Дидактические игры на основе сказок

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Дидактические игры на основе сказок

Для ребенка сказка всегда была и остается не только первым и наиболее доступным средством познания мира во всем его многообразии ,но и средством познания социальных отношений, поведения в ситуациях его повседневной жизни. А еще сказка - это средство формирования и развития фантазии.


«КТО ЗА КЕМ»

Цель игры: учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление, знакомить ребенка с предлогами: за, перед, до, после, между. Развивать элементарные математические представ­ления: сначала, потом, первый, второй, последний.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

1) Ведущий просит разместить героев в определенной последова­тельности. Например: внучку между бабкой и Жучкой; сначала мышку, а затем собачку. Далее показывает и объясняет ребенку, что означает каждое понятие, и просит его повторить это. После того как дети усвоят все понятия, начинается игра. Ведущий просит разместить Жучку за внучкой, мышку - последней, кошку - меж­ду дедом и бабкой, за кошкой - разместить собачку и т.д.

За правильное выполнение задания ребенок получает жетон-на­клейку.

2) Если дети успешно овладевают всеми понятиями, можно игру усложнить, добавив понятия право, лево

.


"Бывает - не бывает "

Цель игры : развитие внимания и памяти, активизация умственной деятельности ,закрепление речевых навыков.

Материал : Мяч.

Ход игры

В ходе игры ведущий говорит какую-нибудь фразу и бросает мяч игроку . Если то, о чем сказал ведущий, может происходить на самом деле, игрок должен поймать мяч, а если не может, игрок не ловит мяч.

Например:

птицы летают- ловим мяч;

лягушка мяукает- не ловим мяч;

дети поют- ловим мяч;

рыбы по полю гуляют- не ловим мяч и т. д.

«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?»

Цель игры: развитие внимания, наглядного мышления, связной речи.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

1) Ведущий с помощью фигурок воспроизводит на поле сюжет какой-либо сказки и просит одного из детей описать, что изображе­но. Затем один ребенок отворачивается и ведущий вместе с другими деть­ми меняет две-три фигурки-шаблоны местами ( количество изменений можно увеличить в зависимости от возраста детей). Ребенок дол­жен сказать, что изменилось. За правильные ответы он получает жетон. Побеждает самый наблюдательный.

2) Если дети успешно усвоили эту игру, попросите их самих про­должить игру, назначив ведущим одного из детей.

«РАССКАЖИ О КАРТИНКЕ»

Цель игры: расширение словарного запаса, развитие творческо­го мышления, наблюдательности.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

Ведущий берет фигурку одного из героев и описывает его: расска­зы­вает, как он выглядит, добрый он или злой, большой или ма­ленький, что он делает по ходу сказки и т.д. После этого он просит детей повторить, что он рассказал.

Затем ведущий берет другую фигурку и просит детей по очереди описывать героя и следить, чтобы описания не повторялись.

Если это не получается, ведущий задает наводящие вопросы: во что одет дед; старый он или молодой; что делает; большой он или маленький и т.д. За правильные ответы ребенок получает жетон-наклейку. Побеждает тот, кто даст ответов больше всех.


" ПУТЕШЕСТВИЕ В ВООБРАЗИЛИЮ"

Цель игры: развитие внимания и памяти, развитие творческого мышления, закрепление речевых навыков.

Материал: опорные картинки к сказке, бумага, цветные карандаши, шаблоны геометрических фигур.

Ход игры:

1)Прочитайте стихотворение Б. Заходера "Моя Вообразилия". Попрасите детей вначале описать, какой они представляют эту необыкновенную страну. Затем , используя шаблоны геометрических фигур , изобразить на бумаге жителей, дома, транспорт необыкновенной страны.

2)Проведите конкурс на лучшего выдумчика- фантазера, сочинителя небылиц. Темы могут быть самыми разными. Например:

" Если бы я был волшебником..."

" Приключения гнома в стране Вообразилия".

«НАЙДИ ПО СИЛУЭТУ»

Цель игры: развитие наглядного мышления, внимания, образ­ной памяти.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки-жетоны.

Ход игры

Ведущий просит детей рассмотреть фигурки со всех сторон. Да­лее он объясняет, что такое силуэт, и просит детей обвести пальчи­ком силуэт фигурки, а затем - карандашом.

Ведущий выкладывает фигурки обратной стороной и просит най­ти героев сказки, предметы. Если ребенок правильно находит героя, он получает жетон. Побеждает тот, кто наберет больше жетонов.

«РАСКРАСЬ ПО ОПИСАНИЮ»

Цель игры: закрепление понятия «силуэт»; развитие наблюда­тельности, умения слушать другого, понятно выражать свои мысли; развитие образного мышления и воображения.

