- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе
Актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Салыкина Е.Е. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе
В «Концепции дошкольного воспитания» утвержденной в 1989 году, был определен принципиально новый личностно-ориентированный подход к ребенку как главное направление государственной политики в обновлении системы дошкольного образования.
Дошкольное детство - это период созревания, активного становления индивидуальности каждого ребенка, активного познания окружающей действительности, эмоционального отношения к миру.
Во всем мире идет признание детства как самоценного, самобытного, определяющего всю дальнейшую жизнь периода.
Современность выдвигает много задач, связанных с вопросами как развивать, воспитывать, обучать детей дошкольного возраста.
Каковы актуальные проблемы дошкольной педагогики на современном этапе?
1. Проблема личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с
ребенком. Эта проблема мало разработана. У воспитателя практически нет ни новых
средств, ни новых технологий реализации партнерского общения.
2. Проблема выбора и экспертиз новых программ (их сейчас большое количество)
еще долго будет оставаться актуальной.
3. Проблема диагностики (от диагностики отбора к диагностике развития). Отсутствие
профессионализма в отборе и использовании диагностических методик.
4. Недостаточная компетентность педагогов в знании возрастных особенностей
раннего и дошкольного возраста.
5. Психологическая служба в системе дошкольного образования безусловно
способствует развитию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с
ребенком, однако недостаточный уровень профессиональной компетентности этих
специалистов, делает эту работу малоэффективной.
6. Отсутствие полноценной преемственности детского сада и семьи в воспитании
и обучении ребенка в условиях ДОУ.
7. Отсутствие дифференцированного, индивидуального подхода к детям с более
высокими темпами развития (одаренными детьми) и детьми с девиантным поведением.
8. Вопрос преемственности дошкольного и школьного образования.
9. Проблема методов и приемов воспитательной деятельности, ведущей к
результатам в нравственном воспитании, в формировании личности дошкольника.
10. Обоснование нового подхода к организации, содержанию образования и
воспитания начиная с младенческого и раннего возраста.
11. Обоснование видов творческой деятельности детей способов и методов ее
организации.
12. Обоснование возможностей творческой деятельности педагога в условиях
реализации различных образовательных программ.
Литература:
1. Актуальные проблемы дошкольной педагогики и психологии: Межвузовский сб. науч.
трудов. - Казань, 1988.
2. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М.:
Просвещение, 1988, 4.1.-Гл.1.
3. Запорожец А.В. Главные направления научных исследований в области педагогики
и психологии дошкольного детства// Общественное дошкольное воспитание на современном
этапе /Под ред. М.И. Журавлевой. -М.: Просвещение, 1981.
4. Калдыбаева Т.Ж. Дошкольное образование: теория, методика и практика.
-Семипалатинск, 1991.
5. Крулехт М., Логинова В.И. Ученый педагог//Дошкольное воспитание. -1992. -№9-10.
6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. -М.: Прометей, 1995. -С.140-154; 272-276.
7. Основы дошкольной педагогики. Под ред. А.В. Запорожца, Т.А. Макаровой.-М.:
Педагогика, 1980. -С.5-40.
8. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. -М.: Науч. изд-во «Большая
Российская энциклопедия». 1993. -с.289-291.
9. Поддъяков Н.Н. Современные психолого-педагогические проблемы дошкольного
воспитания// Повышение эффективности воспитательно-образовательной работы в дошкольных
учреждениях: Сб. науч. трудов. -М., 1988. -С.6-14.
10. Поддъяков Н.Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства// Дошкольное
воспитание. -1987. №11. -С. 50-56.
11. Ткачев С. Гуманизация педагогики// Дошкольное воспитание. -1996. -№3. -С.8-12.
12. Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного
семинара. /Под ред. Л.А. Парамоновой. Сост. ТА. Румер, Л.И. Эльконинова. -М., 1994. -С. 10-12; 23.