Программа дополнительного образования в области художественно-эстетического развития

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Информационная карта программы:


1) Название программы:

Программа дополнительного образования по познавательно - по художественно-эстетическому развитию, приобщению детей к устному народному творчеству (театрализованная деятельность)

2) Автор программы:

Иванычева Елена Владимировна

3) Территория: Муниципальное образование Октябрьский район, ХМАО - Югра.

4) Адрес организации:

628109, ХМАО - Югра, Тюменская область, Октябрьский р-н, с. Перегрёбное, ул. Лесная, д.36

5) Название проводящей организации:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек».

6) Телефон, факс: 8(34678)38 - 637. 38 - 747

7) Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

8) Форма проведения: групповая, подгрупповая

9) Сроки реализации: 4 года.

















Содержание программы:

1. Введение

1.1 Законодательная база стр. 3

1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы стр.4- 8

2. Теоретические аспекты стр.9

3. Условия реализации программы «Волшебный сундучок» стр. 10

3.1 Средства реализации программы стр. 11

3.2 Формы реализации работы с детьми стр.12

4. Практическая часть по развитию речевого творчества 4.1 Первый год обучения от 3-4лет стр.13

4.2 Учебно- тематический план кружка «волшебный сундучок» стр.

4.3 Ожидаемые результаты

4.4 Второй год обучения от 4-5 лет стр.18

4.5 Учебно- тематический план кружка «волшебный сундучок» стр18-20

4.6 Ожидаемые результаты стр.20

4.7 Третий год обучения 5-6 лет стр. 21

4.8 Учебно- тематический план кружка «волшебный сундучок» стр.21-24

4.9 Ожидаемые результаты стр. 25

5.0 Четвертый год обучения 6-7 лет стр.26-29

5.1 Ожидаемые результаты стр.29

Список литературы стр.30


1. Введение

Законодательная база регламентирующая работу по организации дополнительного образования по программе дополнительного образования «Волшебный сундучок»:


  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ст.9. Закона «Об образовании» констатирует, что программы ДОО делятся на основные и дополнительные; Ст.14. п.6 Закона « Об образовании» разрешает реализацию дополнительной программы);

  • Конвенция о правах ребёнка от 15.09.1990г.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2 013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1. 3049-13

  • Инструктивно - методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» №65/23 - 16 от 14.03.2000г.

  • Устав МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек»

  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 1467 от 24.03.2014г.

  • Положение об организации дополнительного образования по дополнительным образовательным программам дошкольного образования (кружков) в МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек» регистрационный № 16- од, утвержденного приказом заведующего №369 - од от 29.08.2013г.

  • Положение о рабочих программах по дополнительному образованию программы дошкольного образования МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек» регистрационный № 08-од, утверждено приказом №369 - од от 29.08.2013г.

  • Положение о системе оценки индивидуального развития воспитанников МБДОУ «ДСОВ «Аленький цветочек» регистрационный № 20-од, утверждено приказом №519 - од от 27.10.2014г



Пояснительная записка

«Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир»

С.И. Мерзлякова

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди. Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей и является приоритетным направлением в художественно-эстетическом развитии.

Одним из обязательных требований ФГОС дошкольного образования является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

В Конвенции ООН о правах ребёнка говорится, что образование ребёнка, должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме.

Данная программа позволяет максимально развить у ребенка его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье. Занятия театрализованной деятельностью позволяют дошкольникам строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом их возрастных возможностей . Именно в дошкольном возрасте, изображая разные характеры и поступки героев и персонажей сказок: жадность, хитрость, взаимопомощь, дети учатся разрешать проблемные ситуации, оценивать и анализировать поступки героев, тем самым приобретая опыт социальных навыков поведения, который закладывается на ступеньке дошкольной поры. Именно в этом возрасте развиваются у детей психические процессы (внимание, память, мышление, воображение. Закладывается и эмоционально-волевая сфера ребенка. Каждое выступление перед зрителями формируют уверенность в себе, способствуют развитию речевой активности и общению со сверстниками. любознательности, формирование творческого воображения интеллектуального и художественно-эстетического, нравственного воспитания

Данная программа основывается на взаимодействии совместной деятельности педагога с обучающимися, совместном взаимодействии с родителями. Всегда эффективна в привлечении к участию в театрализованных праздниках, развлечениях, конкурсах.

