- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект игровой образовательной ситуации Путешествие в Антарктиду: навстречу к айсбергу
Конспект игровой образовательной ситуации Путешествие в Антарктиду: навстречу к айсбергу
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Швыгарь О.А. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского муниципального образования Мостовский район
Конспект
игровой образовательной ситуации
по образовательной области: «Познание»
для детей подготовительной к школе группе
«Путешествие в Антарктиду: на встречу айсбергу»
Составила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Швыгарь Ольга Александровна
п.г.т. Мостовской
2015 г.
Конспект
образовательной игровой ситуации в подготовительной группе
на тему «Путешествие в Антарктиду: на встречу айсбергу» с использованием исследовательской деятельности»
Программные задачи: Дать детям элементарные представления об особенностях географического расположения Антарктиды; об айсбергах и их опасности для судоходства.
Уточнить представления детей о свойствах льда (прозрачный, твердый, имеет форму).
Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности; развивать способности в познавательной активности, любознательности, а также мыслительные способности: анализ, сравнение, обобщение.
Развивать творчество и воображение детей. Воспитывать интерес к неживой природе.
Оборудование: Вымпел с эмблемой «Юные путешественники-исследователи»; карта Мира с проложенным маршрутом путешествий; сундучок «Передвижная лаборатория» с набором ингредиентов для проведения опыта (морская соль, ложки, стаканчики из-под йогурта с замороженное заранее водой, прозрачные емкости с водой; значки «айсберг» из самоклейки; презентация «Айсберги»; альбом «Мы исследователи», на каждого ребенка: костюм исследователя (фартук, нарукавники, шапочка).
Предварительная работа:
Ход игровой образовательной ситуации.
Организационный момент:
Ребята, такое сегодня прекрасное утро, давайте поприветствуем его и друг друга:
Мы солнцу скажем: «Здравствуй!»
Мы скажем небу: «Здравствуй!»
«Пусть утро будет ясным!»
- Природе скажем мы.
Пусть будет мир прекрасным!
И даже в день ненастный
Ему желаем счастья, любви и красоты!
Посмотрите, ребята, на столе появился вымпел. Что это значит? (Нас сегодня ожидает наше первое путешествие). Кто из вас помнит куда мы с вами договаривались отправиться в первую очередь? (На Южный полюс, в Антарктиду). Что вам уже известно про Антарктиду? Антарктида - самое холодное место на земле. Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели.
Антарктида, Антарктида,
Холодна ты даже с виду,
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном
А на деле Антарктида
Холодней, чем даже с виду,
В холодильнике и то
Было б жарче, чем в пальто.
Давайте с вами сверимся по нашей карте, действительно ли нам сегодня нужно попасть в Антарктиду? Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Попробуйте сами найти эту землю на карте. (Дети ищут на карте Антарктиду). Что же означает белый цвет? Белый - цвет снега, льда, холода.
Вы готовы к путешествию, а чтобы оно прошло скорее нам помогут волшебные слова:
По дорожке мы шагали
И совсем мы не устали,
Смело мы идем вперед,
Где Антарктида уже нас ждет.
Когда в гости мы придем,
Новые знания мы там найдем.
Вот мы и добрались до южного полюса Земли, до Антарктиды.
Работа по презентации:
Слайд 1: По пути нам встретились плавающие "ледяные горы". Это айсберги. Слышали ли вы что-то об айсбергах?
Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись, от ледяных берегов и течением их вынесло в море.
Слайд 2: Айсберги имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены.
По цвету айсберга можно определить сколько ему лет. Если он синего цвета - значит ему более 1000 лет. А если оттенок синего совсем тёмный, так называемый "чёрный" айсберг, значит ледяная гора недавно перевернулась в воде "с ног на голову".
Еще черным может быть айсберг, если он покрыт вулканическим пеплом.
Голубые айсберги меняют цвет в зависимости от положения солнца.
Слайд 3:
Над уровнем моря видна меньшая часть айсберга, под водой прячется еще больше, поэтому Айсберги большую опасность представляют для кораблей.
Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход "Титаник". Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.
Слайд 4: Интересный факт из Интернета: " Существуют поющие айсберги. Все началось в 2002 году, когда сотрудники немецкого Института полярных и морских исследований имени Альфреда Вегенера сделали интересное открытие - записали на пленку и смогли воспроизвести «пение» отколовшегося айсберга.
