ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РМО НА ТЕМУ: РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ ЗАДАЧ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Раздел Дошкольное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Грибы»

Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.

Тема: «Транспорт»

Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.

Тема: «Дома», «Свойства материалов»

Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.

Тема: «Фрукты»

Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?

Тема: «Свойства материалов»

В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.

Тема: «Язык мимики и жестов»

Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.

Тема: «Погодные условия»

Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.

Тема: «Свойства металлов»

Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.

Тема: «Стороны света»

Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.

Тема: «Объём»

Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.

Тема: «Погодные условия»

Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая - траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят)?

Тема: «Измерение длины»

Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…

Тема: «Выше, ниже»

Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.

Тема: «Лекарственные растения»

Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.

Тема: «Почва»

Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.

Тема: «Свойства дерева»

Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал - думал Буратино как же ему через речку перебраться.

Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?

Тема: «Часы»

Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.

Тема: «Свойства воздуха»

Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.

Тема: «Увеличительные приборы»

Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.

Тема: «Средства связи»

У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.





МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ

Вторым блоком игровой деятельности, направленной на формирование у детей компетентности в общении, способности находить адекватные способы разрешения конфликтов, выступает моделирование проблемных ситуаций. Игра может стать вспомогательным средством в развитии у ребенка умения разрешать проблемные ситуации. Это в первую очередь касается специально разработанных игровых моделей и специально подобранных как игровых ситуаций, так и реальных, имевших место в группе. Метод применяется при работе с группой, подгруппой, парой и индивидуально с ребенком.

При составлении содержания игровых ситуаций необходимо придерживаться определенных условий.

•Игровые модели должны строиться в соответствии с интересами и возможностями детей, учитывать их социальный опыт, возрастные особенности.

•Выстраивать надо лишь те ситуации, которые отвечают проблемам всей группы.

•Игровые проекты должны включать моменты импровизации, альтернативные варианты разрешения проблем, возможность изменения составляющих в связи с неожиданным изменением условий. Реализация любого игрового проекта требует специальной подготовки, в которой можно выделить 3 этапа.

1. Подготовительный этап

Цель: привлечение интереса детей, формирование умения действовать от другого лица, передавать ролевую интонацию, развивать умение вести диалог.

Включает сообщение темы, рассказ педагога о конкретном событии (ситуации, игре), в ходе которого даются характеристики героев, выбираются игрушки, предметы-заместители, распределяются роли (дети могут выбрать их сами).

2. Выбор вариантов завершения предложенной ситуации.

Цель: конкретизация ситуаций, поиск средств достижения цели, определение границ допустимого поведения, определение этических ограничений, проведение границ между «можно» и «нельзя».

3. Установление причинно-следственных связей.

Цель: развитие выбранной ситуации, поиск причины, обострившей ее, а также возможности преобразования этой ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное - научить детей анализировать, искать различные варианты решения проблем и уметь применить такие возможности [45].

Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детской группы. С этой целью педагоги разрабатывают картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых они были, по схеме:

•дата, возраст детей;

•место конфликта, его участники;

•суть конфликта;

•итог конфликта;

•выводы воспитателя (педагог может вести «дневник конфликтных ситуаций», имевших место в группе).

Таким образом, у воспитателя будет возможность проанализировать собственную позицию и действия при разрешении конфликтов между детьми. Проблемные ситуации могут использоваться в совместной деятельности и иметь опосредованное воздействие. То есть, какая-либо проблема, имеющая место в данной группе детей, разыгрывается либо с использованием игру таи, либо самими детьми, но от лица игровых персонажей. Как вариант можно просто обсудить ту или иную ситуацию, но обязательно учитывая следующие принципы:

•доступность ситуации для понимания детей, реальность;

•незавершенность.

Решение проблемы - это своего рода творческий процесс, требующий предварительного анализа. Детям предлагается вначале проанализировать ситуацию и раз­решить ее, объяснив свои действия. При том важно не просто сделать выбор действия, а определить социальные позиции героев (старший - младший, мать - ребенок, педагог - ребенок и т. д.), их отношения. Естественно, что на этом этапе ребенок уже должен обладать представлениями об общечеловеческих ценностях, правилах поведения, уметь оценивать то или иное действие, предполагать возможный результат - иметь собственную позицию. Такое умение появляется у ребенка к старшему дошкольному возрасту.

Стимулирующая помощь взрослого является обязательным условием при использовании метода проблемных ситуаций. Основная цель такой помощи - расширить границы представлений ребенка о нравственных качествах, социальных ролях, общепринятой практике человеческих отношений. Ребенок не различает полутонов в общей картине поведения, оценивая поступки людей (и свои) по полярным характеристикам: хорошие - плохие. Также дети часто объединяют оценку поступка с личностной оценкой: плохой поступок - плохой чело­век. Наводящие вопросы взрослого, чередование открытых и закрытых вопросов, совместное обсуждение той или иной ситуации помогают детям встать на место дру­гого человека, понять мотивы его действий, оценить их с нравственной точки зрения и прийти к правильным выводам.