1.2 Актуальность данной программы:
Занятия театральной деятельностью помогают развить возможности интересов и различных способностей у ребенка; способствующие эстетическому развитию; проявлению любознательности, стремления к оригинальности и чему то новому, усвоению новой информации и новых открытий, развитию ассоциативного мышления, интеллекта, целеустремленности , эмоций . Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют систематической работы, решительности, трудолюбия от ребенка систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение подражать, интуиция, способность к импровизации. Любимые занятия театральной деятельностью и частые выступления перед зрителями, способствуют ожиданию творческого успеха , повышению самооценки .

Проблема развития речи детей остается одной из актуальных, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения Выступление перед аудиторией формируют уверенность, развиваются социально-коммуникативные и речевые способности. Проигрывая много ролей, ребенок учится в коллективе видеть красоту, сочувствовать. Используя театрализованное творчество, нам педагогам дается возможность воспитывать у детей отрицательное отношение к жестокости, трусости, жадности, хитрости. Расширять и углублять знания об окружающем мире.

Новизна данной программы:
Новизна данной программы заключается в том, что созданы специальные условия, обеспечивающие полноценное художественно -эстетическое развитие дошкольников, а так же в развитии речи и умении действовать перед аудиторией (публикой), что очень ценно в будущей школьной жизни ребенка.
Сценарии для драматизаций сказок, этюдов, потешек соответствуют единой теме и нацелены , на развитие устной речи детей и свободного общения с детьми и взрослыми
Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, формирование любви к русскому фольклору, укрепление традиций народных праздников, знакомство дошкольников с культурой русского народа и приобщают детей к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Сказки для ребенка помогают открыть загадочный мир взрослых, развивают воображение, фантазию.
Педагогическая целесообразность данной программы:

Гипотеза - если в развитии творческих способностей детей использовать театрализованную деятельность, то быстрее и эффективнее произойдет формирование этих способностей.

Педагогическая целесообразность программы заключается в возможности средствами театра помочь развить свои психические, физические и нравственные качества, детям раскрыть их творческие способности, нравственные качества, а так же повысить уровень интеллектуальных и познавательных возможностей (развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений), что в будущем поможет в детям быть успешными в школе. А так же одной из самых важных потребностей детей является потребность взаимодействия и общения со сверстниками. В этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у детей таких качеств, которые помогут в общении со сверстниками умения сотрудничать и разрешать возникающие противоречия в общении.





Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи

  1. Создать условия для развития творческой активности воспитанников, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества по возрастным группам.

  2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей (законных представителей) воспитанников, сотрудников ДОО, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).

  3. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

  4. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).

  5. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

  6. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

  7. Воспитывать любовь к театральному искусству.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Интеграция с другими образовательными областями:

«Художественно-эстетическое развитие»

Учить детей слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушать музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, учать через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение

Знакомять с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).

Знакомить с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету сказки спектакля или отдельных его персонажей.

«Речевое развитие»

Развивать у детей четкую, ясную дикцию, развить артикуляционный аппарат с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Развивать диалогическая речь, общение, выразительную интанационность речи.

«Социально-коммуникативное развитие»

«Социально-коммуникативное развитие» Продолжать знакомить детей с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, приобщать детей к миру театра. Развивается у детей творчество.

«Познавательное развитие»

Способствовать всестороннему развитию детей: развивать память, мышление, фантазию. Дети закрепляют цвета, оттенки, счет, природные явления, времена года.

«Физическое развитие»

Совершенствовать физические навыки (имитация движений различных животных). Театрализованные игры, помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод о важности развития творческой, театрализованной деятельности ребенка дошкольника, оно позволяет решать задачи, касающегося творческого речевого развития, раскрытия творческого потенциала, содействует развитию социальной уверенности, формированию позитивного отношения к сверстникам и окружающим людям.

2. Теоретические аспекты

Театрализованная деятельность - это не просто игра!

Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

О театре как средстве воспитания говорили многие великие люди.

Театрализованная деятельность занимает особое место в педагогическом процессе среди разнообразных форм обучения и воспитания всесторонен него развития детей.

Театрализованная деятельность позволяет для воспитанников строить взаимодействие и общение друг с другом с учетом возрастных возможностей и индивидуальных особенностей. Дети учатся смотреть на себя со стороны, изображая разные характеры и поступки: взаимопомощь, поддержку, жадность, хитрость. Выступления перед аудиторией формируют уверенность в себе, опыт социальных навыков поведения, способствуют развитию у дошкольников всех компонентов речи. Детям нравиться разыгрывать небольшие этюды, перевоплощаться в героев знакомых сказок, быть участниками кукольного театра. Театрализованные игры включают в себя беседы по тематике, знакомство детей с культурным наследием русского народа, формирование любви к фольклору, укреплять традиции народных праздников.

Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, развивают воображение, фантазию, знакомят с героями этнических произведений.

Эффективна совместная творческая деятельность детей и взрослых, так как родители(законные представители) становятся в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, изготовителей костюмов и декораций. Это помогает им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента.

Проведя анкетирование среди родителей, мы выявили большой процент среди родителей желающих привлечь детей в театральную деятельность.

Исходя из этого был разработан перспективный план работы с детьми 3-7 лет на четыре года обучения

3.Условия реализации программы кружка «Волшебный сундучок»

  1. Реализация перспективного планирования по развитию творческого потенциала детей посредством театрализованной деятельности осуществлялась в работе дополнительного образования кружок «Волшебный сундучок». Оно предусматривает систематическое целенаправленное развитие творческих способностей детей посредством театрализации. Реализуется через:


  • развитие психофизических способностей (мимики, пантомимики); психических процессов (восприятия, воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти и др.), речи (монолог, диалог); творческих способностей (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).

  • участие детей в театрализованной игре: разыгрывание стихов, песенок, потешек, мини-сценок, сказок, басен; владение куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушки, пальчиковый и другие виды театров, доступные детям).

  • обогащение театрального опыта: знания детей о театре, его истории, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

  • изготовление и подбор атрибутов совместно с родителями; изготовление кукол и игрушек, костюмов, создание «Домашнего театра», совместные театрализованные представления.

Реализация этих задач с учётом возрастных особенностей детей способствует развитию творческого потенциала, раскрытию индивидуальности.

Таким образом в целях развития творческих способностей созданы условия. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования.

Разные виды театра по сказкам выставлены на полки, разные виды театра, имеются книги со сказками, картотека театрализованных игр и упражнений.


3.1Средства реализации программы.

Для самостоятельной театрализованной деятельности детей в группе созданы благоприятные условия.

Для реализации программы имеется материально - техническое оснащение процесса.

Перечень основных технических средств обучения:

  • Аудио магнитофон, мультимедийная установка: экран, проектор, телевизор, DVD;

  • магнитная доска для иллюстрационного материала на бумажном носителе;

  • CD - DVD - диски, аудиокассеты с записями музыкального материала, сказок, стихов;

  • Ноутбук

  • Видеоматериалы(записи сказок, презентаций)

Наглядный материал:


  • различные виды театров ( би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, театр на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр, кукольный театр).

  • Реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы, элементы костюмов, маски, игровой реквизит.

  • костюмы, маски, куклы, театральный реквизит, грим;

  • Иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам.

  • декорации, различный материал для изготовления театральных атрибутов, книги, кассеты с записью музыки, театральных шумов, книги со сказками-аудиозапись);

  • Разные виды бумаги, клей, краски, фломастеры, карандаши, ткани, нитки, пуговицы, коробки, природный материал).

  • Атрибуты к играм

  • Художественная литература

  • Дидактические игры и упражнения

Работа с родителями

  • Привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.

  • Консультации для родителей.

  • Анкетирование.

  • Совместные развлечения, досуги, спектакли.

Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной творческой деятельности, участие в конкурсах, развлечениях, праздниках

Изготовление поделок и рисование - проводится с целью развития творческих способностей, воображения, памяти.

Таблица 1. План взаимодействия с родителями


Сроки

Тема

Форма проведения

1 квартал

«Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей.

Стендовая информация

«Знаете ли вы своего ребёнка?»

анкетирование

2 квартал

«Утро радостного настроения»

Фотовыставка

«Мои любимые герои»

Выставка рисунков

3 квартал

«Театральная мозаика»

Стендовая информация

«В мире сказок»

Фотовыставка


3.2Формы организации работы с детьми.


Возраст детей

3-4 лет

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Форма ОД

групповая

групповая

групповая

групповая

Продолжительность ОД

15 мин

20 мин

25 мин

30 мин

Количество ОД в месяц

2

2

2

2

Количество ОД в год

18

18

18

18

Форма проведения итогов работы: участие в развлекательных мероприятиях ДОО, театрализованных представлениях, конкурсе -фестивале детского театрального искусства «Золотой Орфей».

4. Практическая часть

4.1. Первый год обучения 3-4 года.

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:


  1. Познакомить детей с потешками, сказками, загадками.

  2. развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, речевой слух.

