- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Рабочая программаФормирование математических представлений
Рабочая программаФормирование математических представлений
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Теплякова А.В. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Григорьевский филиал
муниципального бюджетного образовательного учреждения
Шпикуловской средней общеобразовательной школы
Рассмотрена на заседании Утверждаю:
методического совета Директор школы___/П.А.Чернов/
и рекомендована к утверждению Приказ №138 от «31» августа 2013г.
протокол № 1 от «30» августа 3013
Рабочая программа
предмета
формирование математических представлений
Составитель:
Теплякова Анна Владимировна
Учитель группы предшкольного обучения
Петровка, 2014год.
Пояснительная записка.
Статус документа.
Основой для реализации программы являются следующие нормативно-правовые документы:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации.
-
Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Шпикуловской СОШ.
Положение о группе предшкольной подготовки Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской.Предшкольная подготовка детей 5-7 летнего возраста в группах кратковременного пребывания предназначена для подготовки к школе детей, не посещающих дошкольные учреждения.
Программа обучения и развития детей шестого года жизни построена на основе следующих принципов:
-
Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений и др.; личностное ориентированность процесса обучения и воспитания;
-
Учет потребностей данного возраста, опора на игровую деятельность - ведущую для этого периода развития;
-
Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка;
-
Обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром;
-
Обеспечение поступательности в развитии ребенка, его готовности к обучению в школе, к принятию новой деятельности; создание условий для единого старта детей в первом классе;
Развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка, его ознакомление с доступными областями культуры (искусство, литература, история и др.
Данная программа «Математические ступеньки» соответствует концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, т.е. содержание, методы и формы организации учебного процесса по данной программе непосредственно согласованы с закономерностями развития ребенка.
Цель:
математическое развитие дошкольника - формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково - символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждение, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации.
освоение начальных математических знаний - понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики.
воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
-
Учить детей самим формулировать учебную задачу.
-
Познакомить детей с цифрами от 1 до 9, числами от 1 до 20; познакомить с математическими знаками +, -, =, >, <; научить решать арифметические примеры и задачи.
-
Познакомить с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы).
-
Познакомить со способом измерения с помощью линейки; научить изображать отрезки заданной длины.
-
Познакомить с часами (стрелки, циферблат), научить определять время с точностью до получаса.
-
Развивать логические формы мышления.
-
Воспитывать интерес к занятиям математики.
В основе построения программы лежат следующие принципы:
-
Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
-
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой);
-
Деятельностно-ориентированные принципы ( принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.).
Материал курса «Формирование математических представлений» представлен в примерной программе следующими содержательными линиями:
- Счет предметов;
-Числа и величины;
-Пространственные отношения.
-Арифметические действия;
-Геометрические фигуры.
-Работа с данными.
Описание места учебного предмета «Формирование математических представлений»
в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 ч в неделю. Программа и материал рассчитаны на 66 часов, что соответствует БУП в группе предшкольного обучения.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ДЕТЕЙ
Воспитанник должен:
Содержание программы
1
2
Уметь
Называть и записывать числа в пределах 20;
называть состав чисел из двух меньших; решать примеры и задачи.
Называть простые геометрические фигуры:
круг, овал, квадрат, прямоугольник, четырехугольник, трапеция.
Измерять с помощью линейки, изображать отрезки заданной длины.
Определять время с точностью до получаса, знать дни недели, месяцы, времена года.
Решать логические задачи.
Содержание курса
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
Числа и величины. Счёт предметов. Чтение чисел от нуля до двадцати. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры. Взаимное расположение в пространстве и на плоскости (выше-ниже, справа - слева, сверху - снизу, ближе - дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат. Геометрические тела.
Геометрические величины.( Длина. Единицы длины. Измерение длины отрезка.
Работа с данными. Сбор и представление информации, связанной со счётом, измерением величин. Фиксирование результатов сбора
Учебно- тематический план
№
Тема раздела
Количество часов на изучение
Количество проверочных работ
Количество и счет
30 часов
Ориентировка в пространстве
5 часов
Геометрические фигуры
9 часов
Решение задач
6 часов
Ориентировка во времени
10 часов
Проверочная работа
4 часа
Диагностика
Итого:
2 часа
66 часов
Календарно-тематическое планирование
№ занятия
Дата
Тема занятия
Программные задачи
1.
Диагностика.
Определить уровень знаний детей.
2.
Число 1. Цифра 1.
Закрепить знания о числе и цифре 1; учить писать цифру 1; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; познакомить с названием первого осеннего месяца- сентябрь.
3.
Число и цифра 2, знаки +, -.
