Творческо-исследовательский проект Домашние сказки для старших дошкольников

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Кокутенко Татьяна Константиновна

МБДОУ детский сад «Теремок»

с. Белый Яр

Проект «Домашние сказки».

Тип проекта: творческо-исследовательский проект

Вид проекта: групповой

Срок реализации: 2 недели (октябрь 2015).

Автор проекта: Кокутенко Татьяна Константиновна, воспитатель.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, сотрудники библиотеки.

Актуальность и проблема: новая книга была и есть важным событием в жизни любого человека, тем более для детей старшего дошкольного возраста. Современные энциклопедии по красочности и информативности не уступают телевидению. Стойкий интерес детей к книге бумажной, с одной стороны, и недостаточность знаний детей и родителей, с другой стороны, побудил нас проследить весь процесс рождения книги: от создания бумаги до написания сказок. Тем более в процессе совместной творческой деятельности детей и родителей формируются условия для развития доверительных, теплых отношений между всеми участниками проекта, что является актуальным в целом для современного общества. Занятость родителей, загруженность детей в школьный период способствует разобщению и утрате семейных связей и традиций, которые всегда способствовали к сплочению семьи. Также тесное сотрудничество с семьей поможет развитию творческой активности дошкольников.

Цель: Создание условий для развития познавательно- исследовательской и творческой активности детей через создания семейной книги сказок и различных видов книг с учетом их исторического развития (от глиняных дощечек до книг - кодексов).
Задачи:

1. Создать условия для расширения и систематизации знаний о книге (об этапах создания, знакомства с профессиями людей ее создающих), стимулирующих познавательные и творческие способности.

2. Создать условия для воспитания бережного отношения к книге, к труду других людей.

3.Обеспечить условия для развития мелкой моторики.

4. Создать условия для совместной с родителями творческой деятельности.

5. Создать условия для развития способностей к практическому экспериментированию и символическому моделированию.

6. Создать условия для формирования способности видеть явления в перспективе дальнейшего их развития.

7. Создать условия для развития у детей творческого мышления.

8. Расширить представления детей о нетрадиционном рисовании.

Формы реализации проекта:

-НОД;

-игры (сюжетно-ролевые, дидактические, речевые, настольно-печатные);

-беседы, общение;

-рассматривание иллюстраций, рисунков, картинок, открыток;

-использование мультимедийных презентаций;

-просмотр мультфильмов;

-работа с родителями.

-экспериментирование

- моделирование


Этапы реализации проекта

Этапы работы над проектом

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Деятельность родителей

I этап (подготовительный)

Выбор проблемы, целеполагание.

Формулирует проблему: исчезли все книги в группе (убрать на время).

Представьте, что когда-то книг не было. Возможно ли это? Почему? Хотите узнать, когда это было и как придумали книги? Кто создает книги?

Осуществляют личностное присвоение проблемы, вживание в ситуацию.

Осуществляют принятие, уточнение цели и задачи.

Гипотезы:

- не знали, как делать книги;

- не было бумаги;

- не умели писать

Знакомство с проектом с помощью папки-передвижки: уточнение целей, задач.

Мотивация родителей на передачу искреннего, положительного отношения к ценностям, которое следует уважать и беречь.

Объявление о конкурсе на лучшую «домашнюю» сказку, одним из героев которой является собственный ребенок.

2 этап (разработка проекта)

Составление плана совместной деятельности

-подбор материала и оборудования для ОД, бесед, разнообразных игр и других видов деятельности;

-оформление папок-передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы;

-беседы с родителями о необходимом участии их в проекте;

- консультации родителей

Осуществляют планирование работы:

распределение ролей при проведении опытов и сюжетно-ролевой игры, выбор оформления книжки - раскладушки, «бамбуковой книжки»; совместное с родителями сочинение сказок и рисование на их сюжет.

Осуществляют планирование: выбор творческих заданий при совместном сочинении сказки, рисовании на сюжет сочиненной сказки, изготовлении различных видов книжек для создания музея книги.

3 этап (выполнение проекта)

1. Чтение сказки Р. Киплинга «Как появилось письмо».

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.

3. Организация групповой беседы и ОД «На чем раньше писали?», «Знакомимся с профессиями».

4. Организация мини-музея книг.

5. Организация мини-проектов «Книга-лепешка», «Книга-мышь», Книга-ваза», «Свиток», «Книга-лесенка», «Книжка с корабликом», «Книга-стопа» и консультирование родителей.

6. Подготовка презентации « Древние книги»

7. Создание сборника «Домашние сказки» совместно с родителями.

8. Организация беседы после просмотра фильма «Как делают книги?»

9. Организация экскурсии в библиотеку.

1. Работа со схемами (при изготовлении книжек-гармошек, глиняных табличек).

2. Представление совместных с родителями рисунков для сборника сказок и самодельных книг для мини-музея.

3.Сюжетно-ролевая игра «Типография», речевая «Закончи сказку». Игровые упражнения « Закончи орнамент», «Напиши имя иероглифами», «Прочти мое письмо»

4. Рассматривание иллюстраций Ивана Билибина, Юрия Васнецова, Евгения Чарушина, Владимира Сутеева.

5.Участие в беседах «На чем раньше писали?», «Как нужно ухаживать за книгами», «Люди каких профессий участвуют в создании книг», «Есть ли сказочные элементы в том, как Р. Киплинг объясняет происхождения письма?

6. Творческая мастерская «Бамбуковая книга», «Глиняные таблички».