  3. Побуждать детей пользоваться интонационными средствами выразительности.

  4. приобщать детей к театрализованным играм устному народному творчеству.

Учебно -тематический план кружка

«Волшебный сундучок»

(2-младшая группа)3-4года



Тема

Цель:

Кол -во

Занятий

1

Сентябрь

Мониторинг

«Приходите в гости к нам»




Познакомить детей с жанровым разнообразием малых фольклорных форм: песенки, потешки. Побуждать детей отгадывать описательные загадки, интонационно воспроизводить выразительность отдельных фраз потешек и песенок. Развивать слуховое восприятие. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.



1

2

«Сказки от Мурлыки».

Стр34

Познакомить детей с новым литературным жанром - сказка. Формировать умение внимательно слушать сказку, привлекать детей к посильному участию в драматизации отдельных отрывков сказки, узнавать и называть героев. Закреплять правильное произношение звуков. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.


1

3

Октябрь

«Чудесный сундучок»стр30

Сказка «Колобок»

Знакомство с сундучком, в котором живут сказки.

Познакомить детей с устным народным творчеством последовательных сказок, обратить внимание на повторность событий и действий, ритмичность мест, песенок. Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.

1

4

«Дрема в гостях у детей»

Стр47

Познакомить детей со смысловым значением содержания потешек и песенок. Побуждать детей соблюдать интонационную выразительность при чтении малых форм фольклора. Развивать активный словарь, упражнять детей в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже.

5

Ноябрь

«Жили - были…»

Сказки Н. Носова

Стр.55

Формировать у детей понятие литературного жанра - сказка; начало сказки и конец. Развивать нравственные качества, понимать смысл содержания сказки, её мораль в доступной для детей форме. Упражнять в четком произношении звука Ф. Способствовать развитию речевого дыхания.

Воспитывать любовь и интерес к устному народному творчеству.

1

6

«Как мы ходили в зоосад»

Стихи С. Я. Маршака

Стр.70

Познакомить детей литературным жанром - поэзия, помочь эмоционально воспринимать лирический текст. Побуждать детей выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях, развивать интонационную выразительность при чтении стихов. Воспитывать интерес к поэзии С. Я. Маршака

1

7

Декабрь «Волшебный сундучок кота Мурлыки». Сказка

«Два жадных медвежонка»

Стр73

Обратить внимание детей на выразительные средства языка сказок, название сказок. Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять и объяснять их поступки, поведение.

1

8

«Колобок»

Стр81

«Теремок»

Стр85

«Репка»

стр84

«Колобок» - пересказ сказки.

Побуждать детей к воспроизводить текст сказки. Развивать словарный запас, добиваться интонационной выразительности во время пересказа. Закреплять правильное произношение звуков. Четко произносить их в словах, различать слова, близкие по звучанию. Воспитывать партнерские отношения, любовь и интерес к устному народному творчеству.

1

3

9

Январь

«В гостях у снегурочки»

Стихи русских поэтов о зиме.

Стр.87

Продолжать знакомить детей с русской лирикой. Побуждать детей эмоционально передавать свои чувства, понимать поэтический образ, ритмично читать стихи о природе вместе с воспитателем. Активизировать речь детей. развивать интонационную выразительность при чтении стихов, передавать в речи радость. Торжество.

1

10

«Сундучок Деда Мороза»

Сказка «Снегурушка и лиса»

Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять их поступки и поведение, соотносить название сказки с её содержанием.

1

11

Февраль

Сказки о лисе

«Лиса и заяц»

Стр131

Формировать у детей образ героев сказок через их поведение, поступки и черты характера. Развивать наблюдательность, слуховое восприятие устного народного творчества. Побуждать детей при высказывании использовать выразительные средства языка, интонацию.. Воспитывать любовь и уважение к литературному жанру - сказка.

1

12

«Волшебный сундучок кота Мурлыки». Сказка «Лиса и журавль»

Стр.167

Знакомство со сказкой, рассказывание сказки с показом на фланелеграфе картинок с изображением её персонажей.

Обратить внимание детей на выразительные средства языка сказок, название сказок. Побуждать детей понимать сюжет сказок, выделять героев сказки, определять и объяснять их поступки, поведение, выделять положительных и отрицательных героев сказки

1

13

Март

«Волшебный сундучок кота Мурлыки». Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Стр171

Формировать у детей эмоциональное восприятие литературного жанра - сказки, интонационную выразительность речи. Побуждать детей участвовать в инсценировке и драматизации отдельных отрывков. Активизировать речь. Закреплять звукопроизношение. Воспитывать партнерские отношения, чувства уважения взаимопомощи.

