ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УПРАВЛЕНИИ ИННОВАЦИЯМИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Заведующий НДОУ

«Детский сад № 26 ОАО «РЖД»

И.В. Стоюхина

Современные тенденции в развитии дошкольного образования вызывают необходимость перевода управления ДОУ на новую парадигму -«управленческую философию», в основе которой лежит мотивационно-системный подход и личностно-ориентированные цели его осуществления. Приоритетным в ней являются ориентация на человека и его потребности, создание условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности каждого ребёнка и педагога, мотивацию коллективной и индивидуальной деятельности. Такой философией управления является педагогический менеджмент. Управленческая деятельность в НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» комбинированного вида с приоритетным осуществлением интеллектуального развития направлена на преодоление разрыва между существующим и необходимым состоянием педагогического процесса, достигнутым и требуемым качеством образования в НДОУ. В современных условиях развития образовательной системы детского сада значительно возрастает роль управления инновациями. При этом качество и результаты инновационной деятельности, учитывающей госстандарты и запросы социума, во многом зависят от реализующих ее специалистов.

Процесс обновления образования организуется людьми. Следовательно, его проектирование, запуск и поддержка будут зависеть от того, насколько грамотно руководители и педагоги дошкольных учреждений, опираясь на достижения науки, спроектируют эту модель обновления образования - его будущее развитие. В условиях модернизации всей системы образования в России основой современной дошкольной педагогики должно быть детско-взрослое сообщество детей, педагогов и родителей, а также сетевое взаимодействие педагогов и воспитателей разной квалификации всех подразделений образовательного учреждения. Современный руководитель дошкольного образовательного учреждения обязан способствовать тому, чтобы педагоги учреждения обладали навыками проектной, исследовательской и аналитической работы, имели достаточно широкий кругозор в области педагогической инноватики, осуществляли методическое сопровождение результатов экспериментального поиска при внедрении их в массовую практику, постоянно повышали уровень квалификации.

Воспитатели и специалисты детского сада №26 ОАО «РЖД» всегда отличались восприимчивостью к нововведениям, позволяющей решать конкретные задачи развития педагогического коллектива. В этой ситуации управление инновационной деятельностью НДОУ предполагало следующие направления в работе руководителя: познание и выявление закономерностей, прогрессивных тенденций в инновационном образовательном процессе, планирование и организация данного процесса в соответствии с этими тенденциями, учетом возможностей педагогов, готовности осваивать инновации, уровня их профессиональной и методической компетенции, внедрение и разработка инноваций, востребованных современной образовательной практикой. Необходимо было выделить проблемы, актуальные для педагогического коллектива, увидеть разницу между желаемым и действительным. Для этого педагоги чётко сформулировали ответы на следующие вопросы:

  • что мы имеем, каких результатов достигли;

  • что нас не удовлетворяет в работе;

  • что мы хотим изменить в соответствии с новыми требованиями;

  • какие результаты хотим получить.

Нововведение может считаться успешным, если оно позволило решить те или иные конкретные задачи дошкольного образовательного учреждения. Основными задачами НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» являются:

  • сохранение и укрепление физического и психического здо­ровья воспитанников;

  • физическое, интеллектуальное и личностное развитие каждого воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей;

  • осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии воспитанников;

  • приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям;

  • оказание помощи семье в воспитании детей.

Приоритетными видами деятельности НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД», имеющего коррекционные группы для детей с отклонениями в развитии речи и общеразвивающие группы для детей старшего дошкольного возраста является:

  • обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу начального общего образования;

  • повышение качества образования в детском саду;

  • использование инновационных здоровьесберегающих образовательных технологий;

В содержание управления моделью программы инновационной деятельности входят:

  • направления инноваций;

  • ожидаемые результаты;

  • мероприятия по реализации выдвинутых инновационных направлений.

