- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Сценарий шахматного праздника в детском саду
Сценарий шахматного праздника в детском саду
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Мартынова И.А. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Шахматный праздник
Участники праздника в шахматных костюмах выходят под спортивный марш из здания детского сада на спортплощадку. Первыми идут черные фигуры, за ними белые.
Впереди каждой команды шествует ребенок - «Пешка» с шахматным знаменем, на котором изображена эмблема команды и написано ее название, например у черных фигур - «Индийский Слон», у белых фигур - «Неутомимые Кони». Знамена после прихода команд на исходную позицию ставятся на специальную подставку, чтобы было видно всем присутствующим.
За Пешкой-знаменосцем важно вышагивают сам Король с Ферзем, за ними два телохранителя-Слона ведут под «уздцы» Коней, замыкают праздничный кортеж Ладьи. Пешки движутся с обеих сторон, образуя как бы почетный эскорт. Дойдя до края «шахматной матерчатой доски», дети переобуваются в чешки или тапочки и занимают каждый свое место согласно шахматным правилам для игры на гигантской доске.
Ребенок, наряженный «Шахматной Доской», располагается отдельно от всех, недалеко от судейского столика.
Ведущий (воспитатель). Сегодня в честь выпуска двух шахматных групп в нашем детском саду состоится шахматный карнавал. Ребята познали азы гениальной игры, прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. И мы надеемся, что наши выпускники пронесут эту любовь и привязанность через всю жизнь.
И только мудрость шахмат даст ответ Твоей душе на множество вопросов, Ведь «игрока» средь шахматистов нет, А есть боец, художник и философ.
Начинаем знакомство с нашими шахматными персонажами. Всякое шахматное сражение разворачивается на специальном поле - доске.
Ребенок, исполняющий роль «Шахматной Доски», читает стихи:
Вся в квадратах - белых, черных -
Деревянная доска,
А ряды фигур точеных -
Деревянные войска.
Люди их передвигают,
Коротают вечера,
Дети в шахматы играют -
Гениальная игра!
Ты, дружок мой, без опаски,
Без смущения вступай,
Словно в мир чудесной сказки,
В черно-белый этот край.
Что? Змея. Драконы
Вас не ждут здесь? Не беда.
Тут зато лихие Кони
И пехота хоть куда!
Тут Ферзи могучи, и Слоны отважны,
Мчатся поперек и вдоль,
И, совсем как в сказке, важный
Восседает тут Король.
Здесь герои в каждом войске,
И выходит рать на рать
Хитроумно и геройски воевать и побеждать!
Ведущий. Представляем команды. Слово команде «Индийский Слон»:
В шахматной учусь я школе, Строгий тренер мной доволен. Проиграть я не боюсь: Все умнее становлюсь. Я пока и не гроссмейстер, И не чемпион страны, Но играю каждый день, Заниматься мне не лень.
Ведущий. А теперь познакомимся с командой «Неутомимые Кони»:
В шахматной учусь я школе, Тренирую память, волю: В дождь, и в ветер, и в мороз Выхожу я бегать кросс. Если зря не зазнаваться,
Каждый день тренироваться:
Бегать, прыгать, в шахматы играть -
Сильным шахматистом можно стать!
Все участники карнавала выстраиваются в шахматном порядке, в правой руке у каждого ребенка фигура или пешка от гигантских шахмат (высота от 12 до 25 см). Ребята выполняют физические упражнения.
Упражнения с шахматными фигурами и пешками (с тренером)
И.п.: основная стойка, фигура (или пешка) в правой руке. 1 - приподняться на носках, руки через стороны вверх, переложить фигуру (пешку) в левую руку; 2 - опустить руки через стороны вниз (6-8 раз).
И.п.: пятки вместе, носки врозь, руки опущены. 1 - присесть, отрывая пятки от земли, руки вперед, ладонями кверху, фигура (пешка) стоит на ладони правой руки. Переложить предмет в левую руку; 2 - вернуться в исходное положение (6-8 раз).
И.п.: основная стойка. 1 - наклониться вперед, не сгибая коленей, поставить фигуру (пешку) перед собой на землю; 2 - выпрямиться; 3 - наклониться, взять фигуру (пешку) в левую руку; 4 - выпрямиться (6 раз).
И.п.: основная стойка. 1 - наклониться, фигуру (пешку) положить в 10 см от левого бока. Прыгать через предмет боком, не наступая и не задевая его. Ноги держать вместе (5 раз в каждую сторону).
И.п.: основная стойка. Поставить фигуры (пешки) перед собой. Бегать «змейкой» между предметами, не задевая их в течение 30-40 с.