1

14

«Волшебный сундучок кота Мурлыки». Сказка «Гуси-лебеди»

Стр183

Обратить внимание на поступки главных героев, их поведение. Побуждать детей понимать сюжет сказок, определять добро и зло. Воспитывать любовь и уважение к литературному жанру - сказка.

1

15

Апрель

«Волшебный сундучок кота Мурлыки». Сказка «Волк и козлята»

Стр189

Обратить внимание на поступки главных героев, их поведение. Побуждать детей понимать сюжет сказок, определять добро и зло. Воспитывать любовь и уважение к литературному жанру - сказка.

1

16

Чему нас учат сказки кота Мурлыки?

Стр191

Закрепить понятие литературного жанра - сказка. Формировать устойчивый интерес к прослушиванию новых и драматизации уже знакомых сказок. Побуждать детей проводить простейший анализ сказок, выделять главных героев, объяснять названия сказки, понимать её содержание. Воспитывать партнерские отношения, любовь и интерес к устному народному творчеству.

1

17

Май

Наши любимые литературные герои сказок!

Сказка «У страха глаза велики»

Стр.150

Побуждать детей понимать эмоционально- образное содержание шуточной сказки. Побуждать детей понимать смысловое значение пословиц. Развивать наблюдательность и слуховое восприятие литературного текста. Воспитывать любовь и уважение к литературному жанру - сказка

1

18

Итоговое:

Игра - драматизация по сказке «Колобок»

Закрепить умения обыгрывать несложный сюжет по мотивам сказки учить имитировать действия персонажей, передавать слова героев; учить развивавть коммуникативные качества, речевой слух и речевую активность. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Всего:

18


Ожидаемые результаты:


  1. развитие речевого общения

  2. освоение разговорной речи.

  3. понимание речи и накопление словаря

  4. развитие правильного звукопроизношения

  5. показы - инсценировки детьми несложных сюжетов с использованием игрушек.



Второй год обучения 4-5 лет рабочей программы дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию и приобщению детей к устному народному творчеству.

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  • Создать условия для реализации способности детей чувствовать, мыслить и выражать свое состояние в творческой театральной деятелььности.

  • Помочь формированию взаимоотношений.

  • Научить детей слушать, воспринимать, отвечать на вопросы, пересказывать.

  • Развить у детей диалогическую речь.

  • Помочь в овладении средствами образной выразительности (интонации, пантомимы).

  • Помочь овладению коммуникативными навыками и развитию эмоциональной сферы детей.

  • Воспитывать у детей любовь к театральному искусству.

  • Поддерживать желание выступать перед детьми, родителями и сотрудниками детского сада

Учебно-тематический план кружка

«Волшебный сундучок»

(средний возраст 4 - 5 года)

Месяц

Тема и цель:

Кол -во

Занятий

сентябрь

Мониторинг

Тема: «Д.сад встречает малышей»

Цель: Продолжать развивать интерес к театрализованной игре; активизировать слуховое внимание; учить ребят называть друг друга по именам; называть взрослых по имени и отчеству.

стр.52

1


Тема: «Лесная парикмахерская»

Цель: Вовлекать в игровую ситуацию, побуждать к импровизации в диалоге; вызвать у детей эмоции во время проигрывания ролей и отражать их в мимике, жестах и позах.стр.57

1

октябрь

Тема: «Осень - добрая волшебница»

Цель: Развивать творческое воображение; приобщать к красоте, исскуству, творчеству; развивать умение действовать в воображаемом плане.

1

Тема: «На пруду»

Цель: Вовлекать детей в игровую ситуацию4 упражнять в выразительной интонации голоса; выражать эмоции через движение.

Стр.70

1


Тема: Русская народная сказка «Репка» в д. саду.

Цель: Приобщать детей к исскуству театра; вовлекать в игру по знакомой сказке «Репка», учить вовремя отзываться на реплику и входить в роль, взаимодействовать с партнерами по сцене.

1

ноябрь

Тема: Сказка «Кот, петух и лиса»

Цель: Совершенствовать усвоенные знания по сказке. Развивать диалогическую речь, речемыслительную деятельность. Стр156 Е. А. Румянцева


1


Тема: «Зимние игры»

Цель: Учить детей производить ролевые действия и выражать эмоции в пантомиме; определять содержание пантомимы; придумывать сказки и показывать в настольном театре. Стр.80

1

декабрь

Тема: «Снегурочкины друзья»

Цель: Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать творческое воображение и артистические способности. Стр.84

1


Тема: «Новогодний концерт»

Цель: Развивать способности к импровизации, речевую активность детей.

