Конспект по познавательному развитию Свойства воздуха и воды (подготовительная группа)

Раздел Дошкольное образование
Класс 13 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;

Познакомить со свойствами воды;

Расширять и активизировать словарь детей(исследование, жидкость, растворитель, газообразное состояние).

Систематизировать и углублять представления о значении чистого воздуха и воды как о факторе экологического благополучия.

Развивающие:

Способствовать развитию навыков наблюдения и экспериментирования, творческой исследовательской активности детей.

Способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы и оборудование:

Глобус, мячик, игрушка капелька и воздушный шар, вещества для растворения в воде: сахар, соль, сок лимона. Прозрачные стаканы, трубочки, шарики из ваты, подвешенные на ниточке, одноразовые мешочки и ложки, камешки большого и маленького(цветные) размера, бруски деревянные; пищевой краситель(разного цвета), салфетки, фартуки - по количеству детей.

Методы и приемы:

Беседа, сюрпризный момент, физкультминутка «Капелька», опыты.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

Воспитатель: Ребята! К нам на занятие пришли гости - воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают. Давайте расскажем и научим их.

- Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)

- Что изображает глобус? (планету)

- Как называется наша планета? (Земля)

- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)

- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

- Солнце - это планета? (звезда)

- Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца И зовут тебя все. ..» (Солнце)

- В какое время суток оно нам светит? (днем)

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли.

(Работа с глобусом.)

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Исследователи, ваша задача - получить как можно больше сведений о воде и воздухе. А как можно это сделать?

(Ответы детей).

Правильно, провести эксперименты. Ребята, но прежде чем приступить к опытам, вспомним с вами правила работы:

- внимательно слушать и правильно выполнять задание.

- не мешать друг другу во время опытов.

- нельзя пробовать на вкус и нюхать неизвестные вам вещества.

- аккуратно, не торопясь проводить опыт.

(дети проходят и садятся за рабочие места)

Опыт 1

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. А теперь давайте попробуем воду на вкус. Скажите, ребята, вода имеет вкус? Значит делаем

вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт 2

Воспитатель: А теперь мы проверим есть ли у воды запах. Понюхаем воду. Что вы, можете сказать, имеет ли вода запах?

Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт 3

Воспитатель: Возьмём пустой стакан и попробуем перелить воду в этот стакан. Получилось? Да. Ребята, воду можно переливать. А мы свами знаем, можно переливать только жидкости.

Вывод: вода это жидкость.

Опыт 4

Воспитатель: продолжим эксперименты с водой. Возьмите камешек в стакан с водой,

вы видите свой камешек в воде? Значит, вода какая? ( ответы детей)

вывод: вода прозрачная.

Опыт 5

Воспитатель: А сейчас мы узнаем, может ли вода изменить свой цвет. Возьмём вещество, они у всех разного цвета, насыпаем в воду, перемешиваем. Вещество, которое мы, насыпали в воду, растворилось и окрасило воду.

Вывод: вода - растворитель.

Воспитатель: ребята, я хочу провести еще один эксперимент с водой, но для этого мне нужны помощники (трое ребят). Перед вами три стакана с водой, каждому по одному и для каждому я даю вещество: сахар, соль, лимон. Надо положить в стакан с водой и размешать. А теперь попробуйте и скажите ребятам какой вкус у воды получился?

Ответы детей, проводивших опыт: сладкая, соленная, кислая.

Воспитатель: Мы с вами ребята, провели эксперименты с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? ( ответы детей) А каких еще свойствах воды вы знаете?

Ответы детей:

- вода может превращаться в лед, пар, быть холодной, теплой, горячей.

Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вода помогает человеку?

(ответы детей)

Воспитатель: А вы знаете, где можно встретить воду в природе?

(ответы детей)

Воспитатель: Послушайте ребята, стихотворение о воде.

Вы, слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, Капельке, очень понравились опыты с водой, она узнала много интересного. А теперь немного передохнем.

Физкультминутка «Капелька»

Капля-раз, капля-два, очень медленно сперва (хлопки на каждое слово)

А потом, потом, потом- всё бегом, бегом, бегом.(бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять(хлопки на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап(свободные движения раками)

Капли с холодом встречаются,

И в снежинки превращаются.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

Воспитатель: Ребята, давайте сейчас мы поговорим о воздухе.

Скажите мне, а для чего нам нужен воздух? Мы ребята, исследователи и сейчас мы попробуем обнаружить воздух и почувствовать его.

(дети проходят на свои места)

Опыт1

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

Вывод: Чтоб почувствовать воздух, надо привести его в движении.

- А теперь покажем вздушному шару и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко». Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

Опыт 2

-воспитатель: Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей). Камень-это твердое тело. А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать

Вывод: воздух не твердое тело.

. Опыт 3

Воспитатель: Возьмем мешочек и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим. А через воздух мы можем разглядеть предметы, друг друга?(Да, через него все видно)

Вывод: воздух невидимый, прозрачный.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Продолжим наши исследования.

- Ребята, вы сказали что воздух нам нужен, чтоб дышать. Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

Опыт 4

Воспитатель: На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря). Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

- Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются.

Мы сейчас покажем капельке и воздушному шару, что означает «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку? Сейчас мы это проверим.

- Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?

Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

Опыт 5

Воспитатель: Ребята, возьмём камешек и опустим в стакан с водой. Что мы увидели? (пузырьки)

- И еще что? (он утонул)

- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

- А почему он не тонет? (потому что он легкий)

Вывод: Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в помещении, там где ездит много машин, от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось сегодня на нашем занятии? Что вы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? Каково его главное назначение?

Ответы детей: воздух бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о воде?

- вода прозрачная.

- вода это жидкость.

Воспитатель: Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

Воспитатель: Ребята, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

- А если положить сахар? Какая будет вода? (сладкая)

- А если соль? (соленая)

- Лимон? (кислая)

Воспитатель: а мы сможем без воды прожить?(нет, без воды нам не прожить)

Капелька и воздушный шар очень много про себя узнали. Они вам очень благодарны.

Воспитатель подводит итог занятия.







© 2010-2022