Закрепить знания о числе и цифре 2; учить писать цифру 2; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентироваться на листе бумаги, обозначать словами положение геометрических фигур.
4.
Числа и цифры 1, 2, 3.
Закрепить знания о числах и цифрах 1, 2, 3; учить писать цифры ; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрами; познакомить с тетрадью в клеточку.
5.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества предметов и цифр.
Учить отгадывать математическую загадку, записывать решение задачи с помощью знаков и цифр; учить писать цифру 4, учить рисовать круги и неваляшку в тетради в клетку.
6.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5.
Учить писать цифру 5; познакомить с составом числа 5 из двух меньших чисел познакомить с названием текущего месяца- октябрь.
7.
Число 6. цифра 6. состав числа 6.
Познакомить с числом 6. Учить писать цифру 6, познакомить с составом числа 6 из двух меньших чисел. Учить решать логическую задачу на установление закономерностей.
8.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. 6. Знаки больше. меньше, равно.
Закреплять умение писать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6; познакомить со знаками больше, меньше. Учить выкладывать из счетных палочек треугольник, домик; учить рисовать треугольники в тетради в клетку.
9.
Числа и цифры 4. 5. 6.
Продолжать устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов. Учить решать логическую задачу на установление закономерностей.
10.
Число 0. Цифра 0. Знак-.
Познакомить детей с числом 0. Учить писать цифру 0. познакомить с названием текущего месяца- ноябрь.
11.
Числа и цифры 0, 4, 5, 6, решение задачи.
Учить сравнивать смежные числа, устанавливать зависимость между ними; учить пользоваться знаками, учить находить различие в двух похожих рисунках.
12.
Число и цифра 7.
Закрепить знания о числе и цифре 7; учить писать цифру 7; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку.
13.
Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели..
Знакомство с составом числа 7 из двух меньших чисел, закреплять умение писать числа от 1 до 7, познакомить с днями недели.
14.
Числа и цифры от 1 до 8, знаки +, -.
Закрепить знания о числе и цифре 8; учить писать цифру 8; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Учить рисовать прямоугольники в тетради в клетку. Познакомить с названием первого зимнего месяца - декабрь.
15.
Сложение числа 8 из двух меньших, величина- деление предмета на 4 части.
Учить составлять число 8 из двух меньших на наглядном материале; учить делить предмет на две, четыре части; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части.
16.
Решение примеров, ориентировка в пространстве, знаки больше, меньше.
Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить рисовать овалы в тетради в клеточку, учить решать логическую задачу.
17.
Числа и цифры от 1 до 9, высокий - низкий, ориентировка во времени.
Закрепить знания о числе и цифре 9; учить писать цифру 9; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. Познакомить с названием месяца- январь. Использовать в речи понятия- «низкий», «высокий».
18.
Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи.
Учить порядковому счету, правильно отвечать на вопросы сколько? Какой по счету?, на котором по счету месте?.; учить сравнивать числа, понимать отношение между ними; учить решать логические задачи.
19.
Число и цифра 10, трапеция.
Закрепить знания о числе и цифре 10; учить писать цифру 10; закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов. Познакомить с геометрической фигурой- трапеция; учить рисовать трапецию в тетради в клетку.
20.
Числа и цифры от 1 до 10, состав числа 10, круг, трапеция, треугольник, квадрат.
Учить составлять число 10 из двух меньших чисел; закрепить знания о геометрических фигурах: круг, трапеция, треугольник, квадрат.
21.
Решение задач.
Учить решать задачи, записывать решение; познакомить с названием месяца - февраль; учить рисовать в тетради кораблик.
22.
Решение задач.
Продолжить учить решать задачи, записывать решение; учить рисовать в тетради кораблик.
23.
Решение примеров, ориентировка в пространстве, круг, прямоугольник.
Продолжать учить решать примеры на сложение и вычитание; учить определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу; учить рисовать овалы в тетради в клеточку, учить решать логическую задачу.
24.
Ориентировка во времени- дни недели.
Закреплять знания о днях недели, учить пользоваться знаками больше, меньше.
25.
Решение задач.
Продолжить учить решать задачи, записывать решение; учить рисовать в тетради кораблик; познакомить с названием месяца- март.
26.
Ориентировка во времени - дни недели- части суток.
Закреплять знания о частях суток; учить пользоваться знаками больше, меньше
27.
Дни недели, времена года, состав числа 10.
Закреплять знания составлять число 10 из двух меньших чисел; закрепить знания о о днях недели, временах года.
28.
Решение задач.
Продолжить учить решать задачи, записывать решение; учить рисовать в тетради кораблик; познакомить с названием месяца - апрель.
29.
Закрепление пройденного.
Закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать примеры.
30.
Геометрические фигуры, решение задач и примеров.
Закреплять навыки порядкового и количественного счета, учить видеть геометрические фигуры в символическом изображении рыбки.
31.
Проверочная работа.
Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
32.
Числа и цифры от 1 до 10, знаки больше. Меньше.
Закрепить знания о числах от 1 до 10; закрепить знания о геометрических фигурах, учить рисовать их в тетради в клетку.
33.
Знаки +, -, .
Закрепить знания о знаках, умение писать их, продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение при помощи знаков и цифр.
34.
Счет по образцу и названному предмету, независимость числа от пространственного рвсположения предметов.
Закрепить умение считать по образцу и названному числу; закрепить умение преобразовывать неравенство в равенство, понимать отношения между числами.
35.
Соотнесение количества предметов с цифрой.
Закрепить умение понимать отношения между числами, записывать эти отношения с помощью знаков больше, меньше; закрепить знания о составе чисел.
36.
Часы, определение времени.
Учить составлять вопросы к сюжетной картинке, правильно отвечать на них; познакомить с часами, их разнообразием и назначением.
37.
Дни недели, логическая задача.
Закрепить знания о днях недели; продолжать учить логическую задачу.
38.
Проверочная работа.
Проверить знания детей о числах от 1 до 10. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
39.
Величина. Измерение величины.
Учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; закреплять умения ориентироваться на листе бумаги.
40.
Число 11, запись числа 11.
Познакомить с образованием числа 11; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с часами.
41.
Состав числа из двух меньших.
Закреплять умение составлять число 7 из двух меньших, продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение.
42.
Число 12. Запись числа 12.
Познакомить с образованием числа 12; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с часами. Учить записывать число 12.
43.
Отрезок. Измерение и чертеж отрезка.
Учить измерять и рисовать отрезки разной длины. Учить понимать отношение между числами 11 и 12.
44.
Число 13. Запись числа 13.
Познакомить с образованием числа 13; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с часами. Учить записывать число 13.
45.
Закрепление пройденного.
Закреплять умение отгадывать математическую загадку, записывать и читать примеры.
46.
Число 14. Запись числа 14.Неделя.
Познакомить с образованием числа 14; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с часами. Учить записывать число 14. Объяснить, что в двух неделях 14 дней.
47.
Составление и решение задач.
Продолжить учить решать задачи, записывать решение; учить рисовать в тетради геометрические фигуры.
48.
Число 15. Запись числа 15.
Познакомить с образованием числа 15; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с часами. Учить записывать число 15.
49.
Числа от 1 до 15.
Учить решать примеры в пределах второго десятка; закреплять умение решать логическую задачу.
50.
Число 16. Запись числа 16.
Познакомить с образованием числа 16; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с отрезком. Учить записывать число 16.
51.
Число 17. Запись числа 17.
Познакомить с образованием числа 17; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с часами. Учить записывать число 17.
52.
Ориентировка в пространстве и на листе клетчатой бумаги.
Упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги.
53.
Число 18. Запись числа 18.
Познакомить с образованием числа 18; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с часами. Учить записывать число 18.
54.
Времена года.
Закрепить знания о последовательности времен года; продолжать учить решать примеры с числами второго десятка.
55.
Число 19. Запись числа 19.
Познакомить с образованием числа 19; познакомить с новой счетной единицей- десятком; продолжать знакомить с часами. Учить записывать число 19.
56.
Величина. Измерение длины.
Продолжать учить измерять и рисовать отрезки разной длины.
57.
Число 20. Запись числа 20.
Познакомить с образованием числа 20; продолжать знакомить с решением примеров и задач. Учить записывать число 20.
58.
Числа в пределах 20.
Продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка.
59.
Ориентировка во времени. Геометрические фигуры.
закреплять знания о геометрических фигурах.
60.
Количественный счет в пределах 20.
Продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка.
61.
Проверочная работа.
Проверить знания детей о числах от 1 до 20. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
62.
Дни недели.
Закреплять знания о днях недели.
63.
Месяцы.
Закреплять знания о изученных месяцах.
64.
Часы, определение времени.
Закреплять умение определять время по часам.
65.
Диагностика.
Проверить знания детей о материале, пройденном за учебный год.
66.
Итоговое занятие.
Закрепить знания детей о материале, пройденном за учебный год.
Литература и средства обучения.
-
Грищук Л. А. Школа дошкольников. - Волгоград. «Панорама», 2006.
-
Колесникова Е. В. Математика для детей 5-6 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
-
Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет: Методическое пособие к рабочей тетради. - М.: ТЦ Сфера, 2007.