1

январь

« По заснеженной полянке»

Цель: Побуждать детей к интонационной выразительности, учить разыгрывать сказку в настольном театре; развивать артистические способности. Воспитывать интерес к русским народным традициям. Стр.89

1


Тема: «У меня зазвонил телефон»

Цель: Учить детей участвовать в диалоге; представлять возможность выбора роли экспериментирования в ней; учить выразительно воплощаться в роли. стр.93

1

Февравль

Тема: Короб со сказками.

Цель: Приобщать к словесному исскуству, развивать эстетический вкус; привлекать к участию в совместном с воспитателем рассказывании знакомых сказок; развивать культуру общения, поведения; воспитывать интерес к художественной литературе через различные виды деятельности.

Стр.34 журнал Воспитатель№6/ 2013

1


Тема: «Защитим слабого»

Цель: Развивать исполнительские навыки в этюдах и играх; представлять возможность выбора роли; учить выразительному движению в разминках.стр.100

1

март

Тема: «Умеем хозяйничать»

Цель: Учить детей инсценировать знакомый художественный материал; побуждать к собственной интерпретации роли; развивать двигательную активность. Стр.106

1


Тема: «Гукание весны»

Цель: Вовлекать детей в эмоциональную ситуацию, приобщать к русским народным традициям; учить драматизации знакомых литературных произведений; развивать двигательные навыки.

1

апрель

Тема: Сказка «Царевна -лягушка»

Цель: Учить детей использовать средства интонационной речевой выразительности(силу голоса, интонацию, ритм, темп речи; обогатить словарный запас; воспитывать интерес к русским народным сказкам.

1


Тема: «Угадай сказку»

Цель: Выявить знания русских сказок: узнавать героев, выполнять творческие задания. Выражать образ мимикой, жестами, интонацией. Обогащать речь сказочной лексикой


1

май

Мониторинг

Тема: «Посиделки»

Цель: Приобщать детей к русским народным традициям, прививать любовь к народному слову; вовлекать в игровую ситуацию, побуждать детей к импровизации в инсценировке потешек. Стр.120

1


Всего занятий

18

Ожидаемые результаты:


  1. Развитие умения эмоционально воспроизводить знакомые сказки, подражать звукам, жестам; передавать интонацией и силой голоса игровой образ, эмоциональные состояния.

  2. Развитие умения координировать диалогическую речь.

  3. Развитие речевого общения

  4. развитие правильного звукопроизношения

  5. показы - инсценировки детьми несложных сюжетов

  6. приобщение к искусству театра.

4.7.Третий год обучения с детьми 5-6 лет.

Цель программы: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей

  2. Познакомить детей с различными видами театра(кукольный, музыкальный).

  3. Обучать детей творческому рассказу с элементами кукловождения.

  4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане пережвания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.

  5. Развить творческую активность и игровые умения детей.

  6. Побуждать детей фантазировать, видоизменять, комбинировать, сочинять, импровизировать на основе уже имеющегося опыта.

  7. Воспитывать умение эмоционально и выразительно общаться

Учебно-тематический план кружка

«Волшебный сундучок»

Для детей 5-6 лет

(старшая группа)

Месяц

Тема и цель:

Кол -во

Занятий

Сентябрь

Мониторинг

Тема: Знакомство с волшебным миром театра

Цель: Дать детям представление о театре, познакомить с понятием искусство театра и его назначением в жизни людей. Формировать уверенность в собственных силах.

Воспитывать индивидуальность ребенка

1

Сентябрь

Тема. Виды театра

Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру. Дать сведения об основных средствах различных театров(балет, народный, кукольный, детский)

1

Октябрь

Тема: Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).

Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.

1

Октябрь

Тема:Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо) .

Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.

1

Ноябрь

Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.

1

ноябрь

Тема: Театр на фланелеграфе.

Цель: Познакомить с театром на фланелеграфе. Интонационно и выразительно передавать характер персонажа и его эмоциональное состояние. Развивать творческую инициативу, монологическую речь. Развивать коммуникативные способности.

1


декабрь

Тема: Образ мышки в сказках.

Цель: Вспомнить русские народные сказки. Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. Учить определять и сравнивать образ героя в разных ситуациях. Развивать воображение, фантазию, пластические навыки. Воспитывать бережное о ношение к куклам-игрушкам.