Материал: загадки из игры «Собери из частей», фигур­ки-шаблоны героев сказки, цветные карандаши, бу­мага, опорные картинки к сказке.

Ход игры

Ведущий рассказывает детям сказку, и выкладывает опорные картинки к сказке. Затем вместе с детьми отбирает фигур­ки героев сказки.

Когда фигурки лежат перед детьми, он зачитывает по карточке загадку про одного из героев. Дети должны угадать, о ком идет речь. Тот, кто первым угадал, становится рассказчиком.

Ведущий переворачивает карточку и просит найти точно такую же фигурку-силуэт.

Дети, каждый на своем месте, обводят силуэт. После этого опор­ные карточки убираются, и рассказчик вместе с ведущим должен описать изображение, а дети должны дорисовать и раскрасить силу­эты, не глядя на фигурку.

Вначале рекомендуется играть простыми фигурками (репка). После каждого описания показывайте фигурку и сравнивайте, у кого какой силуэт получился. Следующим рассказчиком становится тот, у кого точнее всех получился рисунок, или можно загадать загадку про следующего героя.

Если дети легко справляются с этим заданием, можно его ус­ложнить. Предложите рассказчику описать картинку с участием героя (игра «Разведчик»).

«ПОКАЖИ ОДИНАКОВОЕ»

Цель игры: учить ребенка мыслительным операциям: сравне­нию, обобщению, логическому мышлению; развивать фантазию, уме­ние классифицировать предметы по разным основаниям.

Материал: фигурки героев сказки из настольного театра, кружки - жетоны.

Ход игры

Ведущий рассказывает о том, что есть одинаковые предметы, части тела у разных людей и т.д., и просит показать детей одинако­вое в группе.

Затем он просит ответить на его вопросы и показать одинаковое на фигурках. Например: у кого есть хвосты, кто одет в юбки, чем похожи дед, бабка и внучка (ходят на ногах, люди), чем похожи Жучка, кошка, мышка (животные) и т.д.

За правильные ответы ребенок получает жетон. Побеждает тот, кто даст больше всех правильных ответов.

«КТО САМЫЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНЫЙ?»

Цель игры: учить детей составлять рассказ по картинке, разви­вать внимание, расширять словарный запас.

Материал: игровое поле, фигурки к сказке из настольного театра

Ход игры

Ведущий выкладывает на игровом поле сюжет из сказки «Репка» и просит детей описать, что изображено на картинке. Дети перечис­ляют и описывают героев, события, предметы. За каждый правиль­ный ответ они получают жетоны. Детям трех-пяти лет можно играть два-три раза по одному сюжету. Если дети старше пяти лет, они играют по данному сюжету один раз. Победитель выкладывает свой сюжет.

«РАЗВЕДЧИК» Дидактические игры на основе сказок

Цель игры: развитие внимания, образной памяти, речи; закреп­ление понятий на, над, под, перед, с, внутри и т.д.

Материал: фигурки-шаблоны, опорные картинки к сказке, бумага, цветные карандаши, загадки.

Ход игры

Ведущий загадывает загадку об одном из героев сказки. Тот, кто ее отгадал, становится «разведчиком». Ему показывают опорную картинку, и он должен описать картинку с героем как можно точнее, а другие дети, исполь­зуя фигурки-шаблоны, рисуют у себя картинку по описанию.

Ведущий помогает «разведчику» описать картинку более точно.

«СОБЕРИ ИЗ ЧАСТЕЙ»

Цель игры: развитие внимания, памяти, координации мелких движений рук.

Материал: разрезные картинки к сказке, фигурки к сказке из настольного театра

Ход игры

Покажите детям фигурки героев сказки. Спросите, как их зо­вут. Затем покажите, что из частей можно сложить фигурку любого из героев.

Затем надо перемешать части карточек и попросить малыша от­гадать загадку и сложить фигурку героя.

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается.

(Собака)

Мохнатенькая,

Усатенькая,

Ест и пьет,

Песенки поет.

(Кошка)

Собой не птица,

Петь не поет.

Кто к хозяину идет,

Она знать дает.

(Собака)

Желтая, как солнце,

А не солнце,

Хвост имеет,

А не мышь.

(Репка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки.

(Кошка)

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репа)

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

(Собака)

«КТО У НАС ОБИДЕЛСЯ? Дидактические игры на основе сказок»

Цель игры: развитие наблюдательности, обучение различению различных эмоциональных состояний.

Материал: разрезные картинки к сказке и изображения лиц, героев сказки с разными эмоциями.

Ход игры

Попросите детей собрать картинки. Спросите, какими получи­лись изображения, что переживают персонажи, (наверное, они раду­ются, потому что вытянули репку).