Плановая деятельность в управлении перехода на приоритетное направление заключалась в отборе содержания инновационных изысканий. Результатом стала модель инновационной деятельности НДОУ, в содержание которой включены следующие компоненты:

а) отбор инновационного содержания образовательного процесса (обновление содержания было определено посредством освоения комплексной «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, направленной на коррекцию отклонений речевого развития детей дошкольного возраста; парциальной программы З.И. Бересневой «Здоровый малыш», направленной на сохранение и укрепление здоровья детей; парциальной программы О.В. Дыбиной «Ребёнок в мире поиска», направленной на интеллектуально-личностное, творческое развитие детей дошкольного возраста; программы дополнительного образования М.В. Штайнепрайс «Английский язык и дошкольник», направленной на раннее обучение детей иностранному языку );

б) проектирование наиболее эффективных и адекватных познавательно-речевому и физическому развитию педагогических технологий (проектный метод детской деятельности, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, элементы ТРИЗ, информационно-коммуникационные технологии);

в) содержание и организация инновационной методической работы, обеспечивающей повышение профессиональной и методической компетентности педагогов:

  • информационно-методические семинары «Организационно-педагогические условия предшкольной подготовки воспитанников НДОУ», «Внедрение эффективных технологий развития базовых способностей детей в образовательном пространстве НДОУ»;

  • проблемные семинары «Формирование интеллектуальной культуры детей дошкольного возраста», «Организация предметно-пространственной среды по познавательно-речевому развитию детей»;

  • круглый стол «Безопасность и здоровье наших детей»;

  • деловая игра «Формы и методы поисково-познавательной деятельности детей дошкольного возраста»;

  • педагогическая гостиная «Дидиактическая игра как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»;

  • психолого-педагогические консилиумы «Здоровьесберегающие технологии формирования здоровья в современном НДОУ», «Создание адаптивной педагогической среды в НДОУ»

  • проектный семинар «Что такое детское проектирование?»;

  • мастер-классы «Элементарное моделирование как способ формирования предпосылок к школьному обучению», «Использование интеллектуальных игр при подготовке детей к школе»;

  • психолого-педагогический тренинг «Диагностико-коррекционная работа с детьми группы риска»;

  • презентация собственного педагогического опыта по приоритетному направлению;

  • обучающие семинары «Педагогические технологии в дошкольном образовании», «Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе»;

  • оформление позитивного педагогического опыта;

  • деятельность инновационного структурного подразделения;

г) психологическое сопровождение инновационных процессов: изучение психических процессов, психомоторика и эмоционально-личностная сфера (ведение карт индивидуального развития ребёнка-дошкольника, карт нервно-психического развития детей раннего возраста, функционирование психолого-медико-педагогической службы по комплексному сопровождению детей в НДОУ, составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей, имеющих нарушения эмоционально-личностной сферы и в развитии речи ).

Правильный выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности дошкольного учреждения. В НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» используется модульный подход к управлению инновациями, который резко повышает продуктивность работы всех субъектов образовательного процесса и делает ее системной, комплексной, планомерной и контролируемой. Новая управляемая модульная система НДОУ включает 7 модулей:

  • управленческий (осуществляет руководство инновационным процессом);

  • педагогический (реализует содержание образования на основе требований ФГТ);

  • психологический (психологическое сопровождение педагогического процесса);

  • коррекционно-педагогический (создание условий и проведение мероприятий по коррекции нарушений ОНР у детей);

  • социально-педагогический (реализация комплексной программы развития детей);

  • комплексной ПМПК и диагностики (мониторинг) (функционирование психолого-медико-педагогической службы по комплексному сопровождению детей в НДОУ);

  • медицинский (наблюдение за состоянием здоровья детей и оздоровительно-профилактическая работа с детьми).

Модульное построение взаимодействия специалистов основывается на том, что каждый сотрудник НДОУ, решая свои специфические задачи, интегрируется с деятельностью коллег. Таким образом, возникает система сопроводительных служб, обеспечивающих полноту и всесторонность детского развития. Взаимодействие модулей под руководством управленческого блока позволяет оперативно решать все педагогические задачи, своевременно контролировать и корригировать работу всех сторон.

Модульная система взаимодействия специалистов НДОУ позволяет осуществлять «управление по результатам», т.е. систему управления и развития, с помощью которой достигаются результаты, определённые и согласованные со всеми членами коллектива.

В модель инновационной деятельности по принятому приоритету входит такое обязательное направление, как ожидаемые результаты. Это:

  • рост профессиональной и методической компетентности педагогов;

  • повышение уровня готовности педагогического коллектива и уровня ответственности за осуществляемую деятельность по интеллектуальному и физическому развитию детей;

  • качество образовательной работы.

  • подготовка и изготовление инновационной методической продукции (перспективные планы по инновационным направлениям, авторские проекты, программы, методические разработки: детско-взрослые проекты по интеллектуальному развитию «Я познаю мир», по формированию осознанного отношения к своему здоровью «Я хочу здоровым быть», рабочая программа по коррекции речевых нарушений «Весёлый язычок», конспекты организованной и совместной образовательной деятельности по приоритетным направлениям и др.).