1

Декабрь

Тема: В гости к сказке.

Цель: Развивать художественно-речевое творчество, средство выразительности. Учить пересказывать сказку своими словами. Активизировать и совершенствовать словарный запас детей. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

1

Январь

Тема. Знакомство с теневым театром.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с теневым театром; навыками владения этим видом театральной деятельности.

1

Январь

Тема. Знакомство с плоскостным театром. Картинки на фланелеграфе.

Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; познакомить детей с театром на фланелеграфе; навыками владения этим видом театральной деятельности

1

Февраль

Тема: «В магазине игрушек».

Цель: Развивать интонационную выразительность речи. Совершенствовать диалогическую, монологическую, связную речь детей. Развивать коммуникативные навыки. Закрепить навыки кукловождения . Развивать чувство ритма.

1

Февраль

Тема: «Зимние чудеса».

Цель: Формировать уровень осознанного выразительного исполнения Развивать речь детей, интерес к народному творчеству через загадки, потешки, поговорки. Развивать детскую инициативу, творчество и индивидуальность

1

Март

Тема: «Заюшкина избушка».

Цель: Учить внимательно слушать сказку. Вызвать интерес к драматизации сказки. Развивать эмоциональную культуру детей. Воспитывать умение сопереживать героям сказки.

1

Март

Тема: Ай, да масленица!

Цель: Расширить представления детей о о народном устном творчестве. Прививать интерес к традициям русского народа. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

1


Апрель

Тема: КВН- развлечение «Путешествие по сказкам». Цель: Учить придумывать необычный конец знакомой сказке. Выразительно передавать диалоги сказочных персонажей. Формировать художественно-речевые , исполнительские способности. Закреплять умение рассказывать сказку с использованием мнемотаблицы. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

1


Апрель

Тема: «Таинственный мир загадок».

Цель: Расширить представления детей о загадках. Учить придумывать самостоятельно загадки Развивать образное мышление, прививать внимание к поэтическому слову. Развивать умение отгадывать загадки.

1

Май

Тема: Игра-превращение «Мой маленький театр» Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. Развивать фантазию, воображение, интонационные навыки. Воспитывать дружеские отношения друг другу.


Май

Тема: Викторина по сказкам «Сказочное путешествие»

Цель: Совершенствовать знания детей по сказкам. Развивать память, воображение, речь. Воспитывать интерес к художественной литературе



Количество занятий:


18

4.9.Ожидаемые результаты:

Для того чтобы проверить эффективность работы была проведена промежуточная диагностика. В результате целенаправленной работы по организации театрализованной деятельности дети могут:

  • Создавать образ персонажей, используя различные средства выразительности ( слова, мимику , жесты)

  • Взаимодействовать с партнером

  • Действовать с кукольными персонажами (би-ба-бо, пальчиковыми, плоскостными фигурками, сюжетными игрушками)

  • Легко погружаться в мир фантазий.

5.0. Четвёртый год обучения с детьми 6-7 лет.

Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

  1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества

  2. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей группы перед младшими и пр.).


  1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

  2. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.


  1. Ознакомить детей всех возрастных групп с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский театр и др.).

  2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

  3. Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

  4. Воспитывать любовь к театральному искусству.

5.1. Перспективное планирование по театрализованной деятельности

«Волшебный сундучок».

для детей 6-7 лет

Месяц

Тема и цель

Кол-во

Сентябрь

Тема: «Путешествие в волшебный мир театра»

Цель: Совершенствовать артистические навыки детей. Закрепить умение озвучивать самостоятельно выбранный образ. Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа. Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Воспитывать эстетическое восприятие художественных образов.

1

Тема: «Мы-актеры»

Цель: вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого ребёнка; закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, гапит); - знакомить с театральной куклой на гапите, обучать элементарным навыкам управления куклой; воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу; активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов.

1

Октябрь

Тема: «Путешествие в осенний лес»

Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложенную деятельность;
закреплять приемы вождения кукол пальчикового театра, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре;
развивать диалогическую форму речи, интонационную выразительность речи, мелкую моторику рук;
воспитывать доброжелательные партнёрские отношения.

1

Тема: инсценировка стихотворения «весёлые превращения»

Цель: Побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать мелкую моторику пальцев; развивать интонационную выразительность, речь.

