитателя»), говорят о том образе, который возник у других людей. Причем, под образом подразумевается не только визуальный, зрительный образ, вид или облик, но и образ его мышления, действий, поступков и т.п. Имидж - это «мнение, суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к чему-нибудь, взгляд на что-нибудь». (С.И.Ожегов).

Внешний облик помогает человеку привлечь к себе внимание, создать положительный образ, показать себя не только симпатичным человеком, но и прекрасным педагогом. Воспитатель своим внешним обликом располагает к себе детей и взрослых. Следует всегда помнить, что дети учатся у взрослых и, прежде всего, у любимого воспитателя правильно одеваться. В манере одеваться проявляется одно из главных правил: красиво выглядеть - значит проявлять уважение к окружающим людям. Требования, предъявляемые к внешнему виду человека, помогают воспитателю улучшить свой профессиональный имидж, добиться успеха. Избегая недоверчивого отношения коллег к своим профессиональным качествам, молодым воспитателям, мы рекомендуем, не приходить на работу в ультрамодной одежде. Разумно сочетая тенденции моды со своим внешним видом, соблюдать такое правило: быть одетым слишком модно - признак дурного вкуса, отставать же от моды недопустимо, т.е. надо одеваться по моде, но ближе к классическому стилю. Настоящий воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою внешность, он будет демонстрировать свой ум, профессиональные навыки и способности.

Есть своя специфика одежды, обуви (высокий каблук нельзя - травмоопасно, обувь исключительно с задниками, одежда неярких цветов, предпочтение оттенкам желтого, розового, голубого, зеленого). Психологи рекомендуют из макияжа подчеркивать губы, ребенок должен видеть артикуляцию рта.

Вед.2:

3 рубрика. "Пятью пять"

Цель: проверить эрудицию коллектива.

На доске расположена таблица с пятью темами для обсуждения. Каждый тема состоит 5 вопросов.

Участники из команд по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе. Каждая команда может выбрать каждый сектор не более 3 раз.

Литература

  1. Не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)

  2. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? ("Мойдодыр")

  3. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника. (Свист)

  4. Как звали сказочного кота-гипнотизёра? (Баюн)

  5. В какой сказке рассказывается об ограниченном приёме пайщиков в жилищный кооператив? (Теремок)

Искусство

  1. Не только самая крупная денежная единица Древней Греции, Египта, Вавилона, Персии, но и выдающиеся способности деятеля искусства. (Талант)

  2. Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте. (Грунт)

  3. Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины. (Фон)

  4. Не только часть акта в драме, но и произведение живописи. (Картина)

  5. Подлинник художественного произведения. (Оригинал)

Спорт

  1. Бег на длинные расстояния? (Кросс)

  2. Исходный пункт любого соревнования на скорости? (Старт)

  3. Награда для победителя. (Кубок)

  4. Орудие древнего человека и легкоатлетический снаряд для метания? (Копье)

  5. Большая замёрзшая лужа для танца? (Каток)

Педагогика

  1. труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (самообслуживание)

  2. первая форма организации трудовой деятельности (поручения)

  3. наука о воспитании, обучении и образовании детей дошкольного возраста (дошкольная педагогика)

  4. наука, занимающаяся обучением детей с речевыми нарушениями (логопедия)

  5. диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники (беседа)

История

  1. В каком году была принята первая конституция независимого Казахстана

А) 1991

В) 1992

С) 1993

Д) 1994

2. Одно из древних орудий древнего человека? (Топор)

3. Национальная валюта Казахстана была введена в

А) 1993 году

В) 1994 году

С) 1995 году

Д) 1996 году

4. Самая знаменитая царица саков

А) Тамара

В) Томирис

С) Зарина

Д) Бопай

5. Склад государственных бумаг? (Архив)

4 рубрика. Решение педагогических ситуаций

(Приложение 2)

Каждой микрогруппе раздаются конверты с заданиями. Необходимо обсудить педагогическую ситуацию и найти правильное решение.

Цель: актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения мальчиков и девочек дошкольного возраста с учетом их психофизиологических особенностей.

№ 1. Вначале года когда маленькие дети приходят в детский сад, воспитатель показывает, как одевать и раздевать куклу, вещать ее вещи на место.

С какой целью воспитатель демонстрирует одевание и раздевание куклы? В чем заключается педагогическая ценность данного приема?

№ 2. Одного из воспитанников товарищи по группе зовут не по имени, а по национальности. Ребёнок постоянно плачет и не хочет ходить в детский сад. Воспитатель пытается объяснить детям, что они поступают жестоко. Тогда дошкольники начинают дразнить малыша так, чтобы не слышали взрослые. Какой выход из создавшейся ситуации?

№ 3. В старшую группу детского сада в возрасте 5,5 лет пришёл Азамат. Раньше детский сад он не посещал. На занятиях выяснилось, Азамат плохо знает геометрические формы и счёт, совсем не играет в игры математического содержания. Как должен поступить воспитатель?

№ 4. Один из воспитанников приходит в детский сад в синяках. По мнению воспитателя, это следы жестокого обращения с ребёнком в семье, однако на все расспросы ребёнок утверждает, что он сам себя травмировал ( упал, ударился и т.п.). Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

№ 5. Мать спрашивает у воспитателя:

Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был маленьким - горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение. А мы всегда очень строги с сыном. Никогда не отступаем от своего слова: если сказали - значит, он должен точно выполнить. Никаких уступок!

Почему, по вашему мнению, в описанном случае мальчик стал непослушным, своенравным.

№ 6. В одной группе собраны дети из семей с разным материальным положением. Вы заметили, что дети состоятельных родителей дискриминируют воспитанников из малообеспеченных семей. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажите и др.) в данной ситуации и почему?

Сообщение "Позиция воспитателя". (Приложение 3)

Существует несколько позиций воспитательского отношения к детям, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Существует семь позиций и всего лишь одна из них адекватная, приводящая к раскрытию творческого и личностного потенциала каждого ребенка.

Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует.

Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу воспитателю, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.

Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.

Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей.

Красная Шапочка ведет себя так, как это свойственно ребенку-дошкольнику. Она беспечна, эмоциональна, весела и непослушна. Красная Шапочка не предвидит результатов своих действий, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Она в качестве образца задает непродуктивный с точки зрения психического развития вариант.

Позиция воспитателя - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий, что проявляется в неорганизованности поведения и неэффективных способах решения познавательных задач.

Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).

Воспитатель, занимающий такую позицию, предоставляет детей самим себе. Проводя ежедневно по несколько часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье.

Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.

Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло.

Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.

Снежная королева. Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем.

Воспитатель, занимающий позицию Снежной королевы, обучает процессу ради процесса, лишенному смысла. Это приводит к тому, что дети (а потом взрослые) становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному намерению. «Снежная королева» искусно воспитывает рабов и функционеров.

Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри».

Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе эти стороны, преследуя одну-единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.

Каждый должен проанализировать названные позиции, и честно ответить себе к какой позиции он относится сам. Самая адекватная позиция Мэри Поппинс и надо к ней стремится.

Вед.1: 5 рубрика. Модель воспитателя

И в заключении вам предлагается схематично изобразить модель педагога, отметив качества, которыми он должен обладать.

Подведение итогов семинара-практикума. Вручение дипломов.

© 2010-2022