Жюри оценивает, кто из команд лучше выполнял упражнение, объявляет решение.
Ведущий. Сегодня нам предстоит показать игру в «живые шахматы». Перед этим все участники шахматного спектакля поочередно представятся.
На середину большой матерчатой доски выходит ребенок, наряженный «Шахматной Доской»:
Представьте королевство в один шаг, Поля сражения в квадратах черно-белых, За шахматной доской партнеры-игроки Бескровный бой ведут, вперед пуская смелых.
Я - Волшебная Доска, Но без фигур и мне тоска: Зовите Пешек, всех, всех - В сражениях их ждет успех!
Ведущий. Мамы, папы, время не теряйте:
Нас теперь вы отгадайте.
Выходят Белые Пешки и, маршируя на месте, дружно и слаженно напевают задорную песенку:
Пешка, маленький солдат, Лишь команды ждет, Чтоб с квадрата на квадрат Отправиться вперед. На войну, не на парад Пешка держит путь. Ей нельзя пойти назад,
В сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей,
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.
А потом - вперед, вперед,
За шажком шажок.
Ну а как же Пешка бьет?
Бьет наискосок.
Всю доску пройти должна
Пешка до конца. -
Превратится там она
В генерала, не в бойца.
Белые Пешки уходят.
Ведущий. А какой песней порадуют нас Черные Пехотинцы? Черные Пешки исполняют песню:
Король упал, а это значит: Сражаться смысла больше нет, И королева громко плачет, Бессильно опустив лорнет.
Припев. Пешки, Пешки, что же скажут Пешки? Каждая Пешка знает свою роль: Если Пешки - крепкие орешки, Непобедим наш шахматный Король.
Ребенок (Пешка).
А Пешку малою фигурой звать нельзя: Она лишь в час своей кончины, Когда удастся ей достичь вершины, Получит звание «фигуры», хоть - Ферзя.
Ведущий. А теперь, уважаемые гости, вам предстоит отгадать две несложные шахматные загадки. За быстрый и правильный ответ вашей команде будет начислено 3 очка, за неполный и неточный - 1 очко.
1. Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла.
(Пешка)
2. Один раз погибает, а два раза родится.
(Пешка) Ведущий. Сейчас представится Ладья.
Ребенок (Ладья) рассказывает о своем «характере»:
Видимо, Ладья упряма, Если ходит только прямо, Не петляет: прыг да скок, Не шагнет наискосок. Так от края и до края Может двигаться она. Эта башня боевая Неуклюжа, но сильна. Шаг тяжелый у Ладьи, В бой ее скорей веди!
Ведущий. А теперь загадки для участников праздника. Первой отгадывает команда «Неутомимые Кони».
Стою на самом краю, Путь откроют - пойду. Только прямо хожу, Как зовут, не скажу.
(Ладья)
Загадка для команды «Индийский Слон»:
Я силой и мощью своей Лишь по прямым полям И линиям прокладываю путь. И горе тем, кто на пути моем Пытается «вздремнуть».
(Ладья)
Ведущий. А теперь представится Слон.
Ребенок (Слон).
Если Слон на белом поле Встал вначале (не забудь!), Он другой не хочет доли - Знает только белый путь. А когда на поле черном Слон стоит, вступая в бой, Ходит, правилам покорный, Черной тропкой Слон такой. До конца игры Слоны Цвету одному верны.
Загадка для детей из команды «Неутомимые Кони»:
Не живет в зверинце, Не берет гостинцы, По косой он ходит, Хоботом не водит. (Слон)
Затем для детей из команды «Индийский Слон»:
Когда мы встанем в строй, Нас спутает любой. Но лишь начнется бой, У каждого путь - свой.
Загадки для
(Белополъные и Чернопольные Слоны) взрослых команды «Индийский Слон»:
Два братца в одной армии служат, А встретиться друг с другом не могут.
(Чернопольные и Белополъные Слоны)
команды «Неутомимые Кони»:
Я смел, и строен, и высок: Предпочитаю ходить и бить Всегда по-своему: наискосок.
(Слон любого цвета)
Ведущий. Сейчас о себе расскажет Ферзь.
Ребенок (Ферзь).
Черный Ферзь - свой любит цвет.
Для белого - нет цвета белого милей.
Другого правила здесь нет:
Напротив друг друга поставим их смелей.
Ферзь в шахматах, можно сказать, чемпион,
И шаг у Ферзя широк.
Ферзь может ходить, как Ладья и как Слон -
И прямо и наискосок.
Направо, налево, вперед и назад...
А бьет он вдаль и в упор.