7. Нетрадиционное рисование с использованием глины (теста) и палочки для клинописи.

8. Эксперименты с различными материалами (береста, глина, бумага, шелк); по изготовлению бумаги.


1. Художественное творчество совместно с детьми

2. Выпуск сборника сказок.

3. Семейные мини- проекты по изготовлению книг.

4 этап (подведение итогов)

1. Презентация проекта.

2. Оформление выставки творческих работ.

Экскурсии по мини-музею.

Выпуск сборника «Домашние сказки»,

презентация мини- проектов

Планирование образовательной деятельности

1 неделя

Речевое развитие.

«Как было написано первое письмо» Р. Киплинг.

Цель: создание условия для поддержания инициативы к исследовательской деятельности через чтения художественной литературы.

Задачи: познакомить детей с содержанием сказки и творчеством писателя;

создать условия для воспитания самостоятельности в выборе нужного решения;

создать условия для формирования навыков коммуникативного общения

Проблемная ситуация: Есть ли сказочные элементы в том, как автор объясняет происхождения письма?

Познавательное развитие: Беседа «На чем раньше писали» (береста, шелк, глиняные таблички, бумага).

Цель: создание условия для знакомства детей с древними материалами для письма.

Задача: создать условия для знакомства с их свойствами;

сравнить, какой материал более удобный для письма; формировать способность самостоятельно анализировать полученные результаты.

Художественно-эстетическое развитие: «Декоративная пластина».

Цель: создание условия для развития творческих способностей детей.

Задача: рассмотреть древние пиктограммы; создать условия для написания ребенком собственного «знакового письма».

Игровые упражнения: «Прочти мое письмо»;

«Напиши имя звуковыми иероглифами»


Познавательное развитие.

Тема «Древние книги»

Цель: создание условия для знакомства с древними книгами».

Задачи: познакомить с презентацией «Древние книги» и выявить особенности книг (материал, размер, способ нанесения текста);

создать условия для развития творческих способностей детей через создания книг из «бамбука».

Речевое развитие: Дидактическая игра «Закончи сказку» (на основе русской народной сказки «Волк и баран»).

Цель: создание условия для развития творческого воображения

Задачи: создать условия закрепления навыка составления коротких сюжетных рассказов;

развивать эмоциональное отношение к художественным произведениям, учить сопереживать и понимать героев;

создать условия для развития коммуникативных способностей детей;

продолжать учить использовать в рассказе разные виды предложений, выразительно рассказывать.

Постановка проблемы: представьте, что вы нашли недостающую часть сказки, написанной на папирусе. Дополните сказку.

2 неделя

Художественно-эстетическое развитие «Дорисуй орнамент».

Цель: создание условия для развития творческих способностей детей.

Задача: создать условия для знакомства с оформлением древних книг (орнаментом); закрепить навык рисования орнамента через выполнения игрового упражнения «Закончи орнамент», создать условия для развития самостоятельности через выбор средств рисования (гуашь, восковые и цветные карандаши, чернила и др.)

Познавательное развитие / исследовательская деятельность «Создание бумаги».

Цель: создание условия для развития познавательной активности детей.

Задача: создать условия для формирования самостоятельности в поиске нужного решения;

просмотреть фильм « Как делают бумагу?», выяснить, какие материалы нужны для опыта;

закреплять навык работы по схеме; создать собственную бумагу;

создать условия для развития коммуникативных способностей через совместную поисковую деятельность.

Художественно-эстетическое развитие: «Книга-гармошка».

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей.

Задачи:

создать условия для моделирования книги-гармошки;

закреплять навык работы по схеме;

воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Познавательное развитие

« Знакомимся с профессиями!»

Проблема: Кто создает книги? (предположения детей).

Цель: создание условия для знакомства с профессиями людей, которые создают книги (иллюстраторы, писатели, редакторы)

Задачи:

создать условия для знакомства с детскими иллюстраторами (И. Билибин, Ю. Васнецов, Е. Чарушин, В. Сутеев); создать условия для развития навыков коммуникативного общения через организацию игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра «Типография»).

Социально-коммуникативное развитие

Экскурсия в библиотеку.

Тема: «Можно ли помочь книгам, если они заболели?»

Цель: создать социально-коммуникативную ситуацию для развития представлений о том, что книга - это труд многих людей, поэтому люди бережно относятся к книгам, создавая специальные дома для их бережного хранения.

Задачи: создать условия для формирования представления, как ухаживать за книгами;

создать игровую ситуацию, где ребенок может выступить в роли «доктора» для книг.

Предполагаемый результат:

  • Расширение знаний о книге, профессиях людей ее создающих.

  • Формирование умения конструировать разные модели книг.

  • Обогащение словарного запаса.

  • Формирование бережного отношения к книгам.

  • Создание мини-музея

  • Создание сборника сказок.

  • Расширение познавательной компетенции дошкольников

Литература:

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

  2. Дыбина О.В. Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов.- М.: ТЦ Сфера, 2014.

  3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. -М.: ТЦ Сфера, 2014.

  4. Прудовская С.Н. История букв своими руками.- М.:КОМПАСГИД, 2015г.

  5. Прудовская С.Н. История книги своими руками.- М.:КОМПАСГИД, 2015г.

  6. Прудовская С.Н. История книги своими руками. Продолжение- М.:КОМПАСГИД, 2015г.

  7. Малинина Е., Бутман И. Жизнь привычных вещей. - М.: Белый город, 2014.

© 2010-2022