1

Ноябрь

Тема: Веселый диалог Игра - пантомима по стихотворению К.И.Чуковского «черепаха»

Цель: Развивать интонационную выразительность речи; развивать артикуляционный аппарат; совершенствовать диалогическую и развивать монологическую связную речь; развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность.

1

Тема: Здравствуй, киска, как дела? Разыгривание по ролям стихотворения И.Жукова «киска»

Цель: Развивать интонационную выразительность речи; воспитывать партнерские отношения, уважительные; развивать воображение,

1

Декабрь

Тема: Шёпот и шорох.

Цель Работа над интонационной выразительностью речи и развивать умение чётко произносить слова скороговорки; развивать пантомимические навыки, творческое воображение; воспитывать у детей чувство коллективизма, коммуникативные способности:

1

Тема: Загадки без слов Работа над чистоговорок

Театрализованная игра «загадки без слов»

Цель: Учить четко произносить слова чистоговорки, меняя интонации; учить сочетать движения и речь; развивать воображение; развивать пантомимические навыки; привлекать к проигрыванию мини - сценок

1

Январь

Тема: Расскажи стихи словами. Теневой театр «петушок и бобовое зернышко».

Цель: Учить четко произносить слова чистоговорки с различными интонациями; учить использовать жесты как средство выразительности; развивать творческую инициативу, фантазию

1

Тема: «Сказочная страна». Игра-викторина по сказкам .

Цель: совершенствовать знания детей русских народных сказок, умение называть героев, определять характер героев персонажей. развивать творческую инициативу. Воспитывать интерес к сказкам.

1

Февраль

Тема: «Заяц Коська и Родничок».

Цель: Учить детей перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики и пантомимы; Формировать коммуникативные навыки; развивать способность понимать и отображать эмоциональное состояние. Воспитывать терпение. Бережное отношение друг другу.

1

Тема: Времена года. Игра - пантомима

Разыгрывание по ролям стихотворения В.Берестова «воробушки»

Цель: Вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми; формировать умение эмоционально и выразительность речи; развивать монологическую речь

1

март

Тема: «Встречаем весну».

Цель: Давать представления о русском фольклоре, прививать любовь к народному творчеству; развивать фантазию и память; воспитывать умения эмоционально и выразительно общаться; развивать способность работать с воображаемыми предметами.

1

март

Инсценировка «три мамы».

Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх; Развивать диалогическую речь, мимику, интонационные способности, умения действовать с предметами. Воспитывать любовь к маме, бабушке.

1

апрель

Тема: «Поездка в кукольный театр».

Цель :Совершенствовать умения детей по развитию кукловождения. Развивать способности к регуляции силы голоса. Воспитывать интерес к театральному искусству.

1

Апрель:

Тема: «Инсценировка по сказке Репка». Цель:Разыгрывание сказки на новый лад.

Цель: Формировать диалектическое мышление, активизировать речевую деятельность. Развивать детскую инициативу и творчество. Воспитывать интерес к театральному искуству.

1

Май

Тема: «Волшебный мир театра».

Цель: Побуждать детей к активному участию в театрализованных играх. Развивать фантазию, воображение, интонационные навыки. Воспитывать дружеские отношения друг другу.

1

Май

Тема: «Театр для малышей».(На закрепление)

Цель: Совершенствовать умения показывать театральные этюды, нсценировки перед зрителями. Развивать артистические способности, творческую инициативу и индивидуальность.

1

Всего:

18


  1. Ожидаемые результаты

  • Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации).

  • Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы фантазии).

  • Развитие личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.

2. Чистякова М.И. Психогимнастика

3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.

4. Ледяйкина Е.Г., Топникова Л.А. Праздники для современных малышей. Ярославль, 2002.

5. Мирясова В.И. Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных. М.,2000.

6. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.

7. Петрова Т.Н., Сергеева Е.А., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.

8. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.

9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. Театр - творчество - дети. М., 1995.

10. М. Д. Маханева "Театральные занятия в детском саду" Москва, Творческий центр "Сфера" 2003г.

Корпухина Н. А.Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» во второй младшей группе детского сада.

О. Л. Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Бабаева Т. И. «Дошкольник 2-4 лет в детском саду » Санкт - Петербург, Издательство «Детство - Пресс», 2002

Санкт - Петербург, Издательство «Детство - Пресс», 2007 Бударина Т. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством»

Санкт - Петербург, Издательство «Детство - Пресс», 2001

Ушакова О. С «Знакомим дошкольников с литературой: Конспекты занятий. - Москва Т Ц Сфера, 2007

31


© 2010-2022