- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки Изий Александра Юзыкайна
Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки Изий Александра Юзыкайна
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Иванова А.Н. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Конспект организации интегрированной непосредственно образовательной деятельности (ОО «Чтение художественной литературы»)
Тема: Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»
Александра Юзыкайна.
Цель
Программные задачи
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
Развивать интерес у детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна
Продолжать развивать интерес детей к марийским сказкам
Пополнять литературный багаж детей марийскими сказками
Развивать речевую активность (обогащать словарь детей)
Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение
Развивать мелкую и общую моторику
Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.
Воспитание любви к родному краю и культурному наследию марийского народа.
Приобщение к элементарным общепринятым моральным нормам: уважение и любовь к родителям, и почитание их
1 слайд. Психотренинг: «Доброе утро»
Доброе утро птицы запели,
Добрые люди вставайте с постели
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идёт по делам.
Поро кече удыр - рвезе -влак. Я пожелала вам доброго дня, доброго солнышка. Предлагаю и вам пожелать друг другу, мне, гостям "Поро кече".
Воспитатель: Ребята, покажите мне свои ладошки, а теперь их потрите друг о дружку. Что чувствуете?
Дети: Тепло.
Воспитатель: Поделитесь своим добром, теплом друг с другом. А как можно это сделать?
Дети: Взявшись за руки.
Сейчас мы будем передавать друг другу «Доброе утро» и называть друг друга ласковыми именами: «Доброе утро, Танечка, и т.д».
2 слайд-6 слайд Ребята посмотрите на экран, Что вы видите?
Все внимание на экран (слайд - картина природы Республики Марий Эл с применением устного творчества (поэзии)
У каждого листочка
У каждого ручья
Есть главное на свете -
Есть Родина своя.
A там, где мы родились,
Где радостно живем,
Края свои родные
Мы, Марий Эл зовём. (Е. Карасёв)
Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашем родном крае и о тайнах старины глубокой - сказках родного края.
Вступление.
7 слайд Марийцы издавна жили в лесном краю. Жизнь простого марийца была тяжела. Многие годы народ мечтал о справедливости и доброте и эту заветную мечту он высказывал в сказках. Кто слышал марийские народные сказки, тот знает, какая радость слушать их. А вам читали марийские сказки? Я приглашаю вас в марийскую сказку.
Возьмитесь за руки,
Закройте сейчас глаза.
Повторяйте за мной такие слова:
8 слайд Гусли, гусли заиграйте
Гусли, гусли поиграйте
Гусли, гусли зазвените
В сказку нас вы позовите (дети открывают глаза).
Сюрпризный момент: перевоплощение воспитателя в марийскую сказочницу - сказительницу.
- Салам лийже, здравствуйте. Я сказительница марийских сказок (сидит на пеньке). Это моя сказочная поляна. Присаживайтесь на подушки, сядьте как вам удобно (дети рассаживаются на «полянке»).
В сказках много выдумки, но выдумка эта особенная.
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
9 слайд Расскажу вам сказку я, слушайте внимательно, друзья. Сказка называется «ИЗИЙ» (Малышка), сочинил ее Александр Юзыкайн.
-
Рассказывание сказки (иллюстративное сопровождение).
-
Беседа о нравственности по содержанию сказки.
Интересная сказка? Она не только интересная, но и поучительная. Сказка - выдумка, но в ней поученье для людей.
Как вы думаете, за что белочка наказала двух дочерей, превратив их в лягушку и паучиху? (они были злыми, ленивыми, недобрыми, не уважали и не заботились о старших).
А вы заботитесь о своих родителях?
Почему надо заботиться о своих родителях?
Так и в сказке говориться:
Кто забыл про долг и стыд
и отца и мать не чтит,
а печется о своем благе -
похож он с пауком
и лягушкой,
и презрен среди людей.
15 слайд - А об ИЗИЙ помнят до сих пор, слагают сказки.