Как это часто бывает, открытие было сделано случайно - ученые занимались записью сейсмических сигналов. «Певцом» оказался большой (шириной 20 км и длиной 50 км) айсберг B-09A у восточного побережья Антарктиды.
Гигантская глыба врезалась в подводный полуостров и застряла там, а потоки воды, протекающие на большой скорости сквозь расселины и тоннели в айсберге, заставили петь огромную льдину."
Слайд 5: " Айсберги являются естественными холодильниками, содержащими в замороженном состоянии пресную воду.
Уже есть проекты, как доставлять эти громадины к берегу и растапливать - ведь чистой пресной воды, без которой люди не могут жить, в мире становится всё меньше."
- Что может случится, если на земле запасы пресной воды резко уменьшаться?
Как можно экономить пресную воду? (ответы детей)
Работа в мини-лаборатории:
Вам интересно узнать, что такое айсберги? Почему они не тонут? Как долго они живут? Найти ответы на все эти вопросы мы сможем в нашей передвижной лаборатории. Но сначала сделаем волшебную зарядку:
Мы идем себе вперед,
Очень удивляемся:
Слева - лед
И справа - лед,
Перед носом тоже - лед,
Где же он кончается.
Теперь занимаем места в нашей передвижной лаборатории.
Шаг 1.
В пластиковом стакане заранее заморозим пресную воду. Пресная вода превращается в морозильнике в лед.
Шаг 2.
В банку наливаем пресную воду. Добавляем мерной ложкой морскую соль. Соленая вода в банке становится морской.
Хорошенько размешиваем ложкой морскую соль в пресной воде.
Шаг 3.
В получившуюся «морскую» воду опускаем наш «айсберг» - лед из пресной воды.
Шаг 4.
Наблюдаем за тем, какая часть «айсберга» оказывается на поверхности «морской» воды, а какая - под водой.
Большая часть «айсберга» спрятана под водой. Поскольку лед ненамного легче воды, на поверхности океана торчит только верхушка айсберга.
Работа с картой: Все известные путешественники оставляют флаг в том месте, которое они покорили. Нам сегодня покорилась Антарктида, поэтому предлагаю на карте наклеить первый флажок в знак того, что мы здесь с вами были. И давайте значками отметим, что мы изучали здесь айсберги. (Дети наклеивают значки и флажок на карту).
.
Работа с альбомом исследователя:
Ребята, вот сколько мы узнали об айсбергах, а сейчас нам пришла пора возвращаться назад в детский сад.
Смело мы идем вперед,
По дорожке мы шагали
И совсем мы не устали,
Смело мы идем вперед,
Детский сад уже нас ждет.
Из гостей домой пришли,
Новые знания мы там нашли.
Чтобы полученные знания не пропали и не забылись, все исследователи и все путешественники ведут специальные журналы, альбомы. Давайте тоже заведем такой и будем в него собирать весь изученный материал, делать зарисовки. И вот вам первое задание: нарисуйте, что вам больше всего запомнилось из сегодняшнего путешествия.
Итог: Ребята, давайте вспомним, что же мы сегодня узнали об айсбергах. (Айсберг - это ледяная гора, отколовшиеся от ледника, которую течением выносит в море. Они бываю разные по форме, размеру и цвету. По цвету можно определить возраст айсберга. Если он синего цвета - значит ему более 1000 лет. "Чёрный" айсберг - это значит, что он перевернулся в воде "с ног на голову". Голубые айсберги меняют цвет в зависимости от положения солнца. Существует два вида айсберга: табличный и блочный. Они плавают по морю по 6 - 12 лет. До 80% айсберга скрыто под водой. Айсберги не тонут, так как лёд легче воды. Они опасны для кораблей. Айсберги как холодильники содержат в замороженном состоянии пресную воду, нужную для жизни людям. Сотрудниками немецкого института было сделано интересное открытие, оказывается айсберги могут петь.
Используемая литература:
1. Болтянский В.Г., Алексин А.Г., Жаркова Л.М. «Что такое? Кто такой?» Том 1. - М.: Наука, 2000
2. Черныш М.В. «Я познаю мир». - М.: Дрофа, 2000
3. Малафеева Н.Н. «Большая книга интересных фактов» - М.: «РОСМЭН-ПРЕСС», 2006. -240с.
4. Энциклопедия «Азбука природы», - М.: «Ридерс Дайджест»,
2001. - 336 с.
5. ru.wikipedia.org/wiki/Айсберг
6. krugosvet.ru
7. geosite.com.ru
8. lenta.ru