И кажется, будто Ферзю тесноват
Доски черно-белый простор.
Ферзь очень опасен вблизи и вдали -
Ты больше вниманья Ферзю удели.
Ведущий. Сейчас о себе расскажет Конь.
Представляется ребенок (Конь).
Прыгнет Конь. Подковы звяк! Необычен каждый шаг: Буква «Г» и так и сяк. Получается зигзаг! И повадки у лошадки Необычны и смешны: Притаится, словно в прятки, И скакнет из-за спины.
Ребенок из команды «Неутомимые Кони» загадывает загадку:
Передвигается не косо и не прямо,
А буквой «Г» - так шахматисты говорят.
(Конь) Представляется ребенок (Король).
Король любит гладкий, расчищенный путь, В любую он сторону может шагнуть. Король могуч, но шаг его короткий, Всего на клеточку он может отойти. В конце игры он может в бой ввязаться, А поначалу боязливо прячется в кусты. Зато начеку королевская рать - Должна Короля она оберегать. Ведь если б Король беззащитный погиб, Фигуры войну продолжать не могли б. Запомни: Король всех главней, всех важней, Нет в шахматном войске важнее вождей!
Ведущий.
Загадка для детей из команды «Индийский Слон»:
Гладкий люблю я, расчищенный путь: На шаг в любую сторону могу шагнуть! (Король)
Загадка для детей из команды «Неутомимые Кони»:
Два братца через грядку смотрят, А подойти друг к другу не могут. (Короли)
Ведущий. Сейчас я задам вопросы родителям команды «Индийский Слон» (вывешиваются в группах за неделю до начала праздника):
1. Родина шахмат - Индия. Кто стал первым чемпионом мира среди
юношей и первым гроссмейстером по шахматам за всю ее историю? (18-летний юноша из Мадраса Висванатан Ананд, в 1988 г.)
2. Венгерская сборная команда шахматисток (впервые в своей истории)
стала первой на всемирной Олимпиаде в Греции в 1988 г. Кто из ее состава
в возрасте 4 лет занял 1-е место по шахматам среди школьников г.Буда-
пешта? (Жужа Полгар)
3. «Шахматы - это спорт, борьба, а в борьбе выигрывать без риска
трудно и, главное, скучно». Кому принадлежат эти слова? (Н. Гаприндашвили)
4. «Шахматы - это не просто спорт, не просто отдых и развлечение.
Занятия ими развивают логическое и творческое мышление, приучают ана
лизировать и решать проблемы, а все это пригодится будущему специалисту
в любой области. Так что шахматы - дело серьезное, и приучать к ним де
тей, поддерживать возникшую у них любовь к этой игре - важная задача
взрослых». Слова эти принадлежат летчику-космонавту, почетному председателю шахматной федерации СССР. Кто он? (В. Севастьянов)
Вопросы для взрослых команды «Неутомимые Кони»:
1. Индийская пословица о шахматах?
(«Шахматы - игра тысячи радостей»)
2. В сборной олимпийской команде 1988 г. в г. Салониках самая млад
шая Юдит Полгар удостоилась за выдающиеся успехи звания международ
ного гроссмейстера среди женщин и одновременно международного масте
ра среди мужчин. Сколько очков она набрала? Ее возраст?
(12,5 очков из 13. Возраст - 12 лет)
3. «Нужно дорожить не выигрышем, а интересными комбинациями».
Это слова гениального русского писателя, партнера по шахматам И.С.Тур-
генева. Чьи?
(Л. Н. Толстого)
4. «Научиться играть в шахматы - легко, но трудно научиться играть
хорошо,- подметил 3-й чемпион мира по шахматам. Кто он?
(Кубинец Хосе Рауль Капабланка)
Ведущий.А сейчас, устав изрядно, Оба войска захотели поразмяться. Покажут сноровку свою наглядно: В смекалке и беге будут состязаться.
Команды готовятся к проведению «шахматной эстафеты». Воспитатели раздают каждому играющему фигуру или пешку от гигантских шахмат, дети строятся в две шеренги.
Ведущий.
Белый отряд, черный отряд - Друг против друга два войска стоят. Строгий порядок в отряде одном, Точно такой же - в отряде другом. В каждом отряде - ты сам погляди - Оба угла занимают Ладьи. Рядом с Ладьями Кони видны, Рядом с Конями встали Слоны. Кто ж посредине?
Дети хором. Ферзь с Королем -
Самые главные в войске своем.-А перед всеми - Ладьей и Конем, Перед Слоном, Королем и Ферзем - Пешки-малышки стали стеной, Им начинать этот сказочный бой.