Кроме социально значимых ситуаций детям интересны сюжеты со сказочными героями. Можно анализировать поведение сказочных героев: соответствует ли оно нравственным представлениям, какие положительные качества есть у отрицательного героя (и наоборот), всегда ли персонаж ведет себя одинаково, существуют ли другие возможности достичь желаемого. (Далее будут подробно описаны принципы работы со сказками.)

Проблемная ситуация, профессионально и своевременно заданная детям, позволяет достаточно эффективно решать актуальные групповые проблемы. Ребенок может самостоятельно «узнать себя» в, казалось бы, не имеющем к нему прямого отношения примере.

Каролина имеет возможность приносить в детский сад очень дорогие и красивые игрушки. Конечно, это привлекает внимание детей, чем девочка прекрасно пользуется. Игрушки - всего лишь средство управлять сверстниками, диктовать им свои условия. На этой почве между детьми возникают взаимные обиды и ссоры.

Педагоги группы, которую посещала Каролина, совместно придумали сказку о девочке Инне, в которой, описывалась похожая ситуация (конечно, сказочная). Сказка была незавершенной, и после прочтения детям предлагалось самим предположить ход дальнейших событий, а также придумать разные варианты завершения сказки. Каролина узнала себя в главной героине и, подойдя к воспитательнице, смущенно сказала: «Это не про меня!». На что воспитатель ответила: «Конечно. Это ведь про Инну». Результат не заставил себя ждать - Каролина уже на следующий день совершенно бескорыстно поделилась с ребятами игрушками. Ей вовсе не хотелось, как героине сказки, потерять всех своих друзей.

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок на практике осваивает правила и законы общения. И часто сталкивается с проблемой выбора действия: как лучше и правильнее поступить? Вначале варианты действий предлагает педагог, а ребенок выбирает из них наиболее приемлемые для себя. Впоследствии, имея представления о возможных способах решения проблемы (свой маленький банк жизненных ситуаций, который будет увеличиваться по мере приобретения опыта), ребенок сможет найти для себя оптимальный способ. Приведенная ниже игра учит детей находить компромиссный выход из проблемной ситуации.

«Не поделили игрушку»

Материал: различные игрушки.

Ход игры

Педагог сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Педагог достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Педагог предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много».

Педагог предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.

•отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

•никому не давать игрушку чтобы не было обидно;

•играть всем вместе;

•посчитаться;

•играть с игрушкой по очереди;

•отдать игрушку Кате, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных. У них появляется возможность выбора и необходимость соотнести свое решение с решением других, а подчас и усомниться в правильности своего первого предложения.

«Предложений много, - говорит педагог, - на каком остановимся?»

Дети размышляют, ищут нужное решение, и если они затрудняются в выборе, педагог в ненавязчивой форме подсказывает им выход, делая его наиболее привлекательным [55].

Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно - проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями и с отрицательными. В этом случае на «весы» ставятся «две гири», и ребенок перечисляет и кладет на одной «чаше весов» положительные результаты достижения желаемого, а на второй - отрицательные последствия. Что выберет ребенок? [45].

Дать игрушку (+) Не давать (-)

- Саша будет со мной дружить

- Потом уступит свою игрушку

- Будем играть вместе с ним. -

Саша не будет со мной дружить-

Будет играть с другими детьми.

- Все будут меня дразнить.

Дети понимают, что для сохранения отношений очень важно уметь поделиться тем, что имеешь. Ведь дружба - это взаимный интерес, а также обоюдное проявление доброты, внимания и заботы. Поступая нелицеприятным образом, вряд ли можно рассчитывать на дружеское отношение. С другой стороны, важно понять, почему человек поступает так, а не иначе, что для него имеет первостепенную значимость.

Скажем, «туча»: как ее можно рассеять и развеять? С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход из создавшейся ситуации.

Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др.

Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хо­чет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» следует искать пути договоренности.

В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири» (см. выше). Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: добиваясь одной личной цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести [45].

Приведенные упражнения приносят эффект после предварительной работы педагога.

Обучая детей общению, педагогу необходимо быть готовым к возникновению трудностей, связанных как с возрастными особенностями развития детей, так и обусловленных внешними причинами. Что имеется в виду?

•Для ребенка приоритетным остается мнение родителей, а оно не всегда соответствует позиции педагогов. Ребенок может прямо заявить, что мама (или папа) велели ему вести себя подобным образом.

•Дети могут на словах формулировать свое отношение к ситуации согласно общепринятым человеческим ценностям, однако на практике не поступать должным образом, что может быть обусловлено недостаточным развитием волевой сферы, импульсивностью.

