Консультация Тема: «Детский сад как поликультурный центр развития дошкольников»

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Консультация

Тема: «Детский сад как поликультурный центр развития дошкольников»

Поликультурное воспитание - это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.

Для нашего многонационального отечества вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, рассматриваются в контексте укрепления и сплочения государства. В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры, с развитием у детей культуры межэтнического общения.

Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность, формировать этническое самосознание; с другой, - воспитывать уважительное отношение к окружающим людям, понимать и принимать инаковость, укреплять российское общество. Исследования Г.Н. Волкова, И.С. Кона, Г.Д. Гачева, А.Э. Измайлова Д.Н. Латышиной и других показали, что в глубинах народной мудрости заложены идеи мирного сосуществования разных народов, их сотрудничества и взаимодействия.

Поскольку дошкольный возраст - это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры, то это наиболее благоприятное время для развития у ребенка интереса и уважения к родной культуре, принятия многообразия и специфичности этнических культур, воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности.

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в педагогическом многонациональном дошкольном учреждении. Конечно, это возможно в условиях реализации целей гуманистической системы образования, организацию педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам многонациональной культуры, их современное развитие.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:

* Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).

* Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

* Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста используются разнообразные средства:

общение с представителями разных национальностей;

устное народное творчество;

художественная литература;

игра, народная игрушка и национальная кукла;

декоративно-прикладное искусство, живопись;

музыка;

этнические мини-музеи;

национальные кушанья.

Детство - это то, что дается каждому из нас только на очень короткий промежуток времени, это то чувство, которое мы с нежностью храним всю жизнь и передаем его следующему поколению. Поэтому от нас, от взрослых, зависит, что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям. А это значит - мы должны научить детей любить свою семью, Родину, уважать окружающих их людей, знать историю, быт и культуру своего народа, быть толерантными к традициям и культуре народов, проживающих рядом с ними. Сегодня наш детский сад развивается как детский сад диалога культур, мы воспитываем в детях национальную и этнокультурную толерантность. В нашем дошкольном образовательном учреждении силами сотрудников и родителей создан музей «Русская изба», «Татарская изба» (Приложение 1), а в каждой группе созданы народные уголки «Национально-региональный центр», с целью знакомства воспитанников с бытом, традициями, ремеслами народов Поволжья: русской, татарской национальностей и воспитания уважения к людям различных национальностей и их обычаям. Каждый педагог и родители принимали активное участие в пополнении музея экспонатами, и приносили из своих домов старинные предметы быта, утвари.

Специфика учебно-воспитательного процесса на материалах нашего мини-музея национальных культур состоит в том, чтобы помочь ребенку научится воспринимать произведения искусства людей разных национальностей, пробудить потребность к созиданию, - созданию прекрасного и в своем быту. «Национально-региональный центр» находится в каждой группе детского сада. Здесь же представлена коллекция декоративно-прикладного искусства русских, татарских национальностей, проживающих в Поволжье, игрушки из глины, дерева, куклы в национальных костюмах. (Приложение 2,3)

В мини-музее национальных культур нашего сада с детьми проводят беседы по различной тематике, характеризующей культуру и быт народов, населяющих Поволжье и занятия-путешествия музейного содержания. К оформлению музея предъявляются особые требования. Его экспонаты не содержатся за стеклом. Они находятся в рабочем состоянии, так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности. Без зрительных образов ребёнок не в силах правильно воспринимать сведения о материальной культуре народа, в этом одна из важных особенностей детей дошкольного возраста.

Использование музея в образовательно-воспитательной работе - дело не простое. Введение в словарь ребёнка давно исчезнувших слов, названий, обозначений, заучивание вместе с ним не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Педагоги, включающие посещение музеев в воспитательно-образовательный процесс, обращают внимание на то, что экскурсии в музей приносят положительные эмоции в жизнь детей. Дети не скучают, у них появляется желание снова пойти в музей. Здесь большое значение имеет не количество занятий в музее, а качество этих занятий, экскурсий, их подготовленность. Зная, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, в которой ребёнок познаёт окружающий мир, овладевает навыками, приобретает собственный опыт, а также большое значение имеет новизна материала, методы и приёмы его преподнесения, сюрпризность, ожидание ребёнком интересного, необычного.

Так во время прогулок проводятся праздники-развлечения: русские - праздник урожая, волшебное рождество, масленица, пасха, троица; татарские - навруз, рамадан, ураза, курбан.

В образовательно-воспитательный процесс включено чтение сказок : русские - Гуси-лебеди, Зимовье зверей, Морозка, Маша и медведь, Царевна-лягушка, Сивка-бурка; татарские - Шурале, Шах петух, Тан батыр, Сказка о шайтане и его дочери; Портной, медведь и бесенок; Находчивый джигит. (Приложение 5, 6)

Педагоги проводят игры как русского, так и татарского происхождения. Русские подвижные игры это салки, прятки, гуси, горелки, кошки-мышки, у медведя во

бору, 12 палочек, горячий картофель; татарские подвижные игры - продаем горшки, серый волк, скок-перескок, хлопушки, займи место, ловушки, Тимербай.

Подводя итог, можно констатировать, что развитие нравственных чувств дошкольников с использованием фольклора и традиций народов Поволжья возможно в том случае, если педагогическая организация работы в детском саду будет осуществляться в тесной взаимосвязи всех педагогов ДОУ и семей воспитанников, что позволит создавать образовательно-воспитательное пространство, в которое ребенок погружается в детском саду и дома.

Список использованной литературы.

1. Ботнарь В. Д., Суслова Э. К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайшего национального окружения путем приобщения к их этнической культуре. - М., 1993.

2.Суслова Э. К. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство интернационального воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1990.- № 6.

3.Поликультурное воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста. Под редакцией В. Н. Вершинина - Ульяновск: УИПКПРО, 2004.








ПРИЛОЖЕНИЕ 1Консультация Тема: «Детский сад как поликультурный центр развития дошкольников»







ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Консультация Тема: «Детский сад как поликультурный центр развития дошкольников»







ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Консультация Тема: «Детский сад как поликультурный центр развития дошкольников»



ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Консультация Тема: «Детский сад как поликультурный центр развития дошкольников»












ПРИЛОҢЕНИЕ 5

Консультация Тема: «Детский сад как поликультурный центр развития дошкольников»













ПРИЛОЖЕНИЕ 6Консультация Тема: «Детский сад как поликультурный центр развития дошкольников»


© 2010-2022