Конспект НОД Путешествие в природу

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДЕТСКОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №77 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»











Непосредственная образовательная деятельность



«ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРИРОДУ»





Подготовительная логопедическая группа

Воспитатель: З.А. Фещенко













2013 г.

Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тундры; формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействие живых организмов со средой обитания; развивать у детей способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать любовь и интерес к растениям и животным, развивать любознательность.

Музыкально-художественный ряд

Картина «Зима в тундре», запись П.И.Чайковский «Времена года», декабрь. Оборудование: глобус, карта, иллюстрации животных и растений, схемы-модели, модель солнца.

Оборудование для проведения экспериментов: ведерки, наполненные землей, мерные стаканчики, ведерки с водой, палочки, настольная лампа, фигурки бабочек черного и белого цвета.



  1. Организационный момент

Дети стоят вокруг стола, на котором помещен глобус.

- Сегодня мы на специальном самолете полетим на далекий Север. Покажите океан, который находится на Севере (Дети показывают). Как он называется? (Северный ледовитый океан). Покажите сушу, которая прилегает к водам Северного ледовитого океана (переходят к карте и показывают океан и тундру).

- Давайте приготовим наш самолет к полету. Летчик знает маршрут? (Один из ребят встает впереди всех с «расправленными крыльями» (руки в стороны). Справа и слева от пилота встают второй летчик и бортмеханик (у них в руках бумажные вертушки-пропеллеры). Стюардесса, проверив готовность пассажиров к отлету, замыкает самолет. Самолет летит к месту экспедиции (ходьба, затем легкий бег змейкой в колонне по одному).

- Наш самолет приземлился в тундре. Просьба к экипажу и пассажирам одеться в теплые комбинезоны (Дети имитируют движения).



  1. Беседы о тундре

- Что мы видим вдалеке? (Стадо оленей)

- А о чем говорит наличие в этих местах оленей? (О том, что в тундре есть растительность)

- А что необходимо всем растениям для жизни? (Свет, тепло, вода)



  1. Эксперимент

- Растительность в тундре скудная. Корни растений короткие, почему? Летом большая часть тундры покрыта болотами, почему?

- Сейчас мы попробуем в этом разобраться. Проведем эксперимент. Вот две одинаковые емкости, наполненные землей (в одной емкости под небольшим слоем земли находиться стекло, но детям об этом неизвестно).

- Скажите, одинаковые ли это горшки? Теперь в каждый из горшков мы нальем одинаковое количество воды.

- Как отмерить одинаковое количество воды? Надо воспользоваться меркой.

- Как вы думаете, что должно произойти, когда воду выльем в горшки? (Вода уйдет в землю)

- Наливаем воду в первый горшок. Вода ушла в землю. Проделываем тоже самое со вторым горшком. Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Раскопаем землю. Так есть, стекло. В тундре, конечно, не стекло мешает воде, а вечная мерзлота. За длинную и холодную зиму земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только небольшой верхний слой. И вода, так же, как в случае с цветочным горшком, не может просочиться вглубь земли, ей мешает сильно промерзшая земля. Поэтому и образуются болота.

- Почему у деревьев короткие корни? Как называют растения в тундре? Почему много болот в тундре?



  1. Д/игра «Зима - лето в тундре»

- Какая зима по продолжительности в тундре? (Долгая - руки в стороны).

- Какие снега бывают на Севере? (Глубокие - руки вверх, вставая на носочки). - Что можно сказать о ветре? (Дуют очень сильные ветра - дыхательные движения).

- Как называются природные явления, сопровождающиеся сильными ветрами? (Вьюга, пурга, метель). Изобразите вьюгу, пургу (махи руками: дети кружатся, приседая и снова поднимаясь).

- Какой мороз? (Сильный - дети обхватывают себя руками). К середине зимы солнце в тундре не показывается на горизонте. Наступает полярная ночь.

- Какое лето по продолжительности? (Короткое). Лето жаркое или прохладное? (Прохладное - дети обхватывают себя руками). Зато солнце светит круглые сутки - и день, и ночь - и не заходит за горизонт. Стоит полярный день. (Дети поднимают модель солнца над головой).

- Когда солнце не поднимается над горизонтом, что наступает?

- Когда солнце светит круглые сутки?

- Когда наступает полярная ночь?

- Когда наступает полярный день?


  1. Беседа о животных

- И так, в тундре есть растения. Что из этого следует? Что есть и животные, которые ими питаются. Как они все называются? (травоядные). Это северный олень, заяц. На них охотятся волки, песцы, полярная сова. Как называются эти животные? (хищники). Все они хорошо приспособились к жизни в суровых условиях.

- Несмотря на то, что лето в тундре короткое, цветы успевают дать семена. Красиво летом в тундре! А сколько ягод! Клюква, морошка, голубика. Летом в тундре много насекомых, что из этого следует? Что огромное количество птиц прилетают сюда в это время. Бабочки в тундре все, в основном, темного цвета. Почему? Чтобы это узнать, проделаем еще один опыт. Под настольную лампу положим одновременно два предмета: темный и светлый. Нужно подержать некоторое время , а потом проверим, какой предмет сильнее нагрелся.


  1. Д/игра «День и ночь»

А сейчас поиграем в игру: «День и ночь»

- Полярный день наступил - дети поднимают солнце над головой.

- Полярная ночь наступила - дети прячут солнце.

- Как называется длинный день?

- Как называется длинная ночь?

- Когда наступает полярная ночь?

- Когда наступает полярный день?


  1. Опыт

- Какой предмет нагрелся сильнее? (Темный).

- А так как в тундре солнечных дней мало, то бабочка с помощью темной окраски берет всевозможное тепло.

- Так почему насекомые в тундре имеют темный цвет?

- Попробуйте объяснить, почему вы летом носите верхнюю одежду?

- Почему ствол у березы белый?

- Почему стволы у деревьев красят в темный цвет?


  1. Подведение итогов

- Какие корни у растений в тундре? (Короткие). Почему? (Они не могут проходить сквозь вечную мерзлоту).

- Какими же вырастут растения, если корни у них короткие? (Маленькими).

- А как сказать по другому? (Карликовые).

- Какие растения растут в тундре? (мхи, лишайники, карликовые березы, ивы, много цветов, ягод: клюква, морошка, голубика).

- Какие животные живут в тундре? (олени, зайцы, волки, песцы, совы, много птиц и насекомых).

- Почему бабочки темного цвета? (Чтобы быстрее согреться, ведь темный цвет быстрее нагревается).

- Когда солнце не поднимается над горизонтом? (Зимой).

- И что наступает? (Полярная ночь).

- Когда солнце светит круглые сутки? (Летом).

- Что наступает, когда солнце светит круглые сутки? (Полярный день).

- А сейчас возвращаемся назад и увозим с собой сюрприз (ягоды - клюква).



© 2010-2022