Расспросите детей, какие еще бывают эмоции. Покажите изоб­ражения лиц и попросите вставить их в соответствующие места.

Почему они грустят? Чем их можно утешить?

Пусть дети расскажут о каждом герое, и, если они будут пра­вильно отвечать, вставляйте изображения довольных лиц.

Когда дети освоят это, в следующий раз можете разыгрывать другие сюжетные сценки с различными эмоциями. При поиске изоб­ражений лиц, обращайте внимание на рот, глаза, брови героев: как они передают эмоцию.

«ВЕСЕЛЫЙ СЧЕТ»

Цель игры: освоение цифр, овладение навыками счета.

Материал: игровое поле, фигурки героев сказки, карточки с цифрами от 1 до 8.

Ход игры

Вспомните вместе с детьми сказку. Когда будете рассказывать, показывайте цифры и выкладывайте их по ходу рассказа:

- Выросла репка, она была одна, затем появился дед, их стало двое, а дед был вторым. Третьей он позвал бабку, и их стало трое. Потом они позвали внучку - она была четвертой, и их стало четве­ро. (При каждом упоминании числа выкладываете соответствующую цифру.) Затем им на помощь пришла Жучка, она была пятая, и их стало пятеро. Жучка позвала кошку, и их стало шестеро, а кошка была шестой. Седьмая - мышка, она помогла вытащить репку. Все­го репку тянуло шестеро, а с репкой их стало семеро.

При счете показываете на цифры и фигурки. Затем показываете на ребенка, говорите, что он восьмой, и даете ему карточку с цифрой 8.

Попросите посчитать числа и фигурки друг за другом, а потом назвать их.

«КТО КАК ВЫГЛЯДИТ»

Цель игры: развитие наглядно-образного мышления, внимания, образной памяти, мелкой моторики руки.

Материал: фигурки-шаблоны героев сказки, бумага, цветные карандаши.

Ход игры

Расскажите сказку и попросите ребенка рассмотреть фигурки героев со всех сторон. Объясните, что такое силуэт, и предложите обвести силуэт фигурки пальчиком, а затем - карандашом.

После этого попросите ребенка заштриховать силуэт. Обведите фигурки еще раз, и пусть малыш раскрасит полученный силуэт так, как раскрашена фигурка.

При раскрашивании попросите малыша комментировать, как и что он дорисовывает и раскрашивает. Например: «Я дорисовываю деду рубашку и раскрашиваю ее в красный цвет с белым горошком». Если ребенок затрудняется назвать элементы одежды, цвет, подскажите ему и попросите повторить. Для закрепления описания по силуэту можно поиграть в игры «Найди по силуэту», «Раскрась по описанию».

«ШЛЯПА ФОКУСНИКА»

Цель игры: развитие тактильной чувствительности, мелкой мо­торики рук, внимания и образной памяти.

Материал: фигурки-шаблоны всех героев одной из сказок, шля­па или шапка, платок, кружки-жетоны из Приложения 4.

Ход игры

Ведущий показывает шляпу и платок: «Это шляпа фокусника, в ней лежат фигурки героев сказки. Вам надо по очереди на ощупь определить героя и назвать его (дед, репка, кошка). За правильный ответ вручается жетон.

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ БЫ, ЕСЛИ...»

Цель игры: учить составлять сложные предложения с союзом если бы; развивать фантазию, творческое мышление.

Материал: кружки - жетоны, опорные картинки к сказке.

Ход игры

Ведущий показывает картинку на сюжет сказки и спрашивает детей:

- Что было бы, если бы дед не посадил репку?

- Что было бы, если бы дед ее не поливал? Какая бы она выросла?

- Что было бы, если бы мышка не пришла на помощь?

Ведущий внимательно следит за тем, чтобы дети отвечали полны­ми предложениями с использованием союза если бы. Например:

- Если бы кошка поссорилась с Жучкой, то репку не вытяну­ли бы. И т.д.

За правильные ответы ребенок получает жетон-кружочек. По­беждает тот, кто даст больше правильных ответов.

«РАССКАЖИ НАОБОРОТ»

Цель игры: познакомить детей с противоположными понятия­ми, учить сравнивать, составлять сложные предложения.

Материал: фигурки героев сказки.

Ход игры

1) Ведущий начинает предложения и просит детей их продол­жить:

Репка большая, а мышка...

Внучка молодая, а бабка...

Если дети успешно отвечают на эти и подобные вопросы, можно игру усложнить.

2) Дети сами по очереди составляют предложения. Побеждает тот, кто составит больше всех предложений или первым заканчива­ет предложение.


© 2010-2022