- Преподавателю
- Дошкольное образование
- Конспект по познавательному развитию Свойства воздуха и воды (подготовительная группа)
Конспект по познавательному развитию Свойства воздуха и воды (подготовительная группа)
Раздел | Дошкольное образование |
Класс | 13 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Г.А. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
Познакомить со свойствами воды;
Расширять и активизировать словарь детей(исследование, жидкость, растворитель, газообразное состояние).
Систематизировать и углублять представления о значении чистого воздуха и воды как о факторе экологического благополучия.
Развивающие:
Способствовать развитию навыков наблюдения и экспериментирования, творческой исследовательской активности детей.
Способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование:
Глобус, мячик, игрушка капелька и воздушный шар, вещества для растворения в воде: сахар, соль, сок лимона. Прозрачные стаканы, трубочки, шарики из ваты, подвешенные на ниточке, одноразовые мешочки и ложки, камешки большого и маленького(цветные) размера, бруски деревянные; пищевой краситель(разного цвета), салфетки, фартуки - по количеству детей.
Методы и приемы:
Беседа, сюрпризный момент, физкультминутка «Капелька», опыты.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем. (Воздух)
Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.
Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)
Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости - воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают. Давайте расскажем и научим их.
- Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)
- Что изображает глобус? (планету)
- Как называется наша планета? (Земля)
- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)
- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)
- Солнце - это планета? (звезда)
- Кто мне про солнышко загадку скажет?
«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь
И заглядываешь в оконца И зовут тебя все. ..» (Солнце)
- В какое время суток оно нам светит? (днем)
- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли.
(Работа с глобусом.)
- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)
- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?
- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.
Исследователи, ваша задача - получить как можно больше сведений о воде и воздухе. А как можно это сделать?
(Ответы детей).
Правильно, провести эксперименты. Ребята, но прежде чем приступить к опытам, вспомним с вами правила работы:
- внимательно слушать и правильно выполнять задание.
- не мешать друг другу во время опытов.
- нельзя пробовать на вкус и нюхать неизвестные вам вещества.
- аккуратно, не торопясь проводить опыт.
(дети проходят и садятся за рабочие места)
Опыт 1
Воспитатель: Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. А теперь давайте попробуем воду на вкус. Скажите, ребята, вода имеет вкус? Значит делаем
вывод: вода не имеет вкуса.
Опыт 2
Воспитатель: А теперь мы проверим есть ли у воды запах. Понюхаем воду. Что вы, можете сказать, имеет ли вода запах?
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт 3
Воспитатель: Возьмём пустой стакан и попробуем перелить воду в этот стакан. Получилось? Да. Ребята, воду можно переливать. А мы свами знаем, можно переливать только жидкости.
Вывод: вода это жидкость.
Опыт 4
Воспитатель: продолжим эксперименты с водой. Возьмите камешек в стакан с водой,
вы видите свой камешек в воде? Значит, вода какая? ( ответы детей)
вывод: вода прозрачная.
Опыт 5
Воспитатель: А сейчас мы узнаем, может ли вода изменить свой цвет. Возьмём вещество, они у всех разного цвета, насыпаем в воду, перемешиваем. Вещество, которое мы, насыпали в воду, растворилось и окрасило воду.
Вывод: вода - растворитель.
Воспитатель: ребята, я хочу провести еще один эксперимент с водой, но для этого мне нужны помощники (трое ребят). Перед вами три стакана с водой, каждому по одному и для каждому я даю вещество: сахар, соль, лимон. Надо положить в стакан с водой и размешать. А теперь попробуйте и скажите ребятам какой вкус у воды получился?
Ответы детей, проводивших опыт: сладкая, соленная, кислая.
Воспитатель: Мы с вами ребята, провели эксперименты с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? ( ответы детей) А каких еще свойствах воды вы знаете?
Ответы детей:
- вода может превращаться в лед, пар, быть холодной, теплой, горячей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вода помогает человеку?
(ответы детей)
Воспитатель: А вы знаете, где можно встретить воду в природе?
(ответы детей)
Воспитатель: Послушайте ребята, стихотворение о воде.
Вы, слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.
Воспитатель: Ребята, Капельке, очень понравились опыты с водой, она узнала много интересного. А теперь немного передохнем.
Физкультминутка «Капелька»
Капля-раз, капля-два, очень медленно сперва (хлопки на каждое слово)
А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.(бег)
Стали капли поспевать, капля каплю догонять(хлопки на каждое слово)
Кап-кап, кап-кап(свободные движения раками)
Капли с холодом встречаются,
И в снежинки превращаются.
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложиться.
Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы поговорим о воздухе.
Скажите мне, а для чего нам нужен воздух? Мы ребята, исследователи и сейчас мы попробуем обнаружить воздух и почувствовать его.
(дети проходят на свои места)
Опыт1
Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)
Вывод: Чтоб почувствовать воздух, надо привести его в движении.
- А теперь покажем вздушному шару и капельке этот предмет. Что это? (мячик)
- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)
- Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?
- А сейчас мы с вами будем фокусниками.
Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.
Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.
Опыт 2
-воспитатель: Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать
Вывод: воздух не твердое тело.
. Опыт 3
Воспитатель: Возьмем мешочек и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим. А через воздух мы можем разглядеть предметы, друг друга?(Да, через него все видно)
Вывод: воздух невидимый, прозрачный.
Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Продолжим наши исследования.
- Ребята, вы сказали что воздух нам нужен, чтоб дышать. Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.
Опыт 4
Воспитатель: На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.
- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)
- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.
- Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).
Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.
Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.
- Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?
Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.
Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.
Опыт 5
Воспитатель: Ребята, возьмём камешек и опустим в стакан с водой. Что мы увидели? (пузырьки)
- И еще что? (он утонул)
- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)
- А почему он не тонет? (потому что он легкий)
Вывод: Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.
- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в помещении, там где ездит много машин, от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на нашем занятии? Что вы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? Каково его главное назначение?
Ответы детей: воздух бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем.
Воспитатель: А что вы можете рассказать о воде?
- вода прозрачная.
- вода это жидкость.
Воспитатель: Что можно делать с водой? (наливать, переливать)
- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)
- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)
- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)
- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)
Воспитатель: Ребята, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)
- А если положить сахар? Какая будет вода? (сладкая)
- А если соль? (соленая)
- Лимон? (кислая)
Воспитатель: а мы сможем без воды прожить?(нет, без воды нам не прожить)
Капелька и воздушный шар очень много про себя узнали. Они вам очень благодарны.
Воспитатель подводит итог занятия.