И вы, ребята, старайтесь вести себя так, что бы о вас говорили только хорошее, и вам не было стыдно за свои поступки. Ведь не зря говорится в поговорке «Кто как себя ведет, такая слава и пойдет».
Сейчас отдохнем ребята.
16 слайд Физминутка "Улыбнитесь"
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели - встали, сели - встали
И на месте побежали.
Ну а теперь нам пора в обратный путь.
Возьмитесь за руки, Закройте глаза. Скажем дружно мы слова: Повторяйте за мной такие слова:
17 слайд Гусли, гусли заиграйте
Гусли, гусли поиграйте
Гусли, гусли зазвените
В детский сад нас позовите!
Приглашаю за столы.
В сказке «Изий» Александра Юзыкайна мы узнали, что есть люди добрые и злые. А вы знаете, что добро и зло можно нарисовать цветом. Каким цветом можно изобразить «добро», «зло». Какие чувства возникают у вас, когда мы говорим «добро», «зло».
У каждого из вас на столе по 2 листа бумаги и разноцветные мелки. С помощью их я предлагаю вам нарисовать на одном листе зло, на другом добро.
18 слайд (дети рисуют)
А теперь разместите на доске свои листы с одной стороны «зло», с другой «добро». Подумайте и скажите, каким бывает зло, «темное», «черное», «тяжелое», «колючее», «злое» и т.д.
Каким бывает добро «светлым», «добрым», «ярким», «радостным», «мягким» и т.д.
Какой рисунок вам больше нравится?
19 слайд Да, ребята, вы правы. Добро - это свет, это тепло, это красота, это жизнь.
Добро всегда побеждает в жизни зло.
Ребята, вы молодцы, справились с заданием. И я хочу вам подарить на память
Конспект организации интегрированной
непосредственно образовательной деятельности
(ОО «Чтение художественной литературы»)
Тема: Ознакомление с марийским фольклором на основе сказки «ИЗИЙ»
Александра Юзыкайна.
Вид непосредственно образовательной деятельности
Интегрированная
Интегрируемые образовательные области
«Чтение художественной литературы»
«Коммуникация»
«Социализация»
«Здоровье»
«Музыка»
Форма деятельности
Совместная деятельность взрослых и детей
Виды деятельности
Игровая
Коммуникативная
Чтение
Цель
Развивать интерес у детей к художественной литературе посредством марийской сказки «ИЗИЙ» А. Юзыкайна
Программные задачи
Образовательные
Продолжать развивать интерес детей к марийским сказкам
Пополнять литературный багаж детей марийскими сказками
Развивающие
Развивать речевую активность (обогащать словарь детей)
Развивать слуховое, зрительное внимание и воображение
Развивать мелкую и общую моторику
Раскрыть свое эмоциональное состояние цветом.
Воспитательные
Воспитание любви к родному краю и культурному наследию марийского народа.
Приобщение к элементарным общепринятым моральным нормам: уважение и любовь к родителям, и почитание их
Словарная работа
Активизация словаря: добрые, щедрые, ласковые, отзывчивые, грустные, больные, одинокие, несчастные
Обогащение пассивного словаря: великодушные
Форма проведения
Непосредственно образовательная деятельность с использованием культурного наследия марийского народа
Материалы и оборудования
Звуковая запись инструмента «гусли», иллюстративный материал по сказке, марийский костюм, восковые мелки, по два листочка на каждого ребенка, подушки, пенёк.
Предварительная работа с детьми
Чтение марийских сказок
«Чтение художественной литературы»
Рассказывание сказки «ИЗИЙ» Александра Юзыкайна
«Коммуникация»
Беседа о марийском крае, о нравственности по содержанию сказки
«Социализация»
Физкультминутка «Улыбнитесь»
«Здоровье»
Психотренинг «Доброе утро»
«Музыка»
Музыкальное сопровождение
Техническое сопровождение
Экран, компьютер