- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Лечебная гимнастика для детей дошкольного возраста с нарушением осанки
Лечебная гимнастика для детей дошкольного возраста с нарушением осанки
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гулина О.В. |
Дата | 18.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Примерный комплекс лечебной гимнастики для детей дошкольного возраста с нарушением осанки
Одним из важных вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, с помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма.
Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является новой формой реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применялись преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.
Причины, определившие внедрение лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны. Это и резкое ухудшение состояния здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка и более частные причины, в том числе занятость родителей строгий режим работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места проживания детей, нуждающихся в лечении. В детском саду созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации (режима дня, материально техническая база, специалисты и т. п.). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений. Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
В процессе занятий улучшаются функциональные показатели сердечно-сосудистой системы, ускоряется ее развитие, происходит укрепление здоровья ребенка. И здесь невозможно переоценить роль ЛФК. Под влиянием дозированных мышечных нагрузок в организме ребенка происходят многообразные физиологические и биохимические процессы, направленные на восстановление нарушенных функций. Упражнения вызывают усиление обменных процессов в тканях, улучшают общее состояние. Благодаря механизму стимулирующего действия они предупреждают задержку роста и развития ребенка, повышают неспецифическую сопротивляемость его организма. Лечебное действие физических упражнений объясняется важной биологической ролью движений в жизни ребенка. ЛФК улучшает нарушенные болезнью функции, ускоряет восстановительные процессы, уменьшает неблагоприятные последствия вынужденной гипокинезии. Физические упражнения оказывают разнообразное действие в зависимости от их подбора, методики выполнения и степени нагрузки. ЛФК позволяет получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях. В дошкольном учреждении она показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья.
В соответствии с выше изложенным, понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушений осанки у дошкольников, в целях укрепления опорно-двигательного аппарата детей дошкольного возраста, разработана данная программа лечебно-профилактической физкультуры.
Комплекс упражнений ЛФК для детей дошкольного возраста
1. И. п.- стоя, ноги вместе, руки на затылке, локти в стороны. Ходьба на носках с высоким подниманием коленей («цапля»).
Варианты: стоя, руки к плечам ладонями вперед - ходьба на полной ступне («зайчик»); стоя руки на поясе - ходьба на наружной стороне стопы («мишка косолапый»); стоя, руки в стороны - ходьба со взмахами кистями («птицы полетели»).
Продолжительность ходьбы 30-40 с.
2. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки через стороны вверх («деревья выросли большими»), 3-4 раза в медленном темпе.
3. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, в руках палка горизонтально перед собой. Поднять палку, посмотреть на нее, опустить на лопатки, поднять и опустить вниз перед собой. 3-4 раза в среднем темпе.
4. И. п. - стоя, прислонясь плотно спиной к стене, ноги на ширине ступни (руки на поясе, пятки и локти касаются стены). Приседания в медленном темпе, руки в стороны и вверх, не отрывая рук и спины от стены. 4-6 раз.
5. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения прямыми руками перед собой («мельница»). По 4-6 раз в каждую сторону в среднем темпе.
6. Дыхательное упражнение под контролем рук. Стоя, одну руку положить на грудь, другую -на живот. Вдохнуть через нос так, чтобы руки одновременно поднялись, и выдохнуть так, чтобы руки одновременно опустились («надули шар - шар лопнул»). 3-4 раза.
7. И. п. - лежа на животе. Руки вперед, в стороны, согнуть в локтях и прижать к плечам ладонями вперед («плывем по реке»). 3-4 раза в медленном темпе.
8. И. п.- лежа на животе, руки в стороны ладонями вниз. Похлопать ладонями по ковру («чайки летят»). 6-8 раз в среднем темпе.
9. И. п. - лежа на спине, руки на затылке. Движения ногами, имитирующие езду на велосипеде. 8-10 раз в среднем темпе.
10. И. п. - лежа на животе. Согнуть руки к плечам ладонями вперед, прижать руки к туловищу, лопатки соединить вместе и приподнять туловище от пола, произнести «ква-ква» («лягушка квакает»). 4-6 раз.
11. Лежа на спине, отдых в течение 10-15 с.
12. И. п. - лежа на спине. Поочередное сгибание и разгибание ног не касаясь пола («пистолет»). 6-8 раз в среднем темпе.
13. И. п.- лежа на животе. Приподнять небольшой мяч, удерживая его прямыми ногами, и опустить. 3-4 раза в медленном темпе.
14. И. п. - лежа на животе, ноги на ширине ступни, в вытянутых вверх руках небольшой мяч. Приподнять мяч, не сгибая рук, и опустить. 3-4 раза в медленном темпе.
15. И. п. - лежа на спине, руки согнуты в локтях. С опорой на локти и таз прогнуться в грудном отделе позвоночника («мостик»). 2-3 раза.
16. И. п.- стоя, ноги на ширине плеч. Круговые движения руками вперед, вверх, назад, вниз («колесо»). 4-5 раз в каждую сторону в среднем темпе.
17. И. п. - стоя, ноги на ширине ступни, руки на поясе, на голове небольшой мешочек с песком. Приседания. Держать голову и спину ровно, смотреть перед собой. 3-4 раза в медленном темпе.
18. Ходьба. Сгибание и разгибание рук в плечевых и локтевых суставах с произнесением «ш-ш-ш» («паровоз»). 30-40 с в среднем темпе.
19. И. п. - стоя, ноги на ширине плеч. Поочередное поднимание рук вверх («приехали на дачу, сорвем с дерева грушу»), 3-4 раза каждой рукой.
20. Ходьба в медленном темпе с небольшой подушечкой на голове, руки на поясе («понесли корзину с грушами домой»). 15-20 с.