Условия проведения шахматной эстафеты
На одинаковом расстоянии от команд на два низких столика (высотой до 50 см) ставится доска от гигантских шахмат. В руке у каждого ребенка та фигура или пешка, которую он изображает своим костюмом (фигурами меняться нельзя). По сигналу ведущего дети поочередно подбегают, ставят фигуры (пешки) на свои поля и бегом возвращаются в свою команду, салят очередного играющего по руке, затем встают сзади своего товарища (команды стоят в две шеренги).
Побеждает команда, быстрее и правильнее расставившая все фигуры и пешки и совершившая меньше ошибок при осаливании.
Ведущий. Вот наши участники и поразмялись перед решающим и ответственным поединком.
А сейчас дети покажут театрализованное представление коротенькой и очень популярной партии, сыгранной более 200 лет назад и вошедшей в историю под названием «Мат Легаля» (по имени французского шахматиста), где черные допускают грубый просмотр, попадаются в искусно расставленную ловушку и получают красивый и редчайший мат тремя легкими фигурами - слоном и двумя конями.
Ребенок (Шахматная Доска). Но прежде чем грянет бой, я напомню вам, что же такое шахматная партия.
Партия - запомнить ты готов? -
из отдельных состоит ходов.
Что такое ход? Сейчас узнаем.
Вот фигурку мы передвигаем
с одного квадрата на другой -
совершаем ход очередной.
А порой противника фигура
высится на поле, будто бы скульптура,
не даёт твоей фигуре встать.
Как тут быть? С доски фигуру снять!
На освободившийся квадратик
встанет твоей армии солдатик.
Не стесняйся делать ход такой,
ведь игра напоминает бой.
Тот, кто белым войском управляет,
первым ходом битву начина
А подряд два хода можно? Нет! Нужно ждать противника ответ. Так, за ходом ход идет сраженье, наступленье или отступленье. Игроки же видят цель одну: шахматную выиграть войну.
Воспитатель. Я буду называть и комментировать ходы, показывая их на нашей магнитной демонстрационной доске, а дети, соответственно перемещаясь на нужное (после объявленного хода) поле, дублировать их на матерчатой доске. Команда, сделавшая в ходах и перемещениях меньше ошибок, выигрывает коротенький матч, несмотря на то что уже известно - белые побеждают.
Итак, приготовились. Первыми, как всегда, начинают партию белые.
е2-е4 е7-е5 (черные мешают дальнейшему продвижению пехотинца белых. Это считается хорошим ходом).
Kgl-f3 ... (нападая на черную беззащитную пока пешку е5).
... d7-d6 (защищая пешку и открывая дорогу слону с8, но преграждая путь своему слону f8).
Cfl-с4 ... (нацеливаясь на слабый пункт черных - поле f7).
... Сс8-g4 (сильный ход, связывается белый конь на поле f3, им пока нельзя ходить, иначе теряется ферзь у белых).
Kgl-сЗ ... (подтягивает для завершения атаки еще одного коня).
... g7-gb (черные делают очень слабый ход).
Kf3 : е5 ... (подтягивая еще ближе другого коня для начинающейся грозной атаки и жертвуя для осуществления этого замысла своего ферзя за пешку).
... Cg4:dl (черные все же польстились на приманку и взяли ферзя. Грубый просмотр. Западня захлопнулась: у черных нет спасения!).
Сс4 : f7 + (шах) ... (белые завершают свою блестящую комбинацию: брать слона королем нельзя - он защищен конем е5).
... Кре8-е7 (король вынужден уйти из-под шаха на единственное свободное поле, не контролируемое белыми).
КсЗ-d5 + и X (мат). Блестящая и оригинальная концовка партии! Тремя легкими фигурами поставлен мат.
Ведущий (дает общую оценку состоявшегося поединка). Вот и подошел к концу наш шахматный праздник-карнавал. В заключение хочу напомнить всем одну поучительную восточную мудрость: «Есть шахматисты, играющие слабо и не знающие это,- они невежды, избегайте их. Есть шахматисты, играющие сильно и знающие это,- они мудрецы - следуйте им!»
Жюри оценивает команды, главный судья оглашает общие результаты. Вручаются грамоты, призы, в том числе специальные за лучшие шахматные костюмы. Обеим командам преподносятся специально испеченные шахматные торты.
Желающие принимают участие в сеансе одновременной игры на 20- 24 досках, который дает тренер по шахматам (или родитель-разрядник). Родителям разрешается подсказывать, консультировать детей. На спортплощадке проводятся спортивные и подвижные игры.
Продолжительность шахматного праздника 30-35 минут.