Организация управления переходом на приоритетное направление предполагает 3 этапа:

  1. разработка модели перехода;

  2. перевод разработанной модели в управленческие решения;

  3. мобилизация усилий участников посредством использования стимулирования их активизации.

В модели инновационной деятельности НДОУ предусмотрена организация оптимальной системы внутрисадового контроля и самоуправления:

  • качество и уровень образования детей с учётом внедрения педагогических технологий;

  • влияние участия педагогов в инновации на их профессиональную компетентность;

  • влияние инновации на соматическое и психологическое здоровье детей;

  • деятельность различных органов самоуправления НДОУ.

Для этого потребовалась разработка в НДОУ адекватного инструментария:

  • карты оценки физического развития и психологического здоровья детей;

  • карты оценки профессиональной и методической компетентности педагогов;

  • мониторинг уровня образования детей по интеллектуальному развитию детей;

  • Положение о Совете НДОУ, Положение о родительском комитете НДОУ, Положение о Совете педагогов НДОУ и другие локальные акты учреждения.

Функция стимулирования при управлении инноваций заключается во внедрении механизмов оценки качества образования в систему стимулирующей части оплаты труда педагогических работников в соответствии с компетентностным подходом (разработано Положение «О выплатах компенсационного и стимулирующего характера и системе материального поощрения работников»):

  • накопление педагогами индивидуальных портфолио достижений педагогической деятельности;

  • оформление администрацией НДОУ индивидуальных информационных карт на аттестуемых педагогов за межаттестационный период;

  • проведение мониторинга оценки профессиональной деятельности;

  • разработка анкеты уровня компетентности и качественных показателей трудовой деятельности педагогических работников;

  • проведение анкетирования педагогических работников в 2 этапа (на основе самооценки и оценки руководства);

  • ознакомление работников с результатами мониторинга и анкетирования;

  • стимулирование педагогических работников по итогам мониторинга и анкетирования.

В связи с работой НДОУ «Детский сад № 26 ОАО «РЖД» в режиме развития весь педагогический коллектив активно вовлечен в инновационную деятельность. Значительную помощь во внедрении инноваций оказывают медицинские кадры: врач-педиатр, старшая медсестра, медсестра массажа. Педагогический коллектив стабильный, высокопрофессиональный, творческий и инициативный. О значительном потенциале педагогического коллектива свидетельствует образование педагогов: высшее - 10 человек, среднее специальное - 9 человек, и уровень квалификации педагогов: высшая категория - 8 человек, первая категория - 8 человек, вторая категория - 3 человека. Ежегодно педагоги повышают своё педагогическое мастерство, в 2011-2012 учебном году 3 педагога окончили курсы повышения квалификации при Петербургском центре творческой педагогики (обучение работе по инновационным программам).

Повышению творческой самостоятельности, педагогического мастерства способствует работа творческой группы педагогов детского сада «Интеллект» по внедрению инноваций, авторских проектов, программ и методических разработок и проблемной группы «Комфорт» по созданию развивающей среды, способствующей индивидуальному развитию каждого воспитанника.

Педагоги НДОУ обобщают, активно внедряют и распространяют передовой педагогический опыт работы детского сада по внедрению новых педагогических технологий на мероприятиях разного уровня:

  • «Психологическое сопровождение гиперактивного ребёнка» (обобщён на региональной научно-практической конференции «Мир детства: вопросы развития и воспитания ребёнка»);

  • «Использование нестандартного физкультурного оборудования в практике работы НДОУ» (обобщён на городском семинаре «Актуальные тенденции развития дошкольного образования);

  • «Организационно-педагогические условия физкультурно-оздоровительной работы в НДОУ» (обобщён на областном семинаре «Моделирование здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ»);

  • «Ознакомление детей раннего возраста с малыми фольклорными жанрами» (обобщён на региональной научно-практической конференции «Актуальные вопросы литературного воспитания дошкольников»);

  • «Использование в НДОУ инновационных здоровьесберегающих технологий, способствующих сохранению и укреплению здоровья воспитанников» (обобщён на сетевой школе передового педагогического опыта образовательных учреждений ОАО «РЖД»).

За последнее время ряд педагогов НДОУ подготовили и опубликовали в печатных изданиях статьи из опыта работы, содержащие методические рекомендации по интеллектуальному и физическому развитию детей дошкольного возраста.