•Стремясь к положительной оценке взрослого, дети способны вести себя социально приемлемым способом, такой же эффект может проявляться и при учебно-дисциплинарной модели взаимодействия с педагогом. Не факт, что в другой ситуации (в отсутствие воспитателя) ребенок будет вести себя подобным образом.

•Привлекательный внешний вид ассоциируется у дошкольников с положительным внутренним содержанием. На вопрос: «Как ты думаешь, красивый человек обязательно добрый?» - большинство детей отвечают утвердительно. Во взаимодействии со сверстником приоритет может отдаваться внешним признакам - привлекательному внешнему виду, обладателю красивых игрушек, хотя на этой же почве возможны конфликты. После обобщения всего вышесказанного становятся

•очевидными условия эффективной работы педагогов по

развитию у детей навыков общения:

•Единый подход к воспитанию в семье и детском саду.

•Личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми.

•Выбор оптимальных средств и методов работы (в зависимости от потребностей детей, педагогических целей и возможностей).

Народные сказки не содержат в себе готового знания, не дают ребенку прямого поучения о том, как стать умным или богатым, а содержат ситуации, которые приходится решать персонажу, а дошкольнику - делать выводы самостоятельно, находить поучение, которое пригодится в жизни. Обучение дошкольников проводится на специально организованных занятиях, на которых воспитатель интегрирует несколько задач: учит детей мыслить, принимать решение, делать выбор, совершать действие. Проблемное обучение с использованием народных сказок включает в себя не только анализ произведения, но и нахождение аналогий с реальной жизнью, поиск решения, как поступить в конкретной жизненной ситуации.

Обучение тогда становится проблемным, когда воспитатель не дает готовых знаний, а предлагает детям самим дать ответ на поставленный вопрос с опорой на имеющийся опыт или проведение экспериментальной деятельности. Проблемное обучение начинается с исследовательского метода, который включает в себя активную познавательную деятельность детей по нахождению и усвоению знания.

Формы изложения проблемного материала:

  1. Проблемный вопрос - это не простой акт воспроизводства знания по памяти, а многоступенчатый процесс мысленного поиска, высказывание догадок, гипотез. В дошкольном учреждении дети на основе сюжета сказки ищут ответ на проблемный вопрос коллективно, обсуждая и анализируя известный материал при направляющей роли воспитателя. Вопросы могут быть следующими: «Почему звери не пустили медведя в теремок?», «Зачем Колобок ушел из дома и покатился по тропинке в лес?», «Баба Яга добрая или злая?».

2) Проблемная задача - это нахождение выхода из спорной ситуации, когда существует противоречие или конфликт в нахождении правильного решения. В каждой сказке есть проблемная ситуация. Дети совместно с воспитателем могут обсуждать, как поступил персонаж, как можно было бы поступить. Проблемное обучение предполагает, что решений может быть несколько, что и дает возможность размышлять, анализировать не только сказочную ситуацию, но и аналогичную из жизненного опыта детей. Иванушка выпил водицу из копытца и превратился в козлика. А что бывает, когда дети или взрослые пьют грязную воду или поднимают грязную пищу с пола, берут ее в рот или угощают друзей? Разговор может быть направлен на сохранение здоровья, на формирование безопасного поведения детей, но важно, чтобы они сами сделали выводы о том, как себя вести в подобных ситуациях.

3) Проблемная ситуация - это решение вопроса при недостатке знаний. В этом случае, чтобы найти правильное решение, нужно провести опыт, эксперимент. Проблемное обучение на этом этапе становится комплексным: для разрешения ситуации может быть поставлен проблемный вопрос или проблемная задача. На вопрос о том, как помочь Ивану унести воду в решете, педагог может предложить провести эксперименты с превращением воды в пар, лед. Дети замораживают воду или рассматривают льдинки на улице, высказывают догадку, что если жидкость превратится в лед, то ее можно переносить в любой емкости.

4) Проблемное занятие - это игровое или учебное упражнение, которое включает в себя несколько форм проблемного изложения материала. Оно может начинаться с проблемного вопроса, дети могут решать задачи, проводить поисковую работу, спорить, разыгрывать инсценировки с предполагаемым выходом из ситуации.

Начинаясь со сказки, проблемное обучение в начальной школе может быть представлено на занятиях по обучению грамоте или по математике, по ознакомлению с окружающим миром. Дети, которые научились находить знания самостоятельно, с удовольствием участвуют в поиске ответов на вопросы, способны и сами ставить такие вопросы перед собой при выполнении домашних заданий.

Проблемное обучение - это способ активизации детского мышления, развития аналитических способностей человека. Научившись находить выход из сложной ситуации на основе сказочной истории, ребенок и в жизни сможет более оптимистично относиться к ситуациям, которые, казалось бы, не имеют решения.

© 2010-2022