- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Использование песочной терапии, как средства развития личности ребёнка и разрешение стрессовых ситуаций
Использование песочной терапии, как средства развития личности ребёнка и разрешение стрессовых ситуаций
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Статьи |
Автор | КОРОБОВА Н.А. |
Дата | 07.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МКДОУ «Подгоренский детский сад№1»
Тема: «Использование песочной терапии, как средства развития личности ребёнка
и разрешения стрессовых ситуаций.»
Выполнила
Педагог-психолог
Коробова. Н. А.
В песочной терапии мир детства вновь распахивает перед человеком свои двери, и эти же двери ведут в бессознательные и скрытые в нём тайны. Дональд Сандер (юнгинский песочный терапевт)
Общие условия организации песочной терапии.
Для организации процесса песочной терапии потребуется: песочница (ящик для песка), песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах: 50на 70на8 ( где 50 на 70- размер поля, а 8 глубина) Считается, что такой размер песочницы соответствует объёму поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы, а для групповой работы используется песочница размером 100 на 140 на 80см. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево.
Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта- небо.
Песочницу можно заполнять на одну треть или наполовину чистым (промытым и просеянным ), прокалённым в духовом шкафу песком. Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть, прокалить.
Для организации игр в песок необходимо большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.
Набор игрушек для песочной терапии
Люди, разнообразные по полу, возрасту, профессиям.
-
Наземные животные (домашние, дикие, доисторические.)
-
Летающие животные (дикие, домашние, доисторические.)
-
Обитатели водного мира (рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы.)
-
Деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень.)
-
Транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт, фантастические транспортные средства.)
-
Объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота.)
-
Аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия.)
-
Естественные природные предметы(кристаллы, камни, раковины, куски дерева, семена, перья, стёклышки.)
-
Оружие.
-
Фантастические предметы и персонажи мультфильмов.
-
Злодеи, игрушки волка и бабы яги.
Коллекция фигурок располагается на полках. Могут использоваться и прозрачные коробки.
Пять шагов организации игрового процесса.
Первый шаг - демонстрация песочницы.
Второй шаг-демонстрация игрового процесса.
Третий шаг-знакомство с правилами игр на песке.
Четвёртый шаг - формирование темы занятия, инструкции к играм, основное содержание занятия.
Пятый шаг- завершение занятия, ритуал выхода.
Личность педагога и её влияние на процесс песочной терапии.
Правила взаимодействия:
1.Присоединение к ребёнку
2.Искренняя заинтересованность событиями и сюжетами,
Разворачивающимися в песочнице,
3.Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике.
Цели коррекционной работы в песочной терапии
Избавление от различных форм нарушения поведения,
Сложностей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками,
Повышенной тревожности,
Страхов, неврозов,
Сложностей, связанных с изменениями в семье, в детском саду.
Тематический план занятий с песком:
-
«Знакомство со свойствами песка.»
-
«Рисование на песке.»
-
«Отпечатки наших рук.»
-
«Волшебные секреты.»
-
«Домики для животных.»
-
«Озеро - река.»
-
«Птичьи забавы.»
-
«Транспорт.»
-
«Инсценирование сказок.»
Сказки выбираются по возрасту и интересу ребёнка.
«Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Зайкина избушка.»
Результативность занятия : уверенность в себе, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения со взрослыми, оптимистичность, любознательность ,настроение, агрессия, состояние нервной системы, эмоции.
Ребёнок стал более спокоен, уверенней, наладились взаимоотношения со сверстниками.