Одной из важных форм работы по повышению квалификации, профессиональной подготовке и переподготовке управленческих и педагогических работников, а также в целях распространения имеющегося передового (инновационного) опыта на базе НДОУ организована деятельность стажерской площадки по теме «Использование инновационных образовательных технологий в практике работы НДОУ».

Родители воспитанников активно вовлечены в процесс инновационной творческой деятельности учреждения. Проведение разных видов социологических исследований помогает выявить степень удовлетворённости качеством образовательных услуг участников образовательного процесса:

  • анкетирование родителей о качестве образовательных услуг и работы НДОУ;

  • анализ родительских требований к дошкольному образованию детей;

  • мониторинг потребностей микрорайона в дополнительных услугах.

Личностно-ориентированный подход в воспитании предполагает самореализацию детей в интересных для них, разнообразных видах деятельности. В НДОУ создан координационный Совет по выявлению индивидуальных способностей воспитанников, который осуществляет руководство по следующим направлениям работы:

  • проведение диагностических обследований с целью выявления индивидуальных способностей воспитанников;

  • набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с интересами детей и запросами их родителей (кружки «Ступеньки», «Букварёнок», «Ритмопластика», «Весёлый английский», «Хочу всё знать»).

Яркий показатель мастерства коллектива и развития детских талантов - ежегодное участие воспитанников НДОУ в разнообразных выставках, проектах и конкурсах детского творчества регионального и всероссийского уровня.

Для успешного внедрения инноваций в работу учреждения необходима материально-техническая база, достаточная для формирования оптимальной предметно-развивающей среды. В НДОУ имеются все условия для формирования творческих способностей детей, их интеллектуального развития и укрепления здоровья: музыкальный зал, гримёрная и костюмерная комнаты, комната творчества, физкультурный и тренажёрный залы, кабинет психологической разгрузки, физиотерапевтический и массажный кабинеты. Для работы с детьми, имеющими нарушения речи, оборудованы 2 логопедических кабинета. С целью формирования представлений детей о социальной значимости труда взрослых в НДОУ функционирует музей железнодорожного транспорта, официально зарегистрированный в ГУК «Мурманский областной краеведческий музей». Все помещения оснащены оборудованием, отвечающим современным требованиям.

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном пространстве НДОУ позволяет педагогам модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитаннкиа. С целью профилактики и своевременной коррекции нарушений осанки и плоскостопия методом БОС в НДОУ используется инновационная программа «Статус», а для профилактики и коррекции речевых расстройств методом БОС - инновационная программа «КомфортЛОГО». Широко используется интерактивная доска в качестве наглядной педагогической информации и практического пособия для работы с детьми и родителями. Новой формой педагогического просвещения родителей с использованием ИКТ является создание сайта НДОУ - iskorka-26.narod.ru.

Таким образом, внедрение инноваций в работу образовательного учреждения - важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Инновации изменяют, дополняют традиционные и образуют новые образовательные услуги, формы и методы образовательного процесса. В течение последних лет наблюдается высокая эффективность в динамике развития воспитанников НДОУ - укрепление физического и психического здоровья, высокое качество знаний, повышение уровня воспитанности, формирование коммуникативных и познавательных качеств, успешное развитие творческого потенциала дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что цель управления инновационного процесса по переходу на приоритетное направление деятельности по интеллектуальному развитию детей заключается в обеспечении организационно-управленческих условий, функционировании инновационных структурных подразделений и всего педагогического коллектива для достижения высокой эффективности образования и повышения его качества. Деятельность негосударственного дошкольного учреждения ОАО «РЖД» наглядно демонстрирует, что применяемая форма управления инновационным процессом в учреждении способствует значительному повышению качества образования, высокой результативности и эффективности педагогической деятельности.

Литература:

  1. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. - М., 2005.

  2. Ельцова О.М., Терехова А.Н. Создание эффективной модели управления ДОУ в условиях оптимизации // Дошкольная педагогика. - 2011. - №7.

  3. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. - 2009. - №4.

  4. Кузнецова Е.Б. Модель инновационной управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. - 2010. - №2.

  5. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. - СПб., 2005.

  6. Линник Н.М. Инновационная деятельность ДОУ в контексте Федеральных государственных требований // Дошкольная педагогика. - 2011. - №10.

  7. Майер А.А. Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие.- М., 2008.

  8. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. - М., 2003

  9. Чебыкина Н.А., Савгир Н.Н. Основные направления концепции управленческой деятельности заведующего // Управление ДОУ. - 2009. - №